Главная Обратная связь Добавить в закладки Сделать стартовой
CHILD DOC - здоровье, воспитание, развитие ребенка
Продолжение. Начало здесь »» Китай Ситуация та же, что и в России: в техникумы поступают дети из более бедных семей. Поступить после 9 класса в техникум – означает признать, что твое будущее предопределено: ты никогда не станешь студентом вуза, ты пойдешь работать, и у тебя будут не слишком высокие заработки. Поэтому китайские школьники неохотно выбирают специальности, связанные с сельским хозяйством: они хотели бы учиться в техникуме по той специальности, по которой можно найти работу в городе. Что мешает им поступить в старшую среднюю школу? Вступительные экзамены! Каждая старшая школа принимает экзамены по своему собственному усмотрению, хотя и по государственным программам. Если это обычная школа, то у способного сельского школьника еще есть шансы поступить в 10 класс. Но сдать экзамены в хорошую городскую полную среднюю школу для него практически невозможно. Китайские деятели образования официально признают, что и по оснащению, и по качеству преподавателей сельские школы гораздо хуже, а следовательно, ниже и шансы их выпускников на поступление в хорошую старшую среднюю школу. Кроме того, в городах создано много элитных школ, готовящих к поступлению в университеты, и попасть туда – все равно что поступить в Москве в Высшую школу экономики. Чаще всего в такой школе старшая ступень имеет свою неполную среднюю школу, тоже элитную. У детей, которые уже в ней учатся, шансов в тысячу раз больше, ибо они начали путь с престижного детсада. Поэтому тема равных шансов на образование для сельских школьников в Китае очень актуальна. Пока там смогли обеспечить равные шансы только на ступени неполного среднего образования. Ради этого правительство некоторое время назад даже запретило на этой ступени так называемые «ключевые школы», т.е. лучше обеспеченные и материально, и учителями. Но это не меняет сути. В китайской и российской системах образования существует одинаковая социальная дифференциация: для детей из более бедных семей фактически все предопределено с детского сада. Но в Китае – еще более жестко, чем у нас, потому что они начинали в 80-е годы реформы с несопоставимо более низкого уровня, чем мы: в КНР шли к обязательной девятилетке, параллельно решая вопрос ликвидации неграмотности. Сегодня в Китае активно обсуждаются новые идеи: например, сдавать ЕГЭ два раза в году, как в США: если выпускника не устраивает полученный результат, он может еще раз попробовать сдать экзамены. Или сдавать ЕГЭ по разным предметам в течение года, чтобы у школьника не было такой безумной нагрузки. Сегодня китайцы говорят и пишут о том, что ЕГЭ в его существующем виде значительно усиливает неравенство высшей школы. В прошлом году на Всемирном форуме в Пекине я слышала целый доклад о том, насколько ЕГЭ способствует неравенству в доступе к качественному образованию. Поэтому китайцы всегда интересовались советской и российской системой поступления непосредственно в данный вуз. Они считают систему поступления при помощи стандартизированных тестов несовершенной. Сегодня 5% китайских университетов начали эксперимент, при котором студенты сдают экзамены непосредственно в этот вуз. Обсуждаются также разные формы профилирующих экзаменов: абитуриент сдает базовые экзамены, общие для всех вузов, и профилирующие, в зависимости от направления вуза. В Китае есть форма домашнего обучения, но она не слишком распространена (так же как и в России), тем более на селе. Впрочем, в отличие от России в КНР действует крупный центр по приему экзаменов экстерном. Ученик может подготовиться к ЕГЭ с домашними учителями (сдав соответственно сначала школьные экзамены). Но для сельских школьников это нереально. Ведь в Китае подготовка к поступлению в университет – целая индустрия, которая раза в два сильнее (и дороже) российской. Китайские родители тратят безумные деньги на репетиторов в надежде на то, что их дети смогут поступить в престижные университеты, входящие в программу «211» (100 лучших вузов, на поддержку которых выделяются крупные государственные средства) или, еще лучше, в программу «985», в которую включено около 40 вузов, обязанных выйти на мировой уровень. Диплом такого вуза гарантирует работу в международных фирмах и корпорациях, высокие заработки и многое другое. Как только дети моих китайских знакомых приближаются к окончанию полной средней школы – учеба превращается в сплошной родительский кошмар. Последний, 12-й год обучения – это интенсивная подготовка к поступлению. Правительство КНР пытается бороться с этим злом. Оно призывает преодолеть ужасную традицию, ориентирующую школу на подготовку в вузы. Но пока мало что получается! Традиции в Китае сильны. Главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, доктор исторических наук Нина Боревская По материалам статьи http://www.ifes-ras.ru/component/content/a...venstvo-shansov США: хотите грант на обучение? Предъявите рекомендацию из церкви! В США, как это ни странно, нет единой системы выпускных и вступительных экзаменов и отсутствуют единые требования к абитуриентам как таковые. Планового приема и выпуска специалистов в Америке нет. Каждый ВУЗ набирает студентов по своему усмотрению, не заботясь о том, сколько из них закончит образование и куда они пойдут работать. Формально в ВУЗы США принимаются люди любого возраста. Срок обучения не ограничен, равно как и количество высших образований, что объясняется необходимостью оплачивать обучение. Процедура приема и отбора абитуриентов в ВУЗы США зависит от их направленности и уровня престижности. Например, одни ВУЗы выбирают студентов путем проведения конкурсных экзаменов и тестирования, другие ограничиваются собеседованием, для поступления в третьи не нужно ничего, кроме документа, подтверждающего наличие среднего образования. Университеты обычно заранее объявляют о своих требованиях, перечисляют тесты, которые необходимо сдать, и какую сумму баллов необходимо набрать для поступления. Общим требованием при поступлении в любой американский ВУЗ является представление документов об окончании полной средней школы, перечень изученных там предметов и оценки по ним, общее количество баллов по тестам на способности (у всех американцев в школе проверяют уровень IQ), а также рекомендации и характеристики из школы или колледжа. Очень важную роль при поступлении в американский ВУЗ играет рекомендательное письмо церкви, которую посещал абитуриент, характеристики о работе в общественных и благотворительных организациях, свидетельства об участии в школьных олимпиадах, фестивалях, спортивных соревнованиях и художественной самодеятельности. Большое значение уделяется мотивации выбора ВУЗа, факультета и специальности. В зависимости от этих факторов студенту может быть предоставлен грант на обучение. Абитуриенты, соотнося свои желания, склонности, успехи