Главная Обратная связь Добавить в закладки Сделать стартовой
CHILD DOC - здоровье, воспитание, развитие ребенка
Введение прикормаНа правах рекламы Знает ли малыш, что нужно его организму? Если крохе питание нравится, значит, оно полезно? Узнав ответы на эти вопросы, ты избежишь серьезных ошибок, связанных с введением прикорма. Подробнее здесь Сколько бы ни затрагивались вопросы питания малышей на страницах журналов для родителей, сколько бы рекомендаций ни давали мамам и папам педиатры, как только приходит время вводить прикорм, мы нередко допускаем ошибки. Конечно, в них мы не одиноки, но, согласитесь, учиться на чужих ошибках все-таки лучше. Ошибка первая Слишком раннее введение прикорма «Когда я начала прикармливать, то ориентировалась на рекомендации на упаковке. Некоторые продукты, судя по надписи на этикетке, можно давать ребенку, начиная с 3-4-х месяцев, поэтому с 3-х и начала». Приобщение ребенка к «настоящей еде» нередко расценивается мамой как важный шаг на пути взросления малыша. Но ориентироваться при выборе питания только на этикетку – не совсем разумно. Сроки введения прикорма индивидуальны (подробнее о том, как определить сроки введения прикорма, читайте здесь) Ошибка вторая Ребенок сам знает, что нужно его организму «Первое, что попробовал мой малыш после грудного молока, – это мороженое… Я купила старшему, а младший так трогательно смотрел, что я не удержалась и дала. И ничего страшного не произошло». К сожалению, некоторые мамы ошибочно действуют по принципу: «Если ребенок чего-то очень хочет, это вполне можно ему дать». На самом деле организм младенца первого года жизни приспособлен к потреблению лишь определенных продуктов. Это связано с особенностями внутренних органов и систем крохи, которые находятся в достаточно хрупком равновесии. К тому же, «взрослая еда» может содержать консерванты, красители, ароматизаторы. Ошибка третья Чем разнообразнее, тем лучше «Ребенок должен получать все витамины, поэтому я предпочитаю мультифруктовое пюре, где содержится много всего полезного». Разнообразие – это то к чему нужно стремиться, но не в самом начале введения прикорма. Начало прикорма –ответственный период в жизни малыша. И чтобы избежать проблем, необходимо следовать правилам введения прикорма, в частности, поэтапному его введению. Ребенка следует осторожно, постепенно приучать к различным видам пищи. Начинать надо с однокомпонентного продукта (узнай больше об однокомпонентных продуктах здесь), это позволит оценить реакцию на него организма младенца. Детское питание При введении первым многокомпонентного продукта у малыша может возникнуть аллергия, кишечно-желудочное расстройство, нарушение микрофлоры кишечника. И отследить, какой именно компонент вызвал нежелательную реакцию, практически невозможно. Кроме того, из-за нарушений в состоянии здоровья ребенка введение прикорма придется отложить до его выздоровления. Получится эффект, противоположный желаемому. Ошибка четвертая Не могу устоять, когда он ест с аппетитом «Я вводила однокомпонентные продукты, тем не менее ребенка „обсыпало”!» «Дала малышу попробовать персик, и он сразу съел всю банку! Жаль, что на персики у сына аллергия – фрукт ему так понравился». Каждый, даже однокомпонентный, продукт следует вводить постепенно, начиная с небольшого количества, половины чайной ложки, минимум в течение 5-7 дней. Нередко стремление ввести даже однокомпонентный продукт в большом объеме приводит к «срыву» и развитию колик, диареи, метеоризма и другим нарушениям. Ошибка пятая Ваши вкусовые пристрастия «Я брокколи тоже не стала бы есть, и малыш не хочет – в меня пошел!» Ребенок с рождения различает четыре вкуса: сладкое, горькое, кислое, соленое и отдает предпочтение сладкому. Формирование вкуса во многом зависит от той пищи, которую малыш получал на первом году. Для обеспечения ребенка необходимыми питательными веществами (подробнее о веществах, необходимых малышу узнайте здесь) необходимо включать в рацион малыша разнообразную пищу: кашу, овощи, фрукты, мясо и т.д. Чтобы новый продукт «пришелся по вкусу», его следует предлагать ребенку не менее 8-10 раз; позитивное восприятие, как правило, отмечается после 12-15 раз. Разнообразная пища Ошибка шестая Ваше настроение «После этих „самостоятельных” трапез кухня превращалась в Бог знает что!» Не становитесь заложником собственного настроения – нередко самостоятельное пользование ложкой (начиная с 8-9 месяцев) становится серьезным испытанием для мамы. Поумилявшись тем, как крошечный человечек пытается попасть ложкой в рот, через пару дней многие мамы принимают решение продолжать кормить малыша самим. Будьте терпеливы и показывайте любимому чаду, как пользоваться ложкой, пить из чашки. Вы будете вознаграждены за терпение. Ребенок с удовольствием будет брать с Вас пример, ведь на данном этапе Вы и Ваши родные – его единственные проводники в большой мир.


