Главная Обратная связь Добавить в закладки Сделать стартовой
CHILD DOC - здоровье, воспитание, развитие ребенка
р
Давно собираюсь записать игры, в которые играет компания девчонок 6-10 лет в нашем дворе (моя дочка, которой 6 лет, самая младшая в этой компании, остальные девочки 7-10 лет). Не все их игры повторяют игры моего детства. 1. "Черная роза" (как выяснилось, в нее играют не только в нашем дворе, но и девочки из совсем других дворов, хотя и из нашего района - в нескольких остановках от нас) Играющие выбирают "домик", некое слово-основу и водящего. Водящий ходит по двору, за ним гуськом ходят все играющие, при этом водящий начинает на базе слова-основы сочинять некий рассказ, где обязательно все черное. К примеру: "в черном-черном городе стоит черный-черный дом и т.д." Когда он скажет "черная роза" (именно так, а не "черные розы" или "черной розы" и т.п.) он кидается ловить остальных игроков, а они должны разбегаться. Кто добежал до домика - спасен. Кого поймали - становится водящим. 2. "Бананы" Все играющие повисают на достаточно крепких и высоких предметах, деталях игровых площадок и т.п. Водящий ходит под ними приговаривая: "Бананы висели-висели-висели... и созрели!" в этот момент "бананы" падают и разбегаются, а водящий их ловит. 3. Бамбашки На дороге расставляются "бамбашки" - любые подходящие предметы, игрок должен проехать на чем-то (самокат, велосипед и т.п.), не задев эти самые бамбашки. И не упав, конечно же :) 4. Салочки-прилипалочки Водящий догоняет остальных игроков. Если игрок дотронулся до какого-то предмета, кроме земли, то его нельзя салить. 5. Выше земли (салки ножки на весу) Нельзя салить игрока, ноги которого не касаются земли. 6. Паучок и муха Играть надо на каких-нибудь сооружениях, по которым можно лазить и которые достаточно большие для игры. Это сооружение считается "паутиной". В середине "паутины" сидин паук-водящий, остальные мухи. Мухи упегают от паука по "паутине", а паук их ловит, пока не осалит. 7. Прятки 8. Семейка (Сам Же) Водящий кидает мячик кому-нибудь и произносит имя (любое слово), игрок ловит мяч, если имя ему понравилось или отбрасывает, если не понравилось. Если водящий произносит слово "семейка" (или "сам же" в игре "сам же") и игрок поймал мяч, то он сам может выбирать имя. Таким образом каждому выбирается имя, отчество, фамилия, муж, работа и т.д. 9. Светофор Эта игра почему-то была не известна мне в детстве, меня ей научили уже мои дети. Но вот мама нашего знакомого мальчика уверяет, что они в детстве в нее играли. Рисуется "дорога" - две черты. Определяются и боковые границы, дальше которых убегать нельзя. Все игроки встают на одной из сторон дороги, водящий спиной к ним в центре дороги. Водящий называет какой-нибудь цвет и быстро поворачивается. У кого этот цвет есть в одежде, показывает его и спокойно проходит, остальные должны перебежать "дорогу", не попавшись водящему. Кого водящий осалил, становится водящим. 10. Зайчик Еще одна игра, в которую почему-то играют только девочки в ожидании танцев из старшей группы в том коллективе, где танцует моя дочка. Те же девочки во дворе в эту игру не играют. Может, потому, что они из разных дворов, т.е. вместе собираются только на танцах. Игроки встают в один ряд перед водящим. Каждый говорит по очереди: "зайчик-зайчик, сколько время, я спешу на день рожденья, а часы мои стоят, ничего не говорят". В ответ водящий говорит сколько каких шагов надо пройти этому человеку (как в игре хале-халло, шаги могут быть разные, от гигантов до лилипутиков). Кто окажется ближе к водящему, тот выиграл. И хотя игра халле-халло гораздо интереснее, почему-то она в полном виде у нас во дворе так и не прижилась (хотя и предлагала пару раз девочкам в нее поиграть - может, именно потому, что предлагала я, т.е. взрослый), а тот же зайчик, хоть и более тупой вариант этой игры, вызывает у моей дочки огромный интерес, она все хочет присоединиться к играющим девочкам. Вероятно, потому, что идея игры идет от детей, а не от взрослого... 11. Вампирчик Эту игру я наблюдала в совсем другом дворе и у мальчиков. Называется "вампирчик". игра аналогична игре "совушка-сова", только вместо совы вампирчик. Днем он спит, а все скачут, а ночью все должны замереть, а он ловит того, кто шолохнется. И универсальное правило для всех игр. Любой игрок может прекратить играть, сказав фразу "шишки-шишки, я на передышке".


Сэр Бом Вдребезги Кружков Григорий - Эмиль Виктор Рью Добро пожаловать, сэр Бом! Вам чай с лимоном? С молоком? Ах! Что это? Разбилась чашка? Но вы не обожглись, бедняжка? Позвольте, я вас промокну Пустяк! Возьмем еще одну, Я сам частенько их роняю. Не огорчайтесь! Выпьем чаю. Как там ваш родственник, сэр Бом? Ну, тот, что пробил стенку лбом, Встает с постели понемногу? Ну, слава богу, слава богу Поосторожней, сэр! Ваш стул!.. Как он ужасно громыхнул! Вы не ушиблись? Просто счастье! Что – снова склеить эти части? Не стоит, стул был старый – он Елизаветинских времен. Там вензель был на верхней планке. Оставьте на полу останки! Забудемте про старину; Давайте подойдем к окну. Тут вся стена плющом увита. Куда вы, сэр?! Окно закрыто!!! Вы не порезались стеклом? Нет? Это – чудо, милый Бом! Я показать хотел вам что-то. Вот эта ваза – терракота Довольна ценная…была. Ну, ничего! Нога цела? Я рад, что вы знаток фарфора. Уже уходите? Так скоро? Почаще к нам! Всегда вас ждем! До встречи, дорогой сэр Бом! Микроб (из Хилэра Беллока) А это чудовище получилось у меня ненароком. Стал я переводить стихотворение Хилэра Беллока про микроба. Начало вышло похоже, серёдка тоже. А концовка, то есть самый хвост, вижу, получается совсем не так. Отбросил я этот хвост, стал думать снова. Придумал второй хвост — опять не то. Придумал третий — но и этот хвост загибался совсем не в ту сторону, что у Беллока. Досадно мне стало. Что ж это, подумал я, хвостами-то бросаться! Пусть всё идет в дело. Взял и присобачил все три хвоста сразу. Тем более что и микроб треххвостый. Пусть и стихотворение будет треххвостым. Не будь он так вертляв и мал, я бы для вас его поймал. И вы бы увидали сами микробью мордочку с усами, узор пятнистый вдоль хребта, шесть быстрых ног и три хвоста Таков, как уверяют строгие профессора по зоологии, микроб, невидимый злодей, враг честных и простых людей. Но без очков и без лорнета непросто различить всё это. Увы, задача нелегка увидеть шустрого зверька. Микроб, к несчастью, слишком мелок, как уверяет мистер Беллок. Известно, в мире вся хвороба проистекает от микроба. Эх, я бы всех микробов сгрёб, взял помощнее микроскоп, да этим самым микроскопом их всех и придавил бы скопом! Грозная Хозяйка «Хозяйка сегодня грозна. Не к добру!» Почувствовал ПЁС И полез в конуру. Подальше, мой милый, Держись от собак!» Сказал себе КОТ И махнул на чердак. «Коты – это скверно, пора уходить!» подумала МЫШЬ и сквозь щелочку – фить! - Ой! Мышка! Спасите меня! Караул! Вскричала ХОЗЯЙКА И влезла на стул. Ррры! Вышел Лев Из-за горы И, подумав, Молвил: Ррры! Подлетели какаду: Что имели вы в виду? Рразорву и ррастерзаю? Рразнесу и рразметаю? Рраспугаю всех подряд? Лев сказал: Я просто РРРАД! РАЗМЫШЛЕНИЯ ВОЛКА, КОТОРЫЙ ВЫШЕЛ ПОГУЛЯТЬ В ХОРОШУЮ ПОГОДУ ДА ЗАОДНО ОВЕЧЕК ПРОВЕДАТЬ, НО ВСТРЕТИЛ ПО ДОРОГЕ СОБАКУ-ОВЧАРКУ И ПЕРЕДУМАЛ Ну её совсем, овчарку, Всё гуляние насмарку! Лимерики (переводы из Эдварда Лира) Жил мальчик вблизи Фермопил, Который так громко вопил, Что глохли все тетки И дохли селедки И сыпалась пыль со стропил. Жил в Афинах один Стариканос, Попугай укусил его за нос. Он воскликнул: «Ах так? Сам ты попка-дурак!» Вот сердитый какой Стариканос! Один старичок из Оттавы Обличал современные нравы. На совет: «Отдохни!» Возражал он: «Ни-ни! Я не все обличил еще нравы!» Жил один старичок на болоте, Убежавший от дяди и тети. Он сидел на бревне И, довольный вполне, Пел частушки лягушкам в болоте. Жил на свете разумный супруг, Запиравший супругу в сундук. На ее возражения Мягко, без раздражения Говорил он: «Пожалте в сундук!» Жил-был старичок из Винчестера, За которым погналися шестеро. Он вскочил на скамью, Перепрыгнул свинью И совсем убежал из Винчестера. Жила за горой старушонка, Что учила плясать лягушонка. Но на все «раз-и-два» Отвечал он: «Ква-ква!» Ох, и злилась же та старушонка! Жил один старичок в Девоншире, Он распахивал окна пошире И кричал: «Господа! Трумбаду, трумбада!» Ободряя людей в Девоншире. Один старикашка с косою Гонялся полдня за осою. Но в четвертом часу Потерял он косу И был крепко укушен осою. Одна старушонка из Лоха Себя развлекала неплохо: Все утро сидела И в дудку дудела На кустике чертополоха. Жил-был старичок у канала, Всю жизнь ожидавший сигнала. Он часто в канал Свой нос окунал, И это его доконало. Жила-была дама приятная, На вид совершенно квадратная. Кто бы с ней ни встречался, От души восхищался: «До чего ж эта дама приятная!» Жил-был старичок между ульями, От пчел отбивался он стульями. Но он не учел Числа этих пчел И пал смертью храбрых меж ульями. Жил мальчик из города Майена, Свалившийся в чайник нечаянно. Он сидел там, сидел И совсем поседел, Этот бывший мальчишка из Майена. Жил–был старичок у причала, Которого жизнь удручала. Ему дали салату И сыграли сонату, И немного ему полегчало. Песнь о Великом Походе Великий Царь Построил Великий Корабль, Великому Полководцу Даёт он приказ: Великое Войско Скорей на борт погрузить, Великое Знамя сво Водрузить на носу. (Но была на том Великом Корабле маленькая-маленькая дырочка.) «Бум-Бум!» — прогремел Отплытья Великий Салют, Великий Парус Над Мачтой Великой взлетел, С Великим Скрипом Великий двинулся Руль Вот так начинался Этот Великий Поход. (Но была на том Великом Корабле маленькая-маленькая дырочка.) Великий Царь Оглядывает горизонт, Великого Полководца К себе зовет, С Великою Важностью В этот Великий Час Великую Тайну Он открывает ему. (Но, конечно, не про дырочку, потому что про дырочку Царь ещё не знает. А говорит он так) «Великий Океан Перед нами лежит, Великие Звёзды Нам освещают путь, Великие Страны Мы завоюем с тобой, Великий Орден Тебе я повешу на грудь. (А знал бы про дырочку, не загадывал бы так далеко. Но он продолжает) Великую Добычу Захватим себе, Слонов и Верблюдов, Золото, Жемчуг и Медь. Великие Владыки Великих Племён С Великою Завистью Будут на нас глядеть». (Но была в том Великом Корабле маленькая-маленькая, просто крошечная дырочка...) И вот наступает над морем Великая Ночь, И всеми овладевает Великий Сон. Великий Царь, Где твой кораблик, ау? Молчит и не может в ответ Аукнуться он. (Ведь была на том Великом Корабле маленькая-маленькая, просто незаметная и тем более опасная дырочка.)