в школе и материальные возможности, очень часто подают документы сразу в несколько ВУЗов, чтобы в итоге остановиться на наиболее подходящем для них университете. По материалам http://www.taday.ru/text/212724.html В январе 2010 года президент США выступил с инициативой реформировать систему начального и среднего образования в США, введя единые образовательные стандарты и единый государственный тест для всех школ, аналог российского ЕГЭ. Идея реформы, получившей название «Гонка на вершину», заключается в том, чтобы заставить 48 американских штатов соревноваться друг с другом, пытаясь представить государству лучший проект реформы. Автор лучшего проекта получит господдержку. Напомним, система образования США находится в ведении местной администрации, и каждый штат самостоятельно разрабатывает образовательное законодательство и перечень необходимых для преподавания школьных предметов. По словам министра образования США, в проекте приняли участие образовательные институты из 30 американских штатов. Барак Обама так же выступает за необходимость введения базовых стандартов для всех штатов, поскольку на данный момент разные американские школы дают разное начальное и среднее образование, как в смысле качества, так и в смысле предметов и количества академических часов. В рамках этой инициативы администрация США предлагает ввести единый государственный тест для всех школ. В отличие от российского ЕГЭ, американский не будет служить пропуском в вузы. Результаты единого теста станут индикатором качества образования по всем Соединенным Штатам, от которого будет зависеть объем дальнейшего госфинансирования. Некоторые американские штаты и округа негативно относятся к идее реформы, поскольку считают ее государственным вмешательством в традиционные прерогативы местных властей. Профсоюзы учителей также недовольны, поскольку распределение нового госфинансирования не будет учитывать, насколько успешным был образовательный процесс в штате и округе изначально. Идея единого теста также вызывает вопросы, поскольку, по мнению многих преподавателей, школа – это институт, где важно не только передать знание предмета, но и воспитать гражданина. Помимо этого, конгрессмены могут не поддержать объем финансирования реформы. Существует мнение, что на фоне экономической рецессии США не могут позволить себе тратить $5,7 млрд. на изменение системы образования. По материалам http://5ballov.qip.ru/news/newsline/2010/01/19/63844


Ребенок вырос - отпустиРядом со мной в метро стоит молодая и отчаянно влюбленная парочка. Парень и девчонка не могут оторвать рук друг от друга и говорят, говорят. И смеются и опять говорят. Звонит телефон. - Я с Леной, мама! Я буду поздно, я же тебя предупреждал, - говорит парень. Телефонная трубка начинает верещать такими высокими нотами, что даже мне хочется отстраниться. - Да, был у бабушки. Конечно, сказал. Да сделал, как ты сказала. И это тоже! Мам, я уже не маленький! Куда? В кино едем. Конечно, выключу телефон, там все выключают, - в глазах у парня досада. – Мам, мы с тобой каждый день видимся! А она… Она не «всякая» Ленка, она моя Лена! Не надо, мама! Парень нервно выключает телефон. Девушка молча прижимается к нему и утыкается в него носом. Вокруг зависает молчание. Знакомая сценка, не правда ли? А ведь мама знает, что рядом стоит девушка, которая влюблена в ее сына! Мама тоже была молода и тоже влюблялась. Ей ли не знать, какими глазами смотришь в этот момент на своего избранника. Почему же, когда это коснулось ее сына, она стала такой непонятливой и небрежной? Казалось бы, только недавно снимали свое чадо с горшка, купали его, делали вместе уроки. И вот уже дочь делает маникюр, сын бреется, и оба потихоньку лазят в компьютере по порносайтам. Оба стремятся к независимости и демонстрируют ее всеми возможными способами. Но это не беда. Жизнь все равно преподнесет им нужные уроки, и они поймут, что свобода – вещь дорогостоящая. За нее надо будет заплатить взрослостью характера, профессиональной состоятельностью, умением выстраивать свои потребности исходя из своих возможностей. А взрослые? Почему они из родных и понимающих людей перемещаются в стан оппозиции? Потому что для многих людей чувство родственности включает в себя и компонент собственности. Ребенок принадлежал нам (и ничего не имел против этого до поры до времени!), и вот теперь мы для него только часть его мира. Это – увы! - неизбежно, но многими воспринимается очень болезненно. Родительская ревность – чувство очень разрушительное. Она тем более страшна, если мать, к примеру, вырастила ребенка одна. У меня консультировалась пара молодоженов, союз которых с первых дней их совместной жизни поставила под угрозу мать мужа. При каждом кашле и чихе своего сына она врывалась в спальню к молодым среди ночи с таблетками, без всяких церемоний. Сын пытался мирно объяснить ситуацию, а когда не помогло, просто выставил ее за дверь. В разговоре со мной, она твердила, что это сноха настроила ее сына против нее. Пришлось тактично, но настойчиво напомнить ей о том, что происходит в супружеских спальнях и что родители в этих ситуациях – такие же посторонние, как и все остальные. Нам всегда кажется, что о нашем ребенке никто не сможет так позаботиться, как мы. Мы знаем, чем он болел, что любил или не любил, чего боялся. И с трудом признаемся себе в том, что дети вырастают из своих страхов, привычек, болезней. Они не хотят помнить об этом, а мы им об этом напоминаем и напоминаем. Мы забываем, что эти воспоминания дороги нам, а не им. И сердимся на них за то, что они не хотят разделить с нами нашу ностальгию по их детству. Но ведь именно их, людей не сумевших перерасти детство, и называют инфантильными, «маменькиными» сынками и дочками. Воспитывая тотально зависимого от себя ребенка, родители даже не представляют, какую яму они себе могут вырыть в старости. Потому что неизбежно наступит день, когда их чаду самому придется принимать ответственные решения. А оно не умеет этого делать и боится. Очень показателен анекдот на эту тему. Разговаривают две молодые женщины. - У меня заканчивается терпение, - говорит одна. – Мы уже три года вместе с мужем, а он всегда и по любому поводу твердит «мама» и «мама»! - А ты сбей его с толку, - говорит другая. – Надень черное кружевное белье, чулки, подвязки. Он появится на пороге, а ты распахни халат и кинься к нему! Встречаются на следующий день. - Ну и как? - Да никак! Он увидел черное белье, ахнул и говорит: ты вся в черном! Что-нибудь случилось с мамой?!.. Как вы думаете, этой женщине можно позавидовать? И интересно, как долго просуществует ее брак? Работая с семейными проблемами, я заметила одну закономерность. В семьях, где присутствует тактичность и уважение к чувствам и вкусам друг друга, где родители увлечены своей работой, имеют хобби, хорошее чувство юмора, где родительские функции выполняются гармонично и естественно, проблем между