Загрузка. Пожалуйста, подождите... ГЛАВНАЯ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НОВОСТИ Необходимость кесарева сечения оценили с помощью симулятора родов Французские ученые разработали компьютерный симулятор родов, сообщает New Scientist. С помощью этой программы Оливье Ами (Olivier Ami) из Университета Париж-юг (University of Paris-South) и его коллеги предложили выбирать способ родов, наиболее подходящий для той или иной беременной. Программное обеспечение строит компьютерную модель прохождения плода по родовым путям женщины. Для этого программа использует данные магнитно-резонансной томографии (МРТ), которые позволяют точно определить размеры женского таза и сопоставить их с размерами головки плода. Ультразвуковые сканеры во время беременности Благодаря использованию УЗИ, уже в первом триместре может обрадовать родителей новостью о прибавлении в семействе, а также в установлении факта многоплодной беременности. При обнаружении на УЗИ проблем, связанных с беременностью понадобится более детальное ультразвуковое сканирование, при котором используются ультразвуковые сканеры. Далее УЗИ будет незаменимо для оценки плода во втором триместре беременности, поскольку ультразвуковое сканирование позволяет определить соответствие ребенка сроку беременности, а также появляется возможность изучения состояния плаценты. При обследовании могут выявиться некоторые отклонения в развитии плода. Умственное развитие детей Умственное воспитание имеет огромное значение для будущей жизни детей. Закладка логического мышления происходит в возрасте от трех до пяти лет. Социальное окружение оказывает влияние на умственное воспитание детей. Для детей важным является общение с близкими людьми. Посредством игры дети начинают познавать окружающий мир. При умственном обучении необходим индивидуальный подход. Педагоги рекомендуют учить детей чтению, рассказывать стихи, много читать. Воображение является важным толчком умственному развитию. С самого раннего возраста рекомендуется заниматься творчеством с малышом. Развитие памяти у детей дошкольного возраста Развитие памяти зависит от воспитания, обучения детей. С возрастом у малышей расширяется круг узнаваемых предметов. Даже малыши могут запоминать разные вещи. По словам психологов, у детей в четырехлетнем возрасте наблюдается длительность запоминания. Некоторые моменты остаются в памяти на всю жизнь. В дошкольном возрасте наиболее ярко запоминаются пережитые ситуации детьми. При раннем развитии, в младшем возрасте, память носит непроизвольный характер. Произвольное запоминание постепенно складывается в середине школьного возраста. Одним из существенных значений для подготовки детей к школьному обучению  считается развитие памяти у детей. Лечебная гимнастика для детей Этапные гипсовые повязки накладывают после возможного выведения стопы в положение коррекции. Повязку меняют через 7 дней. В среднем для выведения стопы из порочного положения требуется 10—15 перевязок. Затем стопу выводят в положение гпперкоррекции по отношению к варусу и эквинусу. В период фиксации стопы в правильном положении происходит трансформация ее скелета и перестройка мягких тканей, а нагрузка на корригированную стопу способствует формированию ее скелета и нормальных взаимоотношений мышц. В этот период лечения одновременно с ношением съемных шин назначают теплые ванны, массаж и лечебную гимнастику. Болезни в детстве сокращают жизнь в будущем Раньше бытовало мнение, что иммунная система человека, находящаяся в постоянной активности, является показателем наличия хорошего здоровья, следовательно, и большой продолжительности жизни и долголетия. Но последние проведенные исследования отвергают этот факт. Специалиста из Шеффилдского университета выяснили, что очень большая активность иммунной системы в раннем возрасте может привести к сокращению длительности жизни. Исследования пока проводили только на насекомых. В результате чего обнаружили, что меланин, который вырабатывает иммунная система, способен забивать сосуды и снижать продолжительность жизни на 10%. Логин: Пароль: Регистрация | Пароль (Забыли?) Навигация по сайту: ЗАБОЛЕВАНИЯ ДЕТЕЙ Заболевания глаз Кожные заболевания Заболевания носа Заболевания горла Наследственные заболевания Заболевания желудочно-кишечного тракта Заболевания легких Инфекционные заболевания Заболевания ушей Простуда, Грипп Недомогания Аллергия Процедуры БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ Травмы и ушибы Укусы животных, змей, насекомых Одежда ребенка Дети.Зависимости НОВОРОЖДЕННЫЕ От рождения до 6 месяцев От шести месяцев до года Здоровье новорожденного Купание новорожденных Вскармливание новорожденных РАЦИОН ПИТАНИЯ Вредная еда Питание детей во время болезни ДЕТСКИЙ САД От года до 3 лет Здоровье дошкольника Дети в саду 3 года и старше ПСИХОЛОГИЯ РЕБЕНКА Психология малыша Детские кризисы Особенности детского возраста ДЕТИ И ШКОЛА Здоровье школьника Школьная программа Первоклассник Развитие самостоятельности Внеклассное обучение Взрослые дети Дети.Отношения в классе Переходный возраст Школа Школьная форма ДЕТИ,ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ Воспитание и наказание Воспитание школьника Воспитание.Второй ребенок Воспитание и психология Родительские хитрости Воспитание, Личный опыт Половое воспитание Воспитание, Статьи ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Дети.Физические упражнения Закаливание ДЕТСКИЙ ОТДЫХ Детский сон Ребенок на прогулке Детский массаж РАЗВИТИЕ,РЕЧЬ,ИГРЫ Методики раннего развития Ребенок и телевизор Развитие речи, чтения и письма Развивающие игры, игрушки, занятия Родительские хитрости Личный опыт Половое воспитание Воспитание, Статьи ТВОРЧЕСТВО И ДЕТИ Детские стихи и песенки Дети.Культурное развитие ДОМ,СЕМЬЯ Семейные отношения Многодетная семья Кулинарная книга Детские вопросы Ребенок в церкве Праздники Статьи о детях ЖЕНЩИНА И БЕРЕМЕННОСТЬ Зачатие Подготовка к беременности Беременность Многоплодная беременность Выбор пола ребенка Уход за ребенком Лечение бесплодия Контрацепция ЭКО ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА Смешные детки Прикольные фото детей В этом фотоальбоме предлагаем Вам посмотреть на некоторые очень прикольные фотографии дете ... Читать далее » Смешные фотографии детей Смешные фотографии детей всегда вызывают умиление и обязательную улыбку на лице любого, даже само ... Читать далее » Дети и животные. Смешные фото Дети и животные - это просто неразделимые вещи в период роста малыша. Ведь он только начин ... Читать далее » Интерьер для детской комнаты для двоих Интерьер для детской комнаты для двоих нужно создавать таким образом, чтобы дети чувствова ... Читать далее » Компьютерные игры для детей У многих родителей существует следующая проблема: ребенка невозможно отвлечь от компьютера. В тако ... Читать далее » Реклама для мам и пап: Ого! Реклама! Детский врач Загрузка. Пожалуйста, подождите... ГЛАВНАЯ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НОВОСТИ Необходимость кесарева сечения оценили с помощью симулятора родов Французские ученые разработали компьютерный симулятор родов, сообщает New Scientist. С помощью этой программы Оливье Ами (Olivier Ami) из Университета Париж-юг (University of Paris-South) и его коллеги предложили выбирать способ родов, наиболее подходящий для той или иной беременной. Программное обеспечение строит компьютерную модель прохождения плода по родовым путям женщины. Для этого программа использует данные магнитно-резонансной томографии (МРТ), которые позволяют точно определить размеры женского таза и сопоставить их с размерами головки плода. Ультразвуковые сканеры во время беременности Благодаря использованию УЗИ, уже в первом триместре может обрадовать родителей новостью о прибавлении в семействе, а также в установлении факта многоплодной беременности. При обнаружении на УЗИ проблем, связанных с беременностью понадобится более детальное ультразвуковое сканирование, при котором используются ультразвуковые сканеры. Далее УЗИ будет незаменимо для оценки плода во втором триместре беременности, поскольку ультразвуковое сканирование позволяет определить соответствие ребенка сроку беременности, а также появляется возможность изучения состояния плаценты. При обследовании могут выявиться некоторые отклонения в развитии плода. Умственное развитие детей Умственное воспитание имеет огромное значение для будущей жизни детей. Закладка логического мышления происходит в возрасте от трех до пяти лет. Социальное окружение оказывает влияние на умственное воспитание детей. Для детей важным является общение с близкими людьми. Посредством игры дети начинают познавать окружающий мир. При умственном обучении необходим индивидуальный подход. Педагоги рекомендуют учить детей чтению, рассказывать стихи, много читать. Воображение является важным толчком умственному развитию. С самого раннего возраста рекомендуется заниматься творчеством с малышом. Развитие памяти у детей дошкольного возраста Развитие памяти зависит от воспитания, обучения детей. С возрастом у малышей расширяется круг узнаваемых предметов. Даже малыши могут запоминать разные вещи. По словам психологов, у детей в четырехлетнем возрасте наблюдается длительность запоминания. Некоторые моменты остаются в памяти на всю жизнь. В дошкольном возрасте наиболее ярко запоминаются пережитые ситуации детьми. При раннем развитии, в младшем возрасте, память носит непроизвольный характер. Произвольное запоминание постепенно складывается в середине школьного возраста. Одним из существенных значений для подготовки детей к школьному обучению  считается развитие памяти у детей. Лечебная гимнастика для детей Этапные гипсовые повязки накладывают после возможного выведения стопы в положение коррекции. Повязку меняют через 7 дней. В среднем для выведения стопы из порочного положения требуется 10—15 перевязок. Затем стопу выводят в положение гпперкоррекции по отношению к варусу и эквинусу. В период фиксации стопы в правильном положении происходит трансформация ее скелета и перестройка мягких тканей, а нагрузка на корригированную стопу способствует формированию ее скелета и нормальных взаимоотношений мышц. В этот период лечения одновременно с ношением съемных шин назначают теплые ванны, массаж и лечебную гимнастику. Болезни в детстве сокращают жизнь в будущем Раньше бытовало мнение, что иммунная система человека, находящаяся в постоянной активности, является показателем наличия хорошего здоровья, следовательно, и большой продолжительности жизни и долголетия. Но последние проведенные исследования отвергают этот факт. Специалиста из Шеффилдского университета выяснили, что очень большая активность иммунной системы в раннем возрасте может привести к сокращению длительности жизни. Исследования пока проводили только на насекомых. В результате чего обнаружили, что меланин, который вырабатывает иммунная система, способен забивать сосуды и снижать продолжительность жизни на 10%. Логин: Пароль: Регистрация | Пароль (Забыли?) Навигация по сайту: ЗАБОЛЕВАНИЯ ДЕТЕЙ Заболевания глаз Кожные заболевания Заболевания носа Заболевания горла Наследственные заболевания Заболевания желудочно-кишечного тракта Заболевания легких Инфекционные заболевания Заболевания ушей Простуда, Грипп Недомогания Аллергия Процедуры БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ Травмы и ушибы Укусы животных, змей, насекомых Одежда ребенка Дети.Зависимости НОВОРОЖДЕННЫЕ От рождения до 6 месяцев От шести месяцев до года Здоровье новорожденного Купание новорожденных Вскармливание новорожденных РАЦИОН ПИТАНИЯ Вредная еда Питание детей во время болезни ДЕТСКИЙ САД От года до 3 лет Здоровье дошкольника Дети в саду 3 года и старше ПСИХОЛОГИЯ РЕБЕНКА Психология малыша Детские кризисы Особенности детского возраста ДЕТИ И ШКОЛА Здоровье школьника Школьная программа Первоклассник Развитие самостоятельности Внеклассное обучение Взрослые дети Дети.Отношения в классе Переходный возраст Школа Школьная форма ДЕТИ,ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ Воспитание и наказание Воспитание школьника Воспитание.Второй ребенок Воспитание и психология Родительские хитрости Воспитание, Личный опыт Половое воспитание Воспитание, Статьи ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Дети.Физические упражнения Закаливание ДЕТСКИЙ ОТДЫХ Детский сон Ребенок на прогулке Детский массаж РАЗВИТИЕ,РЕЧЬ,ИГРЫ Методики раннего развития Ребенок и телевизор Развитие речи, чтения и письма Развивающие игры, игрушки, занятия Родительские хитрости Личный опыт Половое воспитание Воспитание, Статьи ТВОРЧЕСТВО И ДЕТИ Детские стихи и песенки Дети.Культурное развитие ДОМ,СЕМЬЯ Семейные отношения Многодетная семья Кулинарная книга Детские вопросы Ребенок в церкве Праздники Статьи о детях ЖЕНЩИНА И БЕРЕМЕННОСТЬ Зачатие Подготовка к беременности Беременность Многоплодная беременность Выбор пола ребенка Уход за ребенком Лечение бесплодия Контрацепция ЭКО ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА Смешные детки Прикольные фото детей В этом фотоальбоме предлагаем Вам посмотреть на некоторые очень прикольные фотографии дете ... Читать далее » Смешные фотографии детей Смешные фотографии детей всегда вызывают умиление и обязательную улыбку на лице любого, даже само ... Читать далее » Дети и животные. Смешные фото Дети и животные - это просто неразделимые вещи в период роста малыша. Ведь он только начин ... Читать далее » Интерьер для детской комнаты для двоих Интерьер для детской комнаты для двоих нужно создавать таким образом, чтобы дети чувствова ... Читать далее » Компьютерные игры для детей У многих родителей существует следующая проблема: ребенка невозможно отвлечь от компьютера. В тако ... Читать далее » Реклама для мам и пап: Ого! Реклама! Детский врач Пищевая аллергия у ребенкаПод термином аллергия специалисты подразумевают состояние повышенной чувствительности организма по отношению к определенным веществам (аллергенам), развивающееся при повторном воздействии этих веществ. Проще говоря, аллергическая реакция развивается в тех ситуациях, когда организм проявляет защитную реакцию на проникновение вещества, которое, по сути, не является враждебным.
Одним из ведущих факторов риска для развития аллергических реакций у ребенка является наследственность, однако фактор этот далеко не единственный.<!--more--> Проявления аллергических реакций нередко встречаются и у тех малышей, чьи родители аллергией никогда не страдали. Способствовать развитию аллергии могут климатические условия, особенности окружающей среды и, конечно, рацион питания.
Специалисты обращают внимание, что количество детей, страдающих аллергией, во всем мире постоянно растет, и эта тенденция особенно выражена в развитых странах. Первые признаки аллергической реакции нередко встречаются у малышей, едва достигших месячного возраста.
Пищевая аллергия, безусловно, относится к тем заболеваниям, предотвратить которые значительно легче, чем лечить. Считается доказанным, что ведущую роль в предотвращении пищевой и не только пищевой аллергии у ребенка играет правильное питание малыша в первый год жизни.
Возникновению аллергии способствует поступление в организм малыша чужеродных белков, которые и становятся потенциальными аллергенами. Организм ребенка склонного к аллергии, идентифицирует такой белок, как агрессора, и немедленно приступает к активной защите. Результатом «борьбы» организма с несуществующим врагом и является, обычно, аллергическая реакция. Аллергенами могут стать как пищевые, так и обычные бытовые компоненты, а также компоненты окружающей среды.
Врачи в один голос утверждают, что одним из наиболее эффективных способов предотвращения аллергии у ребенка является полноценное грудное вскармливание. Уже в первые часы после появления малыша на свет он должен получать «молозиво» - грудное молоко особенного состава, которое появляется у мамы на последних неделях беременности. Такого молока обычно немного, но именно оно содержит значительное количество питательных веществ, необходимых организму малыша. Ограниченное количество молозива в первые 3-4 дня является нормой, впрочем, как и беспокойное поведение новорожденного в эти дни. Маме между тем, кажется, что малыш плачет от голода, и введение искусственного питания видится просто необходимым, хотя в действительности без этого можно было обойтись.
Дети, до 6–ти месяцев получавшие исключительно грудное молоко, страдают аллергией в несколько раз реже, чем их сверстники, находившиеся на искусственном или смешанном питании. Возникновению аллергических реакций может способствовать и раннее (до 4-х месячного возраста) введение каш, овощей, фруктов или другого натурального прикорма в пищевой рацион малыша.
В тех случаях, когда мама по тем или иным причинам не в состоянии кормить ребенка грудью, в качестве прикорма для детей с предрасположенностью к аллергии можно рекомендовать специальные гипоаллергенные смеси, например NAN H.A.2. Эта смесь производится с использованием современных технологий, позволяющих произвести расщепление белка, входящего в состав продукта.
Гипоаллергенный белок этой смеси OPTI PRO HA, полученный в результате расщепления значительно уменьшает риск развития аллергии.
Гипоаллергенная смесь NAN HA 2 содержит также БИФИДОБАКТЕРИИ BL, представляющие собой живые пробиотические культуры, являющиеся основным компонентом здоровой микрофлоры и эффективно укрепляющие иммунитет малыша.
Натуральная жирная кислота DHA (омега 3), входящая в состав грудного молока, необходима для нормальной работы мозга и органов зрения.
Клинически доказано, что кормление малыша смесью NAN H.A.2 способствует формированию нормальной переносимости белка коровьего молока.
Важнейшим условием профилактики аллергии у детей становится грамотное введение прикорма. Если в нормальных условиях вводить прикорм в рацион ребенка желательно не раньше, чем на 4 месяце жизни, то для малыша, предрасположенного к аллергии, этот срок может быть перенесен до 6 месяцев. Цельное молоко включается в рацион ребенка по достижении им трехлетнего возраста.
Список продуктов, часто вызывающих аллергию включает в себя яйца, цитрусовые, морепродукты, мед, арахис и красные ягоды (клубника, малина). Введение перечисленных продуктов в рацион малыша должно осуществляться постепенно: яйца, рыбу и морепродукты можно вводить не ранее 1,5-2 лет, а орехи, арахис и мед – не ранее 3-х лет. Такое введение прикорма значительно снижает риск развития аллергических реакций.
Женщине в период кормления грудью тоже необходимо ограничить потребление аллергенных продуктов, указанных выше, а также бобов, гороха, фасоли и пшена. Причем, именно ограничить, а не исключить, то есть употреблять их в умеренном количестве и не каждый день. Таким же образом следует относиться и к продуктам, содержащим консерванты, стабилизаторы, специи, красители и пищевые добавки.
Очевидно, что рацион питания ребенка играет ведущую роль в профилактике аллергии, однако список необходимых мер предосторожности этим не исчерпывается. Стимулом к развитию аллергии часто становится пыль на ковре и предметах мягкой мебели, шерсть домашних животных, пыльца комнатных растений, табачный дым. Зная об этом, родителям необходимо производить регулярную влажную уборку в комнате ребенка и чаще проветривать ее. Курить в присутствии малыша категорически не рекомендуется. В комнате ребенка должна поддерживаться оптимальная температура воздуха (не выше 23оС) и влажность (30-40%).
Профилактических мер, способных предотвратить развитие аллергии у ребенка существует достаточно много. Создать оптимальные условия, при которых можно избежать возникновения аллергических реакций может помочь только врач. Прислушавшись к его советам, вы сможете подобрать для своего малыша оптимальный режим питания и создать вокруг ребенка необходимую атмосферу.


