Главная Обратная связь Добавить в закладки Сделать стартовой
CHILD DOC - здоровье, воспитание, развитие ребенка
«Садись за уроки!» – «Почему?» – «Так надо!» – «Почему?» – «Потому что кончается на “уˮ! Быстро, я сказала!». Во многих семьях этот нескончаемый «диалог» ведется ежедневно. Объяснить ребенку, почему надо есть полезную овсянку по утрам, хорошо учиться в школе и чистить зубы перед сном, – так же сложно, как и ребенку объяснить маме, почему он хочет чипсов, гулять с друзьями и смотреть телевизор до полуночи. Домашние бои Первоклашки бегут в школу с твердой уверенностью, что учиться интересно, а хорошо учиться – еще интереснее. Но их ожидания обычно разбиваются о жестокую реальность. Сначала – первоначальный стресс от смены социальных ролей, от возросших требований к ним, от появления целого комплекса новых эмоций. Все это надолго может лишить ребенка радости. А раз школа оказывается накрепко связана с негативными переживаниями, идти в нее не хочется. И уроки делать не хочется. Грустно, скучно, неинтересно. Родители тоже добавляют масла в огонь. Потому что каждый день задают один и тот же дурацкий вопрос: «Что ты сегодня получил?» А значит, им совершенно нет дела до того, как проходит процесс, что нового малыш сегодня узнал и чему научился, – им важнее результат. Вместо внутренней заинтересованности ребенка – оценка для галочки, на радость папе с мамой. Нет, без оценок, разумеется, не обойтись. Но если родитель слишком сильно контролирует процесс, насаждая свое «надо» где надо и не надо, он может почти полностью разрушить детское «хочу». Если это происходит год за годом, результатом может стать либо стойкое отвращение ко всему, что связано с получением знаний, либо невроз. 5 «не» для желания учиться Не гонитесь за результатом: лучше видеть горящие интересом глаза ребенка, чем отличную отметку в дневнике. Не сравнивайте его способности с талантами других детей. Не ругайте за промахи, а хвалите за достоинства. Не запугивайте тем, что «с двоечниками никто не дружит», – это вселяет комплекс неполноценности. Не дискредитируйте учителей и школу в глазах малыша, что бы вы на самом деле о них не думали. Откуда берутся нехочухи Не знают, для чего им это надо. Это родители в их возрасте знали, что без хороших оценок тебя не примут в пионеры на Красной площади. И не поступишь в хороший вуз. И отец ремня не пожалеет. Для нынешних деток родители – не столь неоспоримый авторитет, пионеров отменили, а вузы ввели платные отделения. Вокруг полно примеров недоучек, которые «выбились в люди». И мудрые не по годам детки прекрасно понимают, что аттестат без троек – еще не гарантия успеха в жизни. Не умеют прогнозировать. Малыш живет сегодняшним днем – ни вчера, ни завтра для него не существует. С возрастом, конечно, чувство времени совершенствуется. Но даже вымахавший выше папы подросток 14 лет не способен прогнозировать свое будущее и уж тем более не может просчитывать, какие шаги он должен предпринять для того, чтобы оно было светлым. Просто мозг еще недозрел до такого типа мышления. Даже если ребенок уже твердо знает, кем хочет быть, «5» по математике плохо увязывается в его голове с возможностью построить свой собственный бизнес. И именно дело родителей – найти логические взаимосвязи между «отлично» за сочинение» и «успешной карьерой топ-модели». Нет мотивации. Одно дело – учить английский для того, чтобы летом выехать в Европы и гонять там официантов на понятном им языке. И совсем другое – для того, чтобы получить «5» в четверти без всяких надежд на применение навыков в ближайшем будущем. В первом случае ребенок – мотивирован, во втором воспринимает мамино «язык до Оксфорда доведет» как гипотетическое предположение. Им неинтересно. Может, развитие ребенка опережает развитие сверстников, и ему слишком легко учиться. А возможно, он отстает и не успевает усваивать материал. Родителям и психологам стоит докопаться до причины потери интереса – и, при необходимости, найти более подходящую школу и программу, учитывающую индивидуальные особенности ребенка. Им плохо. «Ботаников» и заумных «отличников», бывает, не любят. Ребенок может конфликтовать с одноклассниками, или быть «белой вороной», или быть новичком, не вписавшимся в коллектив. Когда приходится решать такие сложные проблемы общения, до уроков ли? Задача родителей – не обвинять, потому что ребенок обычно - жертва обстоятельств, а не виновник конфликта. И без совета взрослого (а иногда и специалиста) здесь не обойтись. Иногда у ребенка просто не сформированы познавательные интересы – родители были вечно заняты, а единственной отрадой няни или бабушки были «мыльные оперы» по телевизору. Заниматься с ребенком надо с рождения – только так можно вырастить целеустремленного и любознательного человека.


УчительницаМой сын пошел в школу. «Ну как?» - спросила я его в первый день. «А Барышкин кукарекал на уроке. Потом залез под парту и не хотел оттуда вылезать». «Я понимаю, Барышкин произвел на тебя сильное впечатление. Но кроме Барышкина, наверняка было еще что - то интересное в школе». Я, как любая мама ужасно переживала за своего ребенка и в первый учебный день, и в последующие дни тоже. Но кроме рассказов сына о том, что вытворял на уроке и перемене Барышкин, я ничего не слышала. По его рассказам я поняла, что, как и положено, в каждом классе есть свой хулиган, доводящий учителей до белого каления. В их классе эту роль исполнял Барышкин. Исполнял виртуозно! Он срывал уроки и не выполнял домашние задания. Основной задачей для него было, стоя у доски, рассмешить класс и заставить своих одноклассников хохотать столь громко, чтобы из соседнего класса прибежала возмущенная учительница. Барышкину было скучно на уроках, и он начинал «выделываться». Учителя, устав делать замечания, выгоняли его из класса. В моем воображении Барышкин выглядел неким шустрым чертиком, с рожками на голове, и с длинным черным, раздвоенным на конце хвостиком. Про его родителей я как бы просчитала все заранее. Наверняка его растит одна мама, и он не знает сурового мужского воспитания. А возможно, есть оба родителя, но им наплевать на своего ребенка. Их не интересует, как сын учится и ведет себя на уроках. Это запущенный ребенок, без «царя в голове». Чем мне вообще нравится жизнь? Тем, что она полна сюрпризов и не перестает удивлять. Вроде все просчитаешь, проанализируешь, а все не так, как думала Так получилось и с Барышкиным. Его мама оказалась… учительницей младших классов с кучей званий и собственных методических разработок. Был и папа, который принимал активное участие в воспитании сына. Так, что вышла ошибочка в моих умозаключениях. Со временем с мамой Барышкина я подружилась. Узнала историю семьи и могла отслеживать, как развивались их отношения со школой. Итак, вот что я узнала о Барышкине. Роды были сложными. Была закрученная пуповина, и он не сразу закричал. Ребенком был и оставался гиперактивным. Не мог ни минуты посидеть на месте и не умел концентрироваться. Барышкин - смышленый ребенок, но повышенная активность мешает ему учиться и понимать объяснения взрослых. Мама Барышкина, зовут ее Света, после декретного отпуска на работу не вышла, а полностью посвятила себя ребенку. В садик его отказались брать, ссылаясь на неадекватное поведение. Света обошла с сыном почти все медицинские и коррекционные центры. Барышкин постоянно наблюдался у психолога. Были и групповые, и индивидуальные занятия у психологов – дефектологов. Сын занимался лепкой, рисованием и танцами, чтобы научиться концентрации и общению. Света приложила максимум усилий, чтобы ее сын стал более спокойным и адекватным ребенком. Но, тем не менее, в школе, не смотря на все усилия мамы, его поведение было невыносимым. Периодически выписывались Барышкину курсы гомеопатии, но это не давало результата. Ребенок становился не то что спокойным, а скорее заторможенным. Он медленно на все реагировал. Это в первой половине дня. Потом словно приходил в себя и начинался активный период, затем шло перевозбуждение. Он долго не мог заснуть, засыпал поздно. Утром ни как не мог проснуться и заторможенным и не выспавшимся уходил в школу. Ежедневно, когда мама приходила забирать сына из школы, то к ней выстраивалась очередь из учителей, чтобы высказать свое возмущение поведением ее ребенка. Свету периодически вызывали на педсоветы, где она грудью защищала своего ребенка. Ее совесть была чиста. Она делала все возможное, чтобы выправить ситуацию, но пока что заметных сдвигов не было. Позиция учителей была понятна. Они могли предложить только одно - забрать ребенка из школы и перевести в другую, для детей умственно отсталых. Администрация школы сама не могла исключить Барышкина, так как, несмотря на вызывающее поведение, учился он хорошо. Света, проработав много лет в школе и зная, что к чему, наотрез отказывалась забирать сына из школы и переводить в другую, особенно для умственно отсталых. Конфликт был затяжной. Света тянула, надеясь, что «время лечит». Она материнским сердцем чувствовала, что прогресс есть, не очень заметный, но, главное есть. Чем старше становится сын, тем спокойнее он делается. А учителя хотели скинуть проблему. Их тоже можно понять. И со временем началась негласная травля Барышкина. Подтекст был понятен: вынудить родителей забрать сына из школы. Начались придирки к Барышкину. Оценки ставили очень низкие. За каждую провинность выгоняли из класса. Бедный Барышкин такие эпитеты слышал в свой адрес, что если бы не природный пофигизм, давно бы превратился в закомплексованного ребенка с очень низкой самооценкой. Учителя пытались даже противопоставить Барышкину его одноклассников. Это звучало примерно так: «Если бы не отвратительное поведение Барышкина на уроке, я бы вам не задала эту контрольную. Если бы Барышкин не срывал уроки, то мы бы поехали на экскурсию, и я вам ничего не задала». Но одноклассники почему-то любили