старшими и младшими бывает намного меньше. Родители не давят на детей любовью, граничащей с самоотречением. Такая любовь очень тяжела. Из-под нее всегда хочется вывернуться. Один из 15-летних подростков рассказывал мне на консультации про мать: «Она мне постоянно кричит, что всем пожертвовала для меня. Отец страшно пил, а она терпела и говорила, что не хочет, чтобы я был безотцовщиной. Смешно, прямо. Мне противен и он, и дом. И даже она, вечно раздраженная. Хотя, я ее очень люблю. Она говорит, что живет для меня. А я хочу, чтобы она жила для себя. Я разберусь с собой. Я хочу ее видеть счастливой». Вы поняли, о чем он? А я поняла. Появление детей в нашей жизни не лишает нас права чего-то хотеть, чему-то учиться, кого-то любить и желать, строить свои планы на будущее. Конечно, планы эти с учетом детей будут скорректированы. Просто жизнь двух поколений будет идти не одна за счет другой, а проживаться вместе и в горе, и в радости. В таком варианте семейного сообщества детей, как правило, никто специально не «воспитывает». Они впитывают семейную философию и уклад жизни в течение самой жизни. Эта семейная философия предполагает, что люди живут под одной крышей, потому что родные и любят друг друга. И долг в этом случае воспринимается, как что-то само собой разумеющееся. Есть любовь к детям, а не жизнь во имя детей. Есть радость при виде влюбленного лица дочери или сына, а не горечь от мысли, что сердце твоего ребенка принадлежит еще кому-то. Есть безумная гордость от творческих и жизненных побед своего ребенка, а не жалость к себе из-за своих неосуществленных планов. И нет желания навязать ребенку свой образ жизни, кстати, вместе со своими же ошибками. Хотим мы этого или нет, но дети наши вырастают. Им становится тесно в созданном нами мире. И если мы хотим остаться с ними в вечном душевном родстве, мы должны их вовремя понять и отпустить. Как бы парадоксально это не звучало. Совет психолога: 1. Растите вместе со своими детьми. Вы должны знать их вкусы, интересы, манеру общаться, что, по их мнению, хорошо, что плохо. Это особенно ценится детьми подросткового возраста и старше. С вами всегда пойдут на контакт, если будут понимать, что вы «в теме». 2. Даже если вы в душе консервативны, пересматривайте время от времени свои убеждения. Вашим детям предстоит жить в другое время. Там будут несколько иные законы и порядки, и ваши дети будут вынуждены адаптироваться к ним. А ваша негибкость отдалит детей от вас. Они не выбирали время родиться и не смогут изменить своих родителей. И тогда дальше они пойдут без вас. 3. Дети выросли, и у вас появилось свободное время. Не висите постоянно на телефоне, непрерывно выясняя отношения со своим ребенком. Займитесь собой! Самое время спокойно подлечить кое-какие болячки, вспомнить и осуществить свои нереализованные планы (например, пойти переучиться и поменять профессию, записаться в школу бальных танцев, записаться в хоровую капеллу, организовать маленький духовой оркестр, научиться шитью и рукоделию, пойти учить английский или испанский язык – да мало ли что!). Поверьте, это только увеличит ваш статус в глазах детей. Всегда интересно с тем, кому не скучно с самим собой. 4. Сделайте гармоничной свою личную жизнь. Если вы в браке, то самое время обновить ваши отношения. Уделяйте супругу (супруге) больше внимания. Старайтесь делать друг другу маленькие подарки и знаки внимания. Вспомните, как в молодости вы были сосредоточены друг на друге и верните это время! А если вы одиноки, то самое время найти друга или подругу. Речь не о штампе в паспорте. Речь о том, чтобы вашей душе было уютно. Тогда она не захочет воевать ни с кем. В том числе и со своими детьми.


Подготовка к экзаменамЕсть старый анекдот. У студента спросили, какой экзамен самый трудный. Он ответил: «Тот, который надо сдавать завтра!» Действительно, перед экзаменом все испытывают стресс. Многие ученики особенно боятся стоять перед экзаменатором и отвечать устно. Но, увы, наша жизнь состоит из экзаменов, и детям надо привыкать выступать перед комиссией, жюри или партнерами на переговорах. Воспользуйтесь советами педагога-психолога «Школы Сотрудничества» Натальи Кацевич, чтобы облегчить подготовку к экзамену. Совет 1. Не читайте подряд весь учебник, повторяйте по вопросам. Лучше всего составить план ответа (на каждый вопрос - на отдельном листе), а затем проверьте себя по учебнику. Выделяйте главные мысли-опорные пункты ответа. В конце каждого дня подготовки проверьте, как вы усвоили весь сегодняшний материал. Ваша задача – не вызубрить, а понять. И план для этого – самый лучший помощник. Психологическое объяснение. Важно записывать планы, конспекты, а не просто вспоминать. При вспоминании, повторении «про себя» смешиваются узнавание («ну, это я видел») и реальное знание, и именно поэтому многие ученики спотыкаются при пересказе, отвечают несвязанными урывками. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении и ответе на экзаменах. Совет 2. Постарайтесь прорепетировать свои ответы на экзаменах перед мамой, бабушкой, другом. Репетируйте самые трудные вопросы. Можно записать ответы на магнитофон, а потом послушать себя как бы со стороны. Если вы готовитесь к устному экзамену, то встаньте перед зеркалом, следить за голосом, позой, жестами. Психологическое объяснение. Готовитесь вы дома, сидя или лёжа, расслабившись, а отвечая на экзамене стоя и в сильном напряжении. Чем больше разница в вашем состоянии когда вы запоминали и когда вы отвечаете, тем труднее вспоминать. Это связано с особенностями работы мозга. Обратите внимание, что речь про себя отличается от объяснения другим. Поэтому тренироваться надо в условиях, близких к «боевым». Совет 3. Если вам кажется, что это выучить невозможно, вспомните о том, сколько всего по этому предмету вы уже знаете. Начните с тех тем, которые для вас легче, так ваш страх и неуверенность уменьшатся. А затем уже можно браться и за трудное. Психологическое объяснение. Мысли «у меня ничего не выйдет» недаром называют саморазрушающими. Они создают постоянное напряжение и к тому же, как ни странно, «разрешают» вам делать всё спустя рукава (а зачем трудиться, если всё равно ничего не выйдет). Нужно гнать эти мысли и сосредоточиться на конкретных задачах. Продумывайте программу подготовки на каждый день и чётко следуйте ей. Совет 4. За несколько дней до экзамена обязательно «проиграйте» ситуацию экзамена, представьте себе во всех деталях обстановку, ситуацию, комиссию, свой ответ. Можно прорепетировать как вы тянете билет, садитесь и готовитесь. Психологическое объяснение. Чем больше экзаменов вы сдаете (или хотя бы репетируете), тем более уверенно вы себя чувствуете. Так что каждый экзамен можно воспринимать как тренировку и вне зависимости от результата считать это полезным опытом. Скажите себе: «Ну вот и с этим я справился! Я молодец!» Экзамен можно и пересдать, а опыт останется. Удачи вам!


