Главная Обратная связь Добавить в закладки Сделать стартовой
CHILD DOC - здоровье, воспитание, развитие ребенка

Эстетическое воспитание малышей на втором году жизни вследствие их возрастных способностей еще очень ограничено. Оно неотделимо, в особенности в этом возрасте, от сенсорного развития. Без умения всматриваться, вслушиваться, различать предметы нереально эстетическое развитие. В ежедневном общении с ребенком воспитательница в соответственных случаях подчеркивает эстетическую сторону воспринимаемых им явлений, предметов, их свойств словами: «Какой прекрасный красноватый мяч», «Послушай, как отлично звенит колокольчик». Она вызывает веселые переживания малышей в связи с восприятием ими явлений природы, звуков, красок, художественных стихов методом вербования их внимания и своим чувственным отношением. Огромное значение в развитии художественного вкуса у малышей могут иметь игрушки и пособия, оборудование, одежка, если они будут отвечать художественным требованиям и воспитательница будет уделять свое внимание на надлежащие свойства предметов и обозначать их словами.

Одна из доступных в этом возрасте форм конкретно эстетического воспитания — проведение с детками музыкальных занятий Задачки, содержание и методика музыкальной работы с детками второго года жизни. Задачки работы: Развивать умения: прислушиваться к словам песни; воспроизводить звуки и простые интонации песни; делать игровые и плясовые движения, надлежащие словам песни. Приготовить к роли в простых музыкальных сюжетных играх. Содержание и методика работы с детками в возрасте 1 года— 1 года 6 месяцев. Продолжая работу по слушанию музыки, начатую с детками первого года жизни, воспитательница должна принять во внимание непоседливость, характерную детям в возрасте 1 года — 1 года 6 месяцев. В связи с этим слушание музыки проводится поначалу без усаживания малышей, в виде игры, в какой моменты недвижного сосредоточенного слушания чередуются с движениями; это позволяет детям отдохнуть от сосредоточенной неподвижности, но не отвлекает их от энтузиазма к музыке и желания слушать ее. Осуществляется это последующим образом: если воспитательница всегда гласит детям «музыка», демонстрируя инструмент, на котором собирается играть, то довольно сказать слово «музыка», чтоб настроить малышей на слушание.



На втором году жизни ребенок показывает в игре только то, что он неоднократно следил, либо то, что явилось для него новым броским впечатлением (в первый раз лицезрел стрижку волос). Развитие отобразительной игры во 2-м полугодии второго года жизни происходит в направлении расширения круга изображаемых действий и установления простых первичных связей меж действиями (выкупав куколку, вытирает ее). В игре он употребляет несколько предметов (укладывает куколку на кровать, закрывает ее одеялом). Для малышей в возрасте до 1 года 3—4 месяцев типично то, что они нередко перебегают от 1-го деяния и предмета к другому. Они играют в главном тем, что попало в поле их зрения. Ребенок находится вроде бы во власти зрительного восприятия: увидел мяч — играет мячом, увидел куколку кидает мяч и играет этой куколкой. Его деяния прерывающиеся, краткосрочные, но неоднократно повторяющиеся. Это гласит о том, что внимание малыша еще нестабильно, он просто отвлекается, у него еще очень недостаточен личный опыт, ограничен припас действий. В то же время ребенок, нередко меняя предметы, деяния, движения, вроде бы защищает себя от утомления и потому, невзирая на то что он всегда в движении, не утомляется, а одинаковые движения его утомляют.

Во 2-м полугодии игра становится более устойчивой и появляется не только лишь по наружным сигналам, да и по слову взрослого: «Пойди возьми куколку, покорми ее» и по памяти — ребенок идет к шкафу и отыскивает одеяло, чтоб завернуть куколку. Позднее воспитательница вызывает у малышей связанные деяния (покормить куколку, выкупать ее, покатать), учит использовать в игре несколько предметов (куколку, одеяло, чашечку, ложку). У малыша на втором году жизни, когда он уже умеет ходить, гласить, многообразно действовать, возникает завышенный энтузиазм к окружающему и появляются все новые потребности. В связи с этим создаются все более различные отношения со взрослыми. Но меж желанием малыша и его способностями есть несоответствие. Так, не умея еще отлично гласить, он не всегда может понятно для окружающих выразить свои желания и, напротив, малыши нередко не понимают, что желают от их взрослые.

Ребенок почти все уже в состоянии сделать сам (пойти в другую комнату, взять всякую вещь, забраться куда-нибудь высоко и т. д.), но он не осознает еще, что можно и что нельзя. И в то же время он очень эмоционален, желания его очень очень выражены. Потому в таком возрасте у малыша в особенности просто могут сформироваться отрицательные отношения с окружающими, появиться многие ненужные вредные привычки (добиваться кликом хотимого, отрешаться есть, спать, не делать легитимных требований взрослых, кидать, разламывать вещи и т. д.).



