Система МИР – против Монтессори-педагогики
06.09.12 | Раздел:Развитие,речь
1. Вопрос об исходных концепциях, понимании ребенка
П.В. Тюленев принципиально возражает против исходной концепции Монтессори – педагогики, с которой не соглашается практически ни один современный родитель, и которая сводит роль воспитателя или родителя к сравнительно пассивному наблюдателю и помощнику своему ребенку. По Тюленеву - таланты и способности ребенку дарит не Бог и не гены, а родитель, специально или случайно использующий "методы интеллектуального развития" (МИР) в возрасте до 1, 2, 3, 4 и 5 лет. Причем, одаренность те выше, чем раньше и правильнее родитель использует систему МИР.
К 1988 - 1992 г. Тюленев завершает разработку и апробирование на практике целой серии методик: "Читать, считать, знать ноты ... - раньше, чем ходить". Это как раз тот период, о котором Монтессори пишет: "В пространстве от нуля до шести лет четко выделяются две подфазы. Первая - от рождения до трех лет - характеризуется таким типом ментальности, подступиться к которому взрослые не в состоянии. Следовательно, оказывать прямое воздействие на него невозможно" (М. Монтессори "Помоги мне это сделать самому", гл. ). Работы Тюленева и результаты полностью опровергают это учение Марии Монтессори. В течение этого "неподдающегося" периода воспитанники Тюленева не только начинают читать, но и считать, и писать, печатать простейшие диктанты на пишущей машинке, знают ноты и многое другое, фактически достигая в трем годам уровня третьего класса начальной школы - к чему Мария Монтессори в своей системе за всю свою карьеру и не приступала!
То есть, к трем годам, когда Монтессори - педагоги только принимают в свои Монтессори - центры малышей, Тюленев в детских садах - школах нового типа "МИР ребенка" уже проходит с ними всю Монтессори программу! О чем же остается говорить? Естественно и очевидно, что с этих, жестких позиций конкретных результатов и эффективности, приходится сделать вывод, что вся система Монтессори - ошибочна, от начала до конца. Однако, распространенность этой системы требует, все - таки, разобрать эту систему более подробно, отделить зерна от плевел, поскольку переучивать Монтессори - педагогов легче, чем "традиционных педагогов". Можно сказать, что Монтессори - педагогика представляла собой первый шаг к научной педагогике начала 20 - го века, тогда как традиционная, как известно, законсервирована на уровне 17-го века Яна Коменского, то есть отстает на более чем 300 лет.
Монтесссори - педагоги вслед за традиционными исходят от изначальной индивидуальности, генетической предопределенности. Однако почти все разговоры в пользу генетической одаренности ("гениальности") оказываются на поверку социальным заказом узкой группы, можно сказать своеобразной псевдонаучной секты так называемых "специалистов по одаренности", пытающихся увести родителей и широкие круги общественности от понимания важности, решающего значения периода раннего развития с единственной целью: сохранить элитарность культуры, сократить конкуренцию в фере искусства, науки и других творческих видов деятельности.
Сегодня цели этих "специалистов" модернизируются, теперь их задача зачастую весьма банальна: убедить в неполноценности тех, кто не может хорошо платить за "результаты" "оценки одаренности". Кроме того, часть этих "специалистов" обслуживают так называемую теорию "быдло - класса", пропагандируемую многими не только в странах Запада, но и в России, одним из самых одиозных бывших руководителей нынешнего образования. Монтессори - педагогика с наукообразными, но устаревшими границами сензитивных периодов, а также с "изначально предопределенной личностью" как нельзя лучше подходит для этих целей образовательной дискриминации, как замена существующего механизма, поскольку традиционная педагогика, как грубая машина перемалывания и уничтожения талантов, доживает последние дни. Тогда как еще в 1970 году Масару Ибука вслед за Б. Никитиным утверждает, что "После трех лет развивать и воспитывать - уже поздно", Монтессори - педагоги, претендуя широкое распространение через сто лет(!) после появления метода? считают этот период до трех лет бесполезным!
Тюленев приводит многочисленные примеры, когда человеческий ребенок побывавший на воспитании у животных хотя бы один - два года, уже никогда не смог стать обладателем интеллектуальных способностей человека даже в приближенной, так сказать, мере, как ни старались педагоги. Такой ребенок становился ... детенышем животного! По Монтессори же, напротив, ребенок якобы изначально, самого рождения или к моменту поступления в руки Монтессори - педагогов представляет собой «индивидуальную и неповторимую личность».
Кроме того, ужасающе устарели границы сензитивных периодов, установленные в свое время Марией Монтессори. Отсюда запреты руководителей"Монтессори - центров" принимать детей до 3-х лет, и так же, утверждения о невозможности заниматься с неподготовленным ребенком, в пять лет ...
Как правило, родители приводят детей в сад и словно бы ГОВОРИТ педагогам: "ВСЕ! , Я НЕ МОГУ СПРАВИТЬСЯ - СДЕЛАЙТЕ ХОТЬ ЧТО - НИБУДЬ !".
Поэтому, ссылки на личность ребенка и прочее носят демагогический характер. Вдумайтесь, на самом деле, трудно заявлять нечто более абсурдное, тем более до сих пор почти ежегодно обнаруживаются младенцы, которых воспитывали животные, или люди - полуживотные (алкоголики, деспоты и т.п.) «помощь» которых в качестве воспитателей, даже до 1 – 2 лет приводит навсегда к полной утрате человеческих качеств.
По – Тюленеву, такая позиция воспитателя приводит к полной или частичной утрате ребенком тех или иных способностей, талантов или качеств личности, поскольку каждый педагог понимает по мере …своей неповторимости или индивидуальности.
Более того, чаще всего традиционные педагоги минимизируют требования к будущей личности, то есть к результатам своего продукта. Это происходит потому что, согласно многим законам психологии, любой наемный рабочий или работник стремится к снижению нормативов. Таким образом, ошибочность и вредность исходного положения Монтессори - педагогики для родителей не подлежит сомнению.
Тем более, заявив в своих названиях Монтессори, нынешние последователи Монтессори, порочат имя великого итальянского педагога, нередко делают сейчас совсем иное: совершенно изменяют сроки обучения и применяют методы и рекомендации Домана, Зайцева, Никитина, Тюленева... То есть, занимаются плагиатом у тех, кто совершенно преобразил, развил дошкольную педагогику применяя научные достижения последних 50 лет, о которых Монтессори не могла знать.
Такая исходная позиция - ссылаться на некие индивидуальные, неповторимые особенности (-читай, гены), к сожалению, привлекательна для многих педагогов, что превращает Монтессори педагогику в своеобразный «профсоюз педагогов», где социально и методически защищены в первую очередь, педагоги, а не наши дети, постольку, поскольку эта исходная позиция Монтессори – педагогики позволяет толковать процесс развития и воспитания ребенка совершенно различным способом, часто диаметрально противоположными.
Широкий спектр толкований этой исходной позиции позволяет под маркой «Монтессори» скрываться самым разным, в том числе антигуманным педагогам. Естественно, в широко смысле родителям разобраться в истинном качестве услуг этого замкнутого педагогического сообщества вовремя практически невозможно, и дети оказываются жертвами постоянно идущего в недрах «Монтессори - центров» экспериментов. Хорошо, если это удачные эксперименты. Даже сами специалисты, сторонники этой педагогики утверждают, что многие руководители Монтессори - центров даже не знают... какого пола была Монтессори!
Демагогически признавая индивидуальность и личность в нежном возрасте, воспитатели и педагоги как бы развязывают себе руки, снимают с себя всякую ответственность, списывая свою профессиональную несостоятельность на индивидуальность ребенка. Не случайно, что такая позиция Монтессори – педагогики практически ничем не отличается от того, что мы имеем в традиционной педагогике и у антиинтеллектуальной «Вальдорфской школы».
П.В. Тюленев же, вместо опасной позиции корректирующей Монтессори - педагогики, на основании полученных результатов и массовой апробации в 1988 - 2002 г. предлагает целый спектр принципиально новых, созидательных, конкретных исходных позиций, указывающих на более активную определяющую и решающую роль родителей и педагогов: "Каждый ребенок - потенциальный гений - помогите ему развиться и образоваться!", "Читать, считать, знать ноты ... ребенка можно начинать учить и научить раньше, чем ходить!", и так далее. При таком условии у педагогов по меньшей мере не остается возможностей трактовать понятия "индивидуальность" и "неповторимость" во вред ребенку.
Очевидно имеется в виду то, что неверная исходная позиция Монтессори - педагогики позволяет, например, вальдорфцам "на полном основании" так развивать детей, что они зачастую, целыми классами оказываются настолько индивидуальны и неповторимы, что не могут даже окончить среднюю школу. Такие результаты были получены во всех Московских школах, где проводился эксперимент по "Вальдорфской педагогике. В этом смысле, конечно, более адекватна позиция Гленна Домана, который признавал только ПОТЕНЦИАЛ личности, который нужно раскрыть. Еще более конкретна и выражена почти математически точно позиция Бориса Никитина (НУВЭРС).