Государственный образовательный стандарт ФГОСВ последние недели в обществе бурно обсуждается новый образовательный стандарт Российской школы. В интернете, СМИ, на радио и телевидении звучат порой очень резкие суждения, от рациональной критики до громких заявлений о готовящемся развале отечественного среднего образования. За разъяснениями по поводу ФГОС портал Материнство.ру обратился к разработчикам стандарта. На наши вопросы согласилась ответить Любовь Николаевна Феденко, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, заместитель директора ИСИО РАО по стандартизации общего образования. Вопрос: Что представляет собой ФГОС, и как он отразится на обучении детей? Ответ: В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ; ст. 7) федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) - это совокупность требований, обязательных при реализации образовательных программ всеми школами, имеющими государственную аккредитацию. Первое отличие ФГОС от его предшественников – опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования. Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Третье принципиальное отличие новых стандартов от предшествующих версий - это отличие в структуре. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - принципиально новый для отечественной школы документ, назначение и функции которого беспрецедентны в ее истории. По сравнению со стандартами первого поколения его предмет, сфера его действия значительно расширились и стали охватывать области образовательной практики, которые одновременно с единых системных позиций никогда ранее не нормировались. ФГОС фактически определяет весь уклад школьной жизни, является конституцией общего образования. ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства. Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Именно поэтому в стандарт, например, введена Программа формирования универсальных учебных действий, а примерные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника (на такие виды учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности, как учебное проектирование, моделирование, исследовательская деятельность, ролевые игры и др.) ФГОС является ориентиром для разработки программ отдельных учебных предметов, курсов. В состав основной образовательной программы входят учебный план, который определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, а также программы отдельных учебных предметов, курсов. - Всего существует три ФГОС? - В настоящее время утверждены и введены в действие приказами Министерства образования и науки Российской Федерации два стандарта - ФГОС начального общего образования (1-4 классы) и ФГОС основного общего образования (5-9 классы). Проект ФГОС среднего (полного) общего образования (10-11 классы) находится на рассмотрении и будет утвержден в ближайшее время. - Где проходила апробация ФГОСов, как долго? Стандарты образования разрабатывались поэтапно, начиная с 2006 года. Одновременно проводилась их апробация в региональных школах. Результаты всех разработок и апробаций неоднократно обсуждались в профессиональном сообществе на семинарах, совещаниях, конференциях с участием представителей регионов РФ (Московская область, Ярославская обл., Ленинградская область, Калининградская область, Дагестан, Ростовская область, Татарстан, Оренбургская область, Ямало-Ненецкий АО, Челябинская область, Новосибирская область, Республика Саха (Якутия), Ставропольский край, Омская область), на встречах с родителями учеников и общественностью. Обсуждение всех документов постоянно осуществляется на специализированном Интернет-сайте «Новые стандарты общего образования: на пути к общественному договору» http://standart.edu.ru, сайте Института Стратегических исследований в образовании http://fgos.isiorao.ru/. - Вносились ли во ФГОС начального общего образования коррективы по результатам апробации? Какого характера? Все конструктивные замечания, высказанные педагогическими работниками в ходе обсуждений, были учтены разработчиками. - При разработке стандартов разработчики учитывали опыт других стран? Конечно, опыт всех стран, в которых ученики показывают высокие результаты по международным исследованиям, тщательно анализировался и учитывался при разработке ФГОС. - На сайте http://fgos.isiorao.ru размещена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Что это за документ и как он будет применяться в школе? Концепция духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся была разработана в рамках подготовки ФГОС и служит одним из методологических оснований нового стандарта. На основе Концепции разработаны примерные программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной и основной ступенях общего образования, которые вошли в структуру примерных основных образовательных программ начального и основного общего образования. В соответствии с этими примерными программами образовательное учреждение будет разрабатывать свои программы воспитания и развития обучающихся с учетом особенностей своего образовательного учреждения. - Какие именно изменения ждут первоклашек в сентябре 2011 года? В прессе упоминается «электронное учебное место». Является ли это основным нововведением? Будут ли все школы обеспечены такими местами к сентябрю? В соответствии с ФГОС и ФЗ «Об образовании» организация условий реализации образовательного процесса является сферой полномочий региональных и муниципальных органов власти (органов управления образованием), поскольку эти вопросы находятся в их компетенции. А ведь новые стандарты образования старших классов — это фактически то, о чем мечтает почти каждый старшеклассник. Ну, кто из нас не думал: зачем мне столько физики, если я собираюсь быть журналистом? Или зачем будущему экономисту биология в таком объеме? Новая реформа школы — это, можно сказать, путь от классической, или советского образца, разносторонней образованности к узкой специализации по-западному. Новый стандарт образования старших классов должен быть введен в 2020 году, когда завтрашние первоклассники окончат девять классов. С этого момента облик российской школы должен измениться. НТВ - Будут ли разработаны учебные программы и учебники к 1 сентября? Все программы начального образования разработаны и опубликованы, также разработаны и частично опубликованы материалы инструментально-методического сопровождения, обеспечивающие введение ФГОС начального общего образования. Отдельные документы размещены на сайте http://fgos.isiorao.ru,. На семинарах, которые проводятся в ИСИО РАО, участники семинара получают диски с записями лекций и методических материалов. Учебники, представленные в перечне Минобрнауки, прошли экспертизу и соответствуют ФГОС. - Давайте остановимся подробнее на Проекте ФГОС для старшей школы, который вызывает больше всего споров. Родителей и учителей волнует вопрос об обязательных предметах и предметах по выбору. Не скажется ли такая свобода выбора на базовой грамотности выпускников? - Принцип вариативности образования реализуется в России начиная с 1992 г., когда был принят действующий Закон «Об образовании». Он заключается в предоставлении обучающимся возможности выбора учебных предметов и дополнительных курсов в соответствии с их интересами и устремлениями. Учебный план включал инвариантную часть и вариативную. Вариативная часть содержала региональный и школьный компоненты (содержание образования определялось регионом и школой и не всегда соответствовало потребностям учеников и родителей). В новом