Барышкина. Возможно, он для них олицетворял свободную личность, которой они в силу своего воспитания стать не могли. К тому же Барышкин был смелым и всегда говорил, то, что думал. Говорил на уроке учителям, глядя в глаза, что они не правы. Например, не сдержали слово или кому – то придираются и снижают оценки. Учителя писали на имя директора докладные записки. Собирали подписи не только учителей, но и родителей. Было несколько писем и в детскую комнату милиции. Так продолжается уже два года. И при очередной встрече со Светой я выразила ей восхищение. Так долго противостоять администрации школы и всем учителям! Как она смогла? А тут меня впервые вызвали на педсовет. И я жутко боялась, так как во мне был жив еще школьный страх перед учителями. Был жив и детский миф «учитель всегда прав». И Света, вполне профессионально, как опытный психолог, дала мне несколько советов, что делать и как себя вести при общении с учителями, особенно на педсоветах. Когда против одного – родителя - работает целая команда учителей. Самое главное, это любить своего ребенка и в любой ситуации быть на его стороне. Это должен чувствовать, прежде всего, ребенок. Родители его любят не за что-то, а вопреки: плохим оценкам, плохому поведению. И когда вас вызывают на педсовет, то это ощущение силы вашей любви должно ощущаться вами, и тогда его почувствуют окружающие. Известно, что основа отношения к собеседнику закладывается в первые пятнадцать секунд общения с ним. Они являются решающими. Как вы входите в кабинет, какую ауру источаете, выражение вашего лица – вот это играет решающую роль. Если вы боитесь своего собеседника, то он это почувствует за долю секунды. По тому, как человек поворачивает входную ручку, можно сказать о нем многое, и главное, о его психологическом настрое. Вспомните, на кого лают собаки? Только на тех, кто их боится. Если человек, входя в кабинет, уже заведомо знает, что сейчас на него начнут кричать, то хозяину кабинета ничего не остается, как последовать возложенной на него программе. Входить в кабинет учителя надо уверенно. Если вам не предложили сесть и приходится разговаривать стоя, то примите позу, которую принимают борцы на ринге, когда не борются. Они стоят, широко расставив ноги. Руки свободны, не перекрещены, прямая спина. Они спокойно сморят перед собой. Голову не наклоняют и не отворачиваются от собеседника. Вы, наверное, знаете, что очень трудно хамить человеку, который спокойно и уверенно смотрит на вас. По-бойцовски широко расставлять ноги не надо, но на уровне плеч, достаточно. Должно быть, ощущение, что вы прочно стоите на земле, и ничто вас не сможет испугать. У учителей накопились претензии к вам и к вашему ребенку. Не перебивайте их, дайте высказаться. Не имеет смысла пытаться заткнуть пожарный шланг. Надо подождать, пока в шланге спадет напор воды. Да, вам есть, что возразить. Вы, конечно, уверенны, что учителя ошибаются, что правы именно вы, а они ничего не понимают. Можно объяснить, что Лучше стойте и молчите. И внимательно рассматривайте лицо говорящего. А каков учитель в гневе? Вроде пожилая женщина. А как оказываются у нее, страстно начинают сверкать глаза! Какие глубокие морщины недовольства на переносице. Настоящий уральский хребет! Седые волосы вздыбились. Уши в такт киванию подрагивают. А жесты? Широкие красивые. Ладонью воздух рубит! Эх, сейчас бы березовое поленце подставить! Наверняка, не заметив, разрубила одним махом! Столько пыла и страсти в движении! Мы обычно в такие моменты крика и оскорблений в наш адрес начинаем бояться человека, а надо лишь внимательно наблюдать за ним. До чего человек интересен в гневе! Представьте себя в театре, в первом ряду. Вам прекрасно видно актера и все его мимические морщины. Наслаждайтесь игрой! Главное, научиться отстраняться и смотреть. Молча наблюдать за тем, что происходит. Это сэкономит ваши нервы, придаст уверенности. И главное, все мы люди, существа интуитивные, и скоро учительница поймет, что не может вас вывести из себя. Вы на нее смотрите, как на экран телевизора. Она замолчит. Всегда приятно бить по пуховой подушке. Она сминается и принимает форму вашего кулака. А какой смысл бить по дереву? Оно, как стояло, так и стоит. По прежнему шевелит кроной в такт дуновению ветерка, а на наши удары кулачком в ствол игнорирует. И задумайтесь, а как вы сами выглядите в момент крика. Чем вы руководствуетесь, когда кричите? Выплескиваете энергию или пытаетесь кого – то унизить? Только, когда учитель успокоится, и вы почувствуйте, что гнев, владеющий им, прошел, вот только тогда имеет смысл начать с ним говорить. Не нужно выяснять кто прав и виноват. Ваш диалог с учителем не должен напоминать фехтовальный турнир. Удар справа, удар слева, снова удар справа. Не надо соревноваться в остротах и колкостях. Не должно быть наездов. Основная тема должна звучать так. Да, есть проблема. Давайте подумаем вместе, как можно ее решить. При этой позиции вы одновременно делаете несколько правильных ходов. Присоединяетесь к собеседнику, соглашаетесь с его точкой зрения и одновременно решение проблемы распределяете на двоих: на себя и на своего собеседника. При разговоре, как можно чаще называйте имя и отчество учителя. Как писал еще Карнеги: «Нет звука сладостней для человека, чем его собственное имя». Предположим, что учителя обвиняют вашего ребенка в том, что он срывает уроки. Конкретизируйте проблему: «Конкретно, какие уроки он срывает?» - Он срывает уроки математики, чтения и русского языка. - Хорошо. А как вы думаете, почему он не срывает уроки других учителей? Почему на других уроках он ведет себя более спокойно? При этом вы спрашиваете мнение учителя и заставляете его задуматься: «А действительно, какие уроки ребенок срывает, а какие нет? » Пусть учитель сам задумается и потихоньку завязнет в мелочах. Старайтесь вывести учителя на конкретные действия вашего ребенка, а не на оценку их. Предположите не навязчиво, что возможно, ваш сын срывает уроки потому, что учитель не нашел к нему подход? Может вам подойти к учителю и обсудить эту проблему, чтобы вместе решить? Постоянно подчеркивайте, что вы готовы решать проблему совместными усилиями. Предложите обсудить поведение вашего ребенка с каждым учителем в отдельности. Всегда проще иметь дело с одним человеком, чем с командой. Попросите совета у учителей, как на их взгляд лучше справиться с задачей? Что они порекомендуют изменить? Они, как профессионалы с большим опытом работы, что посоветуют? Может быть, порекомендуют обратиться к специалистам? К каким? Куда? Рассредоточивайте проблему. Расскажите, какие действия с вашей стороны уже предприняты. Можно слегка и приукрасить. Не забывайте, что ваша задача, это задача адвоката – защищать своего подопечного. Не забудьте, распишите, что не только школа страдает от описанной проблемы, но и ваш ребенок тоже. Покажите, как он переживает, как страдает от обстановки в школе. Дайте рекламную характеристику своего ребенка. Подчеркните, что проблема поведения вашего ребенка действительно серьезная проблема. Вы согласны. Поэтому одним днем данный вопрос не решить. Понадобятся месяцы, чтобы постепенно, разрешить наболевшее. Постоянно подчеркивайте, что вы едины с коллективом учителей. Цель у вас и у педагогического состава школы одна – это наладить учебный процесс. Несмотря на возможные разногласия, обе стороны: школа и родители, будут, прежде всего, исходить из интересов ребенка. Помочь ему стать адекватной личностью и при этом постараться не сломать юную душу. Нарисуйте картину того, как будет жутко страдать ваш ребенок в случае исключения из школы. Как ему нравится класс, как хочет он учиться именно в этой школе, но никак не может найти для себя правильной линии поведения. Скорее всего, ваш ребенок по складу - лидер. Просто в связи еще с незрелостью, он ни как не может найти для себя форму самовыражения. И вот такими детскими способами пытается, стать лидером в классе, привлечь внимание к своей персоне. И возможно, именно учителя, имеющие большой опыт работы, помогут найти форму самовыражения для вашего сына. Побольше комплиментов и готовности сотрудничать. Не забывайте, основной контингент в школе – женщины. Поэтому комплименты необходимы, как смазочный материал. Если учителя порекомендовали обратиться к специалистам на стороне, то, если вы считаете нужным, обратитесь. Если нет, то сделайте вид, что обращались. Тут исходите из интересов ребенка. Может, действительно ему нужен совет специалиста? Ни в коем случае нельзя идти на открытый конфликт с администрацией школы. Она, прежде всего, начнет отыгрываться на слабом, на вашем сыне. И в борьбе - ребенок или команда учителей - силы будут не равны и с очевидностью понятно, кто одержит победу. Не рискуйте психикой и здоровьем своего ребенка. Избегайте конфликта. Можно порекомендовать посмотреть несколько телевизионных передач и поучиться у политиков, людей из высшего эшелона власти, у людей публичных уходить от прямых ответов, от четких обязательств. Можно научиться говорить, одновременно обещающе и размыто. Если ваши отношения со школой зашли далеко, и вы ни как не можете найти общий язык с учителями, то постарайтесь завуалировано намекнуть, что назревший конфликт ни школе, ни вам не нужен. И поэтому никому не выгодно выносить его в вышестоящие инстанции. «Мария Алексеевна и Федор Петрович из РОНО и так загружены работой». Дайте понять, что в РОНО вы свой человек. Сделать это не сложно. Надо накануне позвонить в РОНО и узнать, кто там главный и кто курирует данную школу. Поверьте, имя куратора школы и главного в РОНО произведут магическое действие на учительский состав школы. Любой разговор с учителем - это возможность увидеть своего ребенка со стороны и призадуматься. «Да, возможно, есть и придирки, но не на голом месте они возникли? Значит, есть проблема. Надо задуматься, почему она возникла и как можно ее решить».