Кроме того, для большинства родителей очевидно, что использование Монтессори – педагогики например, в начале нового, 21-го века, означает отказ от более, чем пятидесяти лет развития наук о человеке. На самом деле, действительно, сегодня имя Монтессори будет означать отказ от бесчисленных научных открытий в области педагогики, психоанализа, эффективных психотехник; а также отказ от достижений социальной психологии, комплекса лингвистической философии, семиотики семантики, нейролингвистической психологии, суггестивной педагогики, теории интеллекта и многого другого.
В самом деле, ведь никому в голову не придет всерьез пользоваться сегодня, скажем, диалектикой Демокрита лишь на том основании, что это было замечательное учение в славные времена Древней Эллады.
Обратимся к тому, как относятся к этому в стане самой корректирующей педагогики Монтессори. Эту двойственность подтверждают сами защитники Монтессори – педагогики, в частности, руководитель Московского Монтессори - Центра К. Сумнительный, который пишет:
«Во-первых, на вопрос "Что есть ребенок?" Монтессори и Штайнеp (автор педагогической концепции Вальдорфских школ) дают один ответ. Каждый ребенок - это неповторимая индивидуальность, личность, имеющая право на любовь и уважение».
Исходная позиция "Монтессори – педагогики" – это такая же классическая позиция не желающего ни за что отвечать педагога. Сомнительно, что это было исходной позицией гениального педагога, каковой, без сомнения, была сама Мария Монтессори. Как раз наоборот - она была активным педагогом, делала как раз наоборот, тому, что говорят теперь ее последователи. И тем более, это не может быть позицией современного педагога - воспитателя, и тем более не позиция самого родителя, который, без сомнения, более тонко понимает, что такое ребенок, насколько он беззащитен и полностью зависит от родительских и педагогических действий. По-видимому, если бы сама М. Монтессори побывала длительное время не в положении профессионального педагога, а в положении родителя, она бы никогда не сумела сказать подобного. Эту позицию следует понимать как призыв к педагогам уважать ребенка вообще.
Возражая Монтессори – педагогике, П.В. Тюленев, указывает на трагические факты воспитания детей животными, а также на трагикомические результаты педагогов - вальдорфцев, как крайние следствия именно этой позиции Монтессори. Сюда с полным правом можно добавить и религиозное воспитание, которое служит разделению людей на непримиримые враждующие сообщества.
П.В. Тюленев считает, что ребенок имеет право на наиболее оптимальное, наилучшее интеллектуальное развитие, которое достижимо на данный момент развития общества. Такая позиция, по крайней мере, призывает и обязывает педагогов разобраться и знать, а какие же «современные наилучшие условия развития способностей на данный момент существуют. Именно такое требование соответствует «Конвенции о правах ребенка», принятой в конце 80 годов и признанной Россией.
Законы П.В. Тюленева в системе МИР вполне конкретны, они основаны на том, о чем Монтессори не знала и даже не подозревала, и они гласят:
«Каждый ребенок – потенциальный интеллектуальный гений, помогите ему развиться!»
«Воспитание до одного года – воспитываете гения»
«Развивая до двух лет – воспитываете талант»
«Развивая до 3-х лет – воспитываете способного ребенка»
(В книгах П.В. Тюленева: «Каждой семье - одаренных детей», 1998 г., "Читать - раньше, чем ходить" (1995 г.) и других.
2. Вопрос об отношении к личности педагога и его роли
Против детей и родителей действует и второе принципиальное положение Монтессори – педагогики. Здесь тоже наблюдается декларативное сходство школ Монтессори и «вальдорфцев». Вторая сходная черта - это отношение педагогов к роли воспитателя, учителя. По их мнению учитель должен быть адвокатом ребенка и помочь малышу достичь духовного и физического комфорта. Образ мыслей, убеждения и взгляды учителя направлены на помощь ребенку в самоусовершенствовании его личности. Однако, этот путь самосовершенствования Монтессори и вальдорфцы понимают диаметрально противоположно! Подобная же неразбериха царит во всех «Монтессори центрах».
Итак, все также списывается на личность ребенка, которая на самом деле ни обществом, ни не признается таковой до 18 лет. Таким образом, Монтессори – педагоги выводят себя за рамки законов, и могут творить, что угодно, ссылаясь на «личность», а на самом деле на то, чего нет и быть не может, поскольку чтобы стать личностью ребенок проходит несколько стадий, что в различных вариантов установлено и признается современной наукой о человеке. Но ссылки на Монтессори, жившую более ста лет тому назад, автоматически освобождают педагогов от какой – либо ответственности за неиспользование современных методов интеллектуального развития и образовательных технологий.
3. Свобода выбора педагога: чем она оборачивается на деле?
Третье положение Монтессори – педагогики выглядит сегодня столь же абсурдно, как и первые два.
Так, в работах наиболее видного пропагандиста Монтессори К. Сумнительного мы находим, что в Монтессори – педагогике имеет место своеобразная «демократия», которая, кстати, не учитывает пожеланий родителей о желательности наилучшего или даже максимального развития способностей:
Требования Монтессори – педагогов к себе весьма занижены: «Каждый педагог или родитель вправе сам выбрать ту, во многом разную логику, которые предлагают эти две педагогические системы.»
Тюленев категорически не соглашается с этим, и напоминает, что согласно «Конвенции о правах ребенка» педагог обязан выбрать наилучшие, оптимальные возможности для развития и образования ребенка. В соответствие с этим, педагоги в системе МИР обязаны следить за наилучшими достижениями педагогики, психологии и родительского опыта, и использовать их для воспитания и образования детей.
Если это в каких – то «Монтессори – центрах» делают именно так, то это происходит, очевидно, вопреки исходным положениям, вследствие того, что отдельные педагоги придерживаются более активной позиции чем та, которая заявлена Монтессори.
4. Отношение к интеллектуальному развитию.
Последователи Монтессори «последовательно» искажают в свою пользу идеи Монтессори. По их мнению, «для Монтессори вопрос об интеллектуальном развитии является лишь вопросом об организации помощи малышу в его естественном развитии. Технологии обучения только поддерживают и помогают, а не насилуют и не форсируют природу ребенка. Только уважая и всматриваясь в малыша, учитель и все, кто по роду своей деятельности занят обучением и развитием ребенка (дошкольника), должны способствовать его продвижению по пути самостановления».
Любой родитель скажет, что это – путь в никуда, поскольку если уж родитель или педагог не знает, куда этому самому ребенку идти, то ребенок уже точно, никогда об этом пути самостановления не узнает вовсе, а время будет безвозвратно потеряно.
Следствием таких «революционных утверждений» является то, что, например, «вальдорфская педагогика», использовав такое право выбора, принципиально считает недопустимым интеллектуальное развитие ребенка до 7 лет.
Все это свидетельства того, что в выборе исходных концепций, в построении образовательных технологий и во многом другом, «Монтессори - педагоги» опираются на архаические, наивные донаучные представления. Только во второй половине 20 – го века стало известно, что интеллект – это способность человека к социальной адаптации.
5. Вопрос о позиции учителя
По разному отвечают эти два направления и на вопрос о позиции учителя по отношению к ребенку. Так Вальдорфская педагогика считает, что образ учителя является для ребенка идеалом, которому он подражает во всем.
Вальдорфский учитель приглашает ребенка следовать за собой. Монтессори - учитель идет вслед за ребенком, раскрывающим свои внутренние возможности. Это различие также имеет свои корни в разном понимании природы и законов развития ребенка.
6. Вопрос о воспитании чувств
Система МИР рассматривает развитие систем восприятия как первоочередную задачу родителей и воспитателей - педагогов. Без развитых систем восприятия (зрение, обоняние, слух, вкус и т.д. включая экстрасенсорные), оптимальное развитие интеллекта невозможно.
Развитие систем восприятия начинается в системе МИР еще до рождения, а для детей, которые начинают позже, предусматриваются определенные рекомендации по реабилитации. Тюленев идет вслед за быстро развивающимися органами чувств ребенка, стремясь использовать малейшие достижения этих чувств для развития интеллекта. В результате оказывается, что все те сенсорные материалы, которые использовались Монтессори в возрасте 4 – 6 лет и старше, у Тюленева дети проходят еще в младенческом возрасте. Комплекс разнообразных зрительных образов ребенок в виде так называемых динацессов («динамических процессов изменения формы. цвета и размеров» получает еще до исполнения 2 – 3 месяцев, в сенсорный период называемый у Тюленева «смотрунковым». Иначе говоря, ребенок в системе МИР проходит многие программы Монтессори на 3 – 4 и более лет раньше, когда он становится, по терминологии "системы МИР" «трогунком»
Так же как и у Монтессори, сенсорный материал Тюленева развивает все органы чувств и дает возможность узнавать все необходимые свойства предметов - величину, объем, форму, цвет, вкус, вес, поверхность. Разумеется, ребенок впоследствии переносит эталоны качеств и свойств предметов на реальное окружение.
