Главная Обратная связь Добавить в закладки Сделать стартовой
CHILD DOC - здоровье, воспитание, развитие ребенка
Укрепление здоровья, обеспечение правильного развития всего организма, а также положительного эмоционального состояния и активного поведения детей и в этом возрасте являются задачей первостепенной важности. Все, что связано с осуществлением этой задачи, должно выполняться с особой тщательностью и вниманием. Для младших детей предусматриваются два дневных сна, а для старших — один. Показателем для перевода на один сон является не только возраст, но и состояние ребенка в данный момент. С 1 года 6 месяцев ребенок переводится на один сон только в том случае, если он здоров и ко времени укладывания спать находится в бодром, активном состоянии. Если ребенок, переведенный на один сон, через некоторое время проявляет признаки утомления (становится вялым или возбужденным, плохо ест), то его временно на 2—3 недели снова следует перевести на два дневных сна. Первый утренний завтрак должен начинаться не позже чем через час после пробуждения, так как дети утром не выдерживают долго без еды (от последнего вечернего до утреннего питания проходит 12—13 часов). Последнее кормление проводится не позднее чем за час до укладывания, что обеспечивает спокойный сон детей. Значительная часть времени у детей этого возраста уходит на еду, туалет и т. д., так как дети во многом уже сами принимают активное участие, но в то же время не обладают еще необходимыми для этого умениями. Свободное от этих процессов время заполняется игрой и занятиями. Для младших детей в первый отрезок бодрствования проводится одно занятие через 15—20 минут после завтрака. Во второй отрезок бодрствования проводятся два занятия, так как у детей больше времени остается для игр и занятий. В третий отрезок бодрствования, как и утром, проводится одно занятие и только с теми детьми.


Рефлекторное разгибание позвоночника. В упражнении используется рефлекс с позвоночника, или «спинной рефлекс» Талант, проявляющийся при легком тактильном раздражении кожи спины вдоль и вблизи позвоночника. При этом ребенок прогибается в противоположную сторону, т. е. при проведении пальцем вдоль спины справа позвоночник отводится влево, при проведении слева — вправо, а при одновременном раздражении кожи с обеих сторон ребенок прогибает спинку вперед. Методист проводит большим и указательным пальцами вдоль позвоночника по обеим сторонам от линии остистых отростков в направлении от крестца к затылку. Второй рукой, охватывающей область плеча, ребенок удерживается в боковом положении. Ребенок отводит назад голову и прогибает спинку. Работают разгибатели спины и шеи. В лечебной физкультуре, кроме этой методики, могут быть использованы и другие модификации упражнения, если лечебные задачи требуют преимущественного воздействия на одну из сторон. При этом рефлекторное упражнение с отведением спины вправо или влево проводится в исходном положении, лежа на животе. По своему физиологическому действию массаж близок к пассивным гимнастическим упражнениям, однако в отличие от последних массаж оказывает более дифференцированное воздействие на массируемый участок тела, вызывает целый ряд процессов, связанных с рефлексогенными зонами. Физиологические реакции, протекающие у здорового и больного ребенка под воздействием различных приемов массажа, не требуют активного участия и сопровождаются, как правило, повышением эмоционального состояния.


Активные гимнастические упражнения основаны на произвольно выполняемых ребенком движениях. Само движение может быть вызвано речевой инструкцией, игрушкой или определенным исходным положением. Точность гимнастического упражнения, характер и направление мышечного усилия, траектория движения обеспечиваются использованием простейших пособий (палочек, колец), а чаще руками методиста (инструктора) лечебной физкультуры. Каждое активное гимнастическое упражнение возможно только при возникновении у ребенка самостоятельного движения, лежащего в основе упражнения. Так, например, активный поворот со спины на живот, ползание или переход в положение сидя пли положение лежа на спине можно использовать в качестве активного гимнастического упражнения только при наличии у ребенка этих двигательных навыков. В лечебной физической культуре врачу часто приходится иметь дело с ребенком, у которого развитие двигательных навыков задерживается и активные движения, свойственные для ребенка раннего возраста, отсутствуют. В то же время важнейшими терапевтическими и воспитательными задачами являются преодоление этих отставаний, нормализация психомоторного развития ребенка. В таких случаях используются различные приемы стимулирования активных движений. Стимулирование активных движений ребенка раннего возраста проводится включением так называемых упражнений «с помощью», являющихся частным видом активных упражнений. Примером такого упражнения, выполняемого с помощью методиста, является поворот со спины на живот при поддержке за руку и ножки. При этом одной рукой методист осуществляет частичный поворот таза ребенка, а другой — направляет движения плечевого пояса и туловища ребенка; при этом в определенной фазе упражнения ребенок завершает движение самостоятельно. Другим видом стимуляции активного движения в рамках гимнастического упражнения является использование яркой, привлекающей внимание ребенка игрушки.