Стремясь обеспечить устойчивое внимание детей на занятиях, устраняя по возможности всякие лишние раздражения, следует в то же время спокойно относиться к короткому отвлечению ребенка и не одергивать его постоянно, так как это отвлечение служит как бы кратковременным отдыхом, после чего ребенок снова внимательно слушает, занимается. Учитывая малую выносливость нервных клеток, нельзя допускать длительных занятий с детьми. Хотя дети иногда настойчиво требуют «еще, еще», однако после таких занятий они становятся раздражительными, возникают различные нарушения обычного поведения — отказ идти есть, спать и др. Необходимо внимательно следить за поведением детей и при первых признаках утомления либо выключать из занятия того или иного ребенка, либо кончать занятия раньше намеченного времени, если утомление наступило у многих детей. Утомление нервной системы детей возможно также в результате предъявления ей трудных, непосильных заданий. Часто в семье вечером, т. е. когда ребенок уже длительно бодрствовал и его работоспособность несколько понизилась, он получает много разнообразных и сильных раздражений. Приходят с работы родители и начинают усиленно развлекать ребенка, много разговаривают, читают ему, разучивают с ним стихи, организуют шумные игры и т. п. Ребенок не обнаруживает при этом явных признаков утомления, а, наоборот, кажется бодрым, много смеется, бегает, требует повторения игр, однако последующее его поведение (плач при укладывании, длительное засыпание, а часто даже беспокойный сон) говорит о перевозбуждении, утомлении. Отрицательное действие оказывает также частая смена разнообразных впечатлений, обилие новых раздражителей. Так, ребенок, которому родители чуть ли не ежедневно приносят книжки, быстро перестает ими интересоваться. Бегло прочитав новую книжку, ребенок быстро теряет к ней интерес, что также является признаком истощения нервной системы, которое наступило в результате частой смены впечатлений, требующих большого нервного напряжения. Некоторые внешние раздражители, на которые спокойно реагируют дети более старшего возраста, являются запредельно трудными для нервной системы маленьких детей вследствие их малой выносливости. Совершенно недопустимы для детей раннего возраста просмотр телевизионных передач, частые посещения шумных сборищ и другие непосильные раздражения. На частое и длительное бездеятельное состояние часто обрекают детей в яслях при так называемом фронтальном проведении гигиенических процессов и кормления: сажая детей за стол, им не разрешают есть, пока не сядут все, или взяв в раздевальню 18—20 детей, заставляют ребенка сидеть спокойно, ничего не делая, пока до него не дойдет очередь одеваться. Так как кормление, одевание, умывание занимают много времени в режиме дня ребенка, то в общей сложности на бездеятельное ожидание у некоторых детей уходит до 2 часов. При нарушении ритма работы и отдыха нервной системы детей, нецелесообразной организации бодрствования и неправильном воспитательном подходе, ведущих к перенапряжению процессов торможения или возбуждения, у детей к концу дня может наступить переутомление нервной системы. Накопившееся за день утомление проявляется резкими нарушениями поведения вечером.


либо 7 методов, как не стоит биться с ранешней детской алчностью

Грозный мир без прикрас приходит к небольшому человечку в виде детей, отбирающих чужие игрушки и не дающих поиграть своими. Позволить ли ему защищать свои игрушки от других малышей либо преподать урок щедрости? Как обучить постоять за себя и свою собственность, не вырастив детку жадиной? Как и чужих не оскорбить, и собственного не подставлять?

Слово «Мой!» либо «Мое!» появляется, обычно, уже в возрасте 1,5-2 лет. Скоро после его возникновения многие предки сталкиваются с «кризисом жадности», когда нежелание малыша делиться «своим» и активное отстаивание принадлежности настораживает, а то и серьезно начинает пугать. Еще совершенно не так давно ему было все равно: малыш с легкостью отдавал игрушки, не обращая внимания на то, кто ими играет... Но сейчас орет, вырывает из рук свои игрушки, пускает в ход кулаки, кусается, толкает, лупит по рукам, становясь грозой всей детской площадки...

Предки часто автоматом используют комплекс слов и мер, действенных и не совершенно, безопасных и не очень. Давайте поглядим на себя со стороны и разберем семь примеров, как, пожалуй, не стоит обращаться со своим небольшим собственником.

1. «Ты жадина!»

Много есть детей, которые не поделятся даже лицезрев обиженное лицо соседа либо что их сестренка зарыдала. Просто так их игрушки никто не имеет права трогать, и на детской площадке они не одни такие - дети с развитым чувством принадлежности. На полуторагодовалых детей еще рано ставить штамп «жадины-говядины».

Девченка полутора лет вынесла из дома каталку-паровозик. При катании труба его то подымается, то опускается, за чем с энтузиазмом смотрит мальчишка. Карапуз подошел, встал рядом, не отходит и ожидает. Подключается его мать.

- Дай нам поиграть, пожалуйста!

- Мой! Мой! - вцепляется в игрушку девченка.

- Фу, какая жадина! Пойдем отсюда!

Ее мать ответила очень мудро:

- Она не жадина: она просто еще не совершенно разобралась, что к чему в этом мире.

Маме же мальчугана нечего было ответить.

Малыши, естественно, понимают, что слово «жадина» - это что-то очень плохое, это «обзывательство». Охото именовать свое отношение к вещам кое-чем другим, другим словом, только они совершенно не знают каким.

Ребята очень обожают перекусить чем-нибудь смачным на улице. Вот и смешной своею находчивостью мальчишка лет 5, которому приобретают угощения только с условием, что он не будет скупиться и будет угощать других ребятишек, отвечает: «Я не скупой, я умный!».

А годовалый ребенок еще не осознает, что такое «жадина». Почитайте книжки, совместно поглядите мульты о алчности и щедрости, тогда и небольшой человек сам сделает собственный личный верный выбор.

2. «Быстро поделись, я говорю!»

На площадке каждый год происходит сцена на тему: «Поделись!», год за годом изменяются только участники. Бывшие «жадины» с годами становятся более миролюбивыми, зато подрастают новые участники баталий, которые за «моё» могут и ударить для уверительности. Мать авторитарного стиля учит свою дочку, хнычущую : «Опять ты жадничаешь? Ну-ка поделись стремительно формочками. Стремительно, я произнесла!»

Если у малыша силен инстинкт принадлежности, то даже будь он дома примерным, послушливым и хорошим, он все равно будет отстаивать то, что считает своим. Как нельзя не отымать у других малышей, если это мое? Не сумев удержать собственность, он испытывает томную утрату, истинное горе. Доктор Дольник В. Р. в «Беседах о человеке» так комментирует детские переживания: «Такое неутешное дитя кажется упорным и скупым, мы ругаем его, нередко помогаем чужому малышу забрать у него игрушку - и еще больше увеличиваем его горе».

Забудьте требования "Отдай малышу свою игрушку, не будь жадиной", хотя и продолжайте говорить, что можно делиться либо изменяться. Не «отдай», а «поделись (если хочешь)», «давай, (если хочешь), поменяемся лопатками с Соней». Уважайте собственность малыша, и он будет уважать чужую. Всемирно узнаваемый педиатр Бенджамин Спок призывал матерей закончить фокусировать воспитание детей только на выработке повиновения и дисциплины, поменять свое поведение, стать более гибкими и нежными по отношению к своим детям, осознавать их нужды. Б. Спок разъяснял, что нужно щадить малышей с сильным инстинктом принадлежности, уважать их выбор, относиться к ним, как к личностям. Уже сменилось не одно поколение родителей, чьи малыши выросли по управлению Спока, они не стали ни скупыми, ни похитителями; те же, из кого алчность против воли выбивали, часто становились такими.