7. Отношения ребенка с предметами реального мира
"В Монтессори - группе, ребенок вступает в контакт с конкретными объективными качествами предметов, с неким уменьшенном масштабе, который он перенесет на обычную каждодневную жизнь".
У Тюленева чаще всего ребенок имеет дело с реальным масштабом, например, уже с 1 – 1,5 лет приобщается к пишущей машинке, компьютерной клавиатуре, свободно ориентируется в полях шахматной доски, и даже свободно и с увлечением … руководит действиями взрослых, когда его выберут в очередной раз "Президентом". Практически ко всему, что можно перечислить из достижений воспитанников Тюленева, следует добавить «впервые в мире», «впервые в истории человечества» … в таком - то возрасте.
"А что же у «вальдорфцев»? Сенсорные впечатления в Вальдорфской группе отнюдь не системны. Они довольно случайны и узнавание конкретных признаков вещей может растянуться на неопределенное время."
8. Отношение к сензитивным периодам
Учение о сензитивных периодах появилось около 1870 года, примерно в год рождения Марии Монтессори. В отличие от «вальдорфцев», которые не ведают о последних, Монтессори принимает, что у ребенка есть весьма ограниченное время для развития чувств и их совершенствования. Это сензитивный период сенсорного развития и утончения органов чувств. Здесь мы видим по сути вновь противоречие подходов к чувственному воспитанию Монтессори и Вальдорфа. И вряд ли может быть иначе, ведь система МИР, антропология и антропософия исходят из совершенно разных оснований.
В системе МИР пересмотрены все сензитивные периоды, о которых было известно во времена М. Монтессори.
9. Вопрос об отношении к сказкам.
Что рассказывать детям: волшебные сказки, на которых базируется Вальдорфская педагогика или истории наполненные реальными знаниями о жизни, как это предлагала Монтессори. С одной стороны, сказка - это культура страны, богатство языковых средств выражения, а с другой,
По мнению Монтессори, сказка не содержит материала для развития воображения, как действующей субстанции человеческого интеллекта. Сказка в этом смысле не является стимулом для продуктивного творческого познания и развития. Более того, крайне спорен и психологический эффект от сказок с героями символизирующими зло.
Что же касается системы МИР, то ребенок, начавший читать раньше, чем ходить, примерно с возраста трех лет сам, почти ежедневно сочиняет и печатает собственные сказки, соединяя воедино рационально –интеллектуальный подход Монтессори и культурно – языковый подход «вальдорфцев», демонстрируя совершенно невозможные результаты для обеих устаревших систем.
10. Отношение к обществу и сами себе
Сторонники Монтессори пишут: «Так, сообщество Вальдорфцев монолитно и носит черты секты стремящейся всосать в себя весь окружающий мир».
Такое утверждение очень сомнительно, так как дело обстоит как раз наоборот: «вальдорфцы» как изначально непрофессиональные педагоги, а эстетствующие философы, изначально стремились опутать своей «человекомудрствующей» педагогикой только элиту. «Вальдорфцы» не смогли бы выжить столько лет, делая иначе: их воспитанники были состоятельными и не нуждались в особом интеллектуальном развитии: деньги и капиталы богатых родителей позволяли им не пользоваться этой излишней роскошью – интеллектом. В лице воспитанников «Вальдорфской школы» мы имеем дело с подобием аристократов, капиталистов, меценатов, разбирающихся в живописи, искусстве и тому подобное, но которым не ведомы ни математика, ни серьезные естественные науки, и вообще, излишний интеллект вредит.
Всосать в себя весь мир хотят именно Монтессори –педагоги, именно они навязывают родителям волю и позиция профессионала – педагога, что является абсолютно неприемлемым для общества. Как раз родители и борются против такой же всепоглощающей системы в виде традиционной педагогики, которая фактически монополизировала сферу интеллектуального становления детей вот уже более 300 лет. Безусловно, Монтессори - педагогика неизмеримо лучше традиционной, но факт остается фактом: в эту педагогику вошли достижения психологии, социологии, а также представления физиологии первой половины прошлого, 20-го века, не более. Напротив, Тюленев считает, что методы интеллектуального развития детей должны быть прозрачны прежде всего для родителей - заказчиков педагогических услуг и система МИР правильно и научно расставляет акценты в позициях родителей и педагогов. В то же время сегодня, неправомерно втягивая в свои специализированные группы нормальных обычных детей, препятствуя тем самым массовой реализации современных "методов интеллектуального развития ребенка", корректирующая "Монтессори - педагогика" превращается в своеобразный, замкнутый, консервативный профессиональный союз педагогов, отстающих теперь уже не на триста, а "всего - навсего" на сто лет:
"Монтессори же педагоги постоянно объединяются в многочисленные ассоциации и профессиональные союзы, адаптируясь в совершенно разных странах и социальных условиях, стремясь размножить свои сообщества под многими названиями, выходя в этот бурлящий современный мир."
в этом абзаце руководитель Московского Монтессори – центра вполне исчерпывающе раскрывает планы Монтессори - экспансии.
11. Мария Монтессори не занималась методами раннего развития ребенка, а использование этих методов в коммерческих Монтессори - центрах незаконно и, мягко скажем, антипедагогично
В качестве иллюстрации того, как относится Монтессори - педагогика к раннему развитию, приведем отрывок из "Бесед по Монтессори", опубликованных в 1999 году, то есть, книги напечатанной через семь лет после публикации "В пять лет - в пятый класс", и через четыре года после опубликования книги Павла Тюленева "Читать раньше, чем ходить". Вот что пишет "В беседах по Монтессори", автор, директор Московского "Монтессори - центра" К.С. Сумнительный:
«С другой стороны мы не рекомендуем брать ребенка в группу Монтессори раньше 3 лет. Именно этот возраст становится порогом, на котором способность ребенка бессознательно собирать и накапливать в подсознании свои чувственные впечатления, называемая Монтессори впитывающим умом приобретает новые качества, такие как способность, конкретизировать свое ощущение и разделять впечатления. Ребенок активизируется и стремится к осознанной работе. А настойчивого папашу все-таки удалось уговорить, и он отдал своего ребенка в традиционную группу по подготовке к школе».
Отметим, что по педагогической системе Тюленева ребенок к возрасту 3-х лет читает, пишет, считает, сочиняет, пишет диктанты, ведет дневник на пишущей машинке или компьютере уже на уровне 2 - 4 го классов начальной школы.
Таким образом, Монтессори вслед за Руссо, считает состояние мозга ребенка до 3-х лет "сном разума", тогда как Тюленев утверждает совсем другие максимы: "Развиваете до 1 года - воспитываете гения", "Развиваете до 2-х лет - воспитывает талант", «Развиваете до 3-х лет – воспитываете способного ребенка» и т.д.
Нужно отдавать себе отчет, насколько велика разница в этих, диаметрально противоположных подходах. Родителям не лишним будет помнить, что центры раннего развития никакого отношения к Монтессори - педагогике не имеют и не должны иметь, ни методически, ни тем более, юридически. Профессиональным педагогам и воспитателям тоже имеет смысл, образно говоря, пройти переподготовку в АОР, чтобы не оставаться в каменном веке традиционной педагогики или в бронзовом веке Монтессори - педагогики.
12. Так как же понимать: хороша или плоха "Монтессори - педагогика"?
На этот вопрос можно кратко ответить так: "Педагогика Монтессори (возраст ребенка от 3 до 7 лет) - это на порядок лучше, чем традиционная педагогика, но и на порядок хуже, чем педагогика Тюленева". Для периода раннего развития Монтессори – педагогика, корректирующая по своей сути, крайне вредна, так как этот период не был предметом специальных исследований Марии Монтессори. Отметим, для этого возраста с 60-х годов что наилучшей, наиболее эффективной системой была система домашнего развития и воспитания Б.П. Никитина, шестеро детей которого в 60 – 70 – е годы окончили среднюю школу на 3 – 4 года раньше обычного срока. Для школьного возраста Монтессори – педагогики также не существует. Лучшей технологией здесь вот уже в течение 30 лет остается методы интеллектуального развития В.Ф. Шаталова, члена Президиума АОР. Метод В.Ф. Шаталова в среднем в три раза сокращает сроки обучения в средней школе по физике и другим предметам, исключая математику – здесь сокращение сроков обучения составляет еще больше: от 5 раз (алгебра) до 10 раз (тригонометрия, стереометрия).

Как хорошо уметь читать, но надо книжки покупать
06.09.12 | Раздел:Развитие,речь
Детская литература глазами придирчивой мамы, или Что читать детям от нуля до трех
Способность впитывать информацию гораздо выше у детского мозга, чем у взрослого.
Только не надо бояться «перекормить» или перевозбудить его, детский мозг, как губка,
быстро впитывает знания, но когда чувствует, что переполнен, отключается и перестает воспринимать новую информацию. Нас должно беспокоить не то,
что мы даем ребенку слишком много информации,
а то, что ее зачастую слишком мало,
чтобы полноценно развивать малыша.