При наличии хорошего общего состояния, длительном отсутствии обострений, при хорошем физическом развитии, отсутствии выраженных нарушений со стороны сердечно-сосудистой и других систем и органов школьники, перенесшие хроническую пневмонию, могут заниматься в подготовительной группе, а затем, в отдельных случаях, даже переводиться в группу основную, занимаясь физической культурой и спортом по общей программе школьного физического воспитания. Таким детям следует особенно рекомендовать упражнения спортивного характера, проводимые на свежем воздухе, например, такие, как легкая атлетика, плавание, гребля, ходьба на лыжах, катание на коньках, некоторые спортивные игры (волейбол, теннис и др.). Соответственно дозированный бег в виде игр, всякого рода эстафет, элементов легкой атлетики и др. является не только хорошим общеразвивающим средством, но и лучшим методом для восстановления нарушенных функций дыхательного аппарата и его укрепления. После предварительной подготовки упражнения с бегом можно дважды включать на протяжении одного занятия лечебной гимнастики. Специальные дыхательные упражнения в методике занятий с детьми, больными хронической пневмонией, играют особенно важную роль. Единственно правильным, наиболее полноценным видом нужно считать полное дыхание, когда упражняется весь дыхательный аппарат, поэтому в лечебной физической культуре должны найти самое широкое распространение дыхательные упражнения динамического характера, при которых дыхание сочетается с определенными движениями рук, ног, туловища, — именно при таком характере дыхательных упражнениях может быть достигнут хороший терапевтический эффект. Сидя на стуле, ноги вместе. Поднять прямые руки вверх ладонями вперед, затем произвести раскачивание прямыми руками вперед — назад, при этом держать корпус прямо (дыхание произвольное). Сидя на скамейке, руки положить за голову. Сделать поворот туловища вправо — вдох; возвратиться в исходное положение — выдох. То же повторить в другую сторону и дальше повторять заданное количество раз. Сидя на скамейке. Упражнения с набивным мячом — медицинболом (масса 1—2 кг). Поднимание медицинбола вверх, за голову — вдох, опуска¬ние - выдох. Поворот туловища в стороны и др. Сидя на скамейке. Упражнения с гимнастической палкой. Палку положить за спину, лопатки фиксировать, сидеть прямо; поворотом туловища в стороны — вдох и возвращение в исходное положение — выдох. Движения гимнастической палкой вверх, вперед и др. Сидя на стуле или скамейке, ноги прямые, вытянуты вперед. Руки заложены за голову, локти широко разведены в стороны. Производить медленные наклоны туловища вперед с доставанием пальцами рук носков ног (при наклонах делать выдох). Сидя на скамейке, руки положить на бедра. Сделать продолжительный и глубокий вдох, при этом хорошо прогнуться в поясничной области. Произвести продолжительный полный выдох — живот втянут до отказа. При этом ладонями слегка надавливать на переднюю стенку живота.


Воздух кроме обеспечения кислородом оказывает влияние на организм своей температурой, влажностью, барометрическим давлением, движением и другими метеорологическими факторами, которые сильно меняются не только в зависимости от сезона, но и в течение суток. Пределы оптимальных показателей воздушной среды для детей раннего возраста крайне малы, а приспособительные возможности организма ребенка при атмосферных колебаниях очень незначительны. Основная задача при проведении закаливающих процедур воздухом — расширение этих адаптационных возможностей. Закаливание воздухом начинается по существу с первых дней жизни: при проветривании помещения, где живет ребенок, при непосредственном контакте кожи с воздухом во время пеленания, при первых прогулках. Однако если не проводить целенаправленного закаливания, такие воздействия меняющейся воздушной среды могут вызвать нежелательные реакции простудного характера. В летнее время при хорошей погоде прогулки можно начинать сразу после выписки из родильного дома, при плохой погоде проводить их в закрытом помещении, открыв окно, или на террасе. В летнее время при благоприятной погоде ребенок может быть на воздухе в тени в течение всего светового дня. Дети дошкольного и школьного возраста в одежде, соответствующей погодным условиям, должны находиться на воздухе зимой 5—6 ч, летом желательно весь день.