стандарте основная образовательная программа также состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Таким образом, предоставлены большие права всем участникам образовательного процесса (прежде всего, родителям, обучающимся) влиять на содержание образования. Обязательная часть закрепляет изучение всех «базовых» учебных предметов. Участники образовательного процесса могут дополнительно выбрать для изучения учебные предметы, модули, курсы, заниматься внеурочной деятельностью, не связанной напрямую с изучаемыми предметами. Все эти занятия входят в основную образовательную программу и оплачиваются бюджетом. В старшей школе сегодня реализуется профильное обучение, ученик может выбрать предметы для более глубокого изучения в соответствии со своими интересами и жизненными перспективами. В предложенном проекте нового стандарта этот подход получил дальнейшее развитие. Определены традиционные обязательные предметные области, в соответствии со своими интересами ученик выбирает уровень обязательного изучения учебных предметов из этой области: профильный, базовый или интегрированный. Такие предметы, как физкультура, ОБЖ и Россия в мире представлены на одном уровне и обязательны для изучения. Кроме того, он может выбрать для изучения дополнительные курсы, модули, дисциплины, занятия внеурочной деятельностью. Финансирование всех этих занятий в пределах общего количества часов, определенного стандартом (оно больше, чем действующее сегодня), осуществляется бюджетом. Александр Кондаков, генеральный директор издательства «Просвещение»: «По сути дела в новых стандартах предлагается считать 9-й класс как завершение базового образования. 10–11-е классы — это уже подготовка ребенка с учетом его индивидуальных запросов. Это реальная индивидуализация процесса обучения к дальнейшей социализации, профессиональной деятельности и профессиональному образованию». В старших классах останется 10 предметов вместо нынешних 20. Все они делятся на шесть групп. Из каждой школьник должен выбрать что-то одно: либо углубленное изучение алгебры и тогда пройти русскую литературу по верхам, выбрав «российскую словесность», либо засесть за русский язык, а вместо химии, физики и биологии взять общий курс «естествознание». Есть только три урока, которые не выбирают, а посещают все: физкультура, ОБЖ и новая дисциплина «Россия в мире». НТВ - А если учащийся освобожден от обязательных уроков физкультуры? ФГОС не регламентирует технологии обучения. По поводу проведения уроков физкультуры надо обращаться к руководителям школы. - Кем будет определяться количество часов, выделенных на изучение того или иного предмета? Количество часов на изучение предметов определяется учебным планом школы, включенным в состав основной образовательной программы. Основная образовательная программа разрабатывается и утверждается образовательным учреждением в соответствии с ФЗ «Об образовании» самостоятельно на основе примерной основной образовательной программы, разработанной на федеральном уровне с участием регионов. В составе примерной основной образовательной программы (они разработаны для начального и основного общего образования) есть 3-4 варианта базисного (примерного) учебного плана. Образовательное учреждение может выбрать один из предложенных вариантов или разработать учебный план самостоятельно. - В настоящее время в расписании десятиклассника 15-17 учебных предметов. ФГОС предполагает сокращение их числа до 10 (3 обязательных и 7 по выбору из предложенных предметных областей). Почему разработчики решили пойти на такое сокращение? - Проект ФГОС старшей ступени еще не утвержден, он обсуждается в профессиональном сообществе, в СМИ и на уровне широкой общественности. Ни о каком сокращении числа предметов речь не идет. Остается обязательным для изучения традиционный набор предметных областей, ученик может выбрать уровень изучения необходимых ему предметов. - Как будет осуществляться контроль выполнения требований ФГОС? Аттестация школьников будет проводиться на основании учебных программ или «портрета выпускника»? Контроль выполнения ФГОС будет осуществляться в соответствии с законодательством РФ в образовании. Готовится новый ФЗ «Об образовании», который обозначит контрольные процедуры. Ими являются, прежде всего, процедуры лицензирования, аккредитации образовательных учреждений и аттестация выпускников, в том числе, государственная аттестация. Критериальной основой для аттестации выпускников являются требования к результатам освоения основных образовательных программ, представленные в ФГОС, и конкретизирующие их планируемые результаты. ФГОС и проект нового закона предусматривают проведение мониторинговых исследований, выявляющих тенденции развития систем образования и образовательных учреждений. Читайте также: Так ли страшен ФГОС, как его малюют? Научить ребенка добывать информацию, а не пичкать ею Новый образовательный стандарт для начальной школы: испытание практикой Российские школьники не дотягивают до стандартов


Домашнее заданиеРодители хотят, чтобы с первых дней учебы ребенок правильно выполнял домашнее задание. Но как ему помочь в этом, не лишая самостоятельности, инициативы и творческого подхода к решению задач? Давайте рассуждать «от противного» - рассмотрим самые популярные родительские ошибки на нескольких историях из жизни: История первая: мы защитим тебя... от математики Когда ученица третьего класса Ирочка приходит из школы, дома начинается суматоха. Бабушка бежит к ней с горячими пирожками, мама сразу проверяет, не горячий ли лоб, дедушка помогает снять верхнюю одежду, а папа заглядывает в дневник... Но вот девочка покушала, немного отдохнула (хотя отдохнешь ли тут, когда вокруг тебя мечутся четверо взволнованных и суетливых взрослых?). Самое время начинать делать уроки. Но и тут ее ни на секунду не оставляют в нужном сейчас одиночестве. Казалось бы, родители убедились, что дочка понимает смысл задачки или письменного упражнения, - и пора бы им удалиться на время. Но нет, дедушка сидит рядом и чуть ли не лезет под руку, а мама то и дело за чем-то заходит в детскую комнату. Ира первые минут пять честно пытается решить пример самостоятельно, но ей это быстро надоедает и звучит уже столь привычное: «Деда, а деда, как тут надо решить?» В итоге большую часть примеров за нее решает дедушка, самостоятельно она только читает маленький рассказик из хрестоматии, но и тут «на помощь» ей приходит мама, то и дело перебивая и подсказывая правильные ударения в словах... А ведь Ира любознательная, сообразительная — это отмечает классный руководитель. Единственный ее недостаток — это неумение концентрироваться и прилагать усилия для решения той или иной проблемы. А все потому, что при малейшем затруднении ее «выручают» взрослые. Как результат: домашнее задание всегда на отлично, а контрольные — на слабые тройки. Ведь навык самостоятельной работы у ребенка почти за три года учебы так и не сформировался. При ответах у доски она теряется — ведь в школе нет этой армии домашних «помощников» и «защитников». И, скорее всего, ближе к средним классам ее успеваемость будет только падать, если родители не дадут дома девочке хоть изредка делать домашние задания самой. История вторая: а нам все равно, а нам все равно... и некогда Первоклассник Вовочка — радостный, словно его тезка из известных детских анекдотов — бежит домой. А радоваться есть чему: в дневнике «поселилась» первая пятерка по математике. Дома его сухо хвалит папа: «Вот что значит трудиться: терпение и труд все перетрут, учись так и дальше», не отрываясь от ноутбука. Завтра у папы ответственное совещание. Ребенок разогревает себе суп, наскоро обедает и идет в комнату заниматься. Задания приходится перечитывать по два, а то и по три раза. Пока первоклашке далеко не все понятно, хотя на уроках он весь превращается в зрение и слух: ведь дома всем некогда и подсказать ему будет некому... Папа вечно на работе, а если и приходи раньше, то сам делает «домашнее задание», оценку по которому завтра выставит ему босс. Мама тоже занята на работе, поэтому самостоятельность — второе Вовочкино имя. Казалось бы, ребенок хорошо приспособился и не отстает от сверстников. Но день за днем копится усталость — физическая и моральная. Конечно, родителей тоже можно понять, они так усиленно работают именно ради него: Вова ходит в престижную гимназию, за обучение в которой надо ежемесячно вносить кругленькую сумму. Вот только все равно оставлять маленького первоклашку один на один с домашним заданием неразумно. Куда правильнее сначала убедиться, что ребенок понял порядок выполнения домашней работы, и лишь после удалиться из комнаты. Но при этом первоклассник должен знать, что в случае серьезных затруднений он всегда сможет обратиться к вам за помощью. И, конечно же, надо периодически подходить и смотреть, все ли в порядке. Когда задания выполнены (на черновике) - самое время их проверить, и если есть ошибки, то попросить ребенка объяснить, как именно он рассуждал, каким правилом пользоваться. Конечно, проще сразу сказать первокласснику ответ задачки или подсказать написание слова, но куда лучше, если он додумается до этого сам. Чаще всего наводящие вопросы про правила или напоминание о аналогичных задачах, которые они решали в школе, помогают исправить ошибку самостоятельно. В заключение проверьте устные задания: пусть ребенок расскажет вам наизусть заданный стих или кратко перескажет содержание параграфа из учебника. Такая домашняя «тренировка» помогает избежать стеснения и страха при публичном ответе. История третья: учи уроки по (моим) правилам Восьмиклассник Тимур, победитель многих школьных олимпиад по физкультуре, хватает с кухонного стола огурец (бутерброды — не перекус, так тренер говорит!) и быстро проскальзывает в свою комнату. Тут же погромче врубает рок, включает компьютер и начинает готовить домашнее задание. Да-да, он там не болтает с друзьями в чате или на форуме, а именно занимается. Ему надо как можно скорее сделать доклад по истории, а потом бежать на тренировку. Делать уроки после тренировки не получается: слишком устает, на носу очередное соревнование, команда на него надеется. Но тут в комнату входит взволнованная мама: -Тимурчик, ну почему ты, не отдохнув, тут же засел за уроки? Голове нужен отдых. И выключи эти крики, они же мешают сосредоточиться. Лучше бы погулял сходил, а то через сорок минут на тренировку... Тимур обиженно сопит и молчит. Но вот реферат доделан и распечатан. Теперь он спокойно идет на кухню, ест и отправляется на тренировку. Казалось бы, мама права: действительно, после школы лучше немного отдохнут и покушать. Но подросток уже привык к своему режиму: так он успевает и по программе не отстать, и спортом позаниматься. Да и обед, отсроченный на тридцать-сорок минут — это не страшно. У каждого ребенка — свои внутренние часы, свои фазы активности: кому-то удобнее делать уроки сразу после школы, а кому-то необходимы несколько часов восстановления. Одни школьники могут сосредоточиться лишь в тишине, а другим нужен «шумовой фон» - таковы индивидуальные особенности психики, которые к 12-14 годам уже вполне сформировались. А вот первоклашкам даже работающий в соседней комнате телевизор может мешать: у них внимание пока удерживается слабо, а вот у старшеклассников — наоборот. Они — как Цезари, которые могут одновременно и музыку слушать, и книжку читать, причем практически без ущерба для восприятия информации. А вот делать передышки после каждого получаса занятий полезно как старшеклассникам, так и совсем малышам. Во время кратковременного отдыха желательно подвигаться: размять затекшую спину, сделать зарядку для рук «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали» и выполнить парочку простых физических упражнений. И усталость как рукой снимет. Поэтому, наверное, главный совет родителям — контролировать выполнение уроков, но в меру, и учитывать при этом возраст и способности ребенка. Тогда домашние задания станут хорошим закреплением пройденного в школе материала, а не напрасной тратой времени. Консультант — Ирина Русакова, школьный психолог


Подарок ребенку на 1 сентябряРебёнок идёт в первый класс (переходит в среднюю школу). Многим родителям хочется отметить это грандиозное событие и сделать чаду подарок. Правда, по твёрдому убеждению пап и мам, презент должен быть обязательно полезно-познавательным. В результате школьник бывает совсем не рад подаркам. Энциклопедия для школьника в 5-10 томах Мало чьи отпрыски прыгают до потолка, получив умную и полезную книгу. Альтернатива: сходите в книжный магазин вместе с ребёнком. Пускай он найдёт себе издание по душе. Альбом про лошадей, энциклопедия о динозаврах, полное собрание сочинений Астрид Линдгрен - главное,чтобы он выбрал сам. Помпезный офисный глобус на позолоченной подставке Пройдёт неделя, и ребёнок превратит его в подобие футбольного мяча или будет крутить его до посинения, лишь бы не делать уроки. Альтернатива: купите детский глобус за 500-1000 руб. (с человечками в национальных костюмах, животными, птицами и рыбами по территориям обитания) или шаровой пазл (около 600 руб.), который ребёнок сам соберёт в глобус Телескоп Подарок действительно запоминающийся, но довольно бесполезный - ночью в Москве так светло, что луна будет единственным объектом для наблюдений. А если она появляется со стороны дома, куда выходят ваши окна, лишь в три часа ночи? Альтернатива: микроскоп (450-3000 руб.) или набор юного химика или физика (около 2 тыс. руб.). Поверьте, разглядывать обычную муху крупным планом - куда более интересное занятие. Сами будете вместе с отпрыском сидеть над микроскопом, смешивать разные реактивы и проводить опыты. Одежда и обувь Тут надо быть осторожным. Нет ни одного ребёнка, который пришёл бы в восторг от подаренной школьной формы. В лучшем случае вас сухо поблагодарят. Альтернатива: лучше подарите ребёнку хорошие кроссовки или одежду для активного образа жизни. Навороченный мобильный телефон Конечно, есть школы, где принято щеголять наимоднейшими сотовыми и личным шофёром. Но в подавляющем большинстве учебных заведений дорогой мобильник вызывает лишь острое желание окружающих его «экспроприировать». Альтернатива: телефон, конечно, нужен, чтобы вы не волновались за ребёнка, но это подарок скорее для тех, кто уже ходит в среднюю школу (и после уроков самостоятельно отправляется на прогулку, в секции и т. д.). Купите самую простую модель (2-3 тыс. руб.) и объясните чаду, что телефон - это средство экстренной связи, а не устройство для скачивания платных мелодий, картинок, выхода в Интернет и многочасовых разговоров с друзьями. Дорогая «взрослая» ручка (особенно перьевая) Вы же сами не дадите ребёнку носить её в школу из-за боязни, что её отберёт хулиганистый одноклассник или она просто будет потеряна на переменке. Кроме того, пафосные ручки обычно тяжёлые и вовсе не предназначены для детской руки. Альтернатива: подарочный набор фломастеров, пастели, красок или цветных карандашей (500-2000 руб.).