М.Ибука
Масару Ибука, один из основателей корпорации Sony, бизнесмен и революционер в воспитании и обучении маленьких детей, сказал ключевую фразу: «После трех уже поздно». Написал одноименную книгу и послал вызов всем воспитателям, педагогам и родителям. Так вот, продолжая мысль Ибуки, смею утверждать: «После трех уже поздно приучать детей к книге». Многие навыки невозможно приобрести, если их не усвоил в раннем детстве. Либо дети до трех лет начинают любить чтение, как приятную часть жизни (осознание полезности придет позже), либо потом привить любовь к чтению практически невозможно. Тезис, возможно, спорный, но попробуйте оспорить. А пока излагаю свои доводы.
В возрастной психологии период жизни ребенка от одного до трех лет называют ранним возрастом или периодом раннего развития. В это время активно происходит восприятие окружающего мира, сначала вместе с взрослым, затем самостоятельно. Ребенок смотрит, трогает, слушает… Все это можно и нужно делать с книгой. Самое главное, что привносят книжки в жизнь детей – это сопереживания и бессознательное отождествление себя с героями сказок и рассказов. Многие родители пытаются из каждой сказки или стишка извлечь какой-то вывод. Но литература хоть и бывает поучительной, но создана не для этого. Литературные произведения должны переживаться душой, а не осмысливаться умом. А воспитательный эффект будет позже, когда ребенок сам станет понимать, что происходит и к чему это приводит. А пока первые книги читают детям родители. Так малыши учатся любить, жалеть, огорчаться, удивляться, радоваться, одним словом, сопереживать. Давайте детям дадим эту возможность как можно раньше.
Ни дня без книжки
Три важных вопроса, которые волнуют всех родителей. Сколько читать, как читать и что читать. Если возникает вопрос «Сколько можно?», то ответ однозначный – столько, сколько нравится. Если вдруг встанет вопрос «Сколько нужно?», то отвечу – хотя бы по чуть-чуть, 5-10 минут в день. Даже если ребенок не хочет слушать, то можно читать фоном или пересказывать своими словами по книжным иллюстрациям.
Классический список рекомендуемых к прочтению книг детям в возрасте привожу в конце статьи. Это рекомендация Лены Даниловой. Каждый родитель дополнит этот список, исходя из своих предпочтений и детских пожеланий. Одни малыши любят стихи, другие книги про машины, третьи - сказки… Но в любом случае, старайтесь читать разные произведения. Лучше золотая середина. И не давайте детям зацикливаться на одной какой-то книге. У нас были такие «застревания» на «Уроках для самых маленьких» и «Моей первой книге». Мы даже спали с ними. Отказывать в любимой книге, конечно, нельзя. Но иногда прятать можно. И даже нужно.
Детские книжки должны быть яркими, живыми, интересными, написанными талантливым языком, иначе дети быстро потеряют интерес к чтению. Поскольку у маленького ребенка круг понимания ограничен, произведения должны сопровождаться большим количеством иллюстраций. И что важно: картинки для маленьких детей должны быть понятными и точно соотнесенными с текстом. Иначе возникает путаница. Например, мы читаем в книге С.Прокофьевой «Маша и Ойка» (издательство «Махаон») следующий текст: «Как-то раз отправились Маша, Ойка, Медвежонок и Волчонок в лес за ягодами». А на иллюстрации - Маша, Ойка, Медвежонок и...Лисенок. Дети в недоумении: «Мама, ты неправильно читаешь!». Вот еще один характерный пример небрежного отношения к тексту – книга замечательного автора, психолога Е.Янушко «Забавные истории про дружбу» (издательство «Мозаика-Синтез»). Читаем текст: «Однажды снесла тетя Курица яички. Она сложила их в уютное гнездышко на пригорке…». На иллюстрации курица сидит возле … корзинки с яичками. Читаем следующий рассказ: «Бабушка сидела на скамеечке и вязала». Дети спрашивают: «А почему бабушка сидит в кресле, а ты говоришь на скамеечке?».
Самым маленьким детям читают обычно короткие сказки и истории, написанные простыми предложениями. Яркие рассказы и стихи очень нравятся малышам, и они просят читать их еще и еще.
Детям младше трех лет лучше не читать книжек с плохим концом. Психологи считают, что малышам очень важен хороший конец, благодаря ему возникает чувство надежности и нерушимости мира. Плохое окончание может стать причиной возникновения различных страхов. Особенно впечатлительным детям даже «Колобка» рассказывают с положительным финалом: взял да убежал от лисы.
Для совсем маленьких подойдут детские книги, внутри которых находится игрушка, которой можно потом обыграть прочитанную историю. Детям нравятся книги со звуками, с различными вставками на тактильные ощущения. Такие книги выпускают многие издательства. Но мне больше нравятся развивающие книжки-игрушки издательства «Росмэн». С вращающимися деталями, с вынимающимися картинками, с мягкими вставками – каких только книг не выпускает это издательство.
И все-таки немного конкретных советов
Тем родителям, у кого совсем не осталось детских книг от предыдущих поколений, удобно покупать целые серии. Из наиболее удачных и проверенных на детях:
«Стихи и сказки для детей (подарочные издания)». Издательство «Эксмо». Издания на самом деле не совсем подарочные, а просто качественные, хорошо иллюстрированные и охватывающие в основном весь «классический набор» (Барто, Чуковский, Михалков, Носов и т.д.). В этом же издательстве есть серия «Большая книга животных». Отличные сборники произведений о разных животных;
«Для самых маленьких», издательство «Махаон». Не пересекается с предыдущими сериями. Есть книги с рассказами и иллюстрациями Сутеева и Чижикова. Нам нравится в «Махаоне» еще одна удачная серия – «Малышам о хорошем».
Очень много хороших книг выпускают издательства «Росмэн», «АСТ», «Карапуз», «Мелик-Пашаев», «Машина Творения», «Мещеряков», «Розовый жираф», «Белфакс» и другие. Для экономных родителей советую покупать прямо в издательстве. Небольшие издательства охотно идут на продажу небольших заказов по оптовым ценам, что особо ценно в наше непростое время. Объединяетесь с соседями и вперед за книгами!
Наряду с художественными книгами для детей раннего возраста выходит много и обучающей литературы. Эти книги призваны знакомить малышей с окружающим миром, развивать внимание, память, наблюдательность. Моим детям очень нравилась «Почемучка для самых маленьких» М.Дружининой. Правда, стихи чересчур примитивны. Все-таки я думаю, что поэзия должна оставаться поэзией, а не рифмованным текстом. Дети, правда, считают, пока по-другому… Другое дело, что эта книга позиционируется как «энциклопедия, в которой есть все, что нужно знать 2-3 летним детям». И стихи, действительно, рассчитаны на этот возраст, а вот задания на более старший. Например, есть даже ребусы, в которых надо разгадывать имена детей (например, нарисована гора, впереди буква Е, после – зачеркнутая А, означает имя ЕГОР). Я не встречала трехлетнего ребенка, способного отгадать такой ребус. А вы?
В издательстве «Махаон» выходит несколько серий для малышей. Например, серия «Дошкольная мозаика» (автор Земцова), это поучительные и интересные книжки с наклейками. Развивают память, речь и т.д. Каждая книга рассчитана на один-два навыка. Мы с удовольствием освоили всю серию «2-3 года», сейчас перешли к серии «3-4 года». Можно смело брать все подряд книги этой серии. Еще одна серия в этом же издательстве: «Умные книжки 2-3 года» (автор тот же). Серия неоднозначная. «Ожившие буквы» скучны, «Послушный карандаш» для двух-трех лет рановато. Скорее для 3-4. Книгу успешно порисовали, так и не выполнив толком ни одного задания. Серия «Умные книжки 3-4 года» только начали осваивать. Обнаружился обратный казус. Книга «Вправо - влево, вверх – вниз» ориентирована скорее на 2-3 леток. Обычно к трем годам дети хорошо усвоили такие понятия как «выше, ниже, внутри, снаружи, далеко, близко»…, а также в основном правильно употребляют предлоги «в, на, над, под, около, перед» и т.д. Но в качестве повторения – хороший вариант, тем более за такую умеренную цену.
В издательстве «Карапуз» есть отличная серия «Для самых маленьких». Но там надо быть очень внимательным. Часть книг издается в мягком переплете, а потом дублируется в твердом переплете в другой серии и под другим названием. У меня была два таких облома, с книжками про Бусю и с книжками про Зайчика. Третий раз я была внимательна и не покупала книжки про Митю и Аню в твердом переплете.
