Главная Обратная связь Добавить в закладки Сделать стартовой
CHILD DOC - здоровье, воспитание, развитие ребенка
Формирование у детей положительных взаимоотношений со взрослыми
В подвижные игры вовлекаются в основном небольшие группы детей — от 4—5 до 5—10. Очень важным моментом подвижной игры является умение воспитательницы провести ее живо, весело, вступая в игровое общение с каждым ребенком, с учетом его индивидуальных особенностей. С детьми 1 года 6 месяцев целесообразно проводить такие игры, как «дети и собачка», «пузырь», «догонялки», «колокольчик», катание большого и маленьких мячей, разбрасывание их и собирание. Подвижные игры должны проводиться ежедневно. Для того чтобы вызвать у детей оживление, порадовать, посмешить их, надо проводить игры-развлечения, показывать детям заводные игрушки, солнечный зайчик на стене, играть с ними в прятки, догонялки, игры-шутки.<!--more--> Такие игры-забавы проводят ежедневно индивидуально с каждым ребенком и объединяют детей в группы. Учитывая значение разных видов деятельности детей, в течение недели с детьми второго года необходимо проводить следующие занятия: по развитию речи и ориентировки детей в окружающем; по развитию действий с предметами, дидактические игры по сенсорному развитию; музыкальные занятия; игры, гимнастика, развлечения. Формирование у детей положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми, выработка некоторых доступных правил поведения и предупреждение отрицательных привычек являются уже на втором году жизни необходимой и весьма существенной чатью воспитания.
Решение этих задач является первой ступенью нравственного воспитания ребенка. Для создания положительного отношения детей друг к другу необходимо предупреждать возникновение между ними конфликтов. Надо следить, чтобы дети не собирались в одном месте, чтобы у них было достаточное количество игрушек, чтобы они не мешали друг другу. В этом возрасте нельзя требовать от детей, чтобы они играли вместе. Без непосредствен не го участия взрослого это им еще трудно. Для воспитания положительных взаимоотношений и правил поведения необходимо закреплять положительные действия ребенка (похвалить, выполнить его просьбу, помочь ему) и не закреплять отрицательные (например, если ребенок отнял у другого игрушку, то ни в коем случае нельзя давать ему ее; если он ударил другого, — выразить ему явное неудовольствие). Нельзя заставлять ребенка спокойно, не двигаясь, долго стоять или сидеть без дела. В возрасте до 1 года 4—5 месяцев широко применяется метод отвлечения, т. е. переключение внимания и интереса ребенка на другое в том случае, когда его требование невыполнимо, а причину отказа он еще не может понять.


Ребенок соединяет воединыжды предметы не по их значимым признакам, не по их значению, а по чисто наружным, бросающимся в глаза броским качествам. Равномерно в процессе деятельности и под воздействием разъяснений воспитательницы способность к обобщению развивается: предметы соединяются воединыжды уже не по наружным признакам, а по их значению, сути. Малыши с конца первого года жизни способны к обобщению однородных предметов и действий. Меняется и самостоятельная деятельность малышей. У малыша второго года, в особенности в 1-ое полугодие, огромное место в самостоятельной деятельности занимают деяния с предметами. Предметная деятельность является главным видом деятельности малыша этого возраста. Сначала года она сводится к малочисленным обычным действиям предметами, которые в главном были разучены еще на прошлом возрастном шаге. Ребенок открывает и закрывает коробку, вносит в нее и вынимает предметы, накладывает кубики ввысь, ставит их в ряд, снимает кольца со стержня и надевает их и т. д. Манипулируя предметами, ребенок фактически знакомится с их качествами, улучшает способность подражать действиям взрослых. Во 2-м полугодии освоенные деяния малышей больше получают целенаправленный нрав. Ребенок стремится надеть все кольца на стержень, уложить все кубики в ящик, разобрать и собрать всю матрешку.

Предметная деятельность является главным видом деятельности на втором году жизни. В итоге показа и обучения взрослых, также самостоятельного манипулирования с разными предметами ребенок завладевает равномерно все усложняющимися видами действий с предметами. В процессе этих действий он знакомится с разными качествами предметов, происходит сенсорное развитие малыша. В этом же возрасте он начинает овладевать и некими орудийными действиями, применяя простые орудия — палочку, молоток, совок и др. Деяния предметами сначала второго года есть только подражание тому, что ребенку много раз демонстрировал взрослый. Малыш катает куколку, кормит собачку, делает из кубиков башню, машину и т. д.

К концу первого полугодия он начинает обобщать деяния, кормит либо качает не только лишь куколку, как ему демонстрировали, да и собачку, кошечку и мишку. В возрасте 1 года 3—5 месяцев ребенок начинает в первый раз воспроизводить не только лишь разученные со взрослым деяния, да и то, что лицезреет сам («надевает на голову платок», «читает», «стрижет волосы»). Проигрывание того, что ребенок лицезреет, является началом игры, которая именуется отобразительной. Такая игра стала вероятной в итоге предыдущего развития малыша, освоения действий, умения подражать, скопления представлений.