Распорядок дня памятка малышу1. Как с кроватки свесим ногу, сразу скажем: слава Богу! 2. После встанем у кроватки, чтобы выполнить зарядку. 3. Чтоб не бегать к докторам, чисти зубы по утрам. 4. Чтоб не ныл животик твой, руки мой перед едой. 5. Перед тем, как подкрепиться, надо Богу помолиться. 6. Чтобы слабым помогать, надо кашу доедать. 7. Кончил кушать или пить, надо поблагодарить. 8. Перед делом говори: Господи благослови! 9. Чтобы папа не ворчал, сделай, что пообещал. 10. Чтобы Бог прибавил силы, скажем: Господи помилуй! 11. Если хочешь добрым быть, никогда нельзя грубить. 12. Чтобы быть хорошим самым, надо слушать папу с мамой. 13. Никому не будешь нужен, если будешь непослушен. 14. Говорящий «не хочу» - попадает ко врачу. 15. Говорящего «не буду» будут не любить повсюду. 16. Если где-то насорил - за собою убери. 17. За розеткой ток живет, но не лезь - он больно бьёт! 18. Будешь злиться и грубить, перестанут все любить. 19. Чтобы меньше простужаться, надо лучше одеваться. 20. Сделать что-нибудь любя, значит - так, как для себя. 21. Чтобы маме угодить, надо жадность победить. 22. Если будешь уступать, будет ангел помогать. 23. Ангел - это вестник Божий, тот, кто нам в добре поможет. 24. Чтоб всегда спокойным быть, надо правду говорить. 25. Если ты ходил гулять, надо обувь поменять. 26. Если ты пришел с прогулки, надо сразу вымыть руки. 27. Чтобы утром бодрым встать, надо вовремя лечь спать. 28. Чтобы зубки не лечить, ты их вечером почисть. 29. Если что-то злое снится, надо сразу же креститься. 30. Если страшно, то проси; Матерь Божия, спаси! 31. Чтобы страх напасть не мог, скажем: да воскреснет Бог! 32. Перед сном произнесём: Слава Боженьке за всё!


Чиста небесная лазурь... Стихи русских поэтов В душе поэта, как в водах светлого озера, отражается время. Оно разное, поэтому и стихи то дышат светлой грустью, как у Сергея Есенина, то исполнены покоя и мудрости, как у поэта-философа Федора Тютчева... А еще в стихах поэта отражается его душа - ранимая, незащищенная, как у ребенка. Может, потому дети хорошо понимают стихи? В этом сборнике - кладезь мудрости. Оттуда можно черпать всю жизнь - и источник не оскудеет. В сборнике много стихов из школьной программы: дети легко найдут рекомендованные для чтения произведения. Пояснения в книге помогут больше узнать о времени, в котором творили великие русские поэты, объяснят непонятные или устаревшие слова. Стихи поэтов, не известных широкой публике, расширят представления читателей о русской поэзии. Роскошно иллюстрированная картинами русских художников, книга включила в себя подборку лучших стихотворений наших поэтов-классиков о природе, родном крае, временах года, и конечно о любви. Большинство поэтов хорошо известны каждому русскому человеку, но есть и те, с чьим творчеством нас не знакомили в школе. Например, мало кто знает, что великий князь Константин Константинович Романов, внук, племянник и двоюродный брат трех российских императоров, был талантливым поэтом и глубоко верующим человеком, выразившим в стихах красоту своей души. Издание будет полезно школьникам при подготовке домашних заданий по литературному чтению. Но и родителям дошколят стоит обратить на него внимание. Увы, мы слишком поздно начинаем знакомить своих детей с поэзией, а ведь каким прекрасным будет тихий вечер, проведенный с ребенком за чтением стихов Жуковского, Пушкина, Тютчева, Лермонтова, А. К. Толстого, Фета, Некрасова, Майкова, Никитина, Плещеева, Сурикова, Бунина, Блока, Саши Черного, Сергея Есенина... Стихотворения каждого автора предваряют краткие сведения о его жизни и творчестве. Такую книгу нужно иметь в каждом доме! Купить книгу на READ.ru | Чиста небесная лазурь... Стихи русских поэтов Купить книгу на OZON.ru | Чиста небесная лазурь... Стихи русских поэтов


Распорядок денька памятка малышу1. Как с кровати свесим ногу,

сходу скажем: слава Богу!

2. После встанем у кровати,

чтоб выполнить зарядку.

3. Чтобы не бегать к медикам,

чисти зубы по утрам.

4. Чтобы не ныл живот твой,

руки мой до еды.

5. Перед тем, как подкрепиться,

нужно Богу помолиться.

6. Чтоб слабеньким помогать,

нужно кашу доедать.

7. Кончил есть либо пить,

нужно поблагодарить.

8. Перед делом гласи:

Господи благослови!

9. Чтоб папа не ворчал,

сделай, что пообещал.