или «новогоднее» пособие для родителей Новый год с друзьямиНовый год, безусловно, праздник семейный. Однако не далек тот день, когда ваше чадо захочет встретить его со своими друзьями, а не за семейным столом. Любой родитель должен быть готов к такому повороту событий, но не каждый решится отпустить подростка «неизвестно куда». Зачастую это приводит к затяжным конфликтам и может испортить праздник всем, не только ребенку. Итак, ваш ребенок уже вырос – признайте этот факт и не торопитесь отвечать отказом на его просьбу встретить Новый год в компании друзей. Лучше подумайте, как свести это событие к минимальным потерям со стороны ваших нервных клеток. Ведь, по сути, отказ может быть мотивирован только вашим беспокойством, вряд ли найдутся другие куда более серьезные причины, чтобы посадить подростка под замок в такой светлый праздник. Излишняя опека и недоверие с вашей стороны могут вызвать протест и обиду со стороны ребенка. Как правило, последствия от таких решений бывают печальными. Откровенный разговор Если у вас все-таки не хватит душевных сил отпустить ребенка в новогоднюю ночь на вечеринку к друзьям, то, прежде всего, вам придется позаботиться о том, как максимально смягчить отказ. Расскажите ребенку о своей тревоге, попросите его остаться с вами, пообещайте, что в следующий раз вы не будете против подобного мероприятия. Однако помните, что обещание придется сдержать. Не забудьте выслушать и подростка тоже, он не меньше вас имеет право высказаться и быть не только прослушанным, но и услышанным. Постарайтесь не высказывать недоверия к ребенку или его друзьям, не действуйте путем шантажа, подкупа или через чувство вины. Максимальная откровенность и благожелательность – вот единственно верный путь правильно обосновать свой отказ. В качестве иллюстрации можно привести два противоположных примера. Еще в начале декабря ученики 9 класса планируют встретить Новый год в квартире одного из своих товарищей, чьи родители отправляются отмечать за город и не имеют ничего против такого мероприятия. Подростки планируют праздник, один из них спрашивает разрешения у отца, но тот не решается ни отказать, ни разрешить и тянет с ответом до последнего. Утром 31-го декабря отец все-таки отвечает категорическим отказом. Мальчик в расстройстве, он должен был выполнять функции ди-джея на празднике, обещал принести диски с музыкой, а теперь он не только не придет, но и подведет своих друзей. Во втором случае девочка, ученица 10 класса, отказывается встречать Новый год с подругами дома у одной из них, потому что прекрасно осознает, что тогда ее мама будет встречать Новый год одна. Без вмешательства матери, с которой девочка очень дружна, она принимает важное и сознательное решение. Мало того, о желании подруг отметить праздник без родителей, девочка умалчивает, чтобы зря не беспокоить мать. «Нет!» панике Вы все-таки смогли признать, что ваш ребенок уже вырос – честь вам и хвала. Теперь главное без паники. Знайте, что ваше беспокойство ничего не изменит, кроме вашего же самочувствия и настроения. Тот факт, что в новогоднюю ночь ваш ребенок не с вами, еще не означает, что праздник закончился. К тому же вечеринка с друзьями – это не всегда «секс-наркотики-рок-н-ролл». Вы, наверное, будете удивлены, если узнаете, что современные подростки бывают гораздо более ответственными и сознательными, и у них бывает гораздо больше интересных занятий, чем было у вас в этом же возрасте. Хотите знать, чем будет заниматься ваш ребенок в новогоднюю ночь? Просто вызовитесь помочь детям организовать праздник. Предложите приготовить что-нибудь к столу, докупить продукты, обустроить и украсить дом, дать недостающих стульев, если есть машина – подвести до места кого-то из друзей вашего ребенка. По максимуму проявите инициативу, в этом случае она ненаказуема, а вам это даст шанс осведомиться о планах детей, о месте, где все будет происходить, о людях, с которыми ваш ребенок будет встречать Новый год. Вам станет значительно спокойнее, если вы познакомитесь с хозяевами квартиры, в которой будет праздник. Можно даже познакомиться с родителями, которые позволили устроить в своем доме праздник. Ваша помощь может оказаться полезной утром 1 января, когда нужно будет развести детей по домам. К тому же, родители, принимающие участие в организации детского праздника имеют возможность познакомиться между собой, что тоже может оказаться полезным. Закупая продукты, вы сможете в некоторой степени контролировать количество спиртного. Бывает и так, что неприятности не обходят стороной наших детей. В том случае, если ребенок перебрал со спиртным, или если к вашей дочери пристает излишне активный одноклассник, всем им нужно знать, что родители не станут их ругать. Объясните сыну или дочери, что бы ни случилось, вы всегда поможете, приедете и заберете ребенка с праздника, если что-то пойдет не так. И, кстати, стоит предусмотреть, кто не будет пить в праздник, и сможет в крайнем случае сесть за руль. Обязательно возьмите домашний номер хозяев вечеринки, так как сотовые сети в новогоднюю ночь могут традиционно «падать». Нелишними будут также мобильные номера друзей, празднующих вместе с вашим ребенком. Для вашего спокойствия договоритесь о времени созвонов. Вполне логично будет созвониться и поздравить друг друга после 12-ти часов. Можно также договориться, что ребенок позвонит в 2-3 часа и утром, когда все будут собираться домой. Можно сыграть на детской вечеринке роль бармена, тогда уж вы точно будете в курсе, кто и сколько выпил, не только ваш ребенок. Или переодеться в Деда Мороза со Снегурочкой. SOS! Если ребенок вовремя не выходит на связь, позвоните ему. Если телефон не отвечает, звоните на городской. В крайнем случае, можно поехать на место и под благовидным предлогом проверить, как дела. Вполне возможно, что телефон дети не слышат из-за громкой музыки. Если ваше чадо перебрало со спиртным, немедленно забирайте его домой. Нотации оставьте до того, как он проспится, раньше ребенок вас все равно не поймет и вряд ли что запомнит. Все эти советы излишни для тех родителей, кто умеет дружить со своими детьми. Если ваш родительский стаж превышает 13-14 и даже 15 лет, и вы до сих пор умудряетесь сохранять дружеские отношения со своими детьми, то наши советы вряд ли вам помогут. Скорее уж вы сами сможете поделиться своим богатым и успешным опытом.