Это довольно редкое заболевание, основной признак которого — кровоизлияния (видимые и скрытые). В основе геморрагической болезни новорожденного лежит недостаточность в организме ребенка протромбина и других факторов (недостаточность витамина К) — и как результат нарушается свертываемость крови; повышается проницаемость стенок кровеносных сосудов, из-за чего возникают множественные кровоизлияния. При этой болезни могут быть скрытые кровоизлияния — печеночные, внутричерепные и т.д. Характерную картину дают видимые кровоизлияния: могут открываться кровотечения из пупочной ранки, из носа, из дыхательных путей и из мочеполовых путей; отмечаются кровоизлияния под конъюнктиву и в кожу. Одно из основных проявлений геморрагической болезни — так называемая истинная мелена (кровотечение в кишечнике; на уровне двенадцатиперстной кишки). Для мелены характерны кровавые испражнения, а также кровавая рвота. По цвету испражнения ребенка кроваво-красные или черные (на пеленке вокруг черных испражнений возникает красноватый венчик). Такой стул у ребенка в течение дня отходит несколько раз. Появляется мелена вскоре после рождения и продолжается 2-3 дня. Если кровотечения обильные, то у заболевшего ребенка быстро развивается малокровие со всеми вытекающими последствиями вплоть до смертельного исхода. Однако для ребенка, находящегося под наблюдением врачей и получающего необходимую помощь, прогноз при геморрагической болезни благоприятный. Лечение заключается в основном во введении в организм ребенка витамина К, а при сильных кровотечениях — еще присоединяется переливание крови. В некоторых случаях назначают витамины группы В. По показаниям — корти-костероидные гормоны.