Игрушки, предоставленные детям этого возраста, должны содействовать Дальнейшему сенсорному развитию, возникновению элементарных действий с предметами. Этим целям служат гигиенические игрушки различной формы, величины, окраски и материала. Детям до 9—10 месяцев следует давать мячики, шарики для катания, мисочки с вложенными в них предметами для вынимания и вкладывания, кольца для надевания на руки, резиновые звучащие игрушки для сжимания и разжимания и др. Детям старше 9 месяцев следует добавить деревянные коробки с крышками для открывания и закрывания, стержни со свободно надевающимися кольцами для снимания и надевания, вкладные чашечки, куклы с тряпочками, машину, собаку, кошку, кубики и другие игрушки, чтобы дети могли производить с ними действия, освоенные во время занятий. Для развития обобщения игрушки, имеющие одно название, должны быть различными по внешнему виду. Для самостоятельной деятельности детей второго полугодия жизни воспитательницы должны подбирать только такие игрушки, с которыми дети уже производят какие-либо действия. В противном случае дети начинают их сосать или разбрасывать. Например, с мелкими кубиками, пирамидками, скамеечкой с грибочками дети не умеют играть без участия взрослого. Для развития подготовительных этапов речи следует не только давать детям сюжетные игрушки, но и располагать в разных местах комнаты (на полочках, тумбочке) крупные красочные игрушки и вешать картины, изображающие отдельных домашних животных и птиц, с которыми дети уже познакомились в виде игрушек. В местах, где играют дети, и в комнате (на полочках) не должно быть много игрушек. Время от времени ассортимент их следует менять, так как игрушки надоедают детям и они перестают на них реагировать. Если воспитательница заметила, что дети перестали играть игрушками на протяжении одного отрезка бодрствования, следует на некоторое время их убрать и заменить другими. Примерно до 7—8 месяцев дети должны бодрствовать в манеже, так как в этом возрасте дети начинают передвигаться, в манеже должно находиться не более 6—7 детей, иначе они будут мешать друг другу играть, двигаться и между ними могут возникнуть отрицательные взаимоотношения. Когда дети начинают хорошо ползать и самостоятельно подниматься к барьеру, их следует переводить для бодрствования на пол.


Обычные заблуждения относительно дисциплины

Дисциплина в детской психологииВ ближайшее время очень огромное внимание уделялось детской психологии. Мы, предки, с нетерпением ожидали результатов исследовательских работ детских психиатров, психологов, педиатров и воспитателей. Мы узнали, что больше всего на свете детям нужна любовь преданных родителей; что малыши изо всех сил стараются прогуляться на взрослых и научиться чувству ответственности; что малыши, ставшие правонарушителями, мучались не от недочета наказания, а от недочета любви; что малыши стремятся к познаниям, если программка обучения соответствует их возрасту и если их учят проницательные педагоги; что братья и сестры ревнуют друг дружку к родителям и что малыши время от времени сердятся на родителей, но эти чувства совсем естественны и малыша нельзя стыдить за это; что энтузиазм малыша к появлению жизни и к разным половым вопросам - совсем обычное явление; что очень серьезное угнетение брутальных инстинктов и энтузиазма к половым вопросам приводит к неврозу; что подсознательные мысли так же сильны, как и сознательные; что каждый ребенок - личность, которую нужно уважать. Сейчас это звучит как нечто само собой разумеющееся. Но когда эти мысли в первый раз были высказаны, они произвели революцию в почти всех разумах. Большая часть этих мыслей противоречило обширно всераспространенным взорам. Не умопомрачительно, что многие предки совсем запутались в новых теориях. Меньше всего запутались уверенные в собственных силах предки, у каких было счастливое детство. Они соглашались с новыми теориями, но когда дело доходило до практического воспитания малышей, они производили его практически также, как были воспитаны сами. И этот принцип оказывался удачным по отношению к их детям, так же как он был удачным по отношению к ним самим. Это и есть самый естественный путь обучения уходу за ребенком.

Новые теории воспитания причинили в особенности много морок тем родителям, которые были недовольны своим своим воспитанием. Они отлично помнили, как нередко меж ними и их родителями появлялись напряженные дела, что принуждало их испытывать неприязнь и чувство вины по отношению к родителям. Им не хотелось бы, чтоб их малыши испытывали по отношению к ним те же чувства. Потому они неоспоримо восприняли новые теории воспитания. Но нередко такие предки некорректно истолковывали такие теории, к примеру, считая, что детям не надо ничего, не считая родительской любви, что малышей нельзя заставлять подчиняться, что нельзя мешать проявлению их брутальных инстинктов по отношению к родителям и другим людям, что предки повинны, если появляются воспитательные трудности, что когда малыши себя плохо ведут, предки должны не сердиться либо наказывать их, а проявлять еще огромную любовь. Эти некорректные представления неприменимы в реальных критериях. Воспитываемый по таким принципам ребенок будет становиться все требовательнее и капризнее. Не считая того, ребенок будет ощущать себя виновным, понимая, что входит очень далековато в нехорошем поведении. Предки стараются проявить сверхчеловеческие усилия. Когда ребенок плохо себя ведет, предки поначалу сдерживаются, но в конце концов безизбежно взрываются, после этого ощущают себя виновными и подавленными. А это в свою очередь опять приводит к нехорошему поведению малыша.