Разговор о математике и не толькоДумаем. Размышляем. Делаем выводы Математическая составляющая профессии, безусловно, сыграла в формировании моего взгляда на школьное образование свою, мне кажется, положительную, роль. А знание «внутренних» особенностей профессии учителя позволяет представить общую картину наиболее полно. К тому же, я постоянно «помогаю по математике» детям разных возрастов, способностей и подготовки из семей моих многочисленных знакомых. Но, в общем, все мои наблюдения сводятся к очень невеселым мыслям по поводу состояния образования в средней школе. Эти мысли постоянно находят подтверждение в разговорах с друзьями и коллегами. В частности, мне известна весьма печальная статистика результатов решения задач окружного тура школьной математической олимпиады школьниками Москвы. А на олимпиаду, как известно, посылают лучших учеников. И нельзя сказать, что задачи стали сложнее, скорее, наоборот. Причем особенно интересно, что в олимпиаде 2008-09 учебного года именно с задачами «школьного» характера дело обстояло хуже, нежели с задачами, которых в школе «не проходили». Почему многим детям не нравится математика К счастью, многих современных родителей волнуют вопросы: почему для поступления в институт необходимы занятия с репетиторами? Почему в школе так тяжело «идет» математика? Почему математика так не нравится многим детям? Почему так усложнились программы по математике? На последний вопрос ответить сравнительно легко, потому что ответ будет таким: школьные программы по математике не усложнились, а упростились. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить систему задач из прежних классических советских учебников Киселева и задачника Рыбкина по геометрии или задачника Ларичева по алгебре с задачами из нынешних школьных учебников или дидактических материалов, используемых в массовой школе. Почему же детям так трудно разобраться в математике? Именно потому, что вот на это самое «разобраться» времени-то на школьных уроках и не отводится и цели такой перед учениками (и учителями) не ставится! А как может нравиться бессмысленная, непонятная, да при этом обязательная деятельность? Приобретение культуры мышления Занятия математикой не должны являться занятиями с числами и формулами. Это, прежде всего, занятия с собственными способностями к рассуждению и размышлению, воспитывающие культуру этих самых размышлений и рассуждений; это, если угодно, занятия этикетом мыслительной деятельности. Как поведение может быть организованным или нет, приличным или неприличным, так и мыслительная деятельность может быть ясной или безалаберной, культурной или бескультурной. Занятия математикой — это, прежде всего, формирование культуры мышления. И они, как часть общечеловеческой культуры, не могут существовать отдельно от нее. То есть, конечно, человек может, допустим, считая себя «вполне культурным», позволить себе выбросить мусор под куст в лесу. Или бросить обертку мимо помойки, или зайти в комнату с чисто вымытым полом, не вытерев ног о тряпку. Но это означает просто-напросто лишь то, что ему не хватает этой самой культуры (будь он самым что ни на есть распрекрасным математиком). А может наоборот, содержать себя «в полном порядке», но не уметь связать двух слов, или, что еще хуже, осмысленно сделать какой-нибудь вывод из собственного же опыта. А еще бывает «культура» напоказ и культура внутренняя, глубоко прочувствованная; красующаяся культура-тщеславие и незаметная культура-скромность. Так, ученик может учиться — и притом успешно! — исключительно ради выгод: сначала ради оценок, похвалы окружающих, ради ЕГЭ; затем ради материального благополучия или возможности возвыситься над прочими. В этом случае без культуры мышления можно обойтись легко. Или же он может учиться ради интереса, ради воспитания себя (выраженного в стремлении становиться лучше), а затем — ради ответа на вопрос о смысле собственной жизни. И вот тут-то без культуры мышления не обойтись никак. Иначе выводы будут ошибочными, а улучшение себя окажется раздуванием гордыни. Короче говоря, стремление стать культурным человеком понимается нами как стремление приобрести в конце концов культуру духовную, а жизнь свою сделать оСМЫСЛенной. Почему же занятия математикой могут помочь в достижении этих целей? Именно потому, что они являются наилучшим упражнением для приобретения культуры мыслительной деятельности, не отягощенным «мусорной», с точки зрения приемов этой деятельности, информацией. По словам замечательного математика и известного педагога, автора школьных учебников и задачников И.Ф. Шарыгина, математика — экологически чистая пища для размышлений. Приемы мыслительной деятельности, отрабатываемые с помощью математических упражнений, являются основой для грамотных размышлений по какому угодно поводу. Но также необходимо отдавать себе отчет в том, что занятия математикой при неправильном к ним подходе из очень полезной деятельности могут превратиться в деятельность, убийственную для интеллекта ребенка, как это и произошло в средней школе. Самым вредным для развития интеллекта ребенка предметом в школе стала именно математика в том виде, в котором она преподносится в настоящее время в подавляющем большинстве случаев. Из этого правила, безусловно, есть исключения: школы, где ситуация с математикой иная. Но такие школы — в основном специализированные и составляют очень малую долю среди всех школ. Ситуация настолько плачевна, что ученика легче «реанимировать», если он вообще не занимался математикой, чем если он хоть как-то старался соответствовать школьным требованиям. Если же он ПРИНЯЛ школьные «правила игры» в изучении математики, «реанимацию» можно считать практически невозможной. Поясню. В школе учителя поставлены своим начальством (а начальство — его начальством) в такие условия, что им НА НЕСКОЛЬКО ПОРЯДКОВ сложнее обучать детей разумному подходу к математике, нежели организовать примитивное запоминание фактов и приемов, без осмысления учениками собственной деятельности. Поэтому самый распространенный ответ ребенка на вопрос «Почему ты так сделал?» — «Нас так учили». Впрочем, и сами учителя уже настолько привыкли к данному положению вещей, что мало осталось таких, которые могут учить по-другому. О том, как это получилось — разговор особый. Все, как обычно бывает в таких случаях, произошло как бы «само собой». Но не будем здесь вести этот грустный рассказ, а призовем подумать, как можно попробовать избежать дурного влияния школьной математики на ребенка средствами, доступными мыслящим и ответственным родителям. Основной задачей родителей в этом случае является организация осмысливания их детьми того материала, который дети «проходят» в школе. И начинать надо с начала, то есть с материала начальной школы. Дело в том, что после начальной школы мышление детей чаще всего предельно «алгоритмизовано», то есть, приспособлено к действию по алгоритму. И одновременно свободно от собственных мыслей по поводу своей же деятельности. Ответственность за эту деятельность полностью переложена на алгоритм. Это, безусловно, сопряжено со способами обучения младших школьников. Их ответы на вопрос «Почему?», заданный по поводу решения какой-нибудь задачи или примера, в основном сводятся к следующим: «так учили», «так надо», «так всегда делали», «таково правило». Поэтому и в старшей школе, если правил не хватает — например, перед учениками поставлена какая-либо проблемная ситуация, — они тут же выдумываются детьми, причем вопрос о правильности, по привычке, не стоит, главное, чтобы они выглядели похожими на какие-нибудь уже известные школьникам правила. Это следствие потребности детей на что-то опереться, что само по себе замечательно. Но отсутствие у них собственного мышления, собственной ответственности делает ситуацию удручающей. Что могут родители Итак, дети не приучены к главному: задумываться над тем, что они пишут, что делают. И, наоборот, хорошо приучены «решать», не задумываясь, «на автомате». Обусловлено это, в частности тем, что основную свою методическую задачу учителя начальной школы чаще всего видят в тщательной отработке навыков воспроизведения всего, чего угодно, основанных, по сути, на вырабатывании у детей условных рефлексов. И если при отработке почерка, выучивании букв и цифр это необходимо, то при развитии навыка чтения с одновременным пониманием прочитанного, навыка счета, в том числе запоминания таблицы умножения, эта методика приводит к катастрофическим для дальнейшего образования последствиям. Именно поэтому слишком многие дети сильно затрудняются в понимании текста, а значит, в осмыслении написанного, что ведет к снижению или почти полной потере способностей анализировать что-либо и делать какие-либо самостоятельные выводы. Отсюда — трудности при пересказе относительно длинных или даже совсем коротких текстов. (Кстати, отсюда же возникают не только учебные трудности, но и чисто человеческие: инфантильность мышления и, соответственно, поведения многих современных подростков, характеризующиеся практически полной безответственностью). Решения математических задач просто выучиваются наизусть, вплоть до совпадения отдельных слов. Творческая литературная деятельность представляется делом совершенно безнадежным. Сочинения в старших классах практически не пишутся, а изложения вызывают огромные трудности: язык школьников чаще всего беден и примитивен, состоит из штампов-формул. Ну и, конечно, масла в огонь подливает «масскульт», особенно «звездное» и рекламное «творчество» недавних школьников. На мой взгляд, такое положение поддерживается и культивируется с простой и, думаю, главной целью: формирования рынка всеядных потребителей. Обратимся к корням — методам обучения наших детей. Итак, главным нежелательным эффектом обучения, основанном на запоминании и отработке применения правил и формул, является неумение действовать и мыслить ответственно, постоянная потребность в готовых рецептах, смысл которых сознавать не требуется и даже возбраняется, так как это снижает скорость изложения материала и «качество» написания отрепетированных «контрольных» работ. Так научено не одно поколение учеников, в том числе и подавляющее большинство сегодняшних учителей, которые, часто не сознавая того, что делают, передают свой опыт дальше, обучая учеников в том же бездумном стиле, в каком научены сами. Прибавим экономически обусловленное агрессивное влияние «внешней среды» и получим почти безвыходную ситуацию. Почти. Если бы не мы сами — родители своих детей, умеющие думать