Некоторым матерям хочется, чтобы их ребенок ел столько, сколько в этом возрасте ел его старший брат или соседский ребенок. Успокаиваются некоторые матери лишь тогда, когда заставят ребенка съесть столько, сколько съедает взрослый человек, и не без гордости сообщают, что их годовалый ребенок съедает больше, чем некоторые 10-летние дети. Им кажется, что чем больше ребенок съедает, тем лучше будет развиваться. Встречаются и такие матери, которые считают обильную пищу залогом «силы» и «здоровья», хотя общеизвестно, что если ребенок потребляет больше пищи, чем в ней нуждается, то он этим перегружает организм и развивается хуже, чем если бы немного недоедал. Очень часто грудного или маленького ребенка заставляют есть больше из-за неудовлетворительного развития или плохого аппетита. Ребенок с плохим аппетитом отличается от ребенка, который мало ест. Ребенок с плохим аппетитом ест меньше собственной привычной нормы, а ребенок, который мало ест, ест меньше своих сверстников. Плохой аппетит или плохое развитие всегда имеет какую-то причину, которую по возможности надо выяснить. Не исключено, что ребенок, кажущийся на вид здоровым, страдает каким-нибудь скрыто протекающим заболеванием. Отсутствие аппетита и плохое развитие могут быть обусловлены рядом других причин. Если удается выявить причину и устранить ее, аппетит улучшится и ребенок будет развиваться хорошо. Больного ребенка кормят больше, чем ему хочется есть, опасаясь, что ребенок сильно похудеет во время болезни. «Если будет больше есть, скорее выздоровеет»,— рассуждает мать. Однако надо помнить, что принуждение к еде вредно для большинства детей, а в грудном возрасте представляет прямую угрозу для жизни ребенка. Сопротивляемость больного грудного ребенка и так понижена, а если его еще принуждать есть больше, к основному заболеванию добавится еще и понос. У детей через 10—14 дней после болезни обычно быстро восстанавливается аппетит и они снова едят хорошо. Однако аппетит у ребенка улучшится лишь в том случае, если его во время болезни не принуждали к еде. Необходимо помнить, что дети даже во время болезни охотно употребляют фрукты и подслащенную жидкость и что эти продукты удовлетворяют минимальную потребность организма в пище. Больному ребенку, вполне естественно, можно давать пищу, которую разрешил врач. Пищу надо готовить вкусно и давать ее ребенку небольшими порциями. Лучше предложить ребенку есть понемногу, но чаще, чем заставлять его съесть сразу больше. Мать должна предпринять все, что от нее зависит, чтобы ребенок ел, но ни в коем случае нельзя заставлять его есть через силу; это излишне и вредно. Хорошо развивающемуся, но худому ребенку дают есть больше, чем ему хочется. Это обычно остается без результата, и ребенок остается худым. В подобных случаях нельзя «помочь», но в этом и нет надобности. Мать часто заставляет ребенка есть некоторые виды пищи, которые взрослые считают полезными для ребенка, невзирая на то, что они ребенку не правятся (шпинат, манная каша, мясо и т. д.). Однако ни шпинат, ни манная каша, ни мясо не являются незаменимой пищей. Их успешно можно заменить чем-нибудь другим, что больше нравится ребенку, и эта замена не скажется отрицательно на его развитии. Нужно помнить, что принуждать ребенка к еде всегда вредно, невзирая па причину принуждения. Ребенка нельзя заставлять есть, но нужно заботиться о его питании. Мать должна следить, что и сколько ест ребенок, прибавляет он в весе или нет. Грудному ребенку надо создать такие жизненные условия, чтобы он мог хорошо развиваться. Нужно добиваться, чтобы ребенок съедал пищу, необходимую для развития. Если ребенок не прибавляет в весе, к этому надо отнестись серьезно, так как такой ребенок постепенно слабеет, его сопротивляемость понижается, он может заболеть любой болезнью. Но сопротивляемость нельзя усилить принуждением к еде; это скорее приводит к обратному аффекту. Перекормленные дети обладают весьма низкой сопротивляемостью, часто болеют, у них быстро происходит значительная потеря веса; эти дети медленно восстанавливают силы и вес и раньше или позже отстают в развитии. Некоторые грудные дети, страдающие атрофией, раньше были толстыми, перекормленными. Мать должна постоянно заботиться о равномерном развитии ребенка, а не о том, чтобы он был толстым. Нужно постоянно следить, как, что и сколько съедает ребенок; это в равной мере относится как к грудному ребенку, так и. к детям младшего возраста. Если у ребенка нет аппетита и он ест неохотно, мать должна предпринять все меры, чтобы ребенок стал есть лучше; возможно, надо перестроить образ жизни ребенка, но принуждать его к еде не следует.


Введение прикорма летомВ разговорах молодых мам на детских площадках и в их щебетании в блогах постоянно проскальзывает вопрос о том, как вводить прикорм летом. Мол, врачи не рекомендуют прекращать грудное вскармливание в жаркое время года, да и серьезный прикорм (мясо, рыбу, яйца) лучше отложить до осени. Так ли это? Давайте разберемся. Плохой аппетит или капризы? Педиатры отмечают, что во время жары у детей хуже аппетит, поэтому они могут отказываться от новых блюд. Проверить, действительно ли аппетит стал хуже или прикорм пришелся не по вкусу, довольно просто. Суточное количество молока должно соответствовать возрасту ребенка. Если жарким днем малыш выпивает молока или смеси мало, то он добирает свое ночью. Это называется сниженный аппетит. Во время летнего зноя даже взрослые едят меньше. Если же кроха отказывается от прикорма, но с удовольствием выпивает молоко, значит, ему не нравится предложенный продукт. Когда замена яблока на грушу ничего не меняет, значит, лучше дождаться похолодания и попробовать предложить отвергнутый крохой прикорм снова. Грудное молоко или молочная смесь? Если перед вами встал вопрос о завершении лактации летом, то лучше отложите его до осени. Педиатры объясняют эту рекомендацию так: грудное молоко даже в самую невыносимую жару в груди не испортится. Чего не скажешь о готовых молочных смесях, которые кроме даты годности имеют еще и критерии хранения. Казалось бы, из магазина по жаре нес продукты всего лишь полчаса, потом открыл пакетик и вылил молочко в бутылочку, которая простояла еще минут пятнадцать на столе, пока ребенок спал-подмывался-одевался. К сожалению, летом этого времени вполне хватит, чтобы бактерии активно начали развиваться внутри молочной смеси. Продолжат они свою жизнедеятельность уже в кишечнике ребенка. А в результате рвота, понос, температура. Переход на сухие молочные смеси также чреват кишечной инфекцией в связи с длительным (а при температуре выше 30 °С «длительными» могут быть и 10 минут) хранением приготовленной смеси без холодильника. К тому же не забудьте, что вода, которой разводится сухая молочная смесь, тоже имеет срок хранения. Для летнего периода это одни сутки. Дальше в ней также начинают развиваться бактерии. Баночки или бабушкин огород? Если прикорм вводится впервые, начинать лучше с баночных продуктов. Пюре промышленного производства по консистенции и вкусовым качествам больше подходит для младенца. Если вы остерегаетесь искусственных консервантов, то выбирайте продукцию с лейблом «Био», в которой консерванты имеют природное происхождение. В любом случае данный продукт будет лучше приготовленного из бабушкиной морковки. Вы знаете, что бабушка не поливает свой огород ничем, кроме ключевой воды, но уверены ли вы в ее соседях по даче? А дождь, который вчера прошел, не состоит ли из конденсата, собранного над центром соседнего города? Категорически нельзя Как только молодые родители с детьми выезжают на дачу и видят соседских коров, то тут же начинают бороться с соблазном повысить иммунитет (вес, рост, количество зубов и т.д.) ребенка путем перевода малыша на самое что ни на есть естественное вскармливание. Стоп, помните: поить ребенка до 3 лет парным коровьим молоком нельзя. Также исключается свежее молоко козы, верблюда и любого другого млекопитающего. Не ссылайтесь на своих деревенских предков – они жили в другой экологической среде. Для них свежие молочные продукты были привычной ежедневной пищей, чего не скажешь про современных родителей. Аллергия и понос будут самыми легкими последствиями такого натурального питания. А вообще лето – прекрасная пора. Свежий лесной воздух, солнечные ванны, отдых на море способны дать больше, нежели эксперименты с едой. Оставьте их до грустных осенних дней.