Выполняя домашнее задание, школьники проводят за письменным столом немало времениВыполняя домашнее задание, школьники проводят за письменным столом немало времени. И очень важно сделать так, чтобы рабочее пространство вашего ребёнка было правильно организовано, ведь от этого зависит не только успеваемость, но и здоровье ученика. МНОГИЕ родители предпочитают размещать письменный стол рядом с окном, чтобы поверхность стола была хорошо освещена. Однако ставить стол вплотную к окну не стоит — расстояние не должно быть меньше 25 см. Иначе свет от окна будет отражаться от столешницы, а это может испортить зрение ребёнка. Лучше расположить стол так, чтобы свет падал на рабочую поверхность слева. Купите ребёнку специальную подставку для учебников. Когда книга лежит на столе, расстояние от глаз до верхних и нижних строк разное, из-за этого очень напрягаются глаза. Расстояние от глаз ребёнка до книги должно быть не меньше 30 сантиметров. Стул, на котором будет сидеть ваш ребёнок, обязательно должен подходить ему по росту. Посадите школьника на стул перед столом. Если локоть опущенной прямой руки ниже стола на 5–6 сантиметров, школьнику будет удобно и комфортно. Следите за тем, чтобы ступни ребёнка доставали до пола. Если стул слишком высок, можно использовать специальную подставку для ног. Нижняя часть спины ученика обязательно должна прижиматься к спинке стула — это даёт необходимую поддержку позвоночнику. Что касается компьютера, который уже прочно вошёл в обиход современных школьников, разместите его так, чтобы расстояние от монитора до глаз ребёнка было не менее 70 см. Если размеры вашего письменного стола не позволяют выполнить это требование, стоит перенести компьютер на отдельный столик или купить специальный стол с выдвигающейся подставкой для клавиатуры. Тогда ребёнок, работая за компьютером, будет находиться на нужном расстоянии от экрана. Если детей двое, лучше иметь два небольших письменных стола, чем один большой, за обладание которым неизбежна постоянная борьба и на котором смешивались бы книги, тетради, учебники. Столы можно поставить лицом друг к другу или впритык. Но и в том и в другом случае лучше отгородить рабочее пространство каждого ребёнка лёгкой перегородкой или узкой книжной полкой.


Не хочу учиться!Большинство детишек и родителей готовятся к началу учебного года с радостью - особенно если предстоит отправиться "первый раз в первый класс". Нo бывает и так, что ребенок категорически заявляет: "Не хочу в школу! Не пойду!" Почему же такое происходит и как в этом случае быть? Зачем ребенку школа Во-первых, природа так устроила, что познание окружающего мира приятно маленькому человечку. Именно поэтому дети, как правило, с удовольствием отправляются учиться. Во-вторых, для ребенка начало учебы в школе - это более высокая ступенька на социальной лестнице, еще один шаг по направлению к долгожданной взрослости. И если ребенок в семье на положении вечного несмышленыша, с которым никто не считается, но при этом жаждет вырваться из-под навязчивой опеки, - он будет стремиться в школу. Ведь она даст ему хотя бы небольшой шаг к самостоятельности! Однако, если ребенок предельно избалован и заласкан, то в школу идти он не хочет. Зачем? Ведь ему хорошо в роли маленького диктатора, которому все пытаются угодить. Когда начинаются будни Чаще всего нежелание учиться появляется не перед первым сентября, а после: когда ребенок лично убедился, что такое школа. Ведь практически всегда радужные ожидания и обещания резко отличаются от реальной школьной действительности. И проблемы адаптации к школe в первую очередь возникают у детей, которые до школы воспитывались вне детского коллектива. Такие дети просто не умеют общаться с себе подобными. Поэтому в первое время ровесников они не понимают и порой даже боятся. Если ребенок вырос с убеждением, что он "пуп земли", то велика вероятность, что в одном классе встретятся несколько таких "пупов", и между ними начнется борьба за право считаться центром мироздания. Если заласканное и избалованное дитя будет не готово к разрешению подобных конфликтов, то для него это будет серьезнейшая психотравма, которая способна отбить у ребенка охоту учиться чуть ли не на все десять школьных лет! Весомую лепту в появление у детей отвращения к учебе вносит и сама сегодняшняя шкопа. К 1 сентября урезаны зарплаты учителей - хотя, казалось бы, куда уж дальше? Плюс к тому о престиже учительской профессии сегодня вообще говорить бессмысленно. Таким образом, остаются учить детишек только те, кому этот процесс почему-либо приятен сам по себе, и нередко это люди, которые стремятся к любому мало-мальскому властвованию. Оценка оценке рознь Для ребенка очень важно с первых дней в школьном коллективе приобрести определенный статус. Поначалу, когда детишки еще не умеют разобраться, кто на самом деле чего стоит, этот статус определяется оценками взрослых, то есть школьными отметками. И если первоклассник получил двойку, особенно незаслуженно, это может стать причиной того, что в школу он больше идти не захочет. Поэтому у многих учителей начальных классов есть хорошая практика: в первые полгода учебы вообще не ставить отметок, а плохими оценками и в дальнейшем не злоупотреблять. Наиболее часто отказ от учебы связан с тем, что ребенок однажды получил пробел в знаниях и ему трудно догнать остальных. Причиной этого может быть не только болезнь: если в семье неблагополучная обстановка, у ребенка вообще может пропасть стремление к учебе. У детей в любых стрессовых ситуациях исследовательский рефлекс уступает место рефлексу самосохранения: когда чувствуешь опасность и стараешься уберечься от нее, тут уж не до обучения. Иногда ребенок отстает в учебе из-за скрытых проблем со здоровьем: одна из самых частых причин - утомляемость или плохое зрение (о чем порой не знают ни родители, ни учителя). А уж если родители требуют исключительно пятерок и за любую другую оценку ругают, а то и шлепают - в конце концов ребенку просто страшно станет учиться. Что делать? Проще предупредить явление, чем избавляться от него. Поэтому изначально очень важно дать ребенку возможность общаться с другими детьми. Не надо бояться возможных трудностей общения! Ваша задача - не оградить ребенка от конфликтов, а научить справляться с ними достойно. Не заставляйте всю семью вращаться вокруг дитяти, даже если оно у вас единственное. Готовьте ребенка к тому, что не все его прихоти будут выполняться в жизни. В то же время опасна и другая крайность - полное отсутствие внимания. Золотая середина - поощрять детскую самостоятельность, но в то же время не отказывать в помощи, когда ребенку это необходимо. Не стремитесь сделать из ребенка круглого отличника (чаще всего затем, чтобы потешить свое родительское тщеславие). Во-первых, вырастет не всесторонне образованная личность, а обыкновенный зубрила. Во-вторых, не отнимайте права на ошибку. Из-за этого даже во взрослой жизни у людей остается так называемый комплекс отличника: обязательно получить одобрение любым способом, и часто не совсем порядочным. И, в-третьих, такой комплекс напрочь убивает в человеке лидерские качества. Дети все оценивают по внешнему виду. Чем ярче и привлекательнее упаковка, чем больше вещь напоминает игрушку - тем более привлекателен для ребенка весь процесс, связанный с использованием этой вещи. Поэтому стимулировать интерес к учебе можно, купив ребенку красивый, яркий (причем необязательно дорогой) портфель, пенал или хотя бы ластик. А чтобы сам процесс стал более увлекательным, превратите учебу в игру - хотя бы дома, если этого не сделали в школе. И главное - не отбивайте у ребенка желание стать взрослым, не показывайте, что это сплошные проблемы и обязанности. В конце концов, если родители, как представители взрослого мира, будут счастливы сами, захочет стать таким же и ребенок. И учеба в школе, как ступенька к взрослости, будет ему приятна, важна и необходима!