В издательстве «Мозаика-Синтез» есть хорошая серия «Это может ваш малыш» и «Маленький художник». Но в самой серии немало оплошностей. Например, в книге «Машинки из бумаги» модели для вырезания расположены на одном листе с обеих сторон. (Мы просто вырезали часть моделей из цветной бумаги). Альбомы для работы с пластилином тоже не очень удобные, пластилин прилипает к противоположной стороне и оставляет неэстетичные пятна. Есть в этом же издательстве более удачная серия «Школа семи гномов». Удобно покупать годовой курс. Замечательные стишки и прибаутки, хорошие иллюстрации, интересные картонные вкладки в каждой книге, из которой можно сделать игрушку, развивающую игру или дидактический материал. Только бери и занимайся с малышом.
Были и есть у нас различные детские энциклопедии. Например, «Мой первый учебник. Энциклопедия развития ребенка от 1 года до 5 лет», авторы - Гаврина, Кутявина, Топоркова. Мы ее к трем годам полностью прошли и подарили родственникам. На сегодня у нас еще «в действии» «Занятия с ребенком от 2 до 5 лет», издательство «Стрекоза». За год мы прошли всю программу за 2, 3 и 4 год. Остался 5 год… Книга изрядно потрепалась. Жаль, что издательства «любят» одни и те же иллюстрации гонят из книги в книгу. Купили еще пару книг этого издательства, а рисунки и стишки из «Занятий…».
Очень хорошие так называемые «детские учебники» у Олеси Жуковой, Елены Янушко, Натальи Тегипко, Гайды Лагздынь, считалки и азбука Усачева и т.д.
Список можно продолжать до бесконечности. Важно, чтобы мамы и папы сами подержали книгу в руках, посмотрели на текст, иллюстрации, на качество издания и сделали свой выбор. Ведь книг так много! Кому-то удобнее покупать маленькие, кому-то толстые сборники. Но читать надо разные произведения – короткие рассказы и длинные, народные и авторские, классику и современных авторов… Немного новых книг, чуть больше старых, добрых, проверенных.
Детство - это время постоянных открытий и изучения чего-то нового. Давайте научим наших детей любить книгу. Ведь после трех уже будет поздно
P.S. Закончить разговор о детских книгах невозможно. Его можно только остановить, …чтобы продолжить позже. О чем я расскажу в следующий раз?
- что делать, если ребенок не хочет слушать книгу,
- что такое чтение фоном и что можно так читать,
- все про аудиокниги: что, как и когда слушать,
- стоит ли читать книги в упрощенном изложении,
- чтение на ночь: за и против,
- мультфильмы и книжки по мультфильмам: читать или смотреть,
- когда пойти в библиотеку первый раз и что там делать,
- вместе в книжный магазин.
Что читать детям «от нуля до трех». Список книг от Лены Даниловой
"Радуга-дуга", стихи, сказки и потешки с иллюстрациями Юрия Васнецова (по этой книжке снят диафильм)
В. Сутеев «Сказки и картинки»
Русские сказки о животных ("Колобок". "Теремок", "Репка" и т.д. )
«Рифмы матушки Гусыни» в переводе К. Чуковского, С. Маршака
К. Чуковский "Сказки"
С. Маршак "Сказки, песни, загадки"
А. Барто "Игрушки", другие стихи для малышей
С. Михалков некоторые стихи
Д. Хармс "Стихи"
Ю. Мориц "Стихи"
Рената Муха "Стихи"
В. Левин "Глупая лошадь"

Зачем детскую литературу делят по половому признаку?
03.09.12 | Раздел:Развитие,речь

Мультик - опасная зона!
30.08.12 | Раздел:Развитие,речь

Развитие наблюдательности у детей
30.08.12 | Раздел:Развитие,речь

Не просто мультик!
30.08.12 | Раздел:Развитие,речь
«Господи, что же ты смотришь!?
Выключи это немедленно!» -
воскликнула одна моя знакомая,
войдя в комнату
своей маленькой внучки.
«Бабуль, да не бойся ты!
Это всего лишь «ужастик»,
я его сто раз смотрела!» -
ответила девочка с улыбкой.
Казалось бы, что может быть плохого в мультике? Ведь мультфильм создается специально для малышей и должен нести в себе лишь позитивную энергетику. Все просто. Безусловно, так должно быть, но в действительности все диаметрально противоположно. По мере взросления чада перед родителями встает масса вопросов. Как правильно воспитать ребенка? Как объяснить, что к чему, направив на истинный путь? Ведь именно в детстве закладывается базовый фундамент для полноценного становления личности и взросления. Как оградить его от зла, агрессии и пошлости, которыми наполнен наш мир? Хорошо если ребенок не поддается провокациям и не испытывает ни малейшего интереса, к тому, что так страшно для детской психики, здоровья и развития моральных, нравственных качеств. Тогда достаточно просто один раз все объяснить. Но бывает, что ситуация обстоит совсем иначе. Что же делать в этом случае, как с этим справиться? Телевизор, как источник отрицательных эмоций и ложных приоритетов: жестко контролировать или вовсе исключить? Все эти вопросы возникают постоянно, меняется лишь возраст малыша.
Около двадцати лет назад вопрос выбора мультиков не так волновал родителей: количество зарубежных было ограничено до минимума, а то и вовсе исключено из показа, да и вообще на телевидении не было такого засилья жестокости, пошлости, агрессии. Все это контролировалось довольно категорично. Безусловно, в этом есть свои плюсы и минусы, но касательно детских мультфильмов преимущества налицо. Свободу слова, свободу печати и демократию почему-то путают с анархией и вседозволенностью. В наши дни пропаганда раннего сексуального развития, агрессии и зла называется громкой фразой - либеральными взглядами. Некоторые родители считают, что таким образом лучше «подготовят» ребенка к взрослой жизни.
Детский мультфильм должен быть добрым, веселым и немного поучительным, формирующим основополагающие понятия морали и нравственности. Одним словом, после его просмотра нормальная реакция малыша – смех, радость и хорошее настроение, обсуждение впечатлений и применение опыта.
Ряд психологов и авторов книг по психологии утверждают, что улыбка и смех положительно влияют как на психологическое, так и на физическое здоровье. Смех стимулирует выработку организмом естественных обезболивающих веществ, а также гормонов хорошего настроения. Во время смеха в мозге появляются так называемые гормоны «счастья» - эндорфины. По химическому составу они аналогичны морфину и героину и оказывают на тело человека успокаивающее действие, одновременно с этим стимулируя иммунную систему. Одна минута здорового смеха обеспечивает расслабление организма на последующие сорок пять минут. Продолжительный смех дает организму физическую нагрузку, сопоставимую с десятью минутами занятий спортом. Был проведен один очень интересный эксперимент. Участникам эксперимента предлагалось хмуриться, улыбаться или сохранять безразличное выражение лица в зависимости от того, что они видели перед собой. Иногда им предлагалось попытаться выразить чувство, противоположное тому, которое они видели на снимке. В результате выяснилось, что участники эксперимента не владели лицевыми мышцами в полной мере. Хотя нахмуриться при виде снимка сердитого мужчины было не сложно, улыбнуться в той же ситуации оказалось значительно сложнее. Мышцы бессознательно копировали увиденное на снимке выражение, несмотря на то, что люди пытались вести себя по-другому. Другими словами, сознательно или бессознательно, но человек автоматически копирует то выражение лица, которое видит перед собой.
Вы спросите: «Какое это имеет отношение к мультикам?» Самое прямое! Дети – существа открытые и добрые и впитывают в себя все, как губка. А теперь представьте себе, что может испытать маленький человечек после сорока минут просмотра мультика, главная идея которого драки, битвы, погони, превращения в мутантов и чудищ, кровь, взрывы и прочие «прелести»? Для чего маленьким детским ушкам выслушивать ругань и оскорбления, которыми осыпают друг друга герои мультфильма? Конечно, многое зависит от перевода, но в принципе, какое содержание – такой и перевод. О каких здоровых улыбке и смехе может идти речь? Что во всем этом познавательного и поучительного? Такой просмотр может лишь «обогатить» лексику ребенка нецензурными выражениями, развить такие чувства, как злоба и агрессия. Взрослый, психически здоровый человек – и тот испытает неприязнь от увиденного и услышанного. После такого можно не удивляться появлению боязни темноты, страха оставаться в одиночестве, жестокости в игре и агрессивному поведению в жизни и многим другим «результатам». Как было сказано выше, помимо негативных эмоций, которые изливает на ребенка подобный мультик, кроха бессознательно будет копировать выражения лиц героев, и, чего доброго, решит в игре быть похожим на одного из них, что очень часто и происходит. Чтобы в этом убедиться, достаточно просто внимательно понаблюдать за играющими детьми, например на детской площадке во дворе.