и делать выводы. Мы, родители, можем (и должны!) являться самым главным, мощным и определяющим фактором воспитания образа мыслей своих детей. Более того, при нашем родительском, умном и неравнодушном подходе к воспитанию своих детей и одновременно себя, — а одно без другого не может существовать! — конкурировать с нами мало кто и что может. Хотя, безусловно, опасности, влиянием которых на детские и наши души нельзя пренебрегать — на каждом шагу. Но кто говорит, что будет легко? Легко можно только деградировать, что и происходит на наших глазах, и отражением этого процесса является, например, постоянное снижение уровня заданий ЕГЭ по математике. С чего начать Что же можно предпринять, с чего начать образование — настоящее, а не бутафорское — своих детей? Во-первых, с осознания того, что внешнее влияние рекламы, безумных фильмов, компьютерных игр и прочих легионов опасностей играет определяющую роль в формировании поведения и вкусов ребенка только в случае отсутствия положительного влияния на него общения с родителями, нехватки этого общения. Наше исполненное любовью, строгое и одновременно терпеливое и доброжелательное общение со своими детьми является той частью их защиты от многочисленных неблагоприятных внешних воздействий, которая так необходима нашим детям для полноценного развития. Для православных, воцерковленных семей очевидно, что другой частью этой защиты является молитва. Но забывать об опасностях нельзя, и в первую очередь следует исключить те из них, которые подменяют живое человеческое общение виртуальным общением, например, Интернет-общение или просматривание телевизора, которые все чаще становятся причиной болезненных состояний детей. Также одним из наиболее вредных факторов, влияющих на умственное и физическое состояние детей, являются сотовые телефоны. Лучше, если у вашего ребенка «сотика» не будет вовсе. То же относится и к популярным «игровым станциям». Иначе у вас не будет шансов привлечь заинтересованное внимание ребенка, а у него не будет свободного времени для общения с вами. Во-вторых, организовать осмысление математического материала, проходимого в школе, для начала можно с просьбы объяснить вам то или иное из школьной программы, сославшись, например, на то, что в свое время в школе вы это не поняли, а вот теперь вам представился замечательный и уникальный случай наконец-то разобраться по-настоящему! Ни в коем случае не перехватывайте инициативу в объяснении, даже если оно в исполнении вашего ребенка будет неудовлетворительным. Просто сообщите, что понятнее вам не стало и попробуйте найти объяснение вместе. Причем ваша роль должна быть очень скромной, вы можете лишь догадываться, предполагать, грамотно и точно ставя вопросы, постоянно подталкивая вашего сына или дочку к доходчивому, понятному на самом деле прежде всего ему самому, объяснению. И обязательно порадуйтесь вместе с ребенком, насколько вам стало приятно от того, что вы так ясно поняли (наконец-то!), с его помощью, обсуждаемый вопрос. Тогда в следующий раз он охотно откликнется и с радостью поможет вам справиться с очередным «пробелом» в вашем школьном образовании. Начинать лучше с самых простых вопросов, как раз с тех, которые «проходят» в начальной школе. Не стоит смущаться, например, что вы не понимаете, почему «от перестановки мест слагаемых сумма не меняется». Правило-то у всех на слуху, а вот почему оно работает? Можно, допустим, сказать: «Не понимаю, как это объяснить. Помоги». Посложнее будет тот же вопрос про два сомножителя. Затем, с тех же позиций понимания по-настоящему, можно обсудить, например, формулы периметра и площади прямоугольника, объема коробки. Заодно разобраться, что такое «квадратная единица» и «кубическая единица» и почему в одном метре 100 сантиметров, а в одном квадратном метре уже вовсе не 100, а гораздо больше квадратных же сантиметров. И что такое литр, и почему миллилитр часто называют «кубиком», и какого размера этот кубик. Кстати, будет небезынтересным уточнить (или выяснить?) значения приставок деци-, санти-, милли-, кило- и других. Почему в одном случае в задачах «на скорость» скорости складывают, а в другом вычитают. И так далее, и так далее. Причем вовсе не обязательно устраивать специальные занятия. Напротив, вопросы эти хорошо обсуждать устно, например, по пути куда-нибудь, скрашивая длинную скучную дорогу, в общем — при всяком удобном случае, лишь бы у вас была возможность более или менее неторопливо поговорить. Не хватило времени — не беда, разговор можно будет (только — обязательно, вам же интересно!) продолжить. Можно просто тренироваться в устном счете, подбрасывая попеременно друг другу примерчики, заранее условившись о величине чисел (скажем, не больше двузначных). Или совместно изобрести способ разумного и удобного запоминания таблицы умножения. Главное при этом избежать запоминания-зубрежки. Остановлюсь на этом вопросе чуть подробнее, так как таблица умножения часто является началом негативного отношения к математике и трудностей «системного характера». Оно и понятно: попытки понимания математики все время будут перебиваться раздражением от непонимания сопутствующих мелочей, связанных с неумением, в частности, считать. Попробуйте, например, вести содержательный разговор с иностранцем, справляясь в словаре о каждом слове, произнесенным им или вами! Нетрудно представить, что из этого выйдет. Итак, для начала можно попробовать вместе с ребенком, по очереди называя числа, досчитать до ста «десятками» (легко!), «пятерками» (тоже легко!). Но, между прочим, при этом формируется еще и понимание признаков делимости на 5 и на 10. Затем считаем «двойками». Здесь, заодно, возникает тема четности. Замечу, что в книгах о занимательной математике довольно часто встречаются остроумные и одновременно простые задачи, связанные с идеей четности. Например, такая: «Если из одной стопки тетрадей переложить в другую 10 тетрадей, то стопки станут одинаковыми. На сколько в одной стопке больше тетрадей, чем в другой?» Или такая (для детей — существенно сложнее первой): «В записи числа 198 цифр. И все эти цифры равны единице. Делится ли это число на 18?» Чтобы все читатели оценили красоту последней задачи, приведу решение. На 18 может поделиться только четное число. А у нашего числа последняя цифра — единица. (Число 198 выбрано для тех, кто знаком с признаком делимости на 9; в качестве «ложного следа»). Затем можно потренироваться считать «тройками» и так далее. Это уже посложнее. Возникает больше ошибок, но и «спортивный» интерес возрастает. Потом — в обратную сторону (от ста, точнее, от соответствующего числа, ближайшего к ста). Это будет замечательной подготовкой к усвоению таблицы умножения. Можно разнообразить ваши упражнения задачками, подобными приведенным выше. Или придумыванием способов удобного складывания или вычитания различных чисел. Например, когда у нас с дочерью впервые возникла необходимость сложить числа 5 и 7, дочь быстро, «в уме», посчитала и сообщила мне верный результат. На мою заинтересованную просьбу рассказать, как это у нее получилось так быстро посчитать, последовало такое рассуждение: «Ну, я же знаю, что 5 плюс 5 будет 10, ну, и еще два». При этом прием счета «на пальцах» (загибая их по одному) уже был у нее в арсенале. И я не уверен, что дочь не «подстраховалась». Но, может быть, специально ради нашего разговора, изобрела такое вот объяснение. Случай этот я рассказал только для иллюстрации того, как из обычного скучного действия можно сделать интеллектуально «вкусный» разговор. Конечно, задачи можно преподносить совершенно по-разному, придумывать истории или ситуации. Например, можно считать ступеньки или, скажем, червячков птенцам скармливать, всем поровну, и интересоваться, сколько этих самых червячков должны поймать птички-родители и т.п. Кому-то больше нравится одно, кому-то — другое. Ясно, что к разным детям нужен иногда ОЧЕНЬ разный подход. Тем более что объяснять умножение ДО выучивания таблицы вовсе не то же самое, что ПОСЛЕ. Ну, а дальше надо изобретать, делать ваше общение по поводу таблицы умножения интересным и интеллектуально увлекательным. Дальше намеренно не привожу последовательности действий. Важно, чтобы дети научились думать сами, контролировать свои шаги размышлением. И родители задумались над этим же. Не форсируйте события, будьте внимательны к развитию мысли своего ребенка. Главное — получать радость от совместного творчества. А если вы еще время от времени будете «подкидывать» какие-нибудь простые устные загадки и задачки на сообразительность (скажем, за чаем) для обсуждения, это не только послужит развитию мышления всех участников разговора, но и придаст вашему совместному времяпрепровождению особенный, увлекательный характер. К слову, расскажу об одной забавной игре для двоих. Один (предположим, папа) называет любое натуральное число, не большее 10. Затем другой (допустим, сын) прибавляет к нему любое натуральное число, не большее 10 и так далее. Выигрывает тот, кто первым получит число 100. И, безусловно, надо позаботиться о наличии в домашней библиотеке хороших книг. Конечно, вряд ли возможно таким образом освоить всю школьную программу по математике. К тому же, нельзя забывать о существовании других предметов. И гнаться за полным охватом всех разделов школьной математики, безусловно, не стоит. А вот воспитать таким образом в своих детях умение по-настоящему учиться, умение вдумываться, умение строить собственные рассуждения и делать выводы, ответственность за них, безусловно, в наших силах и, более того, обязанностях.