Нужно ли ребенку заниматься языками?Мой зять знает два языка — английский и немецкий. Сам позаниматься с родным сыном, моим внуком, он не может. Говорит, некогда или устал. Одним словом, приходится мальчика водить на кружки, преподавателя нанимать. Так ли уж нужны эти языки ребёнку? Деньги отдают немалые. Лучше бы фруктов мальчику купили. Ему всего восемь лет, кроме уроков не видит ничего. Ольга Петровна, Ульяновск УВАЖАЕМАЯ Ольга Петровна! Не судите строго зятя за то, что он не занимается с вашим внуком. Знать язык и уметь преподавать его, тем более малышам, — совершенно разные вещи. Педагогика — непростая наука. А уж педагогика раннего развития — тем более. Возможно, ваш зять подключится к процессу немного позже, когда его сын освоит азы, подрастёт и появится возможность вместе слушать музыку или смотреть фильмы на иностранном языке. К тому же некоторые люди (а что если ваш зять из их числа?) абсолютно не имеют склонности к преподаванию. Они легко раздражаются, малейшие ошибки выводят их из себя. Попытка позаниматься с ребёнком оборачивается взаимной пыткой, обидами, слезами и упрёками. Бюджет в семье вашей дочери, разумеется, страдает от дополнительных трат. Но таков выбор и вашей дочери, и её мужа. Давайте будем его уважать. Что касается вашего беспокойства о здоровье внука, сейчас идут споры о реальной пользе изучения языков с первого класса школы. Вопрос этот непростой. Одни авторитеты за, другие — против. В любом случае выбирать предстоит родителям ребёнка. С другой стороны, чрезмерная нагрузка вредит детскому организму. Посоветуйтесь с педиатром. Попробуйте так выстраивать график занятий внука, чтобы у него оставалось время на полноценный отдых.


Нам всем еще в школе делали пробу Манту – исследование на туберкулез. Но в последние годы она сдает позиции: на смену реакции Манту приходит диаскинтест. Врачи никогда не скрывали, что проба Манту далека от совершенства. При ней под кожу вводят туберкулин – вытяжку из умерщвленных(разрушенных) микобактерий. Если организм уже знаком с ними, развивается аллергическая реакция: на месте укола появляется красное пятнышко: чем оно крупнее и ярче, тем больше у человека контакт с возбудителями туберкулеза. Все бы хорошо, но после тестирования было слишком много осложнений и неточных результатов. Некоторые люди реагируют на туберкулин, даже при первом знакомстве, причем очень бурно – на месте введения может появиться гнойник. Трудно правильно трактовать результаты, если человек был привит от туберкулеза. Кроме того, микобактерий много, и даже если тест показывает реакцию, совсем не обязательно, что в организм попала именно туберкулезная палочка. Чтобы решить проблему, ученые решили вводить в организм лишь те белки, которые входят в состав туберкулезной микобактерии. Наиболее специфичной оказалась комбинация из двух белков – ESAT6 и CFP10. С ними ошибочная реакция на пробу практически исключена. Более подробно о новом методе диагностики туберкулеза рассказывает старший преподаватель кафедры эпидемиологии ПМГМУ имени И. М. Сеченова, кандидат медицинских наук Роман Полибин. В чем принципиальное отличие диаскинтеста от реакции Манту? Прежде всего в точности. Точность классической реакции Манту, по различным данным, колеблется от 50 до 70%. Первые испытания рекомбинантного внутрикожного теста (диаскинтеста) показали, что его точность превышает 90%. КАК ТРАКТОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТ Отрицательный (туберкулеза нет) – в месте введения препарата нет ни покраснения, ни уплотнения, ни отека. Сомнительный – есть гиперемия (покраснение) любого размера, но уплотнения нет либо оно не больше 2–4 мм. Положительный (нужны дополнительные обследования на туберкулез) – покраснение и уплотнение размером 5 мм и более. Насколько новый метод безопасен? Диаскинтест вызывает гораздо меньше осложнений, чем проба Манту. В состав классического теста Манту, кроме туберкулина, попадают частички клеток, которые сами по себе могут вызвать реакцию. А в состав диаскинтеста входят всего два белка. Причем не «живых», а рекомбинантных, то есть искусственно синтезированных в лаборатории. Отличается ли сама процедура и оценка результата нового теста от прежнего? Нет, все то же самое. Вам вводят под кожу небольшую дозу препарата и оценивают результаты через 72 часа. В зависимости от размера папулы (покраснения) реакцию делят на отрицательную, сомнительную или положительную. Люди, у которых проба сомнительная или положительная, должны пойти тщательное обследование на туберкулез. Где можно пройти диаскинтест? Новый тест уже предлагают во многих российских медцентрах. Уточните у лечащего врача, доступен ли он в вашей клинике. Кроме того, сегодня диаскинтест применяют в противотуберкулезных диспансерах для уточнения диагноза при положительной пробе Манту. Недавно завершились клинические испытания с участием 1500 человек, и по мере того, как число успешно прошедших диаскинтест будет увеличиваться, поликлиники станут все активнее переходить на новый препарат.


Новое на сайте
Реклама на сайте
Реклама
По вопросам размещения на сайте обращайтесь к администратору. Почта egomischin@yandex.ru
Copyright © 2012-14 Здоровье и воспитание детей
  Яндекс.Метрика