10. Чтоб Бог прибавил силы,

скажем: Господи помилуй!

11. Если хочешь хорошим быть,

никогда нельзя грубиянить.

12. Чтоб быть неплохим самым,

нужно слушать папу с матерью.

13. Никому не будешь нужен,

если будешь непослушен.

14. Говорящий «не хочу» -

попадает ко доктору.

15. Говорящего «не буду»

будут не обожать всюду.

16. Если кое-где насорил -

за собою убери.

17. За розеткой ток живет,

но не лезь - он больно бьёт!

18. Будешь злиться и грубиянить,

закончат все обожать.

19. Чтоб меньше простужаться,

нужно лучше одеваться.

20. Сделать чего-нибудть любя,

означает - так, как себе.

21. Чтоб маме угодить,

нужно алчность одолеть.

22. Если будешь уступать,

будет ангел помогать.

23. Ангел - это вестник Божий,

тот, кто нам в добре поможет.

24. Чтобы всегда размеренным быть,

нужно правду гласить.

25. Если ты прогуливался гулять,

нужно обувь поменять.

26. Если ты пришел с прогулки,

нужно сходу вымыть руки.

27. Чтоб днем бодреньким встать,

нужно впору лечь спать.

28. Чтоб зубки не вылечивать,

ты их вечерком почисть.

29. Если что-то злое снится,

нужно сразу креститься.

30. Если жутко, то требуй;

Матерь Божия, спаси!

31. Чтоб ужас поруха не мог,

скажем: да воскреснет Бог!

32. Перед сном произнесём:

Слава Боженьке за всё!



Стихи про календарьЯНВАРЬ

Выбелил январь

Страничку,

Вывел чётко

Единицу.

Ни на час

Не запоздал -

Это

НОВЫЙ ГОД

Настал!

ФЕВРАЛЬ

В феврале, в феврале

Вьюга мчится на метле,

Заметает все пути,

Чтоб марту не пройти,

Не пройти - не прийти

И весну не привести!..

МАРТ

Всю зимнюю пору

Белоснежный снег

Белел,

А в марте взял

И почернел.

Почернел с досады,

Что люди

Солнцу рады!

АПРЕЛЬ

В лесу

Апрельская уборка:

Метёлки

Верба мастерит,

Подснежник 1-ый,

Как пятёрка,

Немножко робко стоит.

И облака уже,

Как груда,

А это означает:

Скоро ожидай -

Стукнет 1-ый гром, как волшебство, -

Откроет летние дождики!

МАЙ

Зайцы после зимней стужи

Вербе хвостики дали,

Белоснежный хвостик им не нужен -

Зайцы серенькими стали!

В мае мир глядится новым:

Небо в цвете васильковом,

Переполнились пруды,

Заневестелись сады,

Всё цветёт … и нет ответа:

Где весна, а где здесь лето?!

ИЮНЬ

Стали вылетки смелей,

Стало тише и светлей.

Денек растёт, растёт, растёт -

Скоро к ночи поворот.

А пока заросшей тропкой,

Клубничной, неторопкий

По земле июнь идёт!

ИЮЛЬ

Июль, июль - маковка лета

Паденья яблок сладкий звук,

И денек робкий с рассвета,

Грохочет после полдня вдруг.

Пошёл грибами лес хвалиться,

Осины лист примерил медь,

И в поле выцветшего ситца

Уже тропу не рассмотреть.

АВГУСТ

Август кланяется в ноги,

Август просит о подмоге:

Соберите сбор!

Сад и поле - через край!

Спаса нет! За спасом Выручил!

Сбор поспел, как раз!

СЕНТЯБРЬ

Лето кончилось привольное,

Наступает время школьное,

И по правде говоря,

Он возлюбленный и хотимый,

Долгожданый, давно ожидаемый

Гулкий праздничек сентября!

ОКТЯБРЬ

Листья опали,

Птицы пропали,

Всё, что цвело

Спряталось в опале.

Заняты норы,

Застыли споры,

Заиндевели днем заборы...

Что все-таки так сладко в этой поре,

В сердечко сжимающем нам октябре?!

НОЯБРЬ

Чёрный лес

Неотразимый

Прорисован до корней,

За ноябрьским предзимьем

Снега ждёт душа скорей.

За угрюмыми ночами

Белоснежных плясок хоровод,

За терпенье и печали

Давно ожидаемый Новый год!

ДЕКАБРЬ

У декабря много хлопот -

Как всё успеть - не знает!

Он провожает старенькый год

И Новый Год встречает!

Он должен ёлку нарядить!

Последний денек сейчас,

Чтобы всех в мире пригласить

На праздничек новогодний!



Стихи на детский денек рожденияДенек Рождения

Лена Благина

Гости прыгали и пели,

После сели все в кружок -

Пили чай, конфеты ели

И хвалили пирожок.

Был неплох пирог капустный,

Но куда вкусней другой:

Очень сдобный, очень смачный,

С ярко-жёлтой курагой.

А позже игрались в прятки.

В куколки, салки и лошади.

А позже все вдруг ушли,

И мы с братишкой спать легли.

Денек Рожденья

Татьяна Бокова

Ожиданье... нетерпенье...

Скоро. Скоро Денек Рожденья!

Скоро. Скоро угощенья,

Поздравленья и пирог.

А пока... Изготовления.

Ожиданье. Нетерпенье.

Так как Денек Рожденья

Раз в году и исключительно в срок.

Подарок

Татьяна Бокова

О нём грезят от всего сердца,

Кто вслух, кто тихо, неуверенно...

Пусть он окажется огромным!

В громаднейшей коробке!

В пакете будет?

Ни-че-го!

В бумаге тоже, вобщем...

Пусть днем принесут его.

Но можно даже ночкой...

Его не выпущу из рук,

Демонстрируя людям.

Он всем понравится вокруг,

Но только моим он будет!

И мне окажется как раз,

По возрасту и впору.

А столько будет посреди нас

Об этом дискуссий!

Ах! Как бывает отлично

Вдруг получить ПОДАРОК!

Мечты... Мечты... А денек прошёл

Снова впустую. Даром.

Денек рождения

Петрова

Почему и отчего

К нам пришло веселье?

Ведь еще не Новый год

И не новоселье.

Но не напрасно нам на данный момент

Забавно с друзьями.

Что у нас? Что у нас?

Отгадайте сами.

Почему и отчего

Мы довольны очень

И сейчас без конца

Забавно хохочем?

И не напрасно нам на данный момент

Забавно с друзьями.

Что у нас? Что у нас?

Отгадайте сами.

Почему и отчего

Лампы светят ярко

И кому-то в сей день

Дарим мы подарки?

И не напрасно в этот час

Пироги с вареньем.

А у нас, а у нас

Женин денек рожденья.

Денек рождения

А. Крестинский

Дело было в декабре,

Встала мать на заре,

Замесила тесто,

Тесту стало тесновато,

Тесто толстое пыхтит,

Дразнит Муркин аппетит

Потерпите, дайте срок,

Будет торжественный пирог,

Будет сдобное печенье

И ватрушка с творогом

У Танюшки — денек рожденья,

Ожидают гостей сейчас в дом.

Денек рождения

Ю. Погорельский

На денек рожденья бабyшка

Прислала 100 рyблей.

"Нет слов для благодарности!" -

Так написал я ей.

Промчался год быстро,

И вот он — мой февраль

На денек рожденья бабyшка

Прислала мне словарь.

Каравай

Как на Петино рожденье

Выпекли мы каравай,

Вот таковой вышины,

Вот таковой низины,

Вот таковой ужины,

Вот таковой ширины.

Каравай, каравай,

Кого любишь, выбирай!

Ответ:

Я люблю, естественно, всех,

Ну а (...имя...) больше всех!

Мир

Сергей Михалков

Женя празднует рожденье -

Юбиляру восемь лет!

Подарили гости Супруге:

Пушку, танк и пистолет.

И, совершенно как реальный,

Как бывает у боец -

Темный, новый, блестящий,

С круглым диском автомат.

Гости ели ватрушки,

Женя в комнате играл -

Он военные игрушки

По частицам разбирал.

Что все-таки ты наделал, Женя!

Все сломал! Какой ужас!

У меня разоруженье! -

Звучно кликнул юбиляр.

Стихи про подарки ко деньку рожденияПодарки

Виктор Лунин

Мне туфельки мать вчера подарила,

Конфеты мне папа принёс.

Сестра подарила мне щётку и мыло,

А брат - заводной паровоз.