3. «Смотри, какой хороший мальчишка, не то, что ты!»

Комментируя деяния чужого малыша схожим образом, мы не вызываем у собственного малыша желания подражать отличному мальчугану, даже напротив, тем можем ухудшить ситуацию. Наше дитя захотит проверить, любим ли мы его либо уже другого малыша? Даже в нас самих такое сопоставление вызовет нехорошую реакцию, зависть и отторжение.

Не стоит ассоциировать собственного малыша с чужим, «хорошим». Пусть лучше «хорошим» будет возлюбленный мишка крохи, таковой щедрый и с игрушечным кроликом, и с собачкой! Либо положительный герой мульта либо рассказа, на месте которого представит себя малыш.

4. «Сами разберутся!»

Вероятнее всего, пока ваш малыш еще только обучался ходить, вы лицезрели то, как на год старшие дети норовят у него отобрать игрушки, свои либо ваши. Может быть, и вы испытывали негодование от того, что матери не прикладывают усилий и не оказывают подабающего педагогического воздействия на свое чадо:

- Почему Вы не воспретите собственному отпрыску отбирать, выхватывать из рук игрушки у других малышей?

- Во-1-х, это его личные игрушки, а во-2-х, как, по-вашему, я должна это сделать? С радостью и по собственному личному желанию делиться игрушками малыши начинают только к 3-4 годам. В год-два еще рано от их этого добиваться!

- Да, необходимо с ранешнего юношества приучивать делиться игрушками! Моя никогда не скупится! Сами видите, если её требуют - всегда дает! - поддерживает другая.

Обе стороны правы. Повлиять нужно, да и уважать интересы и решения малыша тоже.

Как быть? С равнодушием посиживать в сторонке, читая книжку либо общаясь с другой матерью, либо быстрее бежать на выручку? Материнская интуиция наилучшим образом даст подсказку, как быть; хотя можно предложить и примерную последовательность действий.

Когда ваш и соседский карапуз тянут руки к одной игрушке и назревает конфликт, «невзначай» переключите внимание собственного малыша на другие виды деятельности, освободились ли качели, возвратилась ли ваша машинка, а не желает ли малыш выпечь торт либо прокатиться с горки?

Попросите карапузов обменяться игрушками. Двухгодовой малыш может последовать вашим советам («поделись» и «поменяйся»), но ни при каких обстоятельствах не должен всегда делать это. Когда щедрость не из-под палки, и без излишних слов малыш поделилсяили обменялся с другом своими игрушками, – стоит похвалить. Постарайтесь уверить ребят в том, что играть совместно еще веселей.

Если конфликт уже вот-вот разгорится, разведите детей в различные стороны.

Дайте им остыть, успокоиться.

Обсудите со своим ребенком создавшуюся ситуацию, наедине.

Сложные ситуации (обидчик толкнул в грязь, обсыпал песком, очень стукнул вашего малыша) следует разрешать не с ним, а с его родителями.

5. «Что ты заладил, мое да мое?!»

Равномерно у малыша формируется представление, что есть что, что есть чье. В какой-нибудь период жизни (у кого-либо пара недель либо месяцев, а у кого и год) он в особенности нередко делает акцент на собственной принадлежности: «Это моя мать, это мой папа, это моя футболка, это моя машина, это мои ботинки». Он говорит «Мой», «Мое», «Моя», и очень на этом настаивает, пока не скажешь «Да, это твоё!». Стоит же сделать возражение что-то против - дуется до слез. Ребенку необходимо получить доказательство, быть морально подкрепленным и уверенным, что эти вещи его, для него это принципиальная опора. Для малыша очень принципиально поделить вещи на свои, брата, папины, мамины, чужие. Родителям в таком случае стоит не отмахиваться, а пару раз разъяснять, что к чему. У каждого члена семьи есть свои личные вещи (к примеру полотенце, расческа, зубная щетка, косметика у матери) этими вещами нельзя другим воспользоваться. Во-2-х, есть и своя одежка, которой воспользоваться тоже не стоит, ну и не получится, мать не наденет дочкины туфельки либо папины джинсы. В третьих, есть вещи, которые можно брать, но только с разрешения владельца (кукол сестры, велик соседского мальчугана на площадке). А в-4-х, есть вещи которыми пользуется вся семья (стол, стулья, посуда, одеяло). Ребенок выяснит, где его собственность, а где чужая. Уважая свою, он приучится уважать чужую. Когда любознательное дитя убедится, что такой общий порядок, он воспримет это как подабающее, приучится брать чужие вещи с согласия владельца, закончит акцентировать внимание на личной принадлежности вещей.

6. «Не ходите к психологу!»

Когда доверчивая детская алчность воспринимает маниакальный оборот, может быть, самое время зайти к детскому (либо, если ребенок прогуливается в детский сад – детсадовскому) психологу. Чтоб не углубить трудности стоит побеседовать о том, каковы предпосылки того, что когда-то хороший и милый кроха скупится и дерется. Часто и воспитательницы, и няни, и бабушки, и соседки машут руками в ответ на сомнения: «Не вздумайте!». Почему не стоит идти к психологу разъясняют так, что сходу на малыша и на родителей «поставят зазорное клеймо», что «себе дороже выйдет», что позже не оправдаешься...

Психолог узнает, какое положение в семье занимает ребенок, какие у него отношения с домашними, поможет выяснить главное - в чем корешки алчности. На основании совместного анализа ситуации вы совместно вынесете решение, какие определенные деяния сделать, как ему посодействовать.

7. «Мне жадина не нужен!»

Малыш Никита, 3-х летний обладатель музыкального вертолетика бежит к отцу с негодованием: "А Саша мой вертолет отобрал!» На что его папа, на которого обращено чуть приметное внимание мам, как будто ждущих разумного мужского воздействия, отвечает: «Пусть возьмет, поиграет, ты же тоже брал его машинки!» Но, видя что Никита готов зарыдать: "Плакать иди куда-нибудь в другое место! Нечего скупиться! Мне отпрыск жадина не нужен!" Да, после таких слов малыш плакать уже не собирается. Но что все-таки происходит в этот момент в душе человечка, который снаружи подчинился воле отца, добившегося результата таким действенным, но травмирующим методом?!