Упражнение повторить заданное количество раз. Сидя на стуле или скамейке, руками опираться о скамейку. Согнуть ноги в коленных суставах и подтянуть их к груди, носки оттянуть назад, спина прямая — выдох; возвратиться в исходное положение — вдох. Сидя на стуле или скамейке, руки положить за голову. Производить наклоны туловища в стороны, спину держать прямой (во время наклона делать выдох, при выпрямлении туловища — вдох). То же упражнение можно производить с гимнастической палкой, палку держать за спиной между согнутыми в локтевых суставах руками. Дыхательные упражнения в исходном положении сидя рекомендуется применять в тех случаях, когда ставится задача избирательной тренировки дыхательной мускулатуры, что хорошо достигается при фиксированном тазе и точном выполнении упражнений. Дыхательные упражнения в положении сидя следует применять в сочетании с упражнениями в исходном положении лежа и сидя. В соединении с последними такие упражнения помогают снизить статическую нагрузку, которая может возникать во время напряженного положения стоя. Дыхательные упражнения, выполняемые из исходного положения. Основная стойка. Руки медленно поднять вверх, ладони повернуть вниз — вдох; ладони повернуть в стороны и руки опустить вниз — выдох. Основная стойка. Руки медленно поднять вверх, ладони повернуть внутрь, пальцы переплести, повернуть соединенные ладони вверх, хорошо потянуться вверх с одновременным подниманием на носки — вдох; медленно опустить руки вниз и возвратиться в исходное положение — выдох. Ноги шире плеч, руки на бедрах. Наклонить туловище до предела влево с одновременным поднятием правой руки над головой ладонью, обращенной к голове (пятки не отрывать от плоскости пола). Основная стойка. Упражнение «насос». Поочередно наклоны туловища вправо и влево, руки скользят вдоль туловища до подмышечных ямок. При наклонах в сторону делать выдох (пятки от плоскости пола не отрывать, ноги в коленных суставах не сгибать). Ноги шире плеч, руки опущены вниз. Упражнение «солнце». Прямые руки развести широко в стороны, затем поднять вверх и медленно поворачивать их по кругу навстречу друг другу (дыхание произвольное). Основная стойка. Упражнение «ножницы». Прямые руки поднять перед собой до уровня плеч, затем широко развести в стороны ладонями вниз — вдох; прямые руки быстрым движением сомкнуть перед грудью, пальцы вытянуть — выдох. Ноги шире плеч, руки к плечам. Повороты туловища в стороны (ступни с места не сдвигать), при этом руки развести в стороны ладонями вниз — выдох; возвратиться в исходное положение — вдох. Ноги на ширине плеч, руки за головой. Нагнуться вперед (спина прогнута), руки вытянуты в стороны ладонями вниз — выдох; возвратиться в исходное положение — вдох. Ноги вместе, руки согнуты перед грудью. Руки развести широко в стороны, ладони повернуть вверх, сделать хороший прогиб в грудной части позвоночника — вдох; возвратиться в исходное положение — выдох. Основная стойка, руки положить на бедра. Правой ногой сделать выпад вперед, ногу слегка согнуть в коленном суставе, плечи сдвинуть вперед, ладонями слегка нажимать на грудную клетку — производить медленный, полный выдох; возвратиться в исходное положение — вдох. То же упражнение сделать с выпадом на левую ногу. Дыхательные упражнения, производимые из исходного положения стоя, имеют широкое распространение, — они обычно занимают основное место в комплексах специальных упражнений.