Ещё подарили мне чашечку, и ложку,

И кубики, возводить дома.

Но рыжеватую кошку, красивую кошку

Отыскала во дворе я сама!

Подарок

Г. Ладонщиков

Мне сейчас наш сосед

Подарил велик,

Так как мне сейчас

Исполняется 5 лет.

Я подарок стремительно взял,

А спасибо не произнес,

Сходу сел -

Мелькнули спицы.

Полетел

Резвее птицы.

Побежал

За мной Барбос,

Не догнал

Моих колес

Жму педали,

Что есть силы.

Двор и сад изъездил я.

А когда домой приеду,

От всего сердца скажу другу:

Огромное спасибо!

Подарок

Инна Кашежева

Через один день мой денек рожденья,

У меня есть предложенье -

Твержу дяде Коле,

Прошу дядю Рому,

Подружек по школе,

По классу второму,

Прошу тетю Риту,

Позвав ее в угол:

Вы мне не даруйте, пожалуйста, кукол.

Подарите мне тигренка полосатого

Ошеломленного, смышленного, усатого.

В школу нас бы провожал он

И с работы бы встречал он -

Встречал дядю Колю,

Встречал дядю Рому,

Подружек по школе,

По классу второму.

Встречать успевал бы и маму, и папу,

И мне подавал бы по-дружески лапу.

Подарили мне тигренка полосатого

Ошеломленного, смышленного, усатого.

Налила я сливок в блюдце.

Почему же все смеются?

Забавно дяде Коле,

Забавно дяде Роме,

Подружкам по школе

И всем в нашем доме.

Смеется в парадном

Дошкольный ребенок:

Вот это подарок!

Обыденный котенок!

Подарите мне тигренка полосатого!

Считалка

Раз, два, три, четыре, 5!

Кого будем поздравлять?

Чьи исполнятся мечты?

Для кого пылают цветочки?

Кто сейчас будет горд?

Будет есть большущий тортик?

Свечки будет задувать?

И подарки открывать?

Для кого же этот стих?

И в очах веселье - чьих?

Кто сейчас впереди?

Именинник, выходи!



музыка Жерар Буржоа, Темистокле Попка

слова Юрия Энтина

Вступительная песня из к/ф "Мать"

Хороша деревня наша,

Каждый куст мне знаком.

Уважают тетю Машу,

Приглашают в каждый дом.

Как приветливы соседи -

Белка, Ласточка, Овца,

А у Зайчихи и Медведя

Тоже добрые сердца.

- Все для детей, все для дома,

Вот с плетенками снова.

- Я с Козой издавна знакома -

Что ж такового? Мама как мама.

- Всем посодействовать она готова,

Вся в заботах без конца!

- Боязлива, право слово!

- Помолчала бы, Овца!

- Как живешь? Где была?

- Зрелых ягод набрала,

А сейчас тороплюсь -

За детей я боюсь!

- Погодите, тетя Маша,

Вам орешков наберу!

- Нет, я спешу, я спешу!

Волк явился не к добру!

Появился дядя сероватый -

Его мысли нечисты.

- Волку сегодня нету веры!

- Ой, шевелятся кустики!

- Поскорей, поскорей

Спрячу я собственных малышей!

- Я не вру, я не вру,

Волк явился не к добру.

- Необычное дело!

Целый денек в трудах она,

Но никак не постарела -

Поглядите, как стройна!

- Как здоровье, тетя Маша?

- Ничего, как обычно!

- Знаешь ты ее детей?

- Крикуны - вот неудача!

Хороша деревня наша,

Каждый куст мне знаком.

Уважают тетю Машу,

Приглашают в каждый дом.

- Мы про нашу героиню

Новый начали рассказ,

В старенькой притче и в помине

Нет того, что есть у нас!

На качелях

Мать в лес ушла,

Остались одни мы дома.

Жизнь так хороша!

Будем мы петь и танцевать,

И на крыше летать!

Выше, выше, выше!

- Выше всех взлечу -

И долечу до неба!

- Всем сказать желаю -

Мать возвратится на данный момент!

- Не беспокойся за нас!

- Жутко, жутко, жутко!

- Приглашаем вас!

- Мне почему-либо жутко!

- Жутко впервой!

- Я проехаться рискну,

Будь что будет! - Ну-ну!

Как отлично кругом!

Как неплохи качели!

Завтра вновь придем!

- Нас принимайте в игру,

Просим вам по добру!

- Ну-ка, стремительно прочь отсюда!

- Мы пришли сюда,

Мы вас играть научим!

- Там, где Волк - неудача!

Прочь, а не то изобьем!

- Ни за что не уйдем!

Песня троих

Поглядите, поглядите -

Вот шагает наш спасатель!

Он козлятам и маме

Отомстит за слезы наши!

Было так во все эры -

С дядей Волком шуточки плохи!

У него грозный взор -

Наказанье ожидает козлят!

Ау-ауа, приближается гроза,

Ау-ауа, ох, наплачется Коза!

Песня Волка

Насочиняли сказок детям -

Придумать их - пустяк! -

По свету напустили сплетен

"Волки - бяки!"

Что ни случится - мы в ответе,

Волк почему-либо - неприятель!

Разве похожи мы на бяк?

Сероватый волк невинен как дитя,

Сероватый волк зря оклеветан кем-то!

Если когда-то из овина

Ночкой овца сбежит,

Все молвят, что в том виноваты

Волки-бяки!

Несправедливая картина

Мой искажает вид,

Кто же произнес, что Волк - бандит?

Сероватый волк невинен как дитя,

Сероватый волк зря оклеветан кем-то!

Только садиться нам на шейку

Мы не позволим - нет!

И постоять за себя смогут

Волки-бяки!

То, что нигде нет нас умнее -

Думаю, не тайна;

Инсинуаторам скажу в ответ:

Сероватый волк невинен как дитя,

Сероватый волк зря оклеветан кем-то!

Песня Козы и Волка

- Я живу со всеми в мире,

Не терплю ненадобных ссор,

Ведь с соседями браниться -

На себя навлечь позор!

Я не знаю, почему ты

Невзлюбил моих козлят?

Если ты их пальцем тронешь -

Будешь после сам не рад!

У меня нет клыков,

Как у тигров и волков,

Но зато для неприятеля

Есть копыта и рога!

- Я подчиняться мне заставлю,

Слово мое - закон!

Ты поплотней запирай свои ставни,

Тетя Маша!

- Ну, я на место тебя поставлю -

Ишь ты, угрожает он!

Прямо скажу - убирайся вон!

"Сероватый волк невинен как дитя",

Сероватый волк - ты суслик, суслик, суслик!

Волк и трое

Ну, племянник, садись!

Сядь ближе, Осленок!

Слушай, умница Рысь -

План обдуманно тонок!

Ты заходишь сюда,

Ты садишься в засаде,

Не оставим следа

С боковой стороны, впереди, сзади!

- Превосходный план!

Чтобы шумели не очень -

Попадутся в капкан,

Здесь козлятам и крышка!

- Будет как я произнес!

- Приходилось бродить

Нам троим втихомолку,

Но связала нас нить

Навечно с Сероватым Волком.

1-ый сделали шаг -

Мы свое наверстаем!

Больше нету бродяг,

Мы - волчиная свора!

Будут страшиться нас,

Будут страшиться нас!

- Если ласточку вижу -

Подхожу к ней ближе.

Я - Осленок-поэт,

От любви просто таю

И за ласточкой вослед

В облака улетаю,

В облака улетаю.

Ласточка, где же ты?

- Имейте в виду,

Юноша я очень ловкий

Добываю пищу

Я в хоть какой обстановке.

- Быть схожим желаю

Я на сероватого дядю,

Всех козлят проучу -

Их бодаться отвадим!

Все страшатся волков -

Мы смогли убедиться,

Пара острых клыков

Мне еще понадобится -

Будут страшиться нас!

Колыбельная Козы

Денек нелегким был -

И вот приходит ночь,

Чтобы ему посодействовать

Набраться новых сил.

Ветерок дневной,

Свернувшийся в клубок,

Отдохнуть прилег -

Мир полон тишью.

Завтра денек придет -

И солнечным лучом,

Как золотым ключом,

Дверь утра отопрет.

А пока засни,

Засни скорей, малыш,

Ты ночную тишина

Из дома не гони.

Лунный свет мелькает

Желтоватым ночником,

Песня стихает,

Дрема заходит в дом.

Ветерок дневной,

Свернувшийся в клубок,

Отдохнуть прилег -

Мир полон тишью.

Баю-бай, размеренной ночи,

Баю-бай, размеренной ночи.