Малышей повзрослее и посмышленее, можно если и не напугать тем, что они как таковые не необходимы, то обескуражить возможностью той ситуации, что их не будут обожать. Этот ужас, «страх, что меня не любят», Лууле Виилма именует «страхом страхов». Л. Виилма, доктор акушер-гинеколог, спец с долголетним опытом в области мед и духовных практик, пишет: «Человек, который боится того, что его не обожают, подсознательно желает созидать себя неплохим и достойным, чтоб быть любимым». Ребенок будет послушен, ему нужно быть необходимым и возлюбленным! Со словами «не нужен» вселяется ужас, что родительская любовь не бесспорна, что обожают их только «если» (они слушаются, делятся), только «пока» (не привередничают, не рыдают). А, может, и совсем не обожают? Л. Виилма с сожалением отмечает: «Страх "меня не обожают" - в особенности велик у малышей. Об этом гласит их поведение, успеваемость, стрессовость, нередкие болезни». Современный ребенок, не получивший домашней любви, может находить ее как раз в тех же игрушках, приобретенных рачительными мамами и папами, которым некогда играть. Игрушки, очевидно, не поменяют для малеханького собственника родительской любви, но могут стать ее эмблемой, что никак только прирастит проявления «жадности».

Уделите малышу побольше внимания и ласки, гуляйте, играйтесь, читайте, забавляйтесь, обымайте его – и эти проявления пропадут сами по для себя. Почему люди становятся скупыми? Относительно реальных взрослых жадин, предпосылки алчности могут крыться в ужасе, что их не обожают, в неумении обожать, в отсутствии доверия к жизни, в заниженной самооценке - все это родом из юношества.

Ученые пробовали узнать, какое количество объятий необходимо малышу для обычного самочувствия и неплохого настроения. Также сколько ему необходимо поцелуев и поглаживаний в денек. Может, корень трудности в том, что небольшой человечек недополучает положенной ему ласки, вот и ощущает никому не необходимым, становится раздражительным, капризным. Наилучшая профилактика алчности – приподнятое размещение духа и просто ваша любовь.



В возрасте от 2—3 до 5—6 месяцев у детей развивается речевой слух. Нужно разговаривать с ребенком, применяя различные интонации; он начинает прислушиваться к голосу, выделяет определенные звуки. К 4 месяцам ребенок должен научиться поворачивать голову в любом направлении и находить источник звука: звучащую погремушку или взрослого, который, спрятавшись, зовет его. Важно, чтобы во время бодрствования дети находились в радостном состоянии. Благодаря частому эмоциональному общению с ребенком в этом возрасте у него не только развивается речевой слух, но и усложняются проявления радостного ребенок постепенно учится брать и удерживать в руке предметы. К 2—3 месяцам ребенок лежа на спине во время комплекса оживления случайно наталкивается на низко висящую над его грудью игрушку и захватывает ее, а к 3—4 месяцам уже четко направляет руки к висящим предметам, начинает их ощупывать и трясти. Когда ребенок трясет игрушку, он прислушивается к ее звучанию и поворачивает голову к источнику звука. К 4—5 месяцам важно научить ребенка брать обеими руками игрушку, которую держат у него над грудью, а к 6 месяцам — направлять руку к игрушке, с какой бы стороны она от него ни находилась, удерживать в каждой руке по игрушке, а также доставать предметы лежа на боку и на животе. Своевременное возникновение умений захватывать висящую игрушку и брать игрушку из рук взрослого имеет большое значение для развития ребенка. Когда он берет и ощупывает игрушки, размахивает ими, совершенствуются движения, формируется первичная основа действий с предметами. При этом происходит сенсорное развитие ребенка — он знакомится с различными качествами игрушек. Такая игра доставляет ребенку радость, делает его бодрствование более активным и предупреждает сосание пальцев. С развитием умения брать предмет у ребенка возникает новая потребность — достать и взять игрушку, привлекшую его внимание. Стремясь достать игрушку, ребенок 4 месяца сам поворачивается на бок, в 5 месяцев — на живот, к 6 месяцам — с живота на спину, старается приблизиться к предмету, находящемуся в некотором отдалении, делает попытки ползать. Следовательно, желание достать игрушку помогает ребенку овладеть движениями, при помощи которых он самостоятельно изменяет положение и начинает передвигаться. Таким образом, многие дети в этом возрасте во время бодрствования самостоятельно или при незначительной помощи взрослого осваивают подготовительные движения к ползанию. К 5—6 месяцам ребенок большую часть бодрствования может уже проводить на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, высоко приподнимать голову и грудь. Такое положение позволяет ему поворачиваться в разные стороны и следить за окружающим. У ребенка укрепляется упор ног и к концу данного периода он может уже стоять при поддержке, полностью разогнув ноги в коленях и тазобедренных суставах.


Для развития мышления воспитательница не только сама объясняет детям воспринимаемые ими доступные явления, но в процессе общения с детьми ставит их перед необходимостью сообразить, сравнить, решить элементарные умственные задачи и использует те случаи, когда эти задачи выдвигаются перед ребенком в процессе его повседневной жизни. Например, воспитательница предлагает детям догадаться, как достать мяч, который укатился далеко под шкаф, посмотреть в окно и сказать, нужно ли надеть галоши. В дидактической игре она просит ребенка подобрать на картинках к взрослым животным их детенышей. Если он путает на картинке оленя и корову, воспитательница, напоминая ему, какие рога у коровы и какие у оленя, предлагает сравнить изображения и правильно назвать их. Воспитательница привлекает внимание детей к наблюдению за окружающим, попутно, в доступной форме, давая соответствующие объяснения (пришел монтер — что он будет делать, приехала машина с продуктами — какие продукты привезла, для кого, пошел дождь — солнышко спряталось, стало холодно). Она говорит с детьми йотом, чем в данный момент они сами заинтересовались. Необходимо развивать и закреплять желание детей говорить; для этого нужно поддерживать каждое инициативное словесное обращение ребенка, превращать его по возможности в разговор, давать словесные поручения, расширять поводы обращений ребенка к взрослым и детям. Для развития речи и расширения кругозора детей, помимо широкого использования естественных условий их жизни, следует проводить специальные занятия. В занятиях используются: доступный пониманию ребенка реальный мир явлений и вещей; изображения; беседы, сказки, рассказы, стихи, т. е. слова без наглядного сопровождения, опирающиеся на уже имеющиеся представления и понятия. В этой группе проводятся следующие занятия по развитию речи и расширению круга представлений. Организованное наблюдение, например посмотреть, как украшают здание к празднику, как убирают снег с площадки; целевые прогулки, например в лес за цветами, за шишками; дидактические игры: «Посмотрим, что у нас есть» или «Назовем, что мы видим» (в помещении и на площадке). Показы-инсценировки, т. е. разыгрывание сценок при помощи игрушек. Показ игрушек в сюжетном действии обычно очень интересует детей. Они переживают развертывающиеся перед ними события (радуются, смеются, жалеют, осуждают, одобряют), много говорят по поводу них, узнают новое, интересное и виденное часто переносят потом в игру, в свое отношение к окружающему. Таким образом, правильно подбирая сюжеты и интересно, увлекательно разыгрывая их перед детьми, воспитательница может влиять на расширение круга представлений, уточнять их. Например, обогащать знания детей об особенностях животных, их повадках, о назначении различных предметов, их правильном разнообразном использовании и, что особенно важно, используя в показах соответствующие сюжеты, обогащать игру и, давая в них образцы положительного поведения (бережное, ласковое отношение к кукле-дочке, к животным и т. д.), воспитывать нравственные качества детей.