Некие обходительные люди позволяют своим детям быть очень противными в воззвании не только лишь с ними, да и с сторонними. Они будто бы не замечают, что ребенок плохо себя ведет. При более внимательном исследовании схожих ситуаций выяснялось, что родителей в детстве заставляли очень отлично себя вести (быть "пай-мальчиками") и подавлять все естественные чувства гнева и неприязни. И сейчас в душе они получают типичное злорадное ублажение, позволяя собственному ребенку вести себя так, как ему заблагорассудится (чего им никогда не разрешали в детстве), притворяясь, что следуют новым теориям воспитания.

Чувство вины, испытываемое родителями, приводит к дилеммам в воспитании

В жизни нередко появляются ситуации, заставляющие родителей испытывать чувство вины по отношению к одному из собственных малышей. Некие из схожих ситуаций уже упоминались в разделах 13 и 14. Но бывают и другие тривиальные предпосылки: к примеру, если мама собирается работать, но не уверена, что ребенку будет обеспечен подабающий уход; если ребенок на физическом уровне либо интеллектуально неполноценен; если предки приемного малыша считают, что от их ожидают сверхчеловеческих усилий, чтоб оправдать возложенную на их цель; если предки, воспитанные в обстановке неизменного неодобрения, в итоге этого повсевременно ощущают себя виновными; если предки - психологи по профессии и задумываются, что должны быть совершенными родителями, так как они знают, чего следует избегать.

Какова бы ни была причина чувства вины, родителям становится еще сложнее воспитывать малыша. Предки очень не достаточно требуют от него и очень много - от себя (идет речь, обычно, о мамы, так как она в главном занята воспитанием малыша, но то же самое относится к папе). Нередко мама пробует сохранить терпение и добродушие, когда оно уже издавна иссякло, а ребенок ведет себя все ужаснее и ужаснее и нуждается в серьезном воздействии, либо мама колеблется, когда нужна твердость.

Ребенок, так же как и взрослый, отлично осознает, когда он плохо себя ведет, грубит либо привередничает, даже если его мама пробует закрыть глаза на его поведение. В глубине души он ощущает себя виновным. Он желает, чтоб его приостановили. Но если малыша никто не приостановит, его поведение может стать еще ужаснее, будто бы он желает испытать, до какого предела отвратительного поведения он может дойти. В конце концов терпение мамы не выдерживает и она взрывается. Она или отругает, или накажет малыша. Мир восстанавливается, но вся неудача с совестливыми родителями та, что они стыдятся собственного гнева. Потому заместо того, чтоб запамятовать происшедшее, мама старается загладить свою вину либо позволяет ребенку отомстить ей за наказание. К примеру, она терпит грубость с его стороны во время наказания. Либо она отменяет наказание до этого, чем ребенок выполнит половину его. Либо она делает вид, что не замечает, когда ребенок опять начинает плохо себя вести. Другие мамы сами провоцируют малыша на неповиновение (очевидно, безотчетно), хотя он не собирается мстить за наказание.

Если предки смогут укрепить дисциплину и не сойдут с правильного пути, они с наслаждением найдут, что ребенок не только лишь начнет лучше себя вести, да и станет еще счастливее. Тогда предки сумеют обожать его больше и он в свою очередь отзовется на знаки родительской любви.

Можно соединять твердость с дружелюбием

Ребенку следует знать, что его предки тоже имеют свои права и что, невзирая на приветливость и нежное воззвание, они могут проявлять твердость и не позволят ему поступать неразумно и грубиянить. Ребенок будет посильнее обожать таких родителей. Это приучивает малыша уживаться и с другими людьми. Балованный ребенок не может ощущать себя счастливым даже в своей семье, но когда он в первый раз окажется в коллективе других людей, будь то в 2, 4 либо в 6 лет, его ждет ожесточенное разочарование. Он увидит, что никто не собирается нянчиться с ним. Более того, никто не будет обожать такового малыша за эгоизм. Ему придется или прожить всю жизнь никем не возлюбленным, или научиться, как это не тяжело, быть приветливым.

Совестливые предки нередко позволяют ребенку воспользоваться их слабостью до того времени, пока их терпение не иссякнет и они не взорвутся в гневе. Но как 2-ая, так и 1-ая стадии могли бы и не иметь места. Уважающие себя предки не позволят ребенку ущемлять их права и приостановят еще до того, как рассердятся. К примеру, ребенок настаивает, чтоб вы с ним поиграли, а вы уже утомились. Не страшитесь сказать ему забавно, но твердо: "А сейчас я почитаю книгу, а ты почитай свою".