Бесспорно, я говорю о зарубежных мультиках. В наших отечественных мультфильмах аналогов подобной агрессии и в помине нет. Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Волк «отдыхают» по сравнению с зарубежными монстрами-уродами, изображающими не то человека-паука, не то вампира-осьминога со светящимися глазами или властителем загробного мира и рекой тоски, в которой плывут умершие или человечки-уродцы с отсутствием моральных ценностей. Это не вымышленный пример, а вполне конкретный из реальной жизни: «Аниме» - модное новшество, «Сауз Парк», которые показывают по музыкальному каналу, всем известный «Диснеевский» «Геркулес». Примеров можно привести сотни. Конечно, «Диснеевские» мультфильмы отличаются яркостью и красочностью. Их интересно смотреть не только детям, но и взрослым. Я сама с удовольствием смотрела их во время беременности, но все-таки мне кажется, что эти мультики предназначены для детей старшего возраста, когда уже сформированы такие понятия, как «сострадание», «жалость», «добро» и «зло», в конце концов. Для их формирования как нельзя лучше подойдут наши старые добрые мультики. Тот же самый, всем известный «Винни-Пух». Даже «Ну, погоди». Веселый мультик, который всегда заканчивается хорошо, а в ребенке, тем временем, формируются сострадание и жалость.
Помимо мультфильмов есть еще наши старые фильмы-сказки. Замечательных детских мультиков и фильмов множество, но, к сожалению, их очень мало показывают по телевидению по сравнению со злыми зарубежными мультиками и мультсериалами. А самая известная детская программа «Спокойной ночи, Малыши!», смешно сказать, теперь идет всего пять минут. Радует лишь то, что в настоящее время видео рынок переполнен, и есть из чего выбрать мультики или сказки и смотреть их, когда и сколько угодно. На DVD можно приобрести сразу несколько и в придачу море удовольствия от просмотра. К тому же, дела на Российском анимационном рынке обстоят очень даже не плохо. В последние годы появляются новые мультфильмы, созданные с помощью современных технологий. Они отличаются близкой к «Диснеевской» красочностью и, к большому счастью, сохраняют доброту, юмористический оттенок и поучительность, характерные для нашей отечественной мультипликации. Например, «Новые Бременские музыканты» и «Алеша Попович и Тугарин Змей».
Что же касается американских мультиков и мультсериалов, больше напоминающих ужастик или боевик, то подобное просто не должно существовать ни на экране, ни на рынке, ни в прокате.
Что же остается делать, пока весь этот ужас процветает? Ограждать своих детей от просмотра растлевающих мультиков и программ и надеяться, что в ближайшее время на эту огромную проблему обратят внимание. Точно так же, как и многие зарубежные игрушки, агрессивные мультики несут в себе очень опасные цели, над реализацией которых «трудятся» множество психологов и создателей подобных «развивающих» мультиков, хотя, на мой взгляд, «мультиками» подобное убожество называть просто кощунственно и глупо. Растление подрастающего поколение, тотальная деградация молодежи, замена понятий «добро» и «зло», «красиво» и «уродливо», «страшно», «хорошо» и «плохо», «можно» и «нельзя» - вот мизерная часть этих целей.
Как ни прискорбно, но далеко не все родители всерьез задумываются над этой проблемой, считая ее надуманной. За примером далеко ходить не надо. На детской площадке папа играет со своим пятилетним сыном. Мальчик взмахивает мечем над шеей отца, смеется и радостно кричит: «Я отрубил тебе голову!». Оба родителя умильно улыбаются: «Умница, сынок, ах, какая чудесная игра!». Комментарии излишни. На лицо отсутствие страха перед нарушением сразу двух заповедей – уважение родителей и убийство. Кто-то возразит: «Ну, это же игра!» Во время игры ребенок представляет себя тем или иным персонажем, поэтому он должен понимать, что подобные действия и фразы не допустимы ни при каких обстоятельствах, иначе ему будет казаться, что это – «хорошо» и «можно» и ничего страшного в этом нет.
Ни для кого не секрет, что компьютерные игры-«стрелялки» несут в себе не меньшую опасность. Техника развилась до такой степени, что игра очень напоминает реальность. Совсем недавно в СМИ был освящен случай, когда взрослый мужчина под влиянием подобных игр совершил страшное жестокое преступление, направленное против личности и веры. Что же говорить о неокрепшей детской психике, которая и без того перегружена?! Примером тут может послужить на первый взгляд, казалось бы, безобидное развлечение: ребенок бегает по площадке и «стреляет» во всех без разбора, чтобы усилить эффект кидает в воздух песок, а, несколько минут спустя, подбегает к проходящей мимо молодой беременной женщине и приставляет вплотную к ее спине игрушечное оружие. Это тоже пример из жизни. Конечно, многое зависит от родителей и воспитания, но, повторюсь, не все осознают серьезный характер проблемы и не придают ей большого значения.
Не только мультики и компьютерные игры наполнены подобным негативом. К нему можно отнести и рекламу. Изображение скелетов в рекламе йогуртов – издевательская шутка? Я бы на месте ребенка категорически отказалась есть продукт с подобной рекламой, разве что под страхом голода. А многие дети с радостью соглашаются, а заодно и участвуют в различных акциях, собирая этикетки. Получается, что скелет – явно не самое доброе изображение, всегда символизировавшее смерть и зло, перекочевывает в ряд забавных и веселых, даже добрых. Одним словом, происходит замена понятий «добро» и «зло».
Развлекательные музыкальные каналы имеют более взрослую аудиторию. Подростки – «тинэйджеры», в большинстве своем, смотрят именно их. В последнее время на этих каналах можно часто увидеть мультики, иногда наши - замечательные, к которым не может возникнуть вопросов, а иногда зарубежные, которые губительны для детской психике, а нормальному взрослому человеку просто противны. Некоторые вышеприведенные примеры таких мультиков, как раз частенько можно встретить на музыкальных каналах. А в дополнение к мультику внизу экрана предложение: «Пошли смс на номер и научись целоваться!» Разве это совместимо с показом для детей? Не менее уместен другой вопрос: какое отношение имеют реклама и программы сексуального характера к музыке?! Некоторые из них представляют собой, ну прямо курс введения в половую жизнь: что, куда и зачем, а главное как. Просто руководство к действию. Учитывая то, что в общей массе, аудитория молодая, можно сделать соответствующие выводы. Какие тут чистота и непорочность, невинность и любовь? Многие реалити-шоу с легкостью можно отнести в эту же категорию: им присущи разврат, вседозволенность и отсутствие морали и нравственности.
В заключение хотелось бы добавить, что я не понимаю, как многие могут спокойно реагировать на подобные программы, рекламу, шоу и мультики. Во всем должен быть предел, разумная граница. А получается, что граница эта стерта и «заплевана» вместе со всеми основополагающими понятиями, которые отличают человека от животного, а взамен им пришли новые - перевернутые и обесцененные. Решить эту проблему, на мой взгляд, возможно лишь законодательным путем, потому что до тех пор, пока не будут запрещена пропаганда пошлости, разврата, отсутствия нравственности, насилия, агрессии и зла, телевидение будет «кормить» нас этой гадостью. Люди, которые понимают серьезность этой проблемы, будут избегать просмотра таких программ, и всеми способами ограждать от этого своих детей, объясняя, что к чему и, воспитывая в них доброту и сострадание. Те же, кто так и не осознал, что происходит, будут продолжать тонуть в грязи западной секс-индустрии, которая начинает растлевать умы и тела, превращать добрые сердца в злые и подменять жизненные понятия чести и достоинства с самого детства, желая деградации и нравственной гибели нашему народу. Задумайтесь, ведь их дети учатся в закрытых пансионах, а многие западные знаменитости твердо убеждены, что позволять своим детям смотреть телевизор вовсе не стоит. А наше телевидение наводняют отвратительные западные мультфильмы, а также программы и реалити-шоу, создающиеся как полное подражание точно таким же зарубежным шоу, при том ни те, ни другие, по сути, ничего позитивного в себе не несут.
Я повторюсь, сказав, очень простую и всем знакомую фразу о том, что дети – наше будущее и зависит оно от того, как мы их воспитаем
При подготовке статьи были использованы: СМИ и личный опыт автора, а также книга Аллана и Барбары Пиз «Новый язык телодвижений», стр.77.
Ангелина Головина (linagol@rol.ru),
Студентка 2 курса юридического факультета
Института Международного Права и Экономики
им. А.С.Грибоедова.

В российском интернете создадут детскую доменную зону
25.08.12 | Раздел:Развитие,речь
В российском интернете планируется создать детскую доменную зону «.дети». Об этом сообщил директор координационного центра национального домена сети интернет Андрей Колесников, пишет в среду Gazeta.Ru.
По словам Колесникова, «мы, вместо того чтобы запускать «.ххх», посчитали, что правильным будет запустить прямо противоположный проект, – отметил Колесников. – Мы хотим обеспечить наших детей качественным продуктом, рассчитанным на определенные возрастные категории».
Таким образом, любой детский ресурс, адрес которого заканчивается на «.ru», сможет получить второй адрес с окончанием «.дети». Все ресурсы будут контролироваться экспертами, а родители смогут быть уверены, что в этой доменной зоне их детям ничего не угрожает.
Горнолыжная школа: чему можно научиться за две недели отдыха
15.08.12 | Раздел:Развитие,речь


Любовь и система
15.08.12 | Раздел:Развитие,речь
Никитины хотели перевернуть мир.