С развитием речи развивается и мышление детей. Оно зависит прежде всего от обогащения чувственного опыта детей и происходит в процессе их деятельности и при соответствующих словесных объяснениях взрослых. Поэтому обогащение восприятия, развитие речи и ориентировки детей в окружающем в целях развития их мышления являются существенной задачей их умственного воспитания. Основным средством умственного воспитания детей являются игра и все другие виды деятельности (наблюдение, рассматривание картинок, рисование и др.). В процессе деятельности уточняются и углубляются знания детей, представления становятся более ясными, отчетливыми, понятия — более правильными, глубокими; происходит развитие всех психических процессов — памяти, внимания, воображения, мышления. Для развития деятельности детей необходимо предоставление им достаточного количества разнообразных впечатлений, обеспечение правильным оборудованием и разнообразными пособиями, игрушками и, что самое главное, правильное руководство со стороны воспитателя. Учитывая большое значение игры и всех других видов деятельности, создание необходимых условий для их развития в период раннего детства является очень существенной задачей умственного воспитания детей. Необходимо постепенно развивать у них и умение заниматься, развивать способность обучаться — внимательно слушать, следить за показом воспитателя, выполнять по предложению взрослого какое-либо действие, подчинять свои действия определенным правилам. При удовлетворении потребности детей в движениях, в разнообразной деятельности, частом ласковом общении с ними, правильном воспитательном подходе и режиме дети раннего возраста находятся преимущественно в эмоционально-положительном настроении. В их поведении много проявлений различных положительных чувств, которые возникают по разнообразным, все усложняющимся поводам. И, наоборот, при неправильной организации жизни ребенка, отсутствии условий для самостоятельной деятельности (недостаточное количество игрушек, бедность впечатлений), перегрузке групп, неправильных формах руководства со стороны воспитателя или утомлении в результате неправильного режима дня у детей легко возникают и закрепляются отрицательные чувства, у них преобладает вялое, пониженное настроение или повышенная раздражительность, проявления недовольства, обиды, страха, дети часто ссорятся друг с другом. Отрицательные чувства, например вялое, пониженное настроение, неудовольствие, частые огорчения, а тем более страх, угнетают психику ребенка. Наоборот, радость, удовольствие, любознательность повышают жизнедеятельность детского организма, ведут к активности ребенка, что так важно для его развития. Поэтому создание условий для бодрого эмоционально-положительного состояния, формирование и обогащение положительных чувств, предупреждение отрицательных эмоциональных переживаний являются очень серьезной задачей воспитания.


Для поддержания активного бодрствования ребенка с ним надо ласково разговаривать, с конца 1-го — начала 2-го месяца выкладывать его в манеж, предоставлять ему возможность свободно двигаться, вешать игрушки для рассматривания. Наиболее благоприятным условием для сна ребенка с первых месяцев жизни является укладывание его на воздухе — на веранде или на площадке. Там ребенок быстро засыпает и глубоко спит, так как слабые тактильные ощущения от движения прохладного воздуха усыпляют его и укрепляют сон. Укачивание, применение соски, ношение па руках, пение колыбельных песен перед сном нецелесообразны, так как это воспитывает у детей отрицательные привычки и не способствует крепкому сну. На протяжении всего первого года жизни надо обеспечить детям сон на свежем воздухе в любое время года. Соблюдать условия формирования ритма бодрствования и сна особенно важно в то время, когда ребенка впервые приучают к режиму дня или переводят на новый режим. В первые месяцы жизни ребенка кормление, бодрствование и сон должны проводиться всегда через одинаковые промежутки времени. Это облегчает формирование ритма деятельности организма и ребенок легче привыкает к режиму дня. Со 2-го месяца режим нужно строить так, чтобы ребенок после кормления бодрствовал, а затем спал до следующего кормления. При этом устраняются наиболее частые причины плача детей в данном возрасте — голодное возбуждение и недосыпание. После того как ребенок хорошо выспится и с аппетитом поест, он спокойно и активно бодрствует до следующего сна и лучше воспринимает различные воздействия окружающих. Если же ребенка укладывают спать сразу после кормления, а бодрствует он потом, то по мере приближения часа кормления у него постепенно нарастает чувство голода (возникает голодное возбуждение) и часть периода бодрствования он находится в состоянии возбуждения. Необходимо своевременно переводить ребенка на режим следующей возрастной подгруппы. Показателем такой необходимости является то, что ребенок, уложенный спать, долго не засыпает и систематически не пробуждается ко времени кормления. Для назначении режима дня для каждого ребенка важно учитывать не только возраст, но также индивидуальные особенности ребенка (потребность в бодрствовании и сне), его состояние и домашние условия. Если в период приучения ребенка к режиму дня он сам не просыпается к началу кормления, следует его будить. Допустимо отклонение в пределах получаса, если ребенок крепко спит. В тех случаях, когда ребенок начинает кричать до установленного часа кормления, можно начать кормить его на 15—20 минут раньше. Однако, если ребенок длительное время не может привыкнуть к установленному режиму, следует назначить ему другой режим дня, соответствующий его потребностям. Для детей в возрасте до 2—3 месяцев наиболее правильным является режим дня с 7 кормлениями в сутки; промежуток между ними составляет 3 часа. Днем между двумя кормлениями дети 1 час бодрствуют, 2 часа спят. Дети спят днем 4 раза. Ночной сон равен 11 часам. К 2—3 месяцам длительность одного отрезка бодрствования увеличивается до 2 часов. До 4—5 месяцев ребенок продолжает спать днем 4 раза. После 5 месяцев некоторые дети уже не спят днем четвертый раз; их укладывают спать на ночной сон раньше и длительность его увеличивается до 11 часов.