Если ваш ребенок упрямится и не желает отдавать игрушку другому ребенку, которому пора домой, постарайтесь поначалу отвлечь его чем-нибудь, но если это не удается, не думайте, что вы не имеете права терять терпение. Оттащите его, даже если он воет и вырывается.

Гнев малыша - естественное явление, и ребенку необходимо это разъяснить

Если ребенок грубит родителям (поэтому ли, что вам пришлось ему в чем либо отказать, либо мучаясь ревностью к своим братьям и сестрам), они должны немедля приостановить его и настоять на вежливости. Но в то же время предки могут сказать ребенку, что они знают, что он время от времени сердится на их. Вам это может показаться противоречивым. Это звучит как рекомендация отменить наказание, до того как оно выполнено. Воспитательная работа с детками показала, что они ощущают себя более уверенно и счастливее и ведут себя лучше, если предки в разумных границах смотрят за их поведением. В то же время вы поможете ребенку преодолеть собственный гнев, если дадите ему осознать, что вам понятно о его раздражении, но вы не сердитесь на него за это.

Отец должен учавствовать в воспитании малыша

Отец, недовольный тем, как строго его воспитали в детстве, гласит: "Я не желаю, чтоб мой отпрыск дулся на меня так же, как я на собственного отца". Потому таковой отец умывает руки, оставляя все вопросы дисциплины мамы, чтоб избежать любых противоречий с ребенком. Если ребенок чем-либо рассердит отца, тот пробует скрыть свое раздражение и никак не реагирует на нехорошее поведение отпрыска. Такое добродушие (обычно только кажущееся) совсем лишне. Ребенок ощущает недовольство родителей, он знает, что нарушает правила поведения, и ожидает, чтоб ему сделали замечание. Когда предки стараются скрыть свое недовольство либо раздражение, ребенок ощущает себя неудобно. Он представляет, что подавленное раздражение кое-где скапливается (что очень неподалеку от правды), и ему жутко представить, что произойдет, если оно взорвется. Практика ясно показала, что если отец спускает отпрыску любые проступки, не вмешиваясь в его воспитание, то отпрыск опасается отца еще больше, чем тот ребенок, чей отец, не колеблясь, останавливает нехорошее поведение малыша и не опасается выказать свое возмущение, если оно оправдано. В последнем случае ребенок рассчитывается за свои нехорошие поступки; это хоть и неприятно, но не трагично. В итоге стремительно восстанавливаются обычные дела. Итак, отпрыску нужен отец, который умеет быть близким человеком, в то же время всегда оставаясь сначала папой.

Не спрашивайте малыша, чего он желает, а просто делайте то, что нужно

Предки просто впадают в привычку спрашивать малыша: "Ты хочешь сесть за стол и пообедать?", "Мы будем одеваться?", "Ты хочешь сделать пи-пи?" Вся неудача в том, что естественный ответ малыша, в особенности от 1 года и до 3 лет, практически всегда будет "Нет". Тогда бедной мамы приходится уговаривать его сделать то, что все равно безизбежно. Споры затягиваются нескончаемо. Лучше не предоставлять ему выбора. Когда приходит время обеда, отведите либо отнесите малыша к столу, не прерывая разговора с ним. Если вам кажется, что ему пора на горшок, отведите его к горшку либо принесите ему горшок и раздевайте малыша, не упоминая о том, зачем вы это делаете.

Когда вам нужно оторвать малыша от его занятий, постарайтесь сделать это тактично. Если ваш 15-месячный ребенок занят кубиками, а ему пора ужинать, вы сможете отнести его к столу совместно с кубиками и забрать их только тогда, когда вы дадите ему ложку. Если вашему двухгодовому ребенку пора спать, а он занят игрушечной собачкой, предложите ему положить собачку тоже спать. Если ваш 3-х летний ребенок возит машину за веревочку, когда ему пора купаться, предложите ему совершить длинноватое, длинноватое путешествие в ванную. Когда вы проявляете энтузиазм к его занятиям, он становится уступчивее.

Чем старше ребенок, чем больше он умеет сосредоточиться, тем сложнее отвлечь его от занятий. Тогда лучше заблаговременно предупредить его о необходимости оборвать занятие в миролюбивой форме. Если ваш четырехлетний ребенок выстроил корабль из блоков, вы сможете сказать: "А сейчас поставь пушки. Я желаю поглядеть, как они будут стрелять, до того как ты пойдешь спать". Это лучше, чем обрушиваться на малыша без предупреждения, когда самая увлекательная часть игры еще впереди. Вы натолкнетесь на сопротивление, если сделаете предупреждение недовольным тоном, будто бы вы в его игре не видите ничего, не считая кавардака в комнате. Все это просит терпения и вам, очевидно, не всегда будет его хватать.

Опасайтесь обширных разъяснений

Одна моя знакомая всегда тщательно разъясняет ребенку, почему она воспрещает ему что-либо делать. "Джеки, не трогай лампу доктора, так как ты разобьешь ее и доктор не будет созидать". Джеки глядит на лампу с беспокойством и бурчит: "Доктор не лицезреет". Через минутку он пробует открыть дверь на улицу. Мама предупреждает его: "Не ходи на улицу. Джеки может потеряться и мать его не отыщет". Бедный Джеки обдумывает эту новейшую опасность и бурчит: "Мать его не отыщет". Не следует гласить ребенку о стольких вероятных несчастиях. Это может развить склонность к темному воображению. Двухгодовой ребенок не должен беспокоиться о последствиях собственных действий. В этом возрасте он выяснит, что можно делать, а что нельзя, просто действуя и сталкиваясь с плодами собственных действий. Я не желаю сказать, что ребенку никогда не следует делать словесных предупреждений. Но нужно учесть уровень его мышления. Я помню сверхаккуратную мама, которая считала, что ребенку время идти гулять. Мама заместо того, чтоб просто одеть малыша, спрашивает: "Ты будешь надевать пальто?" Ребенок гласит: "Нет". "Но разве ты не хочешь погулять? Ведь для тебя нужен свежайший воздух". Он привык к подробным объяснениям и подбивает мама на это. Он спрашивает: "Почему?", но не поэтому, что он вправду желает знать. "Свежайший воздух сделает тебя здоровым и сильным, чтоб ты не болел". Ребенок снова спрашивает: "Почему?" И т.д., весь денек. Бесцельные споры и разъяснения не делают малыша более покладистым и не прививают ему почтения к мамы - как к разумному человеку. Ребенок ощущает себя спокойнее, если мама уверена внутри себя и направляет его автоматом, но миролюбиво от 1-го ежедневного мероприятия к другому.

Малеханького малыша не следует убеждать либо предупреждать словами. Просто оттащите его, если он решает сделать что-то нелегальное, и отвлеките чем-нибудь. Ребенку постарше можно сказать "нельзя!", если он запамятывает правила поведения, и тоже отвлечь его внимание. Если ребенок просит разъяснения, дайте его в обычный форме. Но не считайте, что ему всегда нужно разъяснять приказания, которые вы ему даете. В глубине души он знает, что он еще неопытен. Он рассчитывает, что вы убережете его от несчастий. Он ощущает себя в безопасности, когда вы направляете его поведение, при условии, что вы делаете это тактично.



Насыщенное физическое развитие, свойственное для первых 2 лет жизни, на 3-ем году несколько замедляется. К этому времени крепчает весь организм малыша. Он становится на физическом уровне более крепким. Происходит предстоящее развитие нервно-психической деятельности ребёнка. При правильных воспитательных приемах происходит предстоящее сенсорное развитие. Восприятие окружающего у малышей начинает перебегать в способность следить, что имеет очень огромное значение для их познавательной деятельности, формирования их представлений. На 3-ем году наблюдение становится дл некой степени видом деятельности малыша. Это наблюдение еще не намеренное и появляется оно в большей степени под воздействием наружного воздействия (увидел что-то, услышал некий звук). Но следующее долгое рассматривание чего-либо, наблюдение за какими-либо действиями взрослых либо явлением на улице при соответственных объяснениях воспитательницы обогащают опыт малышей и сильно много дают для развития их речи, мышления, ориентировки в окружающем, равномерно подводя их к намеренному наблюдению. На 3-ем году жизни внимание малышей становится более устойчивым. Они могут более долгий срок глядеть, слушать, заниматься, играть. Так, к примеру, мальчишка 2 лет 9 месяцев около 25 минут пристально следил за тем, как накачивали бензин в лючок парохода. Но в этом возрасте внимание остается в главном непроизвольным, т. е. оно вызывается переменами в окружающей обстановке. Равномерно при определенных воспитательных приемах у малышей может развиться случайное внимание. Совершенствуется и память малыша. С развитием речи мемуары у него могут быть вызваны уже и через слово. В итоге скопления опыта и расширения круга представлений у малыша с конца второго года жизни начинает развиваться воображение. В игре он присваивает предметам воображаемое значение в согласовании с планом и содержанием игры (кирпичик заместо мыла, щепочка заместо расчески и т. д.), приписывает предметам воображаемое состояние и свойств.

Предстоящее улучшение движений в протяжении третьего года жизни делает малыша не только лишь все более подвижным и ловким, да и более самостоятельным при еде, одевании, раздевании, игре, упражнениях. Ходьба малыша становится более равномерной, равномерно исчезают излишние движения. К 3 годам малыши могут ходить по прямой и наклонной ограниченной поверхности, подниматься и спускаться с лестницы чередующимся шагом, кидать мяч в вертикальном и горизонтальном направлении, ловить большой мяч, брошенный с расстояния приблизительно 70—100 см, согласовывать свои движения с другими, действовать сразу руками и ногами, поменять движения по темпу, направлению, нраву, зависимо от сигнала, сдерживать свои движения, дожидаясь сигнала. Наибольшие конфигурации в психике малыша на 3-ем году касаются развития речи и тех сдвигов в интеллектуальном развитии, которые происходят под ее воздействием. Стремительно возрастает словарный припас. В нем не только лишь вновь услышанные слова, да и целые обороты речи и сложные предложения. Ребенок с легкостью повторяет на память стихи, песенки, сказки. В состав его словаря входят уже все части речи. Практически исчезают облегченные и некорректно произносимые слова. Ребенок употребляет уже всераспространенные и сложные предложения. Значительные конфигурации происходят в осознании речи окружающих.