Мир перевернул их детей
"Московский комсомолец" №49 за 3 марта 2000 г.
Семеро знаменитых детей
Никитиных - Алексей, Антон, Ольга, Анна, Юлия, Иван,
Любовь - выросли в крайней нужде. Они не знали
вкуса колбасы и сыра. Апельсин так и остался для
них диковинным фруктом. Любимым блюдом в семье
была манная каша. Никитины не могли найти общего
языка с одноклассниками. Ни у кого из них не было
друзей. Они были прекрасно подготовлены к
обучению, но потерпели неудачу в школе...
"Великолепная семерка" - так называли их
журналисты Корреспондент "МК"
Светлана САМОДЕЛОВА попыталась выяснить, какие
впечатления остались у выросших Никитиных от
детства. Состоялись ли они профессионально?
Какие элементы системы воспитания из
родительского дома в Болшеве перенесли в свои
собственные семьи? Нереально было поговорить со
всеми Никитиными. Глава семьи, Борис Павлович,
год назад ушел из жизни, старший из детей -
Алексей - живет в Лондоне... На удачу, сохранились
архивные записи родителей и уже выросших семерых
детей. С разрешения семьи корреспондент "МК"
включила их в свою статью.
"Кошмарный сон" - школа
Все семеро детей Никитиных были одарены,
талантливы, воспитаны в стремлении достигать
цели. Ни один из них не стал в школе ни отличником,
ни тем более медалистом. Они были необыкновенно
развиты физически и показывали в раннем детстве
удивительные результаты в беге, прыжках,
поднимали три-четыре собственных веса. Но на
доске почета среди портретов прославивших школу
спортсменов Никитиных тоже нет.
"Я ходил в учениках социально опасных. Я
бегал с уроков, прогуливал целые дни... Учился я,
прямо скажем, скверно в силу своей совершенно
безудержной лени. Я был двоечником и троечником.
Неоднократно оставался на осень. У меня были
жутко изрисованы учебники, по-моему, в них не было
ни одной чистой страницы. Домашних заданий я
почти никогда не делал... Двух или трех учителей я
искренне ненавидел. Я им доставлял много хлопот:
мог, например, выйти на уроке из класса, хлопнуть
дверью посильнее, если мне чем-нибудь не
нравилось поведение учителя. Мою бедную классную
руководительницу я не раз доводил до слез". Это
воспоминания о "незабываемых" школьных
годах не какого-нибудь бандита, а старшего из
Никитиных - Алексея.
Все Никитины были младше остальных детей в
классе. Раннее развитие творческих способностей
предполагало раннее поступление детей в школу.
Алеша, например, был младше одноклассников на два
года. Антона, по настоянию папы, в восемь лет
перевели в... пятый класс. Борис Павлович исписал
три страницы машинописным текстом, дабы убедить
завуча, насколько сын лучше читает, решает задачи
и уравнения, чем пятиклассники. Аня поступила в
школу в семь лет - сразу во второй класс, потом, в
четвертом классе, что называется, перескочила:
полгода училась в четвертом, а полгода - в пятом
классе. Юлю отдали в первый класс, когда ей еще и
пяти лет не было...
Разница в возрасте с одноклассниками
сыграла с Никитиными злую шутку. "То, что мы
были младше остальных в классе, изолировало нас
от круга сверстников, - говорит Юля, - и меня лично
разучило общаться с другими людьми, кроме
семьи". "Если бы я училась со своими
ровесниками, может быть, и характер у меня
формировался несколько иной, - грустит Люба, - я и
сейчас не умею находить контакт с
окружающими..."
Никитины были вынуждены часто менять школы.
Старший, Алексей, учился, например, в семи разных
классах, в четырех разных школах. Ученики тех
классов, в которых он учился, издевались над ним,
нередко и били.
Друзей у Никитиных в школе не было. "В
первые годы в школе у меня было большое желание
что-то сделать для других, - вспоминает Алексей. -
Но оно натыкалось на глухую стену, любая
инициатива душилась в зародыше. Школа была для
меня хорошей подготовкой к жизни, я узнал, что
такое быть изгоем".
Отдаляло семерых братьев и сестер от
одноклассников и то, что они часто не посещали
занятий. Мама, зная, что детям трудно приходится в
школе, сквозь пальцы глядела на то, что они
пропускают. Мало того, она принимала весь удар на
себя. Когда Лену Алексеевну вызывали в школу, она
говорила: "Я считаю, что так нужно" - и с нее
были взятки гладки! Она делала это сознательно:
видела, что детям лучше, когда они дома.
Усовестить ее было нелегко. Она не требовала
дополнительных занятий. Шокируя учителей, могла
сказать: "Если в четверти будут у моих детей
выходить "двойки", ставьте "двойки"!"
"То, что мама оставляла нас часто дома,
приводило к определенным конфликтам именно в
классе, - морщит лоб повзрослевшая Аня. - У ребят
ведь не было такой возможности оставаться дома,
им родители этого не разрешали. А мы были на
каком-то особом положении, и это было, в общем-то,
неприятно. Позже, когда мы стали взрослее, когда
учились в техникуме, мы старались не пропускать
не потому, что боялись что-то забыть или отстать,
а именно из-за отношений с другими". Учителя
Никитиных в основном не любили. В начальной школе
все Никитины так привыкли к ничего неделанию, что
потом, когда перешли в среднюю школу, по
обыкновению продолжали бездельничать, хотя их
запаса знаний уже не хватало. "Где-то к
восьмому классу я обленился окончательно, -
смеется Антон. - Домашних заданий я почти не
делал..." "Я каждый раз заканчивал учебный
год с двумя - тремя тройками, - вспоминает Иван. - К
этому я привык и не прилагал никаких усилий,
чтобы учиться лучше".
Парадокс: детей в семье приучали к труду, у
каждого по дому были свои обязанности, которые
строго выполнялись. Учеба в школе, видно, к
категории "труд" не относилась.
Общественной жизнью Никитины не
занимались. Самые страшные воспоминания связано
с внешкольными мероприятиями и продленкой, куда
каждого из них обязательно записывали из-за
бесплатных обедов как детей из многодетной
семьи.
Старший с пеленок
Нищета их унижала. Они стыдились вопросов:
"А правда, [ что вы все дома спите в спальных
мешках? Вы босиком ходите потому, что у вас одни
ботинки на троих?" Они сторонились сытых и
ухоженных одноклассников. У них был свой мир,
куда каждый из них стремился после уроков из
ненавистной школы.
Неудивительно, что пятеро из семи детей
Никитиных после восьмого класса решили
распрощаться со школой. Ее порог явился для них
развилкой. Дальше каждый из семерки пошел своей
дорогой.
Самой непростой она оказалась у старшего,
Алексея. Никитины не раз подчеркивали, что
воспитывали не "вундеркиндов", а
самостоятельных людей, способных вступиться за
себя и отвечать "нет".
Алеша хотел стать кулинаром. Ему очень
нравилось готовить. Но не стал! Не сказал веское
"нет", когда родители посоветовали пойти в...
педагогическое училище, где он оказался
единственным мальчишкой на 300 девчонок!
Великовозрастные девицы с крашеными волосами
потешались над нескладным подростком как хотели.
Ему тогда было 14 лет. Промучившись в училище два
года, он с облегчением покинул "девичий рай".
Пришло увлечение электроникой. Он мог большим
паяльником переделать японский приемник так, что
то запросто начинал ловить наши УКВ. В 16 лет
Алексей пошел работать техником в лабораторию,
где получил четвертый разряд регулировщика
радиоэлектронной аппаратуры. После работы
иногда забегал в вечернюю школу, где наконец ему
и выдали аттестат о среднем образовании.
В 18 лет жизнь Алексея лихо завернула на
крутой вираж... Старший из семерки влюбился! Лена
появилась в доме Никитиных вместе с беременной
подругой. Пока подруга перенимала опыт у
именитых родителей, Лена и Алеша заговорили о...
счастье. Вскоре выяснилось, что оно может быть
одним на двоих. В июльский зной строптивый сын
объявил родителям, что собирается поступать в...
педагогический институт. Тут же вскрылась
причина внезапного решения. Юный Ромео собрался
жениться. Алексею кровь из носу нужно было стать
студентом, иначе осенью ему грозил ранний подъем
и чистка кирзачей в армии. Удивительно, но
Никитины, которые всегда уважали мнение детей и
поддерживали их в стремлении к
самостоятельности, встали на дыбы. Они повели
себя в этой ситуации как обыкновенные родители.
Все дело было в двенадцатилетней разнице в
возрасте жениха и невесты. Любимому сыну было 18, а
будущей невестке - 30! Но не с самых ли пеленок была
предопределена судьба Алексея?! Он привык быть
Старшим. Сначала он опекал младших братьев и
сестер, ас 14 лет- престарелых бабушку и дедушку. В
школе и училище по возрасту все были старше его.