Различен темп развития детей, быстрота формирования умений, навыков. Один ребенок, утром сделав первые неловкие самостоятельные шаги, к вечеру того же дня начинает ходить, в то время как у другого от первых шагов до окончательного оформления ходьбы проходит 7—10 дней. Различна также пищевая и тактильная возбудимость. Дети с повышенной пищевой возбудимостью не могут спокойно ждать при наступлении чувства голода, их нужно кормить первыми, не ожидая отрицательной реакции и в то же время постепенно приучая сдерживать свое желание. Если же у детей повышена тактильная чувствительность, они с трудом переносят боль и резко реагируют на изменение температуры воды, воздуха. Надо учитывать эти особенности во время медицинских процедур и лишь осторожно воспитывать большую выносливость, закалять ребенка. Быстрота и характер засыпания у детей также различны. Одни дети засыпают быстро, спокойно, что характеризует способность их нервной системы легко переходить из деятельного состояния в состояние торможения. Другие дети засыпают хотя и спокойно, по медленно. Переход от бодрого, деятельного состояния ко сну у них происходит лишь постепенно. Так же различны быстрота пробуждения и последующее состояние. Одни дети, проснувшись, сразу открывают глаза, бодры, готовы к деятельности. У других процесс пробуждения замедлен: перед тем как окончательно проснуться, они сначала ворочаются в кровати, то открывая, то снова закрывая глаза; даже проснувшись, дети сначала несколько вялы и только спустя некоторое время становятся активными. Такое различие в процессах засыпания и пробуждения говорит о различной подвижности нервных процессов. В зависимости от этих особенностей нужно применять различные воспитательные приемы. Так, детей, которые засыпают спокойно, но медленно, надо уложить первыми, чтобы они успели выспаться. Детей, которые просыпаются бодрыми, нельзя задерживать в кровати, надо создать им условия для активного поведения: маленького ребенка, ласково поговорив с ним, следует положить в манеж, старшему — предложить одеваться, а затем помогать при одевании других детей. Совсем иной подход нужен к ребенку, который после пробуждения бывает вялым. Заметив первые признаки пробуждения, надо, подойдя к ребенку, чем-то заинтересовать его, чтобы помочь быстрее прийти в хорошее, бодрое состояние, но не торопить его одеваться. Ярко проявляются индивидуальные особенности детей и в игре, в занятиях. Один ребенок, получив задание воспитательницы, сразу оставляет свое занятие и, не отвлекаясь по пути ничем другим, хорошо выполняет поручение, а затем снова возвращается к прежнему занятию, что говорит о хорошей подвижности нервных процессов и устойчивом внимании. Другой не может быстро переключиться с одной деятельности на другую и нуждается в дополнительном побуждении. От ребенка с замедленным темпом реакций нельзя требовать непосильной для него быстроты выполнения указаний, надо терпеливо, спокойно подождать. По-разному проявляется у детей начало болезни, по-разному приспособляются они к перемене условий жизни, различна устойчивость эмоционального состояния (один, расстроившись, долго не может успокоиться, у другого еще не высохли слезы, а он уже улыбается).