Стремясь обеспечить устойчивое внимание малышей на упражнениях, устраняя по способности всякие излишние раздражения, следует в то же время расслабленно относиться к недлинному отвлечению малыша и не одергивать его повсевременно, потому что это отвлечение служит вроде бы краткосрочным отдыхом, после этого ребенок опять пристально слушает, занимается. Беря во внимание малую выносливость нервных клеток, нельзя допускать долгих занятий с детками. Хотя малыши время от времени напористо требуют «еще, еще», но после таких занятий они становятся раздражительными, появляются разные нарушения обыденного поведения — отказ идти есть, спать и др.

Нужно пристально смотреть за поведением малышей и при первых признаках утомления или выключать из занятия того либо другого малыша, или кончать занятия ранее намеченного времени, если утомление пришло у многих малышей. Утомление нервной системы малышей может быть также в итоге предъявления ей тяжелых, непосильных заданий. Нередко в семье вечерком, т. е. когда ребенок уже продолжительно бодрствовал и его работоспособность несколько понизилась, он получает много различных и сильных раздражений. Приходят с работы предки и начинают усиленно веселить малыша, много говорят, читают ему, разучивают с ним стихи, организуют гулкие игры и т. п. Ребенок не обнаруживает при всем этом очевидных признаков утомления, а, напротив, кажется бодреньким, много смеется, бегает, просит повторения игр, но следующее его поведение (плач при укладывании, долгое засыпание, а нередко даже неспокойный сон) гласит о перевозбуждении, утомлении. Отрицательное действие оказывает также частая смена различных воспоминаний, богатство новых раздражителей. Так, ребенок, которому предки чуть не раз в день приносят книги, стремительно перестает ими интересоваться. Быстро прочитав новейшую книгу, ребенок стремительно теряет к ней энтузиазм, что также является признаком истощения нервной системы, которое пришло в итоге нередкой смены воспоминаний, требующих огромного нервного напряжения.

Некие наружные раздражители, на которые расслабленно реагируют малыши более старшего возраста, являются запредельно тяжелыми для нервной системы малеханьких малышей вследствие их малой выносливости. Совсем недопустимы для малышей ранешнего возраста просмотр телевизионных передач, нередкие посещения гулких сборищ и другие непосильные раздражения. На нередкое и долгое бездеятельное состояние нередко обрекают малышей в яслях при так именуемом переднем проведении гигиенических процессов и кормления: сажая малышей за стол, им не разрешают есть, пока не сядут все, либо взяв в раздевальню 18—20 малышей, принуждают малыша посиживать расслабленно, ничего не делая, пока до него не дойдет очередь одеваться. Потому что кормление, одевание, умывание занимают много времени в режиме денька малыша, то в общей трудности на бездеятельное ожидание у неких малышей уходит до 2 часов.

При нарушении ритма работы и отдыха нервной системы малышей, нецелесообразной организации бодрствования и неверном воспитательном подходе, ведущих к перенапряжению процессов торможения либо возбуждения, у малышей к концу денька может наступить переутомление нервной системы. Накопившееся за денек утомление проявляется резкими нарушениями поведения вечерком.



Воспитание малышаБольшое значение имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок. Уход за ребенком, отношение окружающих его взрослых обеспечивают развитие ответных подражательных эмоций и разнообразных реакций. На втором году жизни ребенок начинает понимать названия предметов, явлений, выполнять несложные поручения, действия, у него увеличивается словарный запас, слова соединяются в предложения. До полутора лет словарь пополняется медленно и составляет около 100 слов, которые ребенок использует в своей речи редко. Учеными доказано, что у ребенка идет внутренняя, качественная обработка материала, поступившего из внешней среды в кору головного мозга.<!--more--> Появляется первая простая фраза: дай моко, ля-ля, ням-ням. После полутора лет развитие и понимание речи происходит более быстрыми темпами. Ребенок все чаще задает вопросы «что это?», «где?» и делает попытки произнести новые слова. Идет быстрое накопление слов, активно используемых в речи, по системе от многократного повторения к самостоятельному использованию. Малыш понимает и произносит свое имя, имена близких людей, названия одежды, некоторых животных, игрушек.
Процесс усвоения грамматического строя очень сложен, поэтому наблюдаются физиологические аграмматизмы. Это объясняется тем, что в коре головного мозга ребенка нет еще прочных условных связей. Ребенок еще не владеет в полной мере своим речевым аппаратом и часто искажает слоговую структуру слова. Слова могут быть фонетически искажены, вместо слов часто можно слышать обрывки, корни слов, ударные или начальные слоги. Разграничение падежных форм и окончаний появляется к концу второго года, словарь к этому времени насчитывает 400—300 слов. В речи используется фраза из 3—4 слов. Речь становится средством общения со взрослыми. Можно услышать от детей слова, выдуманные ими самими. На третьем году жизни ребенка происходит дальнейшее совершенствование детской речи. Начинает формироваться диалог, все больше усложняются предложения. Ребенок овладевает всеми грамматическими формами, употребляя все части речи, кроме причастия и деепричастия. Значительно улучшается понимание речи окружающих. Легко запоминает короткие стихи, песенки. Однако механическое заучивание перегружает мозг ребенка.
Воспитание малыша
Тренировка памяти полезна в том случае, если содержание стихотворения связано с конкретной действительностью и если то, что ребенок старается выучить, ему понятно. Такое запоминание доставляет радость и удовольствие, развивает речь. Ребенок уже может сообщить о событиях настоящих и прошлых, знает названия времени суток, животных, растений, некоторых явлений природы. Он делает примитивные сравнения, умозаключения и обобщения. Появляется словотворчество, словарный запас составляет 1000—1200 слов. На третьем году жизни формируется произношение свистящих звуков (с, з, ц), но многих трудных по произношению звуков в речи нет. Для детей этого возраста вначале важно общее развитие речи, т. е. накопление словаря, уяснение смыслового значения слов и грамматических связей.


