Главная Обратная связь Добавить в закладки Сделать стартовой
CHILD DOC - здоровье, воспитание, развитие ребенка
р
Рождество ХристовоИменно так: «Рождество» именуют праздник Рождества Христова в просторечии. И не потому, что так проще да короче, и все понимают, о каком, вернее, о Чьем Рождестве речь. Во-первых, если вы зададите вопрос: «Что мы празднуем в Рождество?», и даже, если уточните: «в Рождество Христово», не факт, что вам ответят: «День рождения Иисуса Христа». По опыту скажу: совсем даже и необязательно. А во-вторых, «Рождеством» у нас, в так называемом «постсоветском пространстве» стало принято называть этот праздник на волне перестроечных мод на все западное. В советское время Новый Год-то отмечал весь наш многогнациональный народ, а Рождество Христово на всем необъятном пространстве праздновала лишь микроскопическая частичка «свободного от предрассудков» общества. За исключением, разве что, некоторых регионов, присоединенных в 39 – 40 гг., как, например, Западная Украина, Молдавия, где в деревнях дети продолжали колядовать, или прибалтийские республики, коренное население которых старательно показывало коммунистическому режиму фигу в кармане всеми доступными путями, в том числе и отмечая традиционные религиозные праздники, зачастую даже безо всякой на то религиозной мотивации. Помню, как поближе к 25 декабря в нашем институте устраивали праздничную дискотеку, официально приурочивая ее ко дню учреждения СССР. И все знали, что на самом деле студенты гуляют по случаю Рождества. Это не значит, что в Прибалтике совсем не велась антирелигиозная пропаганда и не преследовали за «мракобесие». Мою нерелигиозную тещу чуть не уволили из школы, когда она всего-то на всего под Рождество принесла в класс еловые ветки в честь красивой традиции. Тем не менее, по домам Рождество праздновали, и праздновали по-западному: как тихий, домашний праздник с Дедом Морозом (по-эстонски Jõuluvana; кстати, Рождество по-эстонски: Jõulud – название древнего языческого праздника, выпадавшего на этот период – зимнего солнцеповорота), праздник любви и единения родственников. Итак, обычай праздновать Рождество на постсоветском пространстве в постсоветское время – результат не пресловутого духовного возрождения, а моды на все западное, наряду с Хэллоуином и Днем св. Валентина (в «раскручивании» чего энергично поучаствовали коммерческие структуры, имеющие с «хлеба и зрелищ» свой хрустящий навар). Поэтому праздник Рождества Христова, к сожалению, в массовом сознании больше других церковных праздников оброс суевериями и всевозможными обычаями, ничего общего с Христом не имеющими. Я даже не о гаданиях (это наше, родное – языческое, в этом Запад винить нечего), а о самом духе празднования. Причем, что показательно, иные принципиально отмежевывают Рождество от Христа, говоря, что это не только христианский праздник (это они о Рождестве Христовом), но и языческий, обосновывая это тем, что изначально до установления христианского праздника, этот день был посвящен «звезде по имени Солнце» – богу Митре. Логика железная: раз совпадает по времени, значит, и по сути. Самое удивительное, что нередко такое говорят неглупые люди. До какой же степени надо внутренне жаждать торжества язычества, чтобы настолько оглупеть?.. Тем не менее, эти высказывания очень верно отражают общие настроения: праздновать христианские праздники, но не приведи Господи по-христиански. Помню передачу телевизионную в канун западного Рождества в конце 1992 г. Трансляция велась то ли из Германии, то ли из какой-то другой развитой державы. Тележурналист: «Праздник Рождества! Где же он чувствуется больше всего? – задает он наивному телезрителю вопрос (неужели скажет: «в храмах»? – мелькнула у меня мысль). – Конечно же, на елочном базаре!»