На правах рекламы Что такое головной педикулез? Головной педикулез – заболевание, вызванное паразитированием на коже и волосах головы человека вшей. Выделяют также платяных и лобковых вшей, но наиболее распространены волосяные вши. Жизненный цикл вши составляет 1-3 месяца. Учитывая, что уже на 16-й день после рождения самка вши способна откладывать до 10 яиц ежедневно, это значит, что с определенного момента число паразитов будет расти в геометрической прогрессии. Питаясь кровью человека, вши вызывают зуд и раздражение кожи. Через расчесы в организм может проникать инфекция. У детей на этом фоне нередко развивается неспецифический дерматит. Где можно заразиться головным педикулезом? Заразиться головным педикулезом можно при контакте с больным или его вещами практически в любом месте. Достаточно пообщаться с человеком, имеющим вшей, в общественном транспорте, спортивном зале, клубе. Сколько людей болеет педикулезом? В России нет точных данных о заболеваемости педикулезом. По официальным данным Росгосстата заболеваемость педикулезом составляет 0,2%, но этот показатель сильно занижен. Особенно подвержены нападению вшей дети – по статистике около трети больных педикулезом – дети в возрасте до 14 лет. Подцепить паразитов ребенок может в детском саду, школе, бассейне, летнем лагере. Среди школьников, например, этот показатель обычно составляет 1-3%, а в некоторых странах и больше – во Франции величина достигает 20%. Можно ли избавиться от вшей, помыв голову? Нельзя. Головные вши легко переживают обыкновенные водные процедуры, могут какое-то время обходиться без воздуха, крепко держась за волосы человека. Как отличить гнид от перхоти? Гниды — овальные серовато-белые яйца вшей, покрытые защитной оболочкой и снабженные крышечкой, длиной около 0,5 мм. В отличие от перхоти гниду трудно снять с волоса, она крепко прикреплена к нему. Яйцо вши имеет круглую форму, в отличие от перхоти, представляющей из себя «чешуйку» отшелушивающейся кожи. Если на гниду с ещё невылупившейся личинкой надавить, слышится характерный хруст. Насколько эффективны «народные средства» против вшей? «Народные средства» вроде вазелина или уксуса помогают примерно в 10 случаях из 100. Значительно более эффективны инсектициды (80%), но у них есть весьма существенный недостаток – они практически никак не действуют на яйца, отложенные, вшами – гниды. Более того, в связи с активным применением препаратов на основе инсектицидов, у вшей вырабатывается привыкание к ним. В настоящее время доказано, что от 30 до 60% популяции вшей не восприимчивы к действию одного из распространенных инсектицидов – перметрина. Можно ли вычесать вшей? Эффективность вычесывания, если ограничиться только им, составляет всего 40%. При этом обыкновенная расческа не подходит. Установлено, что гребень для вычесывания вшей должен иметь металлические зубцы с расстоянием между ними не более 0,3 мм. Именно такой гребень прилагается к спрею Паранит. С его помощью можно аккуратно расчесать самые густые и непослушные волосы и избавиться от погибших паразитов. Каков наиболее эффективный способ борьбы с волосяными вшами? Доказано, что в борьбе с волосяными вшами наиболее эффективны физические методы воздействия. На них основано действие средства Паранит. Входящие в его состав активные вещества наносят двойной удар по физиологии насекомого. Во-первых, натуральные эфирные масла в составе Паранита блокируют процессы дыхания как у взрослых особей, так и у личинок и гнид, что приводит к удушению. Во-вторых, при действии Паранита организм насекомого быстро теряет воду – обезвоживается. Это достигается разрушением защитной оболочки вшей и гнид, в результате чего она теряет свои водонепроницаемые свойства. В результате достигается быстрый эффект – для полного уничтожения вшей и гнид достаточно всего 15 минут. В ходе клинических испытаний, проведенных в Кембридже, выяснилось, что Паранит оказался в два раза эффективнее препарата на основе одного из распространенных в практике инсектицидов перметрина. Из 50 человек с диагнозом педикулез, получавших лечение Паранитом, выздоровели 41, тогда как перметрин помог только 21 из 50. Баллончик со спреем в 60 мл рассчитан на 2-4 полных цикла применения, т.е. при необходимости можно использовать средство для всех членов семьи или при повторном заражении. В комплект также входит специальный металлический гребень для вычесывания погибших паразитов. Нужно ли проводить повторную обработку головы против вшей? Желательно сделать это через 7-10 дней. Это связано с циклом жизни вшей. Гниды очень устойчивы к любым средствам, поэтому если нанесение средства было неравномерным или вычесывание проведено недостаточно аккуратно, то неcколько гнид могут остаться в волосах. Из них через 7-10 дней появится личинка, которая, как и взрослая особь, кусается и питается кровью. Повторное применение средства от вшей через 7-10 дней обеспечивает 100%-ное избавление от педикулеза, даже если после первого применения несколько живых гнид осталось на волосах. Как избежать заражения ребенка вшами? Защитить себя или своего ребенка от вшей полностью невозможно, но соблюдение рекомендаций поможет снизить риск заражения. Попросите ребенка не меняться личными вещами с детьми на улице, в детском саду, школе. Заколки для волос, шарфы, шапки и т.п. являются простейшим способом заразиться вшами. Длинные волосы у девочек заплетайте в косы или закрепляйте в пучке на затылке для уменьшения контакта с предметами и другими детьми. Используйте в бассейне резиновую шапочку. Если кто-то из членов семьи заразился вшами, начинайте лечение немедленно. Все вещи, с которыми контактировал больной (постельное белье, одежду, расчески, резинки), постирайте при температуре не ниже 60 градусов. Тщательно пропылесосьте квартиру, дачу, автомобиль. Какие средства можно использовать для лечения головного педикулеза у детей? Паранит рекомендован для применения у детей с 5 лет. Удобная форма выпуска – спрей – позволяет равномерно и быстро распределить активные компоненты по голове самого непоседливого ребенка. А набор натуральных масел, входящих в состав Паранита, благотворно влияет на состояние кожи волос: иланг-иланг устраняет раздражение, анис оказывает антисептическое действие, кокосовое масло питает и восстанавливает поврежденные волосы. Перед применением рекомендуется ознакомиться с инструкцией. СГР № 77.99.36.2.У.2713.3.09


Дислексия: родителям о нарушениях письмаКак всем нам хорошо известно, обучение грамоте – одна из важнейших задач начальной школы. Успешное усвоение ребенком навыков чтения и письма в начальной школе служит залогом эффективности всего дальнейшего обучения. Но, как показывает статистика, от 7 до 10% российских младших школьников испытывают трудности в овладении чтением и письмом. Диагнозы «дислексия» и «дисграфия» уже не звучат как понятные только узкому кругу специалистов термины, а прочно входят в лексикон учителей начальных классов и родителей их учеников. Каковы же причины этих трудностей? Как помочь ученику их преодолеть? На эти и другие часто возникающие у родителей вопросы мы постараемся ответить в данной статье. Письменная речь – сложный психический процесс, протекающий на основе взаимодействия самых различных функций: речи, восприятия, памяти, эмоций, мотивов и поведения человека. Этим объясняется легкая уязвимость процесса письма – при нарушении любого из звеньев пострадает в той или иной степени целая система. Попробуем представить акт письма в виде следующей цепочки действий: - звукоразличение; - связь опознанных звуков с буквенными знаками; - перекодировка знаков в систему движений руки. Какими же навыками должен обладать первоклассник, чтобы успешно проделать весь этот многоступенчатый путь и аккуратно вывести на узкой линейке классическое: «У Шуры шары»? Первой и главнейшей предпосылкой овладения письмом, формируемой задолго до начала школьного обучения ребенка, является сформированность устной речи, произвольное владение ею, способность к речевому анализу и синтезу. Дефектное произношение ребенком отдельных звуков или их групп, замена в устной речи одних звуков другими, искажение слоговой структуры слова, неправильное использование грамматических форм, бедность словаря должны привлечь внимание родителей никак не позже 4 – 5 лет и послужить поводом для немедленного обращения к логопеду. Если нарушения устной речи не будут вовремя выявлены и исправлены, то это может в дальнейшем не только затруднить общение ребенка с окружающими, но и оказаться серьезным препятствием к овладению грамотой. В этом случае вы рискуете прочитать однажды в тетради любимого чада: «жалзавел зелезный замок» либо «жверь потшитал в сосаде добыцу». Такого рода ошибки принято называть «косноязычием в письме». Но отсутствие нарушений произношения – еще не гарантия того, что у ребенка достаточно хорошо сформирован фонематический слух (способность различать, распознавать звуки речи). Иногда нарушения звукового анализа и синтеза выявляются только в ходе обучения грамоте, когда в тетради ребенка вдруг появляются странные ошибки: пропуски букв, особенно при стечениях согласных либо в многосложных словах (сплеск вды, почустал), перестановки (втроник), замены (продил, соберадся – бродил, забираться), неправильное употребление грамматических форм (аграмматизм). Нарушения фонематического слуха могут быть выявлены только в ходе подробного логопедического обследования. Если вы подозреваете, что звуко-буквенный анализ у ребенка нарушен, то до визита к логопеду (который должен состояться непременно) можно провести домашнее экспресс-обследование состояния фонематического слуха. Попросите ребенка повторить следующие серии слогов: КА-ПА-ТА, БА-БА-ПА, СА-ША-СА, АТЬ-АЧ-АТЬ. Если ребенок правильно повторяет первую серию слогов и затрудняется при попытке повторить остальные, то нарушение фонематического слуха налицо. Предложите назвать по картинкам слова, отличающиеся только одним звуком (почка-бочка, сова-софа, крыса-крыша), исправить на слух ошибки (Правильно я говорю: «У мальчика болит суп»? А «Мама сварила куриный зуб»?). Следует также обязательно проверить состояние физического слуха ребенка у отоларинголога. Кроме описанных выше, можно наблюдать на письме у детей и такие специфические ошибки, как замены букв, сходных по начертанию (б-д, у-и, п-т), корявый, неряшливый почерк, несоблюдение строки. Подготовка системы «глаз-рука» к письму берет свое начало в дошкольном возрасте, когда ребенок учится рисовать, лепить из пластилина, собирать мозаику, нанизывать на нитку бусинки. Если мелкие движения руки к моменту обучения грамоте развиты недостаточно, то ребенок застревает на последнем звене акта письма, полностью переключая внимание на графическое оформление, которое вызывает у него трудность. Таким детям может помочь пальчиковая гимнастика и вышеописанные занятия (рисование, лепка, собирание мозаики). Если ваш ребенок испытывает трудности в овладении письмом, ни в коем случае не ругайте его за множество ошибок, не упрекайте в лени и невнимательности. Это было бы равноценно, например, обвинению ребенка, страдающего церебральным параличом, в неуклюжести и неловкости. Если малыш уже претерпел школьные неудачи – двойки по русскому языку, жесткие требования учителя, насмешки одноклассников и у него сформировался устойчивый страх перед письмом, то преодоление этой проблемы потребует от вас особенно бережного внимания и кропотливого труда. Создайте дома щадящие условия – никакого постоянно работающего телевизора или громко играющего магнитофона. Навязчивый звуковой фон в квартире приучает ребенка отключать слуховое восприятие, не реагировать на звуки, рассеивает слуховое внимание, которое так важно формировать у школьника с нарушениями письма. Просмотр телепередач ребенком следует исключить полностью, лучше заменить их видеокассетами, которые вы можете предварительно просмотреть сами и убедиться, что в их содержании нет ничего невротизирующего, возбуждающего, не соответствующего возрасту. У видеозаписи есть еще одно веское преимущество – ее не прерывает навязчивая реклама, особенно хорошо «застревающая» в детской памяти. Будьте готовы к тому, что всей семье придется встать на борьбу с коварным расстройством письма. Ведь цена поражения в этой войне слишком велика – школьная дезадаптация, стойкий комплекс неудачника и, в итоге, извержение ребенка, порой имеющего высокие интеллектуальные показатели, из общего потока на обочину жизни. «Он еще такой маленький, неокрепший, часто болеет, - могут подумать родители первоклассника, внимая советам многоопытных бабушек и тетушек. – Вот подрастет, сил наберется, и ошибки пройдут сами собой». Не обманывайтесь – на самом деле ошибки не пройдут с течением времени по мере роста ребенка, а многократно возрастут подобно снежному кому. Ведь помимо фонетического принципа письма, где буква обозначает звук, ребенку уже с первого класса придется овладевать и морфологическим – принципом одинакового написания одних и тех же частей слова, который лежит в основе русского правописания. С увеличением объема учебного материала работать над преодолением ошибок становится все труднее. Поэтому начинать коррекционную работу следует как можно раньше. Для наглядности представьте себе циркового жонглера. Вот он подбрасывает и ловит две кегли, три, четыре… Ассистент добавляет артисту все новые и новые предметы, и вот уже их круг высоко поднимается у жонглера над головой, а зрители поражаются его ловкости. В подобной ситуации оказывается и малыш, изучающий правила правописания. Сначала он должен запомнить и научиться применять на письме простейшие жи-ши, ча-ща, чу-щу, позже круг изученных правил расширяется, включая в себя более сложные сомнительные согласные, безударные гласные, падежные окончания. И применять все это множество правил школьник должен одновременно, в одном тексте! Для решения этой сверхзадачи ребенок должен иметь достаточно большой объем оперативной памяти, обладать способностью к переключению и распределению внимания. Чтобы развить внимание и память школьника, родители могут использовать довольно простые и всем известные игры: «Что изменилось?» (На столе раскладывают игрушки, картинки, любые предметы и просят ребенка запомнить их расположение. Потом испытуемого просят отвернуться и в это время что-то меняют, а после ребенка просят назвать, что изменилось), коллективная игра «Назови имена», (Дети встают в круг и называют имена по порядку, а ведущий должен запомнить, в каком порядке стояли участники и после «путаницы» вернуть всех на место в том же порядке). Можно также дать ребенку газетный лист с напечатанными в беспорядке буквами и предложить, например, подчеркнуть все буквы А и вычеркнуть все буквы О. Применение любого из правил русского правописание представляет собой сложную многоступенчатую операцию. Например, чтобы правильно написать слово с безударной гласной (вода), ребенок должен: 1. Задать себе вопрос «А как правильно написать это слово?». Для определения «ошибкоопасного» места требуется развитая «орфографическая интуиция», которая вырабатывается в процессе обучения письму. 2. Выделить корень и включить слово в ряд однокоренных слов (вод, вода, водный, наводнение…). 3. Сделать правильный выбор в пользу буквы О и записать слово, руководствуясь правилом. Заметьте, на выполнение всего этого ряда операций у ребенка имеется в запасе всего несколько секунд (то время, за которое он выводит слог ВО). Проверьте, насколько способен ребенок выполнять другие многоступенчатые операции, с которыми он сталкивается в быту (например, налить воды в электрический чайник, поставить его на подставку, нажать кнопку, чтобы чайник нагрелся). Отработайте эту способность на доступном бытовом материале, чтобы впоследствии перейти к сложным для ребенка с нарушением письма речевым операциям. Можно поиграть в поиски клада. Загибаем пальцы и запоминаем, как его найти: 1 – войти в спальню, 2 – найти синий предмет, у которого два брюшка и четыре ушка, 3 – достать из-под этого предмета ключ, 4 – открыть ключом ящик стола, 5 – взять в ящике стола клад (конфету, наклейку). Недаром говорится: дома и стены помогают. Стены вашего дома могут оказать вам незаменимую услугу, если разместить на них плакаты и таблички, которые помогут ученику запомнить правильное написание слов. Напишите слова яркими маркерами или гуашью, «ошибкоопасные» места подчеркните, выделите другим цветом. В эти списки необходимо включить те слова, в которых ребенок упорно делает ошибки, несмотря на многократное переписывание. Можно вместе с малышом вырезать «злосчастные» слова из цветной бумаги или вылепить из пластилина. Полезно также вывешивать, например, каждую неделю, новый нарядный плакатик с четверостишьем по сезону, пословицей, красивым или назидательным отрывком из книги в одно-два предложения. По истечении недели пусть ребенок напишет этот отрывок по памяти. Как показывает опыт, дети с нарушениями письма с трудом запоминают правописание слов, например, «словарных», и здесь вам могут помочь все перечисленные домашние приемы. Словарные слова группируйте по какому-либо общему признаку, например: кОрОвА, вОрОнА, дОрОгА – два О, одно А. Пусть ребенок сам выделит признак, по которому сгруппировали слова – это послужит развитию его логического мышления. Обратите внимание на то, как вы обычно проводите в семье выходные дни. Не бывает ли так, что родители занимаются своими делами, а ребенок, будучи предоставлен сам себе, проводит целый день за игровой телеприставкой или компьютерной «стратегией»? Или, «чтобы не путался под ногами», его уже с утра пораньше выпроваживают во двор, где отрок пропадает до обеда, а после обеда и до поздней ночи, предоставленный сам себе? В результате такого пренебрежения, встречаются дети, родившиеся и всю свою семи-, а то и одиннадцатилетнюю жизнь прожившие в Москве и ни разу не побывавшие на Красной площади и даже не способные узнать ее на картинке. Не поленитесь сводить ребенка в музей, в зоопарк, в театр, в гости. Для развития речи, в том числе и письменной, необходимы переживания, впечатления, мысли, которые ребенок захочет выразить словесно. И тогда пресловутый, только ленивым не обруганный компьютер из монстра-пожирателя времени превратится в средство самовыражения и развития. Ведь с его помощью так замечательно писать первое в жизни сочинение, например, о походе в лес за грибами – ошибки на экране исчезают бесследно, стоит только кнопку нажать! Да еще их сразу видно – хитрый текстовый редактор подчеркивает ошибки красным и зеленым. Если у вас пока нет компьютера, не переживайте – с этой функцией замечательно справится папа или мама. Пусть малыш пишет сочинение простым карандашом – это и полезно для становления почерка, и ошибки легко устранить одним движением ластика. К сочинению следует относиться трепетно, искренне хвалить юного автора и стимулировать к созданию новых шедевров, а неизбежные ошибки искать и исправлять следующим образом: на первом этапе – подчеркиваем букву, на втором – слово с ошибкой. Объясни сам, как правильно должно быть написано. Постепенно расширяем поле самостоятельного поиска – отмечаем палочкой уже целую строку с ляпсусом. Обязательно откровенно говорите с ребенком о его проблеме, не избегайте этой темы. Настройте его на борьбу. Можно несколько романтизировать этот образ: пусть он представляет себя могучим богатырем, который готовится мощным ударом Меча Знаний отсечь головы дракону-Дисграфии. Или суперагентом, который путем выполнения хитрых упражнений похищает у коварной Дисграфии всю ее секретную информацию. Всячески поощряйте упорство и трудолюбие. Эти качества должны воспитываться непрерывно, не только на учебном материале, но и путем выполнения постоянных домашних обязанностей. В настоящее время заинтересованному читателю предлагается достаточно широкий выбор логопедической литературы, в том числе и предназначенной для самостоятельных занятий дома. Некоторые родители, вооружившись методическими книгами, делают поспешный вывод: «Не нужен нам логопед! Все тут ясно. Мы сами справимся». Не обольщайтесь. Коррекционная работа, направленная на исправление нарушений письма, весьма сложна по своему содержанию. За ее выполнение берется далеко не каждый специалист, имеющий диплом логопеда, а только обладающий соответствующим опытом. Логопед – ваш лоцман на пути по непредсказуемому дисграфическому морю; полагаясь же только на свои силы и здравый смысл, вы рискуете прочно сесть на мель. Вместе мы обязательно справимся. Счастливого плавания! Материал предоставлен православной газетой "Как жить"


Советы родителям первоклассникаСовет первый: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, — это ваше внимание. Выслушивайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день! Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он обязательно почувствует вашу поддержку. Слушая его внимательно, вы сможете понять, в чем малышу нужна ваша помощь, о чем следует поговорить с учительницей, что реально происходит с ребенком после того, как вы прощаетесь с ним у дверей школы. Совет второй: ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации. Спросите любого знакомого первоклассника, какая у него учительница. В ответ вы, скорее всего, услышите, что она самая лучшая, самая красивая, самая добрая, самая… Для первоклассника учительница становится одним из самых главных взрослых в жизни. В первые месяцы в школе учительница затмевает и маму и папу. Мудрым поступком будет поддержать эту «влюбленность» ребенка и не ревновать. Сотрудничайте с учителями вашего ребенка, предлагайте помощь, проявляйте активность. В классе с активными родителями, как подмечено, теснее и лучше отношения между детьми, интереснее жизнь, больше праздников и походов. Даже если лично у вас, как родителей, есть какие-то вопросы к учителям, вам кажется, что что-то нужно делать по-другому, все трения должны остаться между взрослыми. Иначе ребенок будет вынужден разрываться между любовью к родителям и авторитетом учителя. Очень вредны негативные или неуважительные высказывания о школе и учителях «в семейном кругу», это значительно усложнит ребенку адаптационный период, подорвет спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми. Совет третий: ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребенку. Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы просто не нужно. Одна бабушка плакала, собирая внука с утра в школу. Она гладила его по голове, бегала между портфелем и одеждой и причитала: «Куда же мы тебя отпускаем! Тебя же там целый день кормить не будут! Как же ты там один без меня будешь!» И так каждое утро в течение месяца. Встречали мальчика из школы так, будто он только вернулся живым с войны. Родители мальчика заметили, что ре6енок начал «бояться школы». Основную работу провели с бабушкой. Ее пригласили на целый день школьных занятий, она присутствовала на всех уроках, завтракала вместе со всем классом, зашла в школьную раздевалку, медицинский кабинет, спортивный зал Кстати, гордость мальчика не была уязвлена присутствием в классе бабушки. Ему пообещали, что он расскажет одноклассникам, что это его бабушка, только если захочет сам. После этого дня бабушка поняла, что внук растет и теперь школа ему по плечу. Очень быстро прошли страхи и у самого ребенка. Совет четвертый: помогите ребенку установить отношения со сверстникам и чувствовать себя уверенно. Особенно ваша помощь понадобится, если ребенок не ходил до школы в детский сад. В этом случае он не привык к тому, что внимание взрослых распределяется сразу между несколькими детьми. Хвалите ребенка за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным знакомствам. Поговорите ним о правилах общения со своими ровесниками, помогите стать вашему ребенку интересным другим. Учите его новым играм, чтобы он мог показать их друзьям. Пригласите одноклассников вашего ребенка к вам домой — простое чаепитие, а маленький хозяин научится принимать гостей. Не стоит «подкупать» внимание школьных товарищей вашего ребенка дорогими игрушками и одеждой. Так ваш ребенок не научится быть нужным другим сам по себе. Ваш сын или дочь может столкнуться с завистью и неодобрением одноклассников. Уверенный в себе, общительный малыш адаптируется к любой ситуации быстрее и спокойнее. Совет пятый: помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни. Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. Многие дети в первом классе впервые сталкиваются с необходимостью вставать в одно и то же время с утра. На протяжении 3-6 часов школьного дня ребенок активно учится. В шесть-семь лет такая нагрузка равна напряженному рабочему дню взрослого человека. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, зрение, слух ребенка. Если до этого вы не придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести его Ваша дочь или сын нуждается в регулярном, продолжительном сне. Помогите школьнику научиться засыпать в одно и тоже время. Не заставляйте ребенка сразу садиться за уроки. Ребенку нужно время, чтобы отдохнуть. Это полезно и для самого процесса обучения. Мозг использует время отдыха, чтобы «уложить новые знания на нужные полочки». Ребенку, как и нам, после рабочего дня нужен кусочек тишины и отдыха. Позаботьтесь о здоровье вашего ребенка, так как в первые месяцы школьного обучения огрехи в режиме дня будут сказываться более серьезно, чем раньше. Совет шестой: мудрое отношение родителей к школьным успехам исключит треть возможных неприятностей ребенка. Многие мамы и папы так хотят гордиться своими детьми и так беспокоятся об их отметках, что превращают ребенка в приложение к школьному дневнику. Школьные успехи, безусловно, важны. Но это не вся жизнь вашего ребенка. Школьная отметка — показатель знаний ребенка по данной теме данного предмета на данный момент. Никакого отношения к личности ребенка это не имеет. Хвалите ребенка за его школьные успехи. И помните, никакое количество «пятерок» не может быть важнее счастья вашего ребенка. Давайте постараемся, чтобы самые первые шаги, сделанные каждым малышом в школьном мире, были для самого ребенка и членов его семьи радостными и уверенными! Фото storage1.tvidi.ru


Школьная форма. Фото с сайта smenawear.ruВ эпоху белых фартучков и синих костюмов ответ на этот вопрос не вызывал сомнений. Сегодняшние же школьники одеваются на уроки так, что не понимаешь, где находишься. То ли в спортклубе, то ли на молодежной вечеринке... Может, форма напомнит ученикам, зачем они пришли в школу? Как нам сказали в Министерстве образования и науки РФ, введение школьной формы - это, в первую очередь, материальный вопрос. Она вводится в школах, которые могут профинансировать ее создание. И самое главное - одеть школьников в одинаковые костюмы можно только с согласия их родителей. «Форменные» минусы Главные противники ученической униформы - естественно, старшеклассники. Они воспринимают это, как ограничение свободы, кощунственный «наезд» на индивидуальность и ущемление прав человека. Для родителей введение единой одежды оборачивается лишними тратами - специальный костюмчик для школы ребенок больше никуда не наденет, а рвется он также быстро. В «началке» свои проблемы. Учителя «старой закалки» требуют, чтобы девочки ходили в юбках, но зимой в брюках теплее. Так нужна ли форма? С психологической точки зрения форма мобилизует детей. Если надеть на ребенка маску обезьяны, он станет кривляться, если платье принцессы - будет любоваться собой, если строгий костюм - постарается вести себя как прилежный ученик. Домашняя же одежда расхолаживает. Сложно заниматься делом в том же, в чем ты отдыхаешь или развлекаешься. Форма создает и ощущение равенства в детском коллективе. В школах учатся дети из семей с разным достатком, и социальное расслоение выражено бывает еще сильнее, чем во взрослом коллективе. Что же все-таки надеть? По мнению учителей одежда должна быть удобной, строгой. Следует отдать предпочтение спокойным цветам - брюки и юбки лучше выбирать черные или коричневые. Блузки и сорочки - однотонные. Любовь к джинсам не удастся выбить из современного школьника - главное, чтобы они не были потерты, поношенны. А обувь должна быть удобной и к месту. Но помните, что все-таки ребенок должен оставаться ребенком, а его внешний вид - вызывать симпатию у окружающих. Советы психолога Психологи рекомендуют выбирать для школьной одежды спокойные цвета, которые позволяют детям лучше концентрироваться и не раздражают окружающих: серый, бежевый или темно-синий (самый немаркий и потому удобный для родителей). Категорически не рекомендуются красный, вишневый и контрастное сочетание черного и белого. Наиболее предпочтительные материалы — шерсть и хлопок. Но поскольку и то и другое в чистом виде — не самый практичный выбор (шерсть вытягивается и блестит, а хлопок надо каждый день гладить), то лучше пойти на компромисс: 30% синтетики. Главный критерий — удобство ребенка. Приталенный пиджак, может, и делает мальчика похожим на маленького пэра, но ему неудобно в нем бегать на переменах и писать на уроках — высокие проймы режут подмышки.


Загар не бывает безопаснымЗагар не бывает безопасным! К такому печальному выводу пришли американские и британские ученые, сообщает Reuters. По мнению экспертов и загар, и рак кожи возникают при повреждении ДНК, которое происходит из-за воздействия ультрафиолетовых лучей. Но многие люди, особенно молодежь, игнорируют эту опасность в погоне за бронзовым загаром. Облучение, которое получают клетки при воздействии солнца, по всей видимости, повреждает ДНК, считает Dorothy Bennett - биолог из Лондонского университета. Повреждение ДНК — это первый шаг к мутациям в клетках, который может привести к возникновению рака, по этой причине безопасного загара быть не может, подчеркнул специалист. По данным ВОЗ, ежегодно 60 тыс. человек умирают от воздействия высокой дозы ультрафиолета. Чаще всего по причине заболевания меланомой — самой опасной формой рака кожи. Связь между воздействием ультрафиолета и возникновением рака кожи известна давно, но новым открытием стало то, что даже небольшие дозы ультрафиолета являются опасными. По мнению ученых, различные сообщения о пользе и вреде загара смущают и путают общественность. Человеку необходима небольшая доза ультрафиолета для секреции витамина D, но это гораздо меньше того, что мы получаем при загаре. Многие молодые люди вообще не осведомлены о вреде и опасности, связанной с загаром, подчеркнули специалисты.


Опять двойка

17.09.12 | Раздел:Школа
Моей дочке 12 лет. Она учится в шестом классеМоей дочке 12 лет. Она учится в шестом классе. Не так давно на родительском собрании я узнала от учительницы, что дочка подделывает в дневнике оценки. Скажите, как мне себя вести с ребёнком в такой ситуации? Анна А., Москва В ДАННОЙ ситуации надо решать проблему дипломатичным путём. Возможно, вы к собственному ребёнку очень требовательны. И ребёнок, чтобы вас не расстраивать, стал скрывать от вас плохие оценки. Как же вести себя родителям в подобных ситуациях: не зацикливайтесь на отметках — гораздо важнее быть уверенным в том, что знания, получаемые ребёнком, действительно соответствуют хорошим оценкам в его дневнике. И обязательно убедитесь, что учитель не перевыполняет таким образом план по оценкам; если в целом ваш ребёнок учится неплохо, то, когда приносит из школы плохую отметку, не стоит из этого делать трагедии. Ребёнок и без того чувствует себя виноватым, а если ещё и вы начнёте причитать над его дневником, и не дай бог давать ему подзатыльники или упрекать в том, что вы для него очень много делаете, то уж будьте уверены, в следующий раз, получив плохую оценку, он найдёт способ скрыть от вас свои промахи; не упрекайте чадо, что вы слишком много для него делаете и вкладываете, чтобы он был умным; не сравнивайте ребёнка с более успешным сверстником. Вспомните о том, что, если ребёнку постоянно говорить о том, что он лентяй, двоечник, растяпа, разгильдяй и т. д., он в конце концов обязательно и станет таким. А заодно вы добьётесь того, что ребёнок просто потеряет интерес к учёбе; помните правило, что недостаток любви рождает в детях комплексы, от которых очень трудно избавиться на протяжении всей дальнейшей жизни. Поэтому любите своего ребёнка несмотря ни на что, ни на какие оценки, любите его таким, какой он есть.


Новое на сайте
Реклама на сайте
Реклама
По вопросам размещения на сайте обращайтесь к администратору. Почта egomischin@yandex.ru
Copyright © 2012-14 Здоровье и воспитание детей
  Яндекс.Метрика