Группы формируются по степени выраженности сколиоза, возрасту и полу (с 5-го класса). По возрасту группы подразделяются па дошкольную (с 5 до 7 лет), младшую школьную (1—4-й класс) и старшую школьную. Детей до 5 лет группировать нельзя, так как гимнастические упражнения сложны по выполнению и координации движений; чтобы маленькие дети правильно выполняли их, необходимо заниматься с ними индивидуально. Групповые занятия проводятся 3 раза в неделю по 45— 50 мин для детей школьного возраста и по 35—40 мин для детей дошкольного возраста. Необходимо, чтобы в остальные дни дети занимались лечебной гимнастикой самостоятельна дома. Основные виды лечебной гимнастики. Имеются сторонники симметричных и асимметричных упражнений, однако нет доказательных данных относительно преимущества тех или иных систем. В разработке комплексов лечебной гимнастики следует руководствоваться клиническими данными, характером сколиотической деформации и торсией. Для этого используются упражнения в балансировании; упражнения, выполняемые на жестком валике, подложенном под выпуклую сторону сколиотической дуги, с поднятием наверх свободной руки. Большое место должны занимать упражнения в положении, разгружающем позвоночник — лежа, стоя на четвереньках. Основная задача корригирующей гимнастики — создание крепкого мышечного корсета, т. е. укрепление мышц, которые удерживают позвоночник в вертикальном положении и тем улучшают условия для более правильного и равномерного роста тел позвонков, укрепление мышц спины (разгибатели), брюшного пресса пояса и верхних конечностей. Одновременно ставится задача — выработать у ребенка правильную осанку, чтобы статическая нагрузка на позвоночник распределялась равномерно, и тем создать более благоприятные условия для роста позвонков в высоту. Корригирующие упражнения, специально подобранные для данного больного, должны укреплять те группы мышц, которые более ослаблены. Все это косвенно благоприятно влияет на лечение сколиозов. Корригирующие упражнения по форме выполнения подразделяются на симметричные, асимметричные, деторсионные. При выполнении упражнений ни в коем случае нельзя увеличивать образовавшиеся патологические отклонения, «разбалтывать» позвоночник (не увеличивать его гибкость), а укреплением мышц способствовать иммобилизации позвоночника. Выполнять корригирующие упражнения следует в тех исходных положениях, когда позвоночник максимально разгружен от статической нагрузки. При выполнении симметричных упражнений мышцы обеих половин тела сокращаются неравномерно. Чтобы максимально приблизить позвоночник к прямой линии, более ослабленные и растянутые мышцы должны сократиться больше, а укороченные — меньше. Следовательно, тренировка мышц при выполнении этих, упражнений должна быть неодинаковой. Симметричные упражнения можно применять при сколиозах различной этиологии, формы и степени выраженности. При правильном выполнении корригирующих симметричных упражнений имеющиеся дефекты не увеличиваются. При выполнении симметричных корригирующих упражнений происходит тренировка преимущественно мышц спины (разгибателей). Выполняются упражнения главным образам в исходном положении лежа на спине, разгрузочном для позвоночника, но резко нагрузочном для сердца.


Большая осторожность и внимание необходимы по отношению к детям, имеющим родовую травму. Вблизи от ребенка нужно соблюдать тишину. Поднимать его можно только на подушке и подмывать в лежачем положении, осторожно повернув на бок. Завертывать ребенка надо свободно. Первое время после родов ребенка с родовой травмой следует кормить в лежачем положении, не вынимая из кроватки, чтобы он не уставал. Купать и обливать ребенка можно только с разрешения врача. Ребенка с родовой травмой нельзя укачивать на руках или в кроватке, а в первые месяцы не следует катать в коляске. Всех недоношенных и травмированных детей содержат в специально выделенных палатах или отделениях, где температура воздуха и весь режим соблюдаются особенно строго. Пеленки нужно подогревать, все предметы ухода часто кипятить. Лица, ухаживающие за ребенком, и мать должны быть в масках. Во время заболевания матери гриппом кормление грудью не разрешается; ребенка кормят сцеженным грудным молоком. Оценка физического развития ребенка имеет большое практическое значение. По данным веса, роста, наличию двигательных умений и психофизического состояния судят о правильности развития ребенка. Вес ребенка по окончании периода новорожденное прогрессивно нарастает. К 6 месяцам первоначальный вес ребенка удваивается, средняя прибавка в весе составляет ежемесячно 600—700 г, а в конце первого года жизни вес утраивается и средняя прибавка составляет 500—600 г в месяц. За второй год жизни вес ребенка увеличивается на 2 кг 500 г—3 кг 500 г. Начиная со второго года прибавка в весе в среднем составляет ежегодно 2 кг. Взвешивают грудных детей без одежды на специальных весах, всегда в одно и то же время, лучше всего утром после ночного перерыва в кормлении. Детей старшего возраста взвешивают без одежды обычно утром до еды на весах.


Массаж при правильной методике его применения не вызывает у ребенка неприятных ощущений. Все это делает массаж одним из самых распространенных средств воздействия в раннем возрасте. Его физиологическое действие на кровообращение и процессы регуляции позволяют широко использовать detskiy-massazhмассаж как вводный перед физическими упражнениями той или иной мышечной группы. Массаж может быть использован и как средство отдыха между упражнениями в тех случаях, когда другие методы снижения физиологической нагрузки неприменимы, а также и в заключительном периоде занятия, где должен быть обеспечен постепенный выход организма ребенка из повышенной деятельности.<!--more-->
Физиологическое действие этого приема связано с местным воздействием на кожу, где усиливается лимфо- и кровоснабжение, повышаются обменные процессы. Общее-действие поглаживающего массажа связано с успокаивающим влиянием на центральную нервную систему, со снижением повышенного мышечного тонуса, расслаблением мышц соответствующей области. В некоторых случаях, при определенной методике выполнения поглаживания (прерывистое, глубокое), при различной дозировке может быть вызвано и повышение возбуждения. Следует отметить, что в детской практике действие поглаживающего массажа связано с исходным состоянием ребенка — при угнетении, вялом состоянии, снижении уровня нервных процессов общий поглаживающий массаж в большинстве случаев приводит к повышению уровня нервных процессов, способствует повышению тонуса его нервной системы, оказывает выраженное возбуждающее воздействие; при повышенной возбудимости, беспокойстве ребенка поглаживание быстро приводит к его успокоению. Надо полагать, что такой физиологический эффект от применения поглаживающего массажа правильнее всего называть нормализующим воздействием.
Поглаживание осуществляется различными по технике приемами, в большинстве из которых сохраняется направление массажных движений по ходу лимфо- и кровотока.


Причиной, приводящей к быстрому утомлению, может быть неправильная организация деятельности детей. Они должны иметь возможность играть или заниматься еще чем-либо (наблюдать за окружающим, рассматривать картинки, лепить и т. п.) всегда, когда не заняты другими процессами — кормлением, умыванием, одеванием. Нельзя допускать бездеятельности детей, так как это прежде всего не способствует их развитию. Кроме того, частая бездеятельность, как правило, ведет к повышенной возбудимости детей и является причиной вспышек раздражительности. При организации деятельности детей очень важно создать благоприятные внешние условия, в которых она протекает. Различные физические факторы окружающей среды оказывают большое влияние на работоспособность детей. К таким факторам относится прежде всего температура помещения, чистота воздуха, акустика, освещение. В душной комнате с высокой температурой воздуха утомление детей наступает скорее. Особенно неблагоприятно и быстро ведет к утомлению обилие резких акустических раздражений и длительный хаос звуков (шум) в детском помещении. Имеет также значение общая ситуация во время игр и занятий детей. Если в помещение группы часто входят посторонние люди, если взрослые в присутствии детей много и громко разговаривают между собой, а воспитательницу во время работы отвлекают, тем самым нарушая ее общение с детьми, то все это неблагоприятно отражается на их поведении, приводя к повышенной раздражительности. Дети первых 3 лет жизни не могут долго заниматься одним и тем же и нормально реагировать на сильные внешние раздражители. Но заниматься чем-либо одним, даже если занятия интересны, он может примерно около 20—25 минут соответственно выносливости его нервных клеток коры. Давно подмечено, что ребенок может быть целый день в движении и не устает, а если мать ведет его за руку в одном направлении, быстро устает и просит взять его на руки. Такое противоречие в поведении ребенка объясняется тем, что, бегая свободно, он многократно меняет характер своих движений: то присядет, то остановится, то подпрыгнет, идет то влево, то вправо и т. д., вследствие чего происходит смена не только работающих мышц, но и соответствующих участков мозга и утомления не наступает. Если же ребенка ведут за руку, он вынужден делать однообразные движения и, следовательно, работают длительное время одни и те же мышцы, один и тот же участок мозга, а это приводит к утомлению. Сам ребенок не всегда может понять свое состояние и переменить положение — за этим должны следить взрослые. Непрерывное действие одного и того же раздражителя или однообразные движения, длительная деятельность одного и того же анализатора вследствие малой выносливости нервных клеток ведут к утомлению. Однообразие обстановки, постоянное наличие одних и тех же игрушек, пособий в пользовании детей также являются причиной нарушения возбудимости их нервной системы: вследствие отсутствия разнообразия не обеспечивается активное деятельное состояние коры. Особенно отрицательно это отражается на детях, находящихся в круглосуточных группах или домах ребенка. Для внесения разнообразия в жизнь таких детей широко должна использоваться прогулка. Наряду с организацией самостоятельной деятельности детей большое значение в их воспитании имеют специальные занятия. Как известно, занятия являются наиболее эффективной формой обучения.


Copyright © 2012-14 Здоровье и воспитание детей
  Яндекс.Метрика