1-ая песня попугая

Попа - не дурачина!

Веруйте, это так!

Юноша хоть куда,

Попа - сверхзвезда!

Моя голова - ей-ей -

Полна золотых мыслях

Таковой головы - как досадно бы это не звучало! -

Нигде не отыщешь

Я шар сразил земной,

Зеваки бегут за мной,

А я на виду иду,

Умен и пригож.

Ожидает ярмарка гостей,

Там много новостей,

Продуктов там не счесть,

Торопись, коль средства есть!

Открою я вам секрет,

Как быть юным 100 лет -

Утром от всего сердца пляши

И пой соловьем!

Серьезно никогда не злись,

Вокруг принципиальных птиц вертись,

И нужно всегда - да-да! -

Все делать с разумом!

Примером для всех служу,

Всегда за собой смотрю

И все молвят:

"Наряд прекрасен у него!"

Хоть какой наповал сражен,

Лицезрев, как я сложён,

Я очень люблю,

Хвалю самого себя.

Ожидает ярмарка гостей,

Там много новостей,

Продуктов там не счесть,

Торопись, коль средства есть!

Песня возвращения

Дин-дон, я ваша мать,

Я ваша мать, вот мой дом.

Дин-дон, маму встречайте,

Маму встречайте впятером.

Тра-ла-ла-ла-ла, была я на ярмарке,

Тра-ла-ла-ла-ла, стою у дверей.

Тра-ла-ла-ла-ла, возвратилась с подарками,

Дверь откройте, дверь откройте скорей!

Дин-дон, я ваша мать,

Я ваша мать, вот мой дом.

Волк под окном

Бом-бом, я ваша мамочка,

Я ваша мамочка, вот мой дом.

Бом-бом, тра-ла, встречайте вы,

Тра-ла, встречайте вы впятером

Трум-бурум-бурум,

Возвратилась я с ярмарки,

Трум-бурум-бурум,

Томлюсь у дверей

Тра-ла-ла, с большенными подарками,

Дверь откройте, дверь откройте быстрей!

Дин-дон, глас мой звонок как струна

Ответ козлят

Нет, не мать ты!

Песню поешь фальшиво!

Загляни в окно,

Маму сумею выяснить -

Всех красивей она!

- Мы одни снова,

Скучновато, страшно скучновато,

Нам нельзя гулять,

Нужно посиживать под замком,

Стал невесел наш дом.

- Скучновато? Ну так что ж?

Дома посиживать надежней,

Выйдешь - пропадешь,

Сероватый Волк - цап-царап,

Нет страшней его лап!

Жутко, жутко, жутко!

- Я гулять желаю!

Ваш волк мне совершенно не страшен!

Встречу - проучу!

Мне ли страшиться волков?!

- Братец, ты бестолков!

На ярмарке

Ах, ярмарка, свела меня с разума,

Мне нравится такая кутерьма!

У всех светятся счастьем лица,

Все мерцает и кружится,

Как будто притча к нам пришла сама!

Ах, ярмарка, как песня хороша!

Глядим мы как на волшебство, не дыша,

Звучат гармони и гитары,

Тут помолодеет старенькый,

Ноги танцуют и поет душа.

Посмотришь - пропадешь!

Хоть какой продукт неплох!

И здесь, и здесь, и здесь

Тебя сюрпризы ожидают!

Ах, ярмарка, радостная игра,

Пришла ко всем счастливая пора!

Как жалко, что нам нельзя беззаботно

Развлекаться нескончаемо,

Развлекаться с ночи до утра!

Ах, ярмарка, свела меня с разума,

Мне нравится такая кутерьма!

У всех светятся счастьем лица,

Все мерцает и кружится,

Как будто притча к нам пришла сама!

Посмотришь - пропадешь!

Хоть какой продукт неплох!

И здесь, и здесь, и здесь

Тебя сюрпризы ожидают!

Песня ласточек

Не жутки нам расстоянья,

И дождики, и холода,

Каждый год весною ранешней

Прилетаем мы сюда.

Песня ласточки недаром

Как и до этого, молода,

Мы друзьям надежным, старенькым

Не изменим никогда.

Песня троих

Вот и 1-ый сюрприз -

Истинное волшебство!

Ну, сейчас берегись,

Не уйдешь ты отсюда!

Волку мы принесем

На обед угощенье,

Был ты просто козлом -

Стал козлом отпущенья.

Посмотришь - пропадешь!

Хоть какой продукт неплох!

И здесь, и здесь, и здесь

Тебя сюрпризы ожидают!

Песня Медведя и Медведицы

Ото всяких от заболеваний

Нету ничего полезней,

Чем пчелиный сладкий мед -

Всем он силу присваивает.

Выпьешь на ночь чай с малиной -

И не страшен грипп с ангиной.

Слушай, что произнес Медведь -

И не будешь ты болеть!

Я сама читала в книжке -

Много полезности в землянике,

Землянику нужно есть,

Витаминов в ней не счесть.

Песня Волка и Козы

- На ярмарке гостей

Ожидает много новостей,

Продуктов здесь не счесть,

Хватай, коль средства есть!

- Убери, убери

Лапы грязные свои!

Вот наглец, вот наглец!

Так и рвется на скандал!

- Посмотришь - пропадешь!

Хоть какой продукт неплох!

И здесь, и здесь, и здесь

Тебя сюрпризы ожидают!

- Не хозяйничай тут,

Лучше на рожон не лезь!

Поумерь свою прыть,

Коль не хочешь битым быть!

Ответ козлят Волку

Это опять он!

Я сходу его выяснила.

Убирайся вон!

Я за тобой смотрю,

Все про тебя скажу - вон!

Вон, вон, прочь уходи отсюда!

Песня попугая

Дамы и господа!

Всех прошу сюда!

Я - величавый колдун,

Веруйте, это так!

Зовут меня "суперстар",

Имею особенный дар -

У вас на бегу могу

Я мысли прочитать.

Довольно кинуть взор -

И вас с головы до пят

Уже исследовал полностью,

Торопитесь ко мне!

Я - большой артист,

Узкий пародист,

Известным стал

Там, где побывал.

Имею я острый глаз

И выставлю напоказ

И труса, и дурачины,

Лгуна и ханжу.

И станет дурачина умней,

Пугливый - немножко смелей,

Когда недочеты их

При всех покажу.

Общий хор

Ах, ярмарка, свела меня с разума,

Мне нравится такая кутерьма!

У всех светятся счастьем лица,

Все мерцает и кружится,

Как будто притча к нам пришла сама!

Посмотришь - пропадешь!

Хоть какой продукт неплох!

И здесь, и здесь, и здесь

Тебя сюрпризы ожидают!

Ах, ярмарка, радостная игра,

Пришла ко всем счастливая пора!

Как жалко, что нам нельзя беззаботно

Развлекаться нескончаемо,

Развлекаться с ночи до утра!

Козленок и трое

- Я гибну - как грустно,

Моя песенка спета!

Спасения нету!

Мне постыдно, очень постыдно,

Ах, для чего я маму не слушал!

- Так как козел -

Не слушался маму!

Йо-хо-хо, в капкан попал!

Лучше стой, сейчас ты пропал!

Йо-хо-хо, как лист, дрожи!

Не уйдешь, держи!

Лови его! У-лю-лю!

- Я гибну - как грустно!

- Твоя песенка спета!

- Спасения нету!

Мне постыдно

- И мне постыдно, а что делать?

- Для чего был упорным,

Не слушался маму!

Йо-хо-хо, в капкан попал!

Лучше стой, сейчас ты пропал!

Йо-хо-хо, как лист, дрожи!

Не уйдешь, держи!

Лови его! У-лю-лю!

Песня родителей

Пошла молодежь - ох-ох -

Настолько не мало желают!

Им все отдаешь - ох-ох -

И вот итог!

Не знают они - ах-ах! -

Домашних хлопот.

Я ночи и деньки - ах-ах! -

Тружусь напролет.

Ты сходишь с разума - ах-ах! -

И ночкой и деньком,

Балуешь сама - ах-ах! -

И плачешь позже.

Ах, где мои дочки?

Ах, где мои дочки?

Ах, где мои дочки?

Ах, где мои дочки?

Всегда я детками - да-да -

Довольна была,

Кого ни возьми - да-да -

Послушлива, приятна.

Пошла молодежь - ох-ох -

Настолько не мало желают!

Им все отдаешь - ох-ох -

И вот итог!

Не знают они - ах-ах! -

Домашних хлопот.