В возрасте около 2 лет у большинства детей образуется закрытым зубной ряд (не менее 16 зубов); ребенок легко жует хлеб, вареные овощи и мягкие фрукты. Пора ему давать жевать более твердую пищу (более твердые сорта яблок, сырые овощи, такие, как морковь, кольраби и т. д.). Ребенок в этом возрасте может хорошо прожевать и мясо. Очень хорошо, если удается приучить ребенка к жеванию фруктов после приема пищи (вместо сладостей). Дети так же легко привыкают к фруктам, как и к сладостям. Жевание укрепляет зубы, а если ребенок после приема пищи ест фрукты, зубы очищаются от остатков пищи. И хорошо жующие дети иногда глотают целиком ягоды красной или черной смородины, зерна зеленого горошка и т. д. О многих грудных и маленьких детях говорят: ребенок не хочет ничего есть, ребенок ест неохотно, ребенок с рождения не любит есть, даже неохотно сосет грудь. Прием пищи, которая для всех здоровых детей является источником радости, представляет для таких детей настоящее мучение; они ничего не едят охотно и довольно резко отвергают пищу, в особенности в раннем возрасте, когда еще не умеют говорить; они ведут себя так и в последующем, до тех пор, пока у них не появится аппетит. Уже в новорожденном или в раннем грудном возрасте в знак протеста против приема пищи ребенок выплевывает ее изо рта, не проглатывает все (пища вытекает изо рта) или срыгивает. Ребенок, которому исполнилось всего лишь несколько дней, начинает кричать, когда мать хочет дать ему грудь. Такой ребенок и в последующем громко плачет, когда его начинают кормить, плачет уже при одном виде ложки пли стакана или заметив приготовления к кормлению. Сопротивление и срыгивание продолжаются и во время кормления. Проявления протеста против приема пищи становятся все более разнообразными. Ребенок 4—5 месяцев сплевывает пищу в лицо матери, отталкивает ложку, стакан или кормящую его мать, иногда у него начинаются срыгивание и рвота. Чем старше ребенок, тем сильнее он выражает протест против приема пищи. Такой ребенок в возрасте 9—12 месяцев сопротивляется, когда мать хочет взять его покормить; в более позднем возрасте дети прикидываются занятыми, когда их зовут есть, а усевшись, наконец, за стол, начинают капризничать, срыгивать и плакать.