Детские истерикиПочти у всех детей от 1 до 3 лет изредка бывают истерики. В этом возрасте у ребенка появляются свои желания, он начинает чувствовать себя личностью. Когда ему что-либо запрещают, он сердится. Но он не нападает на родителей. Возможно, взрослые кажутся ему слишком большими и значительными. Когда ребенок кипит от ярости, он не находит ничего лучше, как броситься на пол, орать благим матом и бить ногами, руками и даже головой об пол. Редкие истерики ничего не означают. Вам, безусловно, иногда придется отказать ребенку в чем-то. Если же истерики случаются регулярно, несколько раз в день, это может означать, что ребенок устает или страдает хроническим заболеванием. Частые припадки истерии обычно означают, что мать не постигла секрета тактичного обращения с ребенком. Мать должна задать себе несколько вопросов: есть ли у него достаточно возможности свободно играть вне дома, где она может не следить за ним строго; есть ли у него предметы, которые он может толкать и тащить и на которые он может карабкаться; имеется ли у него дома достаточно игрушек и предметов домашнего обихода для игры; организован ли дом таким образом, чтобы матери не приходилось постоянно запрещать ему все трогать. Может быть, мать невольно вызывает упрямство ребенка тем, что просит его подойти и надеть рубашку вместо того, чтобы просто надеть ее, или спрашивает, не хочет ли он на горшок, вместо того, чтобы просто отвести его в туалет или посадить на горшок; если матери приходится прерывать игру ребенка, может быть она безапелляционно вмешивается вместо того, чтобы переключить его мысли на что-то приятное, а когда вам ясно, что приближается буря, стараетесь ли вы отвлечь ребенка или встречаете ее с мрачной решимостью? Вам не всегда удается предотвратить припадок истерии. Такое терпение и такт были просто неестественны. Когда же истерика разряжается, попытайтесь не обращать на нее внимания и помогите ребенку преодолеть ее. Разумеется, нельзя уступать ребенку, потому что тогда он будет нарочно устраивать истерики, желая добиться своего. Не спорьте с ним, потому что в таком состоянии он не поймет, что был неправ. Если вы сами рассердитесь, то заставите его продолжать истерику. Дайте ему возможность сдаться с достоинством. Иной ребенок скорее остывает, если мать оставляет его одного и занимается своими делами как ни в чем не бывало. Более упрямый и самолюбивый ребенок будет вопить целый час, пока мать сама не сделает шаг навстречу. Например, мать может неожиданно предложить ему что-нибудь интересное и обнять его, чтобы показать желание помириться, как только худшая часть истерики позади. Очень неприятно, когда у ребенка истерика происходит на людной улице. Возьмите его на руки с улыбкой, если вы сможете себя заставить улыбнуться, и оттащите в более тихое место, где вы оба сможете немного остыть. Припадки удушья, когда ребенок становится синим и на минуту теряет сознание, могут быть просто выражением его гнева и упрямства, как и истерики. Припадки пугают мать, но она должна научиться относиться к ним спокойно, чтобы ребенок не использовал их с целью добиться своего.