Я ночи и деньки - ах-ах! -

Тружусь напролет.

Коза у Волка

Сказки про волка просто мерзки -

Слухам, Коза, не веруй,

Ах, до чего ж твои козлятки

Мне приятны!

Будем играть с тобою в прятки -

Ну-ка, иди за дверь!

Квиты с тобою мы сейчас.

Волк и трое

У козлихи глас ласковый,

Ну, а мой грубей, естественно!

- Чтобы ее освоить пенье,

Нужно Вам иметь терпенье.

Коза в отчаяньи

Почему вражда и злость

До сего времени живут на свете?

Почему не сделать, чтоб

Их не знали наши малыши?

Денек посильнее темной ночи,

Тучи солнце не закрыли,

Почему ж законы волчьи

На земле пока в силе?..

Спор ведут добро и зло,

Свирепый холод и тепло,

К сожаленью, до сего времени

Не окончен этот спор.

Кто же в состояньи

Закончить страданье?..

Песня козлят

Где наш бедный брат?

Мать, наверное, рыдает.

Сбилась мать с ног,

Отыскивает его под дождиком,

Ну, куда он пропал?

Мы утомились ожидать,

Ах, бедная наша мать!

Непослушливый брат -

Это неплохой урок,

Он сейчас будет знать!

Мать, мамины руки

Лаского погладят -

Станет теплей.

Мать, мамино сердечко

Вспыхнет любовью -

Станет светлей.

Знает каждый -

Если случится вдруг,

В дом пришла неожиданно неудача,

Мать, самый наилучший,

Надежный друг,

Будет с вами рядом всегда.

Мать жизнь подарила,

Мир подарила мне и для тебя.

Зимняя песня

Зима, снежинок хоровод,

К зиме - ее приход

Ухмылками встречают.

Зима стучится в каждый дом,

Укрыла речку льдом,

Белым-бело кругом.

Зима, покоем лес объят,

Его колонны дремлют

Под теплым одеялом.

Зима на удовлетворенность всем пришла,

По улицам села

Идет, белым-бела.

2-ая Песня троих

Тетя Маша - тут? Откуда?

Чую - Волку будет худо!

Чую - близится расплата,

Мне чего-то страшновато!

Напрасно мы Волку помогали

И сообщниками стали.

Что все-таки делать? Вот неудача!

Весь люд торопится сюда!

Ау-ауа, приближается гроза!

Ау-ауа, что замыслила Коза?

Песня о маме

Мать - 1-ое слово,

Главное слово в каждой судьбе.

Мать жизнь подарила,

Мир подарила мне и для тебя.

Так бывает - ночкой бессонною

Мать потихоньку всплакнет,

Как там дочка, как там сынок ее -

Только под утро мать заснет.

Мать - 1-ое слово,

Главное слово в каждой судьбе.

Мать землю и небо,

Жизнь подарила мне и для тебя.

Так бывает - если случится вдруг

В доме вашем горе-беда,

Мать - самый наилучший, надежный друг -

Будет с вами рядом всегда.

Мать - 1-ое слово,

Главное слово в каждой судьбе

Мать жизнь подарила,

Мир подарила мне и для тебя.

Так бывает - станешь взрослее ты

И, как птица, ввысь улетишь,

Кем бы ни был, знай, что для матери ты -

Как и до этого, милый малыш.

Мать - 1-ое слово,

Главное слово в каждой судьбе

Мать жизнь подарила,

Мир подарила мне и для тебя.



Безопасность малышей в вебеКибердружинники обеспечат безопасность Веба. В Рф учреждена "Лига неопасного Веба", главной целью которой заявлена защита малышей от вредного контента глобальной сети. Собирать информацию о вредных веб-сайтах Лига хочет при помощи добровольцев. Сотрудничать с организацией уже согласились большие провайдеры, также МВД и ФСБ. Подробности – у корреспондента "Вести ФМ" Екатерины Казанцевой.

Организаций, схожих сделанной не так давно "Лиге неопасного Веба", в Рф и ранее было много. Правда, ни какой-то из них пока не удалось добиться приметных результатов по созданию в Руинтернете перечня неопасных для малышей веб-сайтов. Лига собирается биться с разным запрещённым контентом сходу по нескольким направлениям: при помощи правоохранительных органов, провайдеров и добровольческих помощников, которые будут докладывать в компанию о порталах, которые могут навредить детской психике. Волонтёром (либо как именуют их в Лиге "кибердружинником") может стать хоть какой желающий, кому не всё равно, на какой веб-сайт в Вебе могут натолкнуться малыши, гласит один из учредителей организации Денис Давыдов:

"Хоть какой может написать нам на веб-сайт, и мы создадим всё от нас зависящее, чтоб этот веб-сайт не попал в поле зрения малышей и не нанёс им вреда".

Сотрудничать с Лигой согласились МВД, ФСБ, несколько соц сетей и провайдеров. Последние хотят по сигналу организации закрывать веб-сайты, которые могут быть вредными для малышей. В этом -главная мысль организации: проф общество должно само себя регулировать, гласит министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щёголев:

"Есть жёсткий подход, который подразумевает жесткие ограничения, цензурирование, а есть модель, основанная на самоорганизации. Инициатива по созданию "Лиги неопасного Веба" подразумевает как раз 2-ой путь. Это путь консолидации общества, родителей и всех небезразличных к данной теме, чтоб находить пути, каким образом, не оковём ограничительных мер, а быстрее мер просветительских, добровольческих, привести к тому, чтоб в Вебе появились зоны, неопасные для малышей".

Финансировать Лигу будут личные компании. Средства организация хочет растрачивать на разные материалы, пропагандирующие неопасный Веб, также на разные просветительские акции, в том числе для родителей. Для их организация будет повсевременно обновлять перечень веб-сайтов, посещение которых детками не нужно, чтоб эти ресурсы предки могли включить в перечень запрещённых на домашнем компьютере.



Круг детского чтенияНа наших книжных прилавках, пожалуй, никогда ещё не было такового контраста детской литературы, как на данный момент. Здесь и российская классика, и забугорная, и сказки, и приключения, и фантастика!

Предки, которые серьёзно относятся к воспитанию малышей, естественно, стараются им побольше читать: художественная литература оказывает на душу ребёнка большущее воздействие.

Но далековато не хоть какое воздействие бывает положительным. Книжка может подействовать на человека просветляюще, а может ввергнуть его во мрак, вселить чувство кошмара и безысходности. Если это применимо ко взрослым людям, то уж к детям тем паче. Так что при выборе детских книг не поленитесь еще раз освежить в памяти их содержание. В особенности, если ваш ребёнок застенчивый, впечатлительный, а таких на данный момент довольно много. За последние годы в нашей стране число малышей, страдающих сильными, даже патологическими ужасами, удвоилось. И мир вокруг нас, и современное искусство, и компьютерные игры — всё заряжено злостью, потому логично, что детям в таковой действительности некомфортно и они очень многого страшатся.

Какие выбирать сказки?

Впечатлительным детям не стоит рано читать жуткие сказки типа «Карлика Носа» В. Гауфа либо печальные вроде «Девочки со спичками» или «Русалочки» Х.-К. Андерсена.

Народные сказки, в том числе российские, должны быть литературно обработаны, причём конкретно для малышей, так как в уникальном варианте очень много архаической беспощадности.

Ещё более осторожно следует подходить к легендам и легендам. Их лучше бросить лет до 9–11, а в дошкольном возрасте читать побольше весёлых произведений наших и забугорных классиков детской литературы.

Во-1-х, так как хохот — эффективное лечущее средство от испуга. Люди знали это ещё в глубочайшей древности. У неких племён до сего времени существует обычай заклинать хохотом злых духов, а у колумбийских краснокожих даже принято смеяться во время похорон. (К чему я вас, естественно, не призываю!)

Вы, наверняка, направляли внимание на то, что испуганный ребёнок напряжён, как натянутая струна. Хохот снимает это напряжение, помогает переключить внимание малыша, служит заградительным барьером меж ним и ужасными видами.

Во-2-х, «Чиполлино», «Винни-Пух», «Буратино», «Пеппи — Длиннющий Чулок», также книжки Носова, Успенского, Рыбакова, Маршака, Михалкова и других красивых создателей не только лишь веселят, да и многому учат. В том числе и смелости. Ну, а в «Приключениях жёлтого чемоданчика» С. Прокофьевой тема обретения смелости вообщем ведущая.

На данный момент иногда можно услышать, что до революции малыши слышали сказки как раз в неприглаженном, архаическом варианте. И — ничего, привыкали к «суровой правде жизни». Но создатели тех времён свидетельствуют об оборотном. «Конечно, неуместно читать детям сказки, где есть что-либо пугающее, какие-либо жуткие образы» (выделено мной. — Т.Ш.), — писал больше 100 годов назад, в 1876 г., преподаватель В.Сиповский.

А ведь посреди XIX в. у малышей было неизмеримо меньше ужасных воспоминаний, чем на данный момент. Одни анонсы по телеку, которые сейчас каждый денек глядят взрослые, чего стоят! Большим планом показываются изувеченные трупы, в красках расписывается, где что взорвалось, сгорело, потонуло... По признанию самих телевизионщиков, в новостях приблизительно 70 процентов негативной инфы и только 30 процентов — положительной. Ну и ту они умудряются подавать так, что полезный эффект часто сходит на нет.

А компьютерные игры? А бьющая по нервишкам уличная реклама, которую на проф жаргоне так прямо и именуют «агрессивной», так как она не предлагает, а навязывает потре6ителям продукты, влияя на подсознание? А стршные, садистские заглавия, которыми пестрит сегоднящая пресса? А дискуссии современных малышей, уже напичканных всякими «ужастями»?

На таком, мягко говоря, неблагоприятном фоне литературные «страшилки» будут не полезной прививкой, как задумываются некие некомпитентные люди, а очередной порцией яда. И детская психика, не выдержав перегрузки, может сломаться. У малышей помладше могут появиться фобии, а у подростков — то, что в православии называется «окаменённым нечувствием». Человека, повинного в этом грехе, ничем не проймёшь. Он индифферентен к чужому страданию и чужому горю. Для него даже самые близкие становятся чужими людьми.

Горьковатые плоды современного воспитания

Психологов и преподавателей всё больше заботит отставание чувственного развития современных малышей и подростков. Причём наблюдается оно не только лишь в семьях, где малыши вырастают, как сорная травка, да и там, где ими довольно много занимаются. О ранешней интеллектуализации, тормозящей развитие чувств, я не раз писала. Но ею дело не ограничивается.

Как ребёнок может научиться моделям поведения? Так же, как и всему остальному: в главном, подражая тому, что он лицезреет вокруг. И литература играет здесь самую важную роль, ведь калоритные художественные образы и интереснейшие сюжеты иногда на всю жизнь врезаются в память, могут навести на глубочайшие размышления. Чем утром до ночи говорить малеханькой девченке, как плохо быть неряхой, лучше прочесть «Федорино горе» К. Чуковского и сказать, что её игрушки тоже, наверняка, убегут, обидевшись на кавардак. (А если это не подействует, то и убрать на время пару возлюбленных кукол, сказав, что они не выдержали жизни в грязищи.)

Ещё не так издавна, в конце 80-х гг., большая часть детских книжек, мультов, кинофильмов, спектаклей предназначалось не только лишь для утехи, да и для воспитания. Нередко бывая на фестивалях кукольных театров, мы с И.Я. Медведевой не раз слышали от режиссёров жалобы на то, что им надоели пьесы про скупых медвежат, упорных осликов, озорных обезьянок. Их мечта — «Гамлета» в куколках поставить, а Минкультуры просит спектаклей для дошколят.

Взрослым дядям, наверняка, и взаправду скучны пьесы про осликов, а вот детям такая тема — в самый раз. Они выяснят в героях самих себя, ситуации, в каких часто оказывались, обучаются распознавать цвета эмоций и чувств, усваивают правильные модели поведения. Естественно, далековато не всё было тогда профессионально, но даже самые обыкновенные, бесхитростные истории могли многому обучить ребятишек.

Позже был дан резкий наклон в сторону развлекательности. Возьмём для сопоставления стихи из 2-ух учебников, изданных с интервалом в 4 года. В «Родной речи» (сост. М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф.Климанова. М.: Просвещение, 1993) на поэзию отведено порядка 90 (!) страничек. Тут много известнейших стихов о природе: «Люблю грозу сначала мая» Ф. Тютчева, «Я пришёл к для тебя с приветом, поведать, что солнце встало» и «Зреет рожь над горячей нивой» А. Фета, «Звонче жаворонка пенье» А. Толстого, «Уж небо осенью дышало», «Зимнее утро» и «Зимний вечер» А. Пушкина (естественно, я упоминаю далековато не все произведения). Есть басни Крылова, «Сказка о царе Салтане» (не отрывок, а вся полностью!), стихи М. Лермонтова, И. Никитина, Н. Некрасова, К. Бальмонта, И. Бунина. Они все из разряда тех, которые непременно можно отнести к «жемчужинам российской поэзии».

А вот пользующийся популярностью сейчас учебник Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой «В океане света», созданный для такого же возраста. По нему на данный момент занимается огромное количество школ и гимназий, в том числе называющих себя элитарными. Нет, нельзя сказать, что российская поэзия в учебнике обойдена стороной. Объём написанных произведений приблизительно таковой же. С той только различием, что данный учебник в два с излишним раза толще. Показателен и подбор материала. Если российская поэзия ещё представлена какими-то хрестоматийными стихотворениями (хотя их куда меньше, чем в первом учебнике), то стихи русского периода просто изумляют. Для чего включать в учебник то, что может быть уместно на страничках «Мурзилки», но уж никак не назовёшь верхушкой, образцом поэтического творчества? Для учебных хрестоматий всегда отбирались наилучшие произведения, чтоб показать детям эталон. Неуж-то не нашлось ничего более известного, чем «Вредные советы» Г. Остера, либо стишок про бедную киску, которой не дают украсть сосиски (Б. Заходер), либо вот такие «поэтические жемчужины»:

Кто продырявил барабан, барабан?

Кто продырявил старенькый барабан?

Барабанил в барабан барабанщик наш,

Барабанил в барабан тарабарский марш.

Барабанил в барабан барабанщик Адриан.

Барабанил, барабанил, бросил барабан.

И т.д. и т.п.

Ю. Владимиров

Создатели учебника обращают свое внимание школьников на то, как поэт играет звуками. Но, право же, это далековато не самый успешный пример художественного приёма, именуемого «аллитерацией», ну и неинтересно это стихотворение ученикам четвёртого класса, для которых написан учебник.

Сейчас мы начинаем пожинать горьковатые плоды воспитательных тестов. Чувственная уплощённость современных малышей налицо. Точнее, даже на лице: у их обеднённая мимика, им нередко бывает тяжело изобразить даже самые обыкновенные эмоции — удовлетворенность, печаль, злоба, обиду. Еще ужаснее, чем ранее, опознаются сегодняшними детками и различные черты нрава. Расскажешь им самую что ни на есть незамудреную историю про грубых либо, допустим, ленивых героев, а в ответ на вопрос: «Какие были на данный момент персонажи?» они знай для себя говорят: «Плохие... Злые...» И только после наводящих вопросов, практически содержащих прямую подсказку («Девочка ленилась рано вставать, ленилась причёсываться и убирать кровать — означает, какая она была?»), кто-либо догадается произнести подходящий эпитет. А попросите именовать обратное качество, и вы такое услышите! «Ленивый» — «работный», «грубый» — «необзывальный»(?!)

Так что я советую через книжки сделать упор на эмоционально-нравственное развитие ваших малышей. Это, естественно, не значит полного исключения развлекательного элемента, но всё же большая часть произведений должна не просто развлекать ребёнка, а учить и воспитывать. И ещё несколько советов:

Обсуждайте прочитанное. Наводите малышей на размышления о нравах персонажей, о эмоциях, которые они переживали в тот либо другой момент, о причинах их поведения.

Задавайте детям побольше вопросов, а то дискуссии взрослых с ними часто вырождаются в нравоучительные монологи, во время которых ребёнок обычно отключается и фактически ничего не улавливает.

С дошкольниками и младшими школьниками прочитанное стоит не только лишь дискуссировать, да и проигрывать — театрализация позволяет ненавязчиво донести до их очень многие вещи, которые по другому не усваиваются либо усваиваются с большущим трудом.

Если вы желаете, чтоб книжка посодействовала вашему ребёнку понять и преодолеть его психические трудности (к примеру, ужасы, алчность либо упрямство), ни при каких обстоятельствах не подавайте её под девизом «вот как поступают истинные мужчины (добрые малыши, послушливые девченки), а ты...» Упрёк, каким бы сокрытым он ни был, обидит ребёнка, который, вероятнее всего, и сам переживает из-за собственного недочета, но не вожделеет в этом признаться. А обида перекроет доступ всему остальному.