Первая ложка Педагогический прикорм: естественное введение твердой пищиОлежке уже 6 месяцев и все, кто окружает его маму Свету, беспокоятся, что она до сих пор кормит его исключительно грудным молоком. Педиатр уже 2 месяца говорит о том, что пора давать крохе яблочный сок, желточек, да и овощные пюрешки с кашками как раз по возрасту. Конечно же, свекровь с мамой тоже не отстают — вторят доктору. Света пока удерживает осаду, она где-то читала о том, что вводить прикорм надо как раз после 6 месяцев. Единственное что ее волнует — это то, как его вводить. Рекомендации педиатра и бабушек Олеженьки не вселяют в нее уверенность, есть в них что-то противоестественное. Все время возникает мысль — как же с этими проблемами справлялись женщины лет 100–200 назад? Неужели они давали малышу сок яблока по капельке и кашку из бутылочки со специальным наконечником в виде ложечки? Вряд ли В этот момент мы и познакомились со Светой. Она мне рассказала о том, почему ее смущает, традиционная система введения прикорма — ее сестра таким образом вводила прикорм своему сыну. И в памяти Светы остались яркие образы: сестра сидит перед малышом: то ложечкой постучит, то прокукарекает, то газетку в руки крохе подсунет — лишь бы он увлеченный этим рот открывал для очередной ложки. Внимание племянника чуть ослабеет — он перестает открывать ротик, даже отворачивается, так она что-то новое придумывать начинает. Правильно ли это? Современное введение прикорма Нынешняя система введения прикорма, увы, многие факторы не учитывает — возрастной период, когда вводится прикорм, возрастные особенности психики малыша, небольшой аппетит малышей, интерес к разнообразной пище. Ребенку вводят определенные продукты в положенный возрастной период в строго определенных количествах. Существует целая таблица, когда, что и сколько должен съедать кроха. Если малыш тянется к пище, которая ему еще не по возрасту, например, мама кушает котлету, а 7-ми месячный малыш, глядя на нее, тоже хочет попробовать новое блюдо, то ему ее не дают. Ребенку дают пищу перетертую и не один раз — чтобы ему легче было глотать. Для малышей придумана и специальная еда — овощи в баночках, мясо в баночках, рыба в баночках и прочее. «Лакомства» в них без определенного цвета, запаха и вкуса. Данная система — продукт нашего времени, изобретенная в лабораториях не одним ученым-медиком, попытка улучшить природу и необходимость для детей искусственников. Вернемся к истокам К сожалению, наши мамы перестали доверять своему инстинкту, они больше верят авторитету медиков, которые, по их мнению, лучше осведомлены о том, что нужно и полезно для нового члена семьи. Мамы забыли традиции наших бабушек и прабабушек, а ведь те знали, как знакомить малыша с новой для него пищей. Если представить себе семью лет 200 назад, в которой было человек 10-12, и мать у печи, которая, даже если и захочет, не сможет приготовить что-то отдельное для своего подросшего грудничка. Вот так и приучали детей к новой пище: захотел кроха хлебушка — на, попробуй крошку, схватил из маминой тарелки кусочек капусточки — на здоровье! Мы пытаемся возродить прежний «дедовский» способ введения прикорма, который был сформирован не за один век, основанный на наблюдении за малышами, многими поколениями матерей. Ныне его называют естественным прикормом и такую тактику знакомства малыша с новой пищей начинают использовать все больше молодых мам. Отличие ее от традиционной «баночной» состоит в том, что у ребенка поддерживается интерес к еде за общим столом. А это позволит в будущем, после того как крохе исполнится год и больше, родителям быть спокойными за то, что их кроха будет с удовольствием участвовать в семейных трапезах. Ведь он будет уже самостоятельно управляться с ложкой и чашкой, не надо будет волноваться, что ребенок не поел, не придется за ним бегать с уговорами, да разными ухищрениями вталкивать в карапуза какую-то еду. Естественный прикорм Данная система учитывает, что ребенок до года не насыщается новыми продуктами — он их просто пробует, как бы создает для себя банк новых вкусов тех продуктов, которые принято кушать в его семье, а основной его пищей продолжает оставаться грудное молоко. Эта система основана на природном интересе ребенка к новой пище, на подражании малыша взрослым — он стремится брать ручкой ту же еду и так же отправлять ее в ротик как мама или папа, на постепенной адаптации организма крохи к новой пище. Если малышу уже исполнилось 6 месяцев и он активно интересуется содержимым маминой тарелки, значит, пришло время знакомить его с семейным меню, правда, только в том случае, если это здоровое питание. То есть в семье кушают много овощей, фруктов, злаков и круп, а также молочные продукты, умеренно мясо (не обязательно каждый день), рыбу. Как можно меньше жирного, жареного, совсем нет или минимум всяких сосисок, колбас, пирожных, конфет, газировок... В случае, если малыш проявляет интерес к пище мамы раньше полу года — не стоит торопиться. Лучше начать прикармливать детку позже на пару недель, чем раньше 6-ти месяцев. Пищеварительная система может быть еще не готова к приему новой пищи и, начав ранний прикорм, вы можете нарушить естественное ее созревание. Описываемый способ введения прикорма может быть использован только в том случае, если ребенок находится на естественным образом организованном грудном вскармливании: прикладывается по требованию, не допаивается чем-либо, не сосет пустышку. В случае неправильно организованного грудного вскармливания, например, кормление по режиму через определенные промежутки времени, прежде чем вводить прикорм, необходимо изменить способ вскармливания ребенка на естественный. Применяем на практике Данный способ введения прикорма достаточно прост и его может использовать любая мама, однако, перед тем, как начинать его вводить желательно проконсультироваться со специалистом, владеющим этим методом введения прикорма для уточнения деталей. Как вы понимаете, такое прикармливание не требует особых ухищрений. Главное — это чувствовать ребенка, не настаивать на своем, а прислушиваться к его потребностям, интересам, желаниям. Не забывайте, что введение естественного или педагогического прикорма идет на фоне грудного вскармливания. Малыш продолжает получать грудь так же, как и раньше, т.е. по требованию. Кроха в возрасте 6-8 месяцев пока не нуждается в основательных прикормах, заменяющих ему какое-то из кормлений грудью — ему вполне хватает материнского молока, ведь там есть все необходимые витамины, микроэлементы, антитела и многое другое. Энергетически значимым прикорм может становиться примерно в 9-10 месяцев, а иногда и позже. До этого главная пища ребенка — мамино молоко. Маме не следует волноваться и принимать активный интерес ребенка к новой пище за нехватку молока: даже при наличии такого интереса любовь к грудному молоку и прикладываниям к груди не исчезает. Как же происходит знакомство с новой пищей? Например, если мама собирается позавтракать, она берет за стол с собой своего подросшего малыша. Перед мамой тарелка с едой, например, блинчики с творогом, яблоки, чай и печенье. Малыша лучше усадить маме на колени и положить перед ним на стол чайную ложку (имейте в запасе по больше ложек, на случай, если кроха будет их ронять). Итак, кроха занимается чайной ложкой — берет ее, перекладывает из ручки в ручку, стучит, затаскивает ее в рот — изучает, одним словом. В этот момент мама приступает к еде — берет блинчик и начинает его с аппетитом есть. Малыш, если у него появится интерес к тому, что делает мама, начнет тянуться к ее еде, пытаясь буквально вытащить ее из маминой тарелки. Чтобы малыш не безобразничал в маминой тарелке, его действия надо ограничивать. Малыш должен сидеть на левой маминой коленке, если мама правша, и ест правой рукой и мамина тарелка должна быть отодвинута так, что бы малыш не мог достать оттуда еду. Если малыш активно старается достать себе еду, такое его поведение называется пищевым интересом. Как реагировать? Дайте малышу попробовать то, что вы кушаете — отщипните от блинчика очень маленький кусочек и положите крохе в ротик. Маленький кусочек малыш может немножко пожевать, и проглотить, а может и выплюнуть изо рта, это нормальная реакция первое время. Малыш получает микродозу заинтересовавшего его продукта. Микродоза — минимальное количество еды, которая помещается у мамы между подушечками указательного и большого пальцев (размером со спичечную головку). За завтрак кроха может получить три микродозы каждого понравившегося ему продукта, на этом знакомство с данным продуктом заканчивается, продолжить можно будет в обед или ужин. Если у крохи проявляется устойчивый интерес к определенному продукту в течение 3-5 дней, то микродозу увеличивают до одной чайной ложки. Не перекармливайте малыша одним полюбившимся ему продуктом, чтобы он не утратил к нему интерес. Если малыш настойчиво хочет пробовать что-то определенное, предложите ему что-нибудь другое. Когда малыш не реагирует на то, что мама что-то кушает, а занимается исключительно ложкой — это означает, что интереса у него к пище взрослых пока нет и вводить прикорм ему еще рано. Не торопитесь, просто старайтесь почаще кушать с аппетитом у него на глазах. Что делать, если малыш, попробовав один кусочек, не потянулся за следующим? Надо давать крохе этот продукт еще раз, чтобы он распробовал? Нет, настаивать мама ни в коем случае не должна. Ведь ваша задача поддержать интерес крохи к новой пище, а не накормить его блинчиком. И вот мама кушает дальше. Теперь она взяла сочное яблоко и откусила его, а малыша привлек аппетитный хруст и яркий цвет фрукта — он тянется к нему. Предложите ему микродозу для пробы, если ему понравилось и он тянется еще — хорошо, дайте еще пару раз, а потом уберите яблоко, чтобы малыш не переел. Крохе надо совсем немного для первого раза. Малыш только знакомится с новой пищей, адаптируется к ней, он не стремится наедаться даже самым вкусным по его мнению продуктом. Важно, чтобы кроха пробовал те же блюда, что ест мама. Поскольку в этот возрастной период изменяются свойства материнского молока: теперь оно помогает малышу усваивать новую пищу, поставляя необходимые для этого ферменты. Таким образом, прикладывание к груди облегчает малышу переход на новый вид питания. А наша мама, тем временем, взялась пить чай с печеньем. И малыш тоже хочет! Налейте ему один глоточек для пробы. Чашку лучше завести отдельную — из небьющегося материала, чтобы вы без опасения могли давать крохе ее в руки. Пока малыш только учится пить из чашки, придерживайте ее за донышко и регулируйте поступление жидкости в ротик малыша. Кстати, скорее всего, малыш сам не захочет попробовать все за один раз, а ограничится одним из понравившихся ему продуктов. После того, как малыш напробуется, или мама посчитает нужным закончить его пробы, малыш спускается на пол, а мама продолжает спокойно есть. Самостоятельный стол крохи Кроме совместных с мамой обедов или завтраков с ужинами за общим столом, пора приучать детку к самостоятельному питанию. К этому возрасту, малыш уже способен удерживать в ручках небольшие предметы, поэтому вы можете предложить ему для пробы кусочки твердых овощей и фруктов, таких, от которых малыш не может сам много откусить, например, морковка, кабачок, яблока, или баранка, сушка, сухарик. Особенной любовью у деток пользуется куриная косточка, с которой мама предварительно снимает все мясо и хрящи. О нее, и десенки поческть можно, и вкусная она очень! Конечно, во время самостоятельной еды мама должна быть рядом с малышом и следить за процессом. В случае, если малыш откусил большой кусок, нужно указательным пальцем достать его из ротика. Дети-аллергики Введение прикорма для деток, страдающих пищевой аллергией — вопрос очень тонкий. Действовать надо осторожно, внимательно отслеживая процесс, по принципу «тише едешь, дальше будешь». Поскольку сама мама должна придерживаться гипоаллергенной диеты, то и кроха начинает знакомиться с пищей, не вызывающей аллергии. Например, фрукты и овощи — не оранжевые и не красные, ему пока не надо пробовать коровьего молока, а знакомство с мясом начинайте с индейки, потом можно пробовать телятину и так далее. В один день дайте ребенку один продукт, следующие 2-3 дня наблюдайте: аллергическая реакция может проявиться не от первой, а от 2-3 пробы. Получается, что следующий новый продукт мама сможет дать крохе только через 3-4 дня. Не забудьте, что у такого малыша проба новых продуктов должна заканчиваться прикладыванием к груди. Ребенку-аллергику нужна особенно мягкая и постепенная адаптация к пище взрослых, так как его желудочно-кишечный тракт и ферментативная система особенно чувствительны. Надо также иметь в виду, что витамины и прочие полезные вещества ребенок начинает полноценно усваивать из другой пищи только после года, а до этого все это поставляет крохе мамино молоко, поэтому можно не спешить с прикормом. Продолжаем пробовать еду взрослых Если проба новых продуктов шла успешно и ребенок был активен в этом процессе, то примерно в 8-10 месяцев у малыша уже может сформироваться один или два основных прикорма. Например, завтрак или обед. Правда, они все равно могут начинаться и заканчиваться прикладыванием к груди, потому что малыш запивает взрослую пищу маминым молочком как водой или соком. Не следует ребенка от этого отучать. Потребность напиться чего-то еще кроме маминого молока возникает только после года с небольшим, именно тогда от крохи можно услышать что-то похожее на: «Дай водички!». После 9-11 месяцев кроху уже можно сажать на отдельный стул и предлагать ему отдельную тарелку (до этого он ел из маминой). Мама помогает карапузу управляться с ложкой — помогает набирать в нее еду, а кроха сам пытается ее донести до рта. Запаситесь терпением — процесс этот не из легких как для малыша, так и для вас — разлитый суп, упавшая картошка… Но процесс этот нужный, ведь и вы не сразу научились кушать аккуратно. Если малыш что-то разлил, тут же постарайтесь вытереть: пусть привыкает кушать в чистоте. Как кушаем после года После года ребятенок проявляет большой интерес к пище взрослых, он также как они садится за стол 3-4 раза, причем кушает ту же самую еду, ничем не отличающуюся от всех остальных. Может кушать и первое, и второе блюдо, если захочет. Если карапузу очень нравится то, что ему положили в тарелку, но он уже подустал есть самостоятельно, то он не отказывается, если мама поможет ему доесть оставшееся. В других же ситуациях, детки не любят, когда их кормят, они стремятся все есть самостоятельно: рукой положить кусочек в ложку, а уж потом направить ее в ротик. В перерывах между едой, малышок может полакомиться чем-то еще – скушать морковку, сухарик или яблочко. Кормления грудью также остаются: длительные – когда малыш укладывается спать или пробуждается ото сна, кратковременные (эти прикладывания для контакта с мамой – на 1-2 минуты) – в зависимости от состояния малыша. В какой-то день их может быть мало, а в какой-то больше. Авторы: Ксения Соловей, консультант по лактации, психолог. Лилия Казакова, педиатр, консультант по лактации. Статья была опубликована в журнале "Мой ребенок", 2003г.


Осторожно, ранешний прикорм!Естественно, каждой маме охото дать собственному малышу все самое смачное и полезное. Вот поэтому предки начинают потчевать собственного кроху соками и различными «пюрешками» чуть не с месяца. Но ранешний прикорм таит внутри себя много угроз для здоровья малыша.

Природою сотворен уникальный продукт для вскармливания новорожденных малышей - грудное молоко. Оно стопроцентно удовлетворяет потребности новорожденных в питании. И что важно, организм новорожденного прекрасно адаптирован для усвоения грудного молока. Но ребенок вырастает и наступает момент, когда подросшему малышу уже нехватает питательных веществ грудного молока, и его уже необходимо приобщать к еде "взрослых". Другими словами вводить прикорм - новые для грудного малыша продукты, которые равномерно подменяют кормление грудным молоком либо молочной консистенцией.

Когда?

Спецы в области детского питания и педиатры считают, что прикорм необходимо вводить в возрасте 4-6 месяцев. Многие исследования, также большой практический опыт,скопленный к истинному времени по вопросам детского питания, позволили довольно верно доказать эти советы. Конкретно в этом возрасте питание только грудным молоком уже перестает стопроцентно удовлетворять потребности малыша, и, приблизительно, к этому возрасту начинают созревать многие функции организма, участвующие в усвоении новых товаров питания. Так к 3-4 месяцам увеличивается выработка соляной кислоты в желудке, активируются пищеварительные ферменты. В этом же возрасте миниатюризируется проницаемость слизистой кишечного тракта для больших молекул, которые могут вызывать аллергические реакции, возрастает выработка местных иммунных причин защиты. К 4-5 месяцам у малыша возникает готовность к жевательным движениям и приему еды с ложки, равномерно потухает рефлекс "выталкивания" густой еды языком, созревают механизмы, обеспечивающие глотание густой еды. В связи с этим ясно, что до 4-х месяцев организм малыша просто не готов для усвоения другой еды не считая грудного молока (либо молочной консистенции), да она ему, почти всегда, и не нужна.

Довольно нередко преждевременное введение прикорма (в 3-4 месяца) вызывает неблагоприятные реакции со стороны физиологически неготового организма малыша. Более нередко наблюдаются нефункциональности желудочно-кишечного тракта в виде болей в животике, пищеварительных колик, срыгиваний, рвоты и расстройства стула. Отлично, если эти реакции будут краткосрочными и нетяжелыми. Но бывают ситуации, когда ранешний прикорм (в особенности при несоблюдении правил его введения) провоцирует суровый срыв пищеварительной системы, тогда и ребенку будет нужно достаточно долгое время для восстановления нарушенных функций, и нужно будет исцеление. Другим частым осложнением ранешнего введения прикорма является появление аллергии. Ее развитию содействуют высочайшая проницаемость пищеварительной стены для больших молекул, незрелость пищеварительных ферментов и иммунной системы. В ряде всевозможных случаев аллергическая реакция бывает нетяжелая и краткосрочная в виде кожной сыпи. Но время от времени преждевременное введение нового продукта провоцирует развитие продолжительно текущих и тяжело поддающихся исцелению аллергических болезней, к примеру, атопического дерматита – приобретенного воспаления кожи аллергической природы, астмы и др. Аллергия вызывает целый комплекс текущих неблагоприятных процессов в организме малыша. В особенности мучается незрелая иммунная система, имеющая очень принципиальные функции в организме: она отличает свои клеточки от чужих, сформировывает приспособление организма к еде и среде обитания, защищает организм от покоробленных и опухолевых клеток и от зараз. При ранешних аллергических реакциях нарушается правильное созревание иммунной системы, и в последствии вероятны склонность к аллергическим болезням и нередкие инфекции. Если у малыша еще не созрели механизмы глотания густой еды, то он можетей подавиться, могут появиться срыгивания, рвота, отрицательное отношение малыша к кормлению, также есть опасность вдыхания таковой еды. Преждевременное введение прикорма при грудном вскармливании уменьшает частоту грудных кормлений, что приводит к уменьшению лактации у мамы и может вызвать прекращение грудного вскармливания. Есть и отдаленные последствия ранешнего введения прикорма. Ранешний прикорм делает завышенную нагрузку на незрелые органы малыша, в особенности желудочно-кишечный тракт, печень и почки. И в дальнейшем, когда малыш уже подрастет, эти органы оказываются более слабенькими и уязвимыми к неблагоприятным воздействиям. К примеру, слабость желудочно-кишечного тракта может проявляться в дошкольном возрасте болями в животике, рвотами и расстройствами стула, а в школьном возрасте уже может быть развитие воспалительных процессов в желудке и кишечном тракте (гастродуодениты, колиты). Таким макаром, 1-ый прикорм необходимо вводить в подходящие для этого сроки.

Личный подход

И, естественно, очень принципиально для решения вопроса о сроках введения первого прикорма учесть личные особенности малыша. Малыши появляются различными (доношенные, недоношенные, с разной массой и ростом и т.д.), они очень по-разному вырастают и развиваются, имеют различное питание(грудное, искусственное, смешанное), также и состав грудного молока у дам различается. Одному ребенку целенаправлено вводить прикорм с 4-хмесяцев, а другому лучше подождать до 6-и. К примеру, если мать всеполноценно питается, а ребенок находится на грудном вскармливании и отлично развивается, то прикорм можно ввести с 6-и месяцев. Также детям, имеющим наследную отягощенность по аллергии, с введением прикорма спешить не следует. В другом случае, если ребенок находится на искусственном вскармливании и плохо добавляет в массе, то прикорм можно ввести ранее -с 4-х месяцев. Естественно, всех личных случаев не перечислить, потому в каждой определенной ситуации мать должна посоветоваться с доктором.

Сок – сначала?