Для развития подготовительных этапов речи у детей от 5—6 до 9—10 месяцев воспитательница, кроме специальных игр-занятий, должна использовать все моменты общения с ребенком. Чтобы ребенок научился выделять и понимать определенные слова, надо говорить с ним короткими фразами, подчеркивать интонацией главное слово. Важно, чтобы это слово совпадало с моментом, когда ребенок проделывает называемое движение или смотрит на называемый предмет, на движение или действие, выполняемые взрослым. Следует вызывать ребенка на подражание звукам и слогам. При этом речь взрослых должна быть эмоциональной, ласковой, богатой различными интонациями, что будет способствовать развитию интонационной стороны активной речи ребенка. Нужно создать условия для развития действий игрушками. Ребенок 6—8 месяцев со всеми игрушками занимается примерно одинаково: рассматривает, машет. Стучит по другим предметам. Постукивание и размахивание становятся наиболее характерными занятиями детей 7—8 месяцев. Когда ребенок размахивает погремушкой или стучит ею по какому-либо предмету, он прислушивается к издаваемому звуку и повторяет данное движение. Так образуются повторные движения — деятельность с игрушкой становится более длительной. Дети 8—9 месяцев начинают различать некоторые свойства игрушек и уже играют ими по-разному. Различные действия подсказывают сами предметы. Например, резиновую игрушку дети нажимают, так как при этом она издает звук. Шарик и мячик катят — это движение возникает тогда, когда ребенок хочет взять в руки круглый предмет, а он откатывается. Если небольшие шарики и другие игрушки положить в тазик, ребенок начинает их вынимать. Вначале эти действия возникают случайно в процессе самостоятельной деятельности ребенка. В 9—10 месяцев в результате специального обучения ребенок начинает выполнять их, подражая взрослому, а затем и по чисто словесному указанию. Заметно возрастает интерес к игрушкам. Уронив игрушку, ребенок ищет, смотрит через перила барьера на пол. Различное манипулирование игрушками делает бодрствование детей более активным. Они могут уже несколько длительнее заниматься игрушками без участия воспитательницы. В этом возрастном периоде дети начинают реагировать на других детей, находящихся в манеже. Их внимание привлекает игрушка в руках другого ребенка и они стремятся ее взять. Освоив ползание, дети быстро передвигаются по манежу и часто наползают на лежащего рядом ребенка. Когда он начинает плакать, это нравится детям и они проделывают данное движение повторно.


При воспитании малышей этого возраста нужно продолжать развивать зрительное и слуховое восприятие. Со второго полугодия жизни резко растет энтузиазм малыша к окружающему: к взрослым, детям, животным, игрушкам и разным предметам. Больший энтузиазм для малыша представляют воспитывающие его взрослые. В 8—9 месяцев ребенок меняет позу, чтоб лучше узреть воспитательницу либо няню, прислушивается к их голосу, сам издает звуки, чтоб привлечь к для себя внимание.

Больше проявляется различное отношение малышей к людям. При возникновении близкого человека ребенок бурно проявляет свою удовлетворенность — визжит, стремится к нему приблизиться, приподнимается, кряхтит, желая, чтоб воспитательница взяла его на руки, а если она не делает этого, начинает рыдать. Если с ребенком заигрывает незнакомый человек, он напряженно глядит, отворачивается, время от времени старается стремительно отодвинуться. Чувственные проявления малышей становятся более колоритными и нередко меняются. К примеру, ребенок просто может зарыдать, если не достанет игрушку либо если ее отнял другой ребенок. В то же время он просто успокаивается, если дать ему другую игрушку. В возрасте от 5—6 до 9—10 месяцев у малыша развиваются разные движения, с помощью которых он перемещается в пространстве и изменяет свое положение. К 5 месяцам малыши осваивают умение переворачиваться на животик, много времени проводят в этом положении и делают разные движения, что доставляет им наслаждение. Лежа на животике ребенок резвее осваивает ползание, а потом умение садиться и ложиться, вставать, цепляясь за недвижную опору, и ходить вокруг нее. Последовательность развития движений в этом возрасте в большой степени находится в зависимости от критерий воспитания малыша и от того, на что ориентированы воздействия взрослого. Когда малышей с первых месяцев жизни много держат на руках в положении сидя, они очень рано начинают посиживать. Если к 5—6 месяцам малыши обуяли этим умением, то в яслях не желают во время бодрствования лежать на животике и просит, чтоб их посадили либо взяли на руки.

Меж тем преждевременное сиденье вредоносно для малыша, потому что его позвоночник еще недостаточно окреп. Во время сиденья ребенок стремительно утомляется, но сам не в состоянии поменять положение. Малыши, которые рано начали посиживать, обычно наименее активны и малоподвижны. Для малыша полезнее, если в 7 месяцев он научится ползать и только к 8 месяцам будет без помощи других садиться, посиживать и ложиться из сидящего положения. По мере того как ребенок завладевает умением ползать, он начинает много двигаться. Вследствие этого укрепляются все мускулы тела, что благоприятно отражается на физическом развитии малыша. Движения становятся более резвыми и координированными. Умея ползать, ребенок может сам приблизиться ко всему, что его интересует (достать игрушку, подползти к воспитательнице, переменить положение, чтоб поглядеть, что делается в манеже, комнате). Делая упор на одну руку, ребенок сам присаживается, а позже начинает садиться.



Новое на сайте
Реклама на сайте
Реклама
По вопросам размещения на сайте обращайтесь к администратору. Почта egomischin@yandex.ru
Copyright © 2012-14 Здоровье и воспитание детей
  Яндекс.Метрика