Рассказы про животных

Дошкольники и младшие школьники обожают рассказы про животных. Но не запамятовывайте, что законы природы достаточно жестоки.

Потому, если ваш ребёнок раним, чувствителен, возбудим, склонен к ужасам и застенчивости, лучше опускать кровавые подробности или временно воздержаться от чтения неких повестей и рассказов.

Например, я не рекомендовала бы читать пяти-семилетним детям повесть В. Бианки про мышонка Пика (меж иным, включённую в один из учебников для первоклашек!). Да, в этой повести рассказывается много увлекательного о повадках мышей и птиц, но там есть и картины, способные травмировать впечатлительного ребёнка.

К примеру, такая: «Ветви кустика были усажены длинноватыми наточенными колючками. На колючках, как на пиках, торчали мёртвые, наполовину съеденные птенчики, ящерки, лягушата, жуки и кузнечики. Здесь была воздушная кладовая разбойника».

Либо такая: «Пик поглядел, на чём он лежит, и на данный момент же вскочил. Лежал он, оказывается, на мёртвых мышах. Мышей было несколько, и они все закоченели: видно, лежали тут давно».

Не советую и поощрять увлечение дошкольников книжками про динозавров. Сегодня эти животные в почёте, и многие ребятишки, подражая друг дружке, собирают надлежащие игрушки либо штудируют калоритные энциклопедии, заучивая назубок мудрёные наименования доисторических монстров. Но если абстрагироваться от моды (которая часто так застит нам глаза, что мы уже не можем оценивать её критически), то придётся признать явную вещь: динозавры — животные очень жуткие. В старину их окрестили бы куда откровеннее — «чудищами». Самых безопасных, травоядных динозавров — и тех при всём желании не сочтёшь милягами. Только представьте для себя реальную встречу с таким «милягой» — и вас, даже если вы самый конкретный фанат ископаемых, прошибёт прохладный пот.

По нашим наблюдениям, у дошкольников, увлекающихся динозаврами, высочайший уровень тревожности, много страхов, о которых они далековато не всегда говорят родителям. Разглядывание картинок с изображением скелетов и черепов (а в книгах про динозавров такие рисунки находятся очень нередко, ведь вид ископаемых восстановлен по их костям) безизбежно наводит ребёнка на мысли о погибели.

Помню большеглазого малыша Романа. В четыре года он уже отлично рассуждал на самые различные темы и обожал книжки про животных. Желая идти в ногу с течением времени, мать купила ему «Атлас динозавров». Мальчишка выучил текст назубок и поражал гостей своими недюжинными заниями. Только почему-либо он закончил засыпать один, ни на минутку не оставался без матери даже днём и начал закатывать одичавшие истерики, стоило ему хотя бы чуточку ушибиться либо поцарапаться. Фактически, эти истерики и послужили поводом для воззвания матери к психологу.

Не понимаю, что с ним стряслось, — недоумевала она. — Чуток где кольнёт, он — в панику: «А я не умру?» А если, не дай боже, споткнётся и до крови обдерёт коленку — такое начнётся!

Маме и в голову не приходило связать «немотивированный» ужас погибели, в один момент появившийся у её отпрыска, с возлюбленной книгой. Но на уровне мыслей восстановив развитие событий, она вспомнила, что ужасы у Романа появились фактически сразу после приобретения «Атласа».

Приключения

Малыши, в особенности мальчишки, любят приключения. Каждому, даже самому застенчивому, ребёнку в глубине души охото стать героем, а приключенческая литература даёт ему такую возможность. Но исторические книжки тоже часто изобилуют достаточно ужасными подробностями. Скажем, развитый семилетний ребёнок полностью способен победить «Приключения Тома Сойера», но если его терзают ужасы мглы, погибели, бандитов и одиночества, то блуждания Тома и Бекки в катакомбах способны произвести на него очень тягостное воспоминание. А краснокожий Джо может начать являться к нему ночами. То же самое относится и к «Острову сокровищ» Р.Л. Стивенсона. Одна чёрная метка пиратов чего стоит!

Когда имеешь дело с впечатлительными детками, лучше отсрочить знакомство и с «Принцем и нищим» М. Твена, ведь кроме забавных ситуаций, в которые попадает не понимающий придворного этикета Том Кенти, там есть огромное количество совершенно не забавных подробностей из жизни английских бедняков. Также калоритные описания пыток и казней.

На этом произведении я, если честно, обожглась сама. Мой младший отпрыск Феликс — величавый книгоглотатель. Совсем свободно он, как взрослый, начал читать в 5 лет и к 6 мог прочесть за несколько часов сказочную повесть типа «Баранкин, будь человеком!» либо «Королевство кривых зеркал». Я же, следуя принципу «опережающего чтения», старалась заинтриговать его кое-чем более сложным. Так мы с ним читали по вечерам Ж. Верна, а по выходным отпрыск задавал отцу различные вопросы из области естествознания, на которые не могла ответить ему я. И ещё он прогуливался с папой в био либо зоологический музей — эти книжки пробудили у него энтузиазм к природе.

Но мне хотелось заинтриговать его ещё и историей. И вот в один прекрасный момент мне попался на глаза «Принц и нищий». Я в детстве его любила, мне вообщем нравились истории с переодеваниями, когда герой либо героиня выдают себя за кого-либо другого. Я знала назубок киноленты «Гусарская баллада» и «Королевство кривых зеркал», обожала шекспировские комедии с этим же лейтмотивом. Только у меня стёрлось в памяти, что «Принца и нищего» я читала лет в 10. А отпрыску моему сравнялось всего только 6.

Опыт пришлось стремительно закончить. Хотя я пробовала на ходу опускать целые абзацы, ребёнок всё равно не выдержал.

Не желаю я про их читать! — со слезами на очах воскликнул он, когда злосчастного царевича, переодетого в лохмотья нищего Тома Кента, бедняки в очередной раз подвергли изымательствам. — Не необходимы они мне, раз они там, в прошедшем, были такие беспощадные.

Может быть, потому Феликс до сего времени не любит приключенческих романов (к примеру, В. Скотта), действие которых разворачивается в Средневековье?

Традиционная литература

Переход к ещё более серьёзной литературе тоже возможно окажется для кого-либо болезненным. Опасаясь удручающих воспоминаний, застенчивые, чувствительные малыши не желают читать книжки с нехорошим концом. Но ведь тогда за бортом остается львиная толика мировой классики! Что все-таки делать? Главное, не торопите действия и в то же время не пускайте процесс на самотёк.

Лучше попытаться выполнить переход к серьёзной литературе мягко, беря во внимание природные склонности и интересы ребёнка. Как? Допустим, ваша дочь романтична, любит помечтать. Из сказок она уже выросла, а до тургеневских повестей ещё не дозрела. Предложите ей прочитать «Джейн Эйр» Ш. Бронте, «Алые паруса» А. Грина, «Последний лист» О’Генри. Это уже не сказки, да и не «суровая правда жизни», которая, будучи узнанной ранее времени, может породить в душе девченки ужас и нежелание взрослеть.

Либо, например, отпрыск любит зоологию, повсевременно пристаёт к вам с просьбой приобрести собаку, с наслаждением глядит по телеку передачи про животных. Означает, пришло время для близких к реальности произведений Э. Сетона-Томпсона, которые далековато не всегда кончаются благополучно, для романов Дж. Лондона и пр. А заинтересовавшийся историей ребёнок в 11–13 лет уже без вреда для психики прочтёт и «Принца и нищего», и «Князя Серебряного», и «Тараса Бульбу».

Вобщем, новое время — новые песни. Снова приведу пример из читательской практики Феликса. Наверняка, многие из вас, родителей, зачитывались в школе «Тремя мушкетёрами» либо «Графом Монте-Кристо» А. Дюма. Ну итак вот. У моего младшего отпрыска роман «Монте-Кристо» вызвал совершенно не ту реакцию, какая появлялась у школьников русской эры.

Ты что мне отдала?! — возмутился Феликс, прочитав сколько-то страничек. — Как вы могли восторгаться этим чудовищем? Он же таковой ожесточенный, всем мстит, никому ничего не простил... Ты про Христа говоришь, а сама такие книги даёшь читать!

И я сообразила, что, рекомендуя новым детям книжки по старенькой памяти, можно сесть в очень огромную лужу...



Реклама
По вопросам размещения на сайте обращайтесь к администратору. Почта egomischin@yandex.ru
Новое на сайте
Реклама на сайте
Copyright © 2012-14 Здоровье и воспитание детей
  Яндекс.Метрика