В нашей стране действуют методические советы МЗ РФ от 1999 г., согласно которым первыми в рацион малыша должны вводиться фруктовые соки с 3-х месячного возраста. Но скопленный практический опыт за последние годы заносит свои коррективы по данному вопросу и не позволяет настолько же совершенно точно высказываться в пользу такового ранешнего введения соков. Может быть, в дальнейшем эти советы будут пересмотрены. На практике преждевременное предназначение соков нередко вызывает нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта. А если ребенок мучается от пищеварительных колик, имеет срыгивания либо неуравновешенный стул, то с введением соков вообщем стоит подождать, их можно ввести и на 2-м полугодии жизни, после овощного пюре и каши. Так же преждевременное введение соков не рекомендуется детям со склонностью к аллергии, в том числе и с наследной отягощенностью по аллергии. Грудничкам, которым прикорм вводится с 6-и месяцев лучше всего начинать не с соков, а с овощного пюре либо каши - как более питательно ценных товаров, которые, не считая того, содействуют развитию жевания и глотания густой еды. Рекомендация по преждевременному введению соков, базируется на том основании, что соки легче принимаются детками (можно дать через соску), подготавливают систему пищеварения к введению основного прикорма, содержат витамины и микроэлементы. Но нередко соки действуют раздражающе на незрелый желудочно-кишечный тракт малыша. А то количество витаминов и микроэлементов, которое может усвоить ребенок из сока, довольно не достаточно. Таким макаром, почти всегда, большой ценности преждевременное (с 3-хмесяцев) предназначение сока не имеет, зато нередко может привести к срыву пищеварительной системы либо аллергической реакции.

Правила введения прикорма

Прикорм вводят осторожно, начинают с ¼ чайной ложки, потом равномерно, в течение 7-10 дней наращивают количество прикорма до возрастной нормы. В течение этих 7-10 дней больше никаких новых товаров малышу не дают. Начинают введение прикорма с монокомпонентных товаров.

Марина Нароган

педиатр, канд. мед. наук, ГУ Научный центр здоровья малышей РАМН



Режим — это организация жизни ребенка путем правильного чередования кормления, сна и бодрствования. Чем младше ребенок, тем больше его потребность во сне. Недоношенные дети на первом и втором месяце жизни спят почти сутки, просыпаясь только от голода, бодрствуют очень непродолжительное время. Дело в том, что клетки головного мозга активно отвечают на все внешние раздражения И некоторой степени на исходящие из самого организма), т. е. во время бодрствования мозг находится в деятельном состоянии. Чем выраженнее степень недоношенности у ребенка, тем слабее развит его мозг, тем менее выносливы его клетки. Поэтому их утомление наступает быстрее. Во время сна работоспособность клеток мозга восстанавливается. Вот почему для правильного развития недоношенного ребенка так важно не переутомлять нервную систему, сохраняя ее нормальную деятельность путем правильного чередования часов сна и бодрствования. Поэтому режимы для недоношенных детей должны строиться на основании данных о состоянии здоровья ребенка, степени его недоношенности, массе тела при рождении, индивидуальных особенностях возраста. Для них оптимальна определенная последовательность режимных моментов: сон, кормление, бодрствование. Эта последовательность у доношенных детей сохраняется до 9 месяцев, а у недоношенных — до 10—12 месяцев. При назначении режима необходимо выделять в качест¬ве условной весовой границы детей с массой при рождении ниже 1750 граммов. Эти дети нуждаются в более щадящем режиме и в более позднем переводе на очередной режим. Последовательный перевод детей с одного режима на другой осуществляется врачом в зависимости от общего состояния, возраста и развития ребенка с учетом их индивидуальных особенностей (активность при кормлении, характер бодрствования, глубина сна). При наличии у ребенка неврологических отклонений и связанной с ними задержки развития перевод на новый режим может быть задержан на 1 месяц и более. Кормить недоношенного ребенка надо через определенные промежутки времени, чтобы его желудок успел освободиться и был готов для принятия новой порции пищи. Необходимо приучать ребенка к строгому режиму кормления с самого начала, так как организм привыкает вырабатывать пищеварительные соки в одно и то же время. В привычные часы у малыша появляется аппетит, выделяется желудочный сок и пища хорошо переваривается. При беспорядочном кормлении пищеварительные соки вырабатываются плохо, следовательно, хуже идет переработка и усвоение питательных веществ, в результате падает вес, ребенок ослабевает, присоединяются желудочно-кишечные расстройства, из-за которых исчезает аппетит. Лучше всего кормить через 3 часа 7 раз в сутки, начиная с 6 часов утра до 24 часов. Детей с высокой степенью недоношенности в первые недели жизни кормят через 2 часа 10 раз в сутки. Самая лучшая пища для недоношенного ребенка — молоко матери. В первые дни после рождения ребенка грудное молоко матери — молозиво — отличается по своему составу от зрелого молока, каким оно становится позже. Молозиво является более калорийным, чем грудное молоко, содержит больше витаминов, ферментов и жировых веществ. Грудное молоко — не только продукт питания. Оно еще средство защиты от болезней, особенно инфекционных. В нем содержатся особые защитные вещества, перешедшие в него из крови матери. Со временем ребенок становится крепче, потребности его растут, соответственно изменяется и состав молока. Ребенок продолжает расти, и грудное молоко уже не может удовлетворить требования растущего организма. Поэтому в 4— 5 месяцев начинают вводить прикорм. К этому времени защитные вещества, полученные от матери, постепенно утрачивают свое значение, организм ребенка понемногу начинает вырабатывать их самостоятельно. Однако на первом году жизни выработка защитных веществ еще недостаточна, поэтому раннее (до года) отлучение от груди, особенно в жаркое время года, весьма нежелательно. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, легче переносят любое заболевание и реже болеют. Поэтому надо стараться, чтобы грудное молоко не пропало.


Важно, чтобы и ребенок проявлял желание принимать участие в кормлении. Если с самого начала ребенка правильно приучить есть, то он не только очень быстро привыкнет открывать рот при виде ложки с пищей, но вскоре начнет брать рукой за ложку пли руку кормящей его матери, пытаясь подтянуть ее к себе. Уже в возрасте 5—6 месяцев ребенок прикладывает руку к ложке. К тому времени, когда ребенок уже хорошо сидит, он в состоянии сам держать ложку и даже пытается есть самостоятельно. Грудные дети нередко кладут пальцы в рот во время кормления. Это затрудняет кормление. Перед тем как приступить к кормлению, надо осторожно отодвинуть руку ото рта. Надо кормить с ложки довольно быстро, чтобы ребенок отвык но время кормления сосать пальцы. Опыт показывает, что дети обычно сосут пальцы, если их кормят медленно или в ложке мало пищи. Грудной ребенок иногда кладет руку в сосуд с пищей; в начале кормления это случается довольно часто. Но и в этом случае не надо держать ребенка за ручки во время кормления, нужно отодвинуть сосуд дальше, чтобы ребенок не мог дотянуться до него. Нельзя позволять ребенку слизывать пищу с пальцев, если он запачкал их во время кормления. При кормлении надо следить, чтобы пища не попала под язык, так как маленький ребенок не сможет проглотить ее; в этом случае при глотательном движении пища выпадет изо рта. Затруднение возникает и в том случае, когда ложку вводят высоко над языком; в таком случае ребенок приподнимает язык к небу, выдавливая при этом часть пищи изо рта. Ребенок охотно стал бы есть, но не может проглотить и поэтому плачет. Выпавшую изо рта пищу не надо давать снова ребенку. Если регулярно придерживаться этого, то ребенок, опасаясь, что может остаться без пищи, инстинктивно старается есть так, чтобы пища не выпадала изо рта. Если выпавшую пищу положить на ложку и дать снова, ребенок отталкивает рукой ложку и, таким образом, привыкает некрасиво есть. Надо следить, чтобы на нижней стороне ложки не оставалась пища. Мать обычно следит за тем, сколько пищи в ложке, не обращая внимание на то, прилипла ли пища на нижней стороне ложки, Как бы ловко ни ел ребенок, у него всегда будут оставаться крошки пищи на губах и вокруг рта, если мать не удалит пищу с нижней поверхности ложки. Не нужно разжижать густую пищу для того, чтобы ребенок легче воспринимал ее. Давая ребенку более густую, кашицеобразную пищу, ей приучают к тому, как надо есть. Если разжижать пищу, то ребенок не научится своевременно есть с ложки, так как жидкую пищу не надо есть, ее можно просто сосать. Грудные дети едят не одинаково быстро, даже один и тот же ребенок ест быстрее любимую пищу и, наоборот, ест более медленно менее любимую. Всегда нужно дождаться, чтобы ребенок проглотил пищу и открыл снова рот; лишь тогда можно давать следующую ложку пищи. И в этом отношении имеются значительные различия. Ребенок, который любит есть, обычно ест быстрее, но есть дети, которые, несмотря на отличный аппетит, любят перемещать пищу во рту, прежде чем проглотить ее.


Copyright © 2012-14 Здоровье и воспитание детей
  Яндекс.Метрика