Он считал это нормой. С 14 лет, когда мальчишки
беззаботно гоняли футбольный мяч по школьному
двору, Лешка, утопая в размытой колее дороги,
разносил почту. Он привык обходиться малым. Его
не смутило, что в столь раннем возрасте, будучи
студентом, он окажется единственным мужчиной и
кормильцем в семье из четырех человек. Молодым
предстояло жить с нетрудоспособными мамой и
бабушкой Лены. Когда Алексей был на третьем
курсе, в семье родилась дочь. Неудивительно, что в
институте молодого отца видели нечасто. Между
походами на молочную кухню и бесконечными
подработками он забежал в институт за дипломом.
Впереди маячило распределение в столь
"любимую" им когда-то школу.
Но ребятам повезло с учителем физики.
Алексею Борисовичу совестно было требовать
домашние задания с учеников, потому что он сам их
в отрочестве никогда не делал. Но вот обидно -
сеять доброе и разумное молодому учителю
показалось... скучным. "За три года я так надоел
моему директору, - признается Алексей, - что
проблемы с уходом из школы не стояло".
Семья требовала, средств к существованию.
Новоиспеченный физик пошел ремонтировать станки
на автозавод имени Ленинского комсомола. Не
прижившись среди лимиты, Алексей перешел на
завод "Красный пролетарий" конструировать
оборудование. Лишь спустя годы он попал туда,
куда стремился, - в Физический институт Академии
наук. Увлечение электроникой стало профессией.
Ныне старшему из детей Никитиных стукнуло
40. Семь лет назад, поехав с семьей в Лондон по
гостевой визе, он решил там осесть. У жены
оказались английские корни. Золотые руки и
светлая голова Алексея нашли применение в фирме
по ремонту видео- и аудиотехники.
Мечты обернулись "рабским
трудом"
Единственные, кто задержался в. школе, на 10
лет, были Антон и Аня. Гордость семьи, Антон,
последние Два года учился... в математической
школе. Решил поступать все в тот же
педагогический институт. Не поступил. Пошел в
химический техникум. Закончив его с красным
дипломом, стал студентом химфака МГУ. На
последнем курсе Антон женился на своей
сокурснице по университету Катерине. Жить
молодые стали в московской квартире с
родственниками жены. Способного студента после
окончания университета оставили в аспирантуре.
Работа над диссертацией не пошла. "После
четырех лет мне надоело заниматься этой мурой, -
вспоминает Антон. - И когда предложили перейти на
химический завод, я долго не раздумывал: там была
все-таки конкретная работа". Сейчас Антон
"химичит" в одной из медицинских
лабораторий, где делают анализы на СПИД.
Младшему из трех сыновей Никитиных, Ивану,
довелось узнать, что такое армейская казарма и
солдатский паек. Отлично окончив механический
техникум, получив техническую специальность, он
после окончания службы вдруг почувствовал
склонность к гуманитарным наукам. Творческая
натура Ивана привела его на Высшие операторские
курсы при ВГИКе. С кинокамерой он разве что не
спал. Снимал документальные фильмы о методике
воспитания детей, сопровождая маму на семинарах.
Женой Ивана стала воспитательница детского сада
Таня, с которой он познакомился в одной из
командировок. Зарабатывать на жизнь сегодня ему
приходится в фирме по производству мебели.
По-разному сложились судьбы дочерей
Никитиных. Ольга пошла после восьмого класса в
педагогическое училище. Закончив его, стала
студенткой юридического факультета Московского
университета. Все в жизни у нее шло гладко.
Окончив университет, вышла замуж за однокурсника
брата. Сейчас с семьей живет в подмосковном
Королеве. Каждое утро ездит на электричке в
Москву, где работает юристом в регистрационной
палате.
Юля окончила библиотечный техникум. Тройка
по английскому, которую ей поставили на
вступительных экзаменах на журфак МГУ,
перечеркнула ее мечты... Скрепя сердце Юля пошла в
институт культуры на библиотечный факультет.
Работала в музыкальном отделе Центральной
детской библиотеки. Выйдя замуж, Юля с тяжелым
сердцем уезжала с мужем из Москвы в Ярославль. Но
старинный город с богатой историей растопил ее
сердце. Нет теперь во всем городе лучшего
экскурсовода, чем она. А вот мечта стать
писательницей пока не сбылась.
Еще две сестрички последовали примеру
старшего брата. Едва Ане и Любе исполнилось 18 лет,
как обе вышли замуж. "Стечение
обстоятельств", - смеются они. Обе не стали тем,
кем хотели. Прилежная Аня первая свернула с
"педагогической тропы", став студенткой
медицинского училища. Неудачей закончились две
ее попытки поступить в медицинский институт.
Будущий муж появился в доме у Никитиных, когда ей
было 13 лет. Будучи учителем-историком, приехал он
к Никитиным перенимать опыт. Приехал раз, два, а
потом и вовсе зачастил. Дождавшись Аниного
совершеннолетия, боясь, что уведут красавицу,
предложил ей руку и сердце. Детским врачом Аня
так и не стала.
Не осуществилась и мечта младшей дочери
Никитиных - Любы. Она бредила профессией
модельера. Но... по протоптанной сестрой Юлей
дорожке Люба пошла в библиотечный техникум. Ей
нигде не нравилось учиться. Свою работу
библиографа считает "полной дрянью:
бессмысленным, рабским трудом"...
Грустно как-то получается.
"Возможности-то нам были даны... Но без
какой-нибудь материальной базы для их
реализации", - убеждает то ли себя, то ли нас
Юля.
"Дети ~ не определяющее начало в
наших семьях"
Владение системой физического, умственного
и нравственного воспитания Никитиных можно
уподобить искусству, где успех зависит прежде
всего от таланта исполнителя. Талант, как
водится, редко передается по наследству. Какими
Никитины-младшие стали родителями? Какие из
элементов родительской системы воспитания
выросшие дети перенесли в свои собственные
семьи?
У Ивана пока один сын. У Алеши, Антона, Ольги,
Юлии - по двое детей. Зато у Ани и Любы - по четверо!
Только две дочери приняли эстафету
Никитиных. Из пяти молодых мам в семье считают
самой одаренной Аню. Сейчас последователи,
которые интересуются методами воспитания
Никитиных, обращаются уже к Анюте. Она и Люба дают
информацию, отвечают на письма. Что касается
Ольги и Юлии, они увлечены работой. "Как
подумаешь сейчас про наших родителей...
удивляешься, как они со всем справлялись?! -
говорит старшая из дочерей, Ольга. - Мой муж
вообще воспитанием не очень-то интересуется. Я
много работаю. Наши дети бегали босиком по снегу,
по двору.. Но более глубокой заинтересованности
делом воспитания детей у нас, по-моему, не было.
Может, это объясняется реакцией на ажиотаж,
который создавался на протяжении многих лет
вокруг нашей семьи, отпечаток "никитизма",
когда постоянно приезжало телевидение, снимало
нас..."
Сыновья еще дальше отошли от родительской
системы воспитания. Никто из них не может, как их
отец, написать на визитной карточке:
"Профессиональный отец". "В отличие от
семьи наших родителей, нам нельзя было основным
занятием делать воспитание детей, - говорит
Антон. - Главное для каждого из нас - профессия,
работа. На мой взгляд, все принципы воспитания,
какие были у родителей, могут быть применимы
независимо от того, сколько времени уделяется
детям. Я считаю, много времени уделять детям даже
плохо. Важно предоставить ребенку как можно
больше возможностей, не сдерживать его, а
стараться тянуть его собственным примером, дать
ему что-то из того, что ты сам можешь".
Сегодня Лена Алексеевна Никитина живет с
семьями своих сына и дочери.
Жизнь внесла свои коррективы в
родительские установки. Алексею непростые
семейные обстоятельства не позволили иметь
больше двух детей. "Если думаешь только о том,
чтобы выжить, о воспитании забываешь, - говорит
Елена, жена Алексея. - А что касается закаливания,
пока дочь не заболела пиелонефритом, она ходила,
как все дети Никитиных, босиком".
Алексей вообще считает, что "детей должно
воспитывать старшее поколение, то есть не
родители, а родители родителей. Они могут
специально заниматься этим, а сами родители
этого не могут..." И это говорит человек, чьи
отец и мать полностью подчинили свою жизнь
воспитанию собственных детей!
Так завершился "семейный эксперимент".
Из необыкновенной семьи выпорхнули обыкновенные
подростки. Все ждали от Никитиных чудесных
превращений. Но реальная жизнь, не похожая на их
замкнутый мирок, свела на нет благие начинания
семьи.
Одна из Никитиных - Юля - поставила точку
в нашем разговоре: "Наша семья, простите за
грубое слово, на самом деле - выродочная..."

Для детей-оленеводов Эвенкии открыли учебный чум
15.08.12 | Раздел:Развитие,речь

Реклама
По вопросам размещения на сайте обращайтесь к администратору.
Почта egomischin@yandex.ru
Новое на сайте









Реклама на сайте