Воспитание мальчика, воспитание девочкиВо времена нашего детства легко было определить пол младенца, мельком глянув в коляску – одеяльца, в которые закутывали кроху, обязательно были перетянуты розовыми или голубыми ленточками. С первых дней малыш становился обладателем вещей, четко указывающих окружающим на его половую принадлежность. И сейчас первым вопросом, который, скорее всего, задаст маме случайный собеседник, будет: «У вас мальчик или девочка?» Немалая доля сюрпризов или разочарований, с которыми сталкиваются родители, построена как раз на заранее сформировавшихся представлениях о том, «какими они бывают» - мальчики и девочки. Закономерности в различиях развития и поведения мальчиков и девочек, конечно, есть. Часть из них обусловлена природными и социальными механизмами, часть является отражением многовековых стереотипов, передаваемых из поколения в поколение. Но совершенно не обязательно ваш малыш будет во всех своих проявлениях «типичным мальчиком» или «типичной девочкой». В чем отличие? Статистически мальчики при рождении обычно несколько крупнее девочек. Обычно они позже, чем девочки, начинают ходить (в среднем на 2-3 месяца) и медленнее осваивают речь. Но это не означает, что, если ваш старший сын начал ходить в 10 месяцев, а его младшая сестренка родилась с большим весом и делает первые самостоятельные шажки в год, то кто-то из них развивается «неправильно». Часть различий в психике девочек и мальчиков – отображение эволюционных тенденций. У человека как биологического вида есть две задачи: первый - сохранение и передача по наследству полезных признаков, опыта, способствующего выживанию и совершенствованию; второй – развитие: приобретение и освоение нового, приспособление к меняющимся условиям, расширение среды обитания. На первую задачу больше ориентирован женский пол: он сохраняет в генетической памяти все ценные приобретения эволюции, передает их потомкам. Для поиска новых путей лучше подготовлены мужчины: они больше склонны к освоению незнакомого пространства, нетрадиционным решениям, рискованным поступкам. При этом следует помнить, что в среднем, мужчины и мальчики более ранимы (вопреки распространенному стереотипу о «толстокожести и бесчувственности» мужчин), а женщины и девочки – выносливее и обладают большей способностью к приспособлению. Девочки часто более покладисты, спокойны, легче адаптируются в коллективе, послушнее следуют заданным родителями или воспитателями сценариям. Это способствует и тому, что в младших классах девочки, как правило, бывают лучшими ученицами – они придают большее значение аккуратности и тщательности выполнения задачи, чем оригинальности решения. Однако среди мальчиков больше случаев исключительной одаренности (как, впрочем, и обратных: разброс по «шкале условных способностей» у мальчиков больше – от самых низких до самых высоких показателей). Мышление девочек в среднем более однотипно, мальчики же больше склонны «сойти с рельсов», увидеть проблему под неожиданным углом и предложить нестандартное решение. С возрастом у мальчиков намного чаще проявляется математическая одаренность. У девочек лучше развит вербальный (связанный с речью) интеллект, у мальчиков – зрительно-пространственный. Как правило, девочки начинают говорить раньше, их словарный запас богаче, чем у мальчиков того же возраста. Девочки также охотнее проявляют внимание к людям и социальным ситуациям, но менее склонны вдумчиво исследовать устройство предметов и проявлять настойчивость в решении стоящей перед ними задачи. В играх девочки предпочитают предметы, сосредоточенные на небольшом пространстве, располагают их более аккуратно, стремятся извлечь максимум практической пользы. Пространство, содержащее предметы, представляющие интерес для мальчиков, практически не ограничено – поэтому они раньше и больше интересуются транспортом, техникой, дальними странами... Если девочка скорее соорудит из кубиков один дом, но зато со всеми деталями, важными для жизни, и непременно населит его жильцами, то мальчик охотнее выстроит целый город со сложными транспортными коммуникациями, ограничившись весьма условным обозначением строений и предметов, и лишь в последнюю очередь задастся вопросом, нужны ли в нем жители. Разница в воспитании Однако специфические различия между детьми разного пола определяются не только биологическими предпосылками. Большая часть этих различий формируется или закрепляется уже в процессе воспитания, поскольку родители с первых дней сознательно или неосознанно растят своего малыша в соответствии со своими представлениями о том, каким должен быть будущий мужчина, какой – будущая женщина. С самого начала родители общаются с мальчиками и девочками несколько по-разному. Замечено, что матери проявляют большую чувствительность к настроению сыновей, чаще прикасаются к ним, острее реагируют на проявления беспокойства. Отцы стараются пробудить в мальчике большую двигательную активность и исследовательское поведение – например, гуляя с сыном, папа, как правило, находится от него на большем расстоянии и старается без необходимости не спешить на помощь. В то же время с девочками больше разговаривают, быстрее предлагают помощь при затруднениях. Будущему мужчине обычно приписывают и стараются привить такие черты как смелость, настойчивость, самостоятельность, сдержанность в проявлении чувств и активность «жизненной позиции». От будущей женщины ожидают изящества, мягкости, внимания и сочувствия к другим, готовят ее к роли хорошей хозяйки и матери. Все усредненные показатели – вовсе не повод «подтягивать за уши» к ним каждого конкретного малыша, или беспокоиться, если ваш маленький мальчик или девочка проявляют себя как-то «нетипично». С точки зрения исследователей, «в общественной и личной жизни наиболее адаптивны и продуктивны мужчины и женщины, гармонично сочетающие психологические признаки обоих полов, но при этом сохраняющие отчетливую половую идентичность». Другими словами, отдельные черты и особенности поведения, обычно приписываемые противоположному полу, будут только способствовать успеху в жизни, если они при этом не мешают оставаться «настоящими» мужчиной или женщиной. Рассмотрим примеры: мальчик, увлеченно играющий с куклой, почему-то вызывает либо насмешки, либо опасения, что с ним «что-то не так». Однако молодой отец, умело переодевающий ребенка, удостоится восхищенных взглядов и комплиментов «сторонней публики». Маленькая упрямица и непоседа, своим своенравием доводящая до изнеможения родителей и воспитателей, возможно, в будущем достигнет больших профессиональных успехов именно благодаря своей «неженской» настойчивости и нежеланию следовать заданным стандартам. Тенденции развития современного общества таковы, что особенности традиционно мужских и женских ролей все больше теряют свою специфичность. Так что, если дочка просит подарить ей набор машинок или инструментов – не отказывайте, возможно, у нее не меньше оснований, чем у мальчиков-ровесников, представлять себя в роли умелой автомобилистки. Конечно, все хорошо в меру: если вы замечаете, что интересы вашего ребенка сосредоточены преимущественно в тех областях, которые обычно осваивают дети противоположного пола, стоит попытаться сформировать для него круг общения и виды активности, вовлекающие его в «традиционные» для его пола игры или занятия. Разумеется, необходимо воспитывать в ребенке осознание принадлежности к определенному полу, учить соответствию особенностей поведения. Но каким образом, и в какие моменты это лучше делать? Часто о различиях между мальчиками и девочками взрослые заговаривают в негативной ситуации - когда хотят что-то запретить, пожурить, а то и высмеять ребенка, ведущего себя «не по правилам». «Что ты ревешь, как девчонка? Мальчики не плачут!» - сурово или насмешливо говорит отец. И вот у малыша, рыдающего от боли или обиды, в подсознании откладывается: «этим девчонкам» можно свободно выражать свои эмоции, а ему это «не положено», придется поискать другой способ снятия стресса. От природы мальчики обладают большей агрессивностью, чем девочки. Слишком ранние и настойчивые призывы к проявлению «мужества» могут спровоцировать и развитие этой агрессивности – мальчик, которому не позволяют вовремя выплакаться, возможно, привыкнет «выпускать пары» иным образом – ударив другого ребенка, разломав игрушку, нагрубив бабушке... С другой стороны, когда малыш подрастет и окажется в детском коллективе, «плакса-вакса» может стать мишенью для насмешек. Стало быть, принцип «мальчики не плачут» должен быть как-то усвоен? Возможно, но только в такой форме: «мальчики не плачут по пустякам». И научить этому ребенка лучше не тогда, когда он расплакался, а в тот момент, когда ему удалось самому удержаться от слез. «Вот молодец, настоящий мужчина!» - услышав в голосе мамы или папы законную гордость, малыш забудет о разбитой коленке. Он – мальчик. Будущий мужчина. А мужчины не плачут от небольшой боли. Вот папа, когда попал себе молотком по пальцу – он же не плакал. Если у ребенка есть возможность прийти к таким выводам самостоятельно, и в те минуты, когда у него есть основания гордиться собой – результат будет достигнут. «Куда ты лезешь? Это только мальчишки лазят по деревьям, а ты же девочка!» - причитает взволнованная бабушка. Если ограничения такого рода преследуют девочку постоянно - с большой вероятностью, она начнет жалеть, что не родилась мальчиком: ведь им «можно» столько интересного! «Как может девочка быть такой неаккуратной!» - возмущается учительница, и расстроенная первоклассница поневоле задумывается о том, насколько легче живется мальчишкам – их-то никто не ругает за корявый почерк! А ведь хуже подспудного «несогласия» со своим собственным полом мало, что можно придумать. Для психического и душевного равновесия, формирования адекватной самооценки, построения гармоничных отношений ребенку необходимо научиться принимать себя со всеми индивидуальными особенностями. И, конечно, принадлежность к мужскому или женскому полу – одна из основных составляющих самоощущения. Поэтому так важно, чтобы осознание и освоение «гендерной роли» (особенностей поведения, ожидаемых обществом от представителя того или иного пола) происходило в условиях положительного подкрепления, когда у ребенка есть возможность искренне порадоваться, что он родился именно мальчиком или девочкой. Важно, чтобы родители сумели отделить свои идеальные представления о том, как именно и насколько должна проявляться «мужественность» сына и «женственность» дочери (особенно в ранние годы) от индивидуальных особенностей ребенка, позволяющих или препятствующих приближаться к этим идеалам. Слишком строгое разграничение половых ролей, ограничения и навязывание стандартов поведения, как правило, приводят к отрицательным результатам. А вот позаботиться о том, чтобы перед глазами малыша было как можно больше положительных образов «настоящих мужчин» и «истинных женщин», с которых он ненавязчиво сможет брать пример – гораздо более продуктивный путь. Но часто случается, что мама растит сына одна, или же папа слишком занят, чтобы успевать подать мальчику достаточно примеров «мужского поведения». В этом случае, помимо «теории мужества», которую мама, конечно же, будет понемногу преподавать сыну, нужно позаботиться и о том, чтобы у мальчика была возможность регулярного общения с мужчинами, которым ему захочется подражать. Не дожидаясь возраста, в котором таким примером для него станут старшие «товарищи» из дворовой компании. Если среди ваших родственников и близких друзей нет никого, кто мог бы достаточно часто (или хотя бы эпизодически) проводить с мальчиком время, играть в активные игры, потихоньку обучать его «мужским делам» - поищите для сына кружок или студию по интересам, где занятия ведет преподаватель, отвечающий вашим представлениям о «настоящем мужчине». Чаще всего это бывают спортивные занятия, но еще мальчику было бы очень полезно поучиться, например, столярному делу или художественным ремеслам. Здесь важна не столько практичность приобретенных умений, сколько общее гармонизирующее воздействие «рукоделия» (как «женского» – для девочек, так и «мужского» - для мальчиков). Хорошей средой, в которой мальчики смогут получить естественные уроки преодоления трудностей и разделения обязанностей, могут быть походы: семейные и групповые, одно- двухдневные или более долгие – в зависимости от ваших вкусов и возможностей. Лучше всего для этого объединиться несколькими семьями. В небольшой группе мальчики и девочки будут солидаризироваться не с мамой и папой, а с «мужской» и «женской» частью участников, будут вовлечены в естественное распределение нагрузки сообразно полу и возрасту, и у мальчиков появятся шансы проявить себя «по-мужски», поучаствовать в совместной деятельности со взрослыми мужчинами. Для девочек же группа, состоящая из нескольких семей, дает возможность реализовать склонность к попечительской деятельности – проявить заботу о младших, об уставших. У большинства девочек эта потребность выражена довольно отчетливо – они больше мальчиков склонны наставлять и поучать своих младших братьев и сестер, сверстников в детском коллективе; проявляют большее внимание к деталям и соответствию «положенному» распорядку, чаще испытывают и проявляют сочувствие к тем, кто слабее. Таким образом - с одной стороны, проявляя внимание и заботу, с другой – пытаясь контролировать и обучать, девочки постепенно осваивают будущие материнские функции. Если девочка в семье одна или является младшей - возможности реализовать попечительскую деятельность у нее ограничены, и стоит позаботиться об их расширении. Здесь могут быть полезными более тесные контакты с семьями, в которых есть младшие дети, а также разновозрастные группы, практикуемые в некоторых детских садах. Привлекая девочку к участию в домашних делах, обратите внимание на мотивировку – почему ей стоит этим заняться? Если девочке все время твердят, что она должна помогать маме, чтобы всему научиться, иначе будет плохой хозяйкой и «никто замуж не возьмет» - не слишком вероятно, что интерес к домашним делам (да и к семейной жизни вообще) станет у нее устойчивым. А вот обращая внимание на ценность ее помощи для всех домашних, вместе радуясь успехам, вы поселите в ее сознании мысль о том, что домашнее хозяйство – не просто нудная рутина, а возможность деятельно выразить свою любовь к близким. В целом же можно напомнить, что наиболее продуктивный подход к воспитанию заключается в том, чтобы не пытаться «вложить» в ребенка готовые модели поведения и принудить его соответствовать определенным образам, а лишь создавать ему условия, в которых принятие тех или иных образцов будет его личным выбором, встречающим одобрение и поддержку окружающих. И в освоении гендерной роли, формировании мужественности или женственности, наша задача – показать ребенку примеры того, что мы считаем истинным в образе «настоящего мужчины» или «прекрасной дамы», и помочь перенять или выработать черты, которые позволят ему стать достойным представителем своего пола, достичь успеха на избранном им самим пути. Советы родителям Чему стоит научиться: отличать родительские ожидания и стереотипы от личных особенностей ребенка не сравнивать: «рекордные показатели» мальчиков и девочек неодинаковы помогать осознавать себя – мальчиком или девочкой – с гордостью, а не сожалением подавать и находить достойные примеры для подражания; создавать среду для разностороннего гармоничного освоения «гендерной роли» пробуждать желание стать «благородным рыцарем» или «истинной леди» Чего не надо бояться: если ребенок интересуется игрушками «противоположного пола» если мальчик начинает говорить позже ровесниц-девочек или менее прилежен в обучении если девочке труднее даются абстрактные понятия мальчик-«плакса» и девочка-«разбойница» – это не навсегда


Новое на сайте
Реклама на сайте
Реклама
По вопросам размещения на сайте обращайтесь к администратору. Почта egomischin@yandex.ru
Copyright © 2012-14 Здоровье и воспитание детей
  Яндекс.Метрика