… Вот, так. На елочном базаре, в магазинах, в увеселительных заведениях – где угодно, только не в храме, не в доме Божием. Понятно, что на самом-то деле как раз в храмах чувствуется праздник Рождества Христова, а тот, приуроченный к Его рождению праздник, суть которого в елках, игрушках, всевозможной пиротехнике и, конечно же, праздничных столах – он, и вправду, не в Его доме, а в миру. Человеку хочется праздника. Радости, веселья, каких-нибудь игр, забав, чего-то дающего почувствовать и связь с корнями (христианское, языческое, как правило, неважно), и приобщенность к западной культуре. Ну кому, казалось бы, плохо, что, как выразился известный юморист, «для русского православного человека католическое Рождество – святое дело»? И то «ихнее» отметим, а потом и это, «наше»! Однако в том-то и дело, что Рождество не «их» и не «наше», а Христово. Это Его праздник. Либо мы Его поздравляем, либо внаглую гуляем на «своем» празднике, пользуясь поводом «оторваться», игнорируя при этом Виновника торжества. Господь не против «утешения» в праздник. Нет греха ни в трапезе, ни в веселье с хлопушками-погремушками (хотя и в этом надо меру знать: когда вижу, как на воздух, буквально, вылетают, полыхают и гаснут сумасшедшие деньги – это при стольких-то голодных, бездомных, раздетых – не по себе становится). Грех – в извращении истины, в повреждении сущности и обессмысливании церковного праздника. Да, церковного, как это ни обидно звучит для тех, кто решительно отмежевывается от его богослужебной составляющей, от предшествующего поста, от благотворительности в Сочельник, от возможности проникнуться смыслом празднуемого события. Когда-то Церковь пошла навстречу немощным, чтобы избавить их от повода грешить хождением на языческий праздник Митры, и выделила из праздника Богоявления событие Рождества Христова для особого почитания. Эти два праздника продолжают сохранять единство, как по сходству богослужебной схемы, так и потому, что между ними связующей нитью проходят Святки, по-прежнему объединяющие в нашей памяти два события евангельской истории – рождение Спасителя и Его крещение в Иордане. Древняя Церковь учредила празднование Рождества Христова, чтобы немощные братья не пропитывались языческим духом, разделяя с друзьями-родственниками, остававшимися в язычестве, их трапезу, но имели бы свой праздник и проникались бы пониманием величия чуда Воплощения Божия и явления Солнца правды, чуда Божией любви и Его премудрости, проявляющейся в промыслительном домостроительстве нашего спасения. И что мы видим сегодня? – Празднование того же языческого праздника, но уже в церковной среде (состоящей из всех, кто через таинство крещения вступил в Церковь, независимо от степени воцерковленности), потому что даже для тех, сравнительно немногих, кто на Рождество Христово приходит в храмы, большая часть содержания богослужебных текстов остается недоступной, будь то по причине невнятности чтения и пения, будь то по собственной невнимательности или недостаточной понятности церковно-славянского языка. Нам был дан этот праздник ради того, чтобы помочь немощным отмежеваться от язычества, а оно, не имея уже возможности выманить и вернуть их открыто, нагнало нас, внедрилось в церковную среду, мимикририруя под христианство, и поглощает души, прикрываясь и привлекая христианскими символами и ценностями. Еще раз: извращение сущности праздника состоит не в средствах увеселения и не в застольях с гуляньями, а в том, что они становятся самоцелью, используя как повод факт величайшего события, более великого чуда, по слову свт. Иоанна Златоуста, чем даже сотворение мира. И тогда происходит несомненное кощунство: праздник смиренного пришествия в мир Спасителя, ради освобождения людей от греха, проклятия и смерти вечной, от рабства и лжи века сего – праздник Богомладенца превращается в торжество мирского духа.


Стихи к Рождеству ХристовуВечерний ангел Иван Бунин В вечерний час над степью мирной, Когда закат над ней сиял, Среди небес, стезей эфирной, Вечерний ангел пролетал, Он видел сумрак предзакатный, Уже седел вдали восток... И вдруг услышал он невнятный Во ржах ребенка голосок. Он шел, колосья собирая И васильки, и пел в тиши, И были в песне звуки рая Невинной, неземной души. "Дитя,- сказал посланник Бога, И грусть и радость затая,- Куда ведет твоя дорога, И где сложилась песнь твоя?" Ребенка взор был чист и светел, Но он в смущении стоял. "Не знаю..." - робко он ответил. "Благослови меньшого брата,- Сказал Господь,- благослови Младенца в тихий час заката На путь и правды и любви!" И осенил дитя с улыбкой Вечерний ангел,- развернул Свои воскрылья в сумрак зыбкий И на закате потонул. И как алтарь весенней ночи, Заря сияла в вышине, И долго молодые очи Ей любовались в тишине. И в созерцании впервые Дитя познало красоту, Лелея грезы золотые И чистой радости мечту. Есть страны С. Надсон Есть страны, где люди от века не знают Ни вьюг, ни сыпучих снегов; Там только нетающим снегом сверкают Вершины гранитных хребтов Цветы там душистее, звезды крупнее, Светлей и нарядней весна, И ярче там перья у птиц, и теплее Там дышит морская волна В такой-то стране ароматною ночью, При шепоте лавров и роз Свершилось желанное чудо воочью: Родился Младенец Христос. Божья елка Г. Гейне Ярко звездными лучами Блещет неба синева Отчего, скажи мне, мама, Ярче в небе звезд сиянье В ночь святую Рождества? Словно елка в горном мире В эту полночь зажжена И алмазными огнями, И сияньем звезд лучистых Вся украшена она? Правда, сын мой, в Божьем небе Ночью нынешней святой Зажжена для мира елка И полна даров чудесных Для семьи она людской. Посмотри, как ярко звезды Светят миру там, вдали: Светят в них дары святые Для людей — благоволенье, Мир и правда — для земли. Рождество Г. Лонгфелло Кругом рождественская мгла. Во мгле гудят колокола, И с ними в лад Слова звучат: «Мир на земле и счастья всем!». Я чувствовал, как в этот день, Жизнь городов и деревень Объединив, звучит призыв: «Мир на земле и счастья всем!» Рождественская звезда П. Быков На волнах голубого эфира Родилась на Востоке звезда Дивный светоч спасения мира, Не светивший еще никогда. Над пастушьей пещерой убогой Засверкала впервые она Отражение южного Бога, Пробудившего землю от сна. С мира ветхого сбросив оковы, Возвещая Христа Рождество, Пронизала она мрак суровый, Чтоб сияло любви торжество. Чтобы солнце Христова ученья Согревало, бодрило сердца, Грубой силы смягчая мученья, Чтобы кровь не лилась без конца. Чтобы воронов алчная стая Не терзала сердца и тела И в хоромах и в избах святая Лучезарная правда цвела! Звезда И. Гриневская (Рождественская песнь) На широком небосводе, В звездном ярком хороводе, Светит дивная звезда. Всюду луч она заронит, Где людское горе стонет, В села, рощи, города. Луч доходит до светлицы И крестьянки, и царицы, И до птичьего гнезда. Он вскользнет и в дом богатый, И не минет бедной хаты Луч волшебный никогда. Всюду ярче радость блещет, Где тот звездный луч трепещет, И не страшна там беда, Где засветится звезда. Христославы А. Коринфский Под покровом ночи звездной Дремлет русское село; Всю дорогу, все тропинки Белым снегом замело Кое-где огни по окнам, Словно звездочки, горят. На огонь бежит сугробом Со звездой толпа ребят, Под оконцами стучатся, «Рождество Твое» поют. «Христославы! Христославы!» Раздается там и тут. И в нестройном детском хоре Так таинственна, чиста, Так отрадна весть святая О рождении Христа Еще те звезды не погасли К. Фофанов Еще те звезды не погасли, Еще заря сияет та, Что озарила миру ясли Новорожденного Христа Тогда, ведомые звездою, Чуждаясь ропота молвы, Благоговейною толпою К Христу стекалися волхвы Пришли с далекого Востока, Неся дары с восторгом грез, И был от Иродова ока Спасен властительный Христос. Прошли века… И Он распятый, Но все по-прежнему живой Идет, как истины глашатай, По нашей пажити мирской; Идет, по-прежнему обильный Святыней, правдой и добром, И не поборет Ирод сильный Его предательским мечом Рождественский кондак В. Шидловский Того, Кто вечно был и есть, Рождает миру Дева днесь. И Неприступному Ему Непостижимому уму Земля нашла уже приют. И в небе ангелы поют, И пастухи спешат с холма, И пред Звездой теснится тьма, А за Звездой идут волхвы. И в эту ночь познали мы, Как ради нас родиться мог Младенец — Он же вечный Бог. Рождественская звезда Б. Пастернак (Отрывок) Стояла зима. Дул ветер из степи. И холодно было Младенцу в вертепе На склоне холма. Его согревало дыханье вола. Домашние звери Стояли в пещере, Над яслями теплая дымка плыла. Доху отряхнув от постельной трухи И зернышек проса, Смотрели с утеса Спросонья в полночную даль пастухи, А рядом, неведомая перед тем, Застенчивей плошки В оконце сторожки Мерцала звезда по пути в Вифлеем. Растущее зарево рдело над ней И значило что-то, И три звездочета Спешили на зов небывалых огней. За ними везли на верблюдах дары. И ослики в сбруе, один малорослей Другого, шажками спускались с горы. Светало. Рассвет, как пылинки золы, Последние звезды сметал с небосвода, И только волхвов из несметного сброда Впустила Мария в отверстье скалы. Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба, Как месяца луч в углубленье дупла. Ему заменяли овчинную шубу Ослиные губы и ноздри вола. Стояли в тени, словно в сумраке хлева, Шептались, едва подбирая слова. Вдруг кто-то в потемках, немного налево От яслей рукой отодвинул волхва, И тот оглянулся: с порога на Деву, Как гостья, смотрела звезда Рождества. Явление ангела пастырям А. Фет Встаньте и пойдите В город Вифлеем; Души усладите И скажите всем: «Спас пришел к народу, Спас явился в мир! Слава в вышних Богу, И на земли мир! Там, где отдыхает Бессловесна тварь, В яслях почивает Всего мира Царь!» А. Фет Ночь тиха По тверди зыбкой Звезды южные дрожат. Очи матери с улыбкой В ясли тихие глядят. Ни ушей, ни взоров лишних, Вот пропели петухи И за ангелами в вышних Славят Бога пастухи. Ясли тихо светят взору, Озарен Марии лик. Звездный хор к иному хору Слухом трепетным приник. И над Ним горит высоко Та звезда далеких стран; С ней несут цари востока Злато, смирну и ливан. То были времена чудес Л. Мей То были времена чудес, Сбывалися слова пророка, Сходили ангелы с небес, Звезда катилась от востока, Мир искупленья ожидал И в бедных яслях Вифлеема, Под песнь хвалебную Эдема, Младенец дивный воссиял Стихи про Рождество «…из пламя и света рожденное Cлово» М. Ю. Лермонтов Сегодня будет Рождество, весь город в ожиданьи тайны, он дремлет в инее хрустальном и ждет: свершится волшебство. Метели завладели им, похожие на сновиденье. В соборах трепет свеч и пенье, и ладана сребристый дым. Под перезвон колоколов забьётся колоколом сердце. И от судьбы своей не деться от рождества волшебных слов. Родник небес – тех слов исток, они из пламени и света. И в мире, и в душе поэта, и в слове возродится Бог. Колдуй же, вьюга-чародей, твоя волшебная стихия преобразит в миры иные всю землю, город, и людей. Встречаться будут чудеса, так запросто, в толпе прохожих, и вдруг на музыку похожи людские станут голоса. Великое чудо в ту ночь совершилось Неизвестный автор Великое чудо в ту ночь совершилось: Спасителя Бог нам послал, В забытой пещере, в заброшенных яслях Младенец, Сын Божий, лежал. Звезда над пещерой, как свет путеводный, Сияла ученым волхвам, И громкая песнь пастухов величаво И стройно неслась к небесам. С людьми вся природа в ту ночь ликовала: Шумя на деревьях, листы Таинственным шепотом славили Бога, И пахли сильнее цветы. Три дерева — пальма, маслина и елка У входа в пещеру росли, И первые дни в горделивом восторге Младенцу поклон принесли. Прекрасная пальма его осенила Зеленой короной своей, А с нежных ветвей серебристой маслины Закапал душистый елей. Лишь скромная елка печально стояла: Она не имела даров, И взоры людей не пленял красотою Ее неизменный покров. Увидел то Ангел Господень И елке с любовью сказал: «Скромна ты, в печали не ропщешь, За это от Бога награда тебе суждена». Сказал он — и звездочки с неба Скатились на елку одна за другой, И вся засияла, и пальму с маслиной Затмила своей красотой. Младенец от яркого звездного света Проснулся, на елку взглянул, И личико вдруг озарилось улыбкой, И ручки он к ней протянул. Исполнил Спаситель свой подвиг высокий, Учил и творил чудеса, За нас пострадал и, воскресши из мертвых, Вознесся к Отцу в небеса. А мы с той поры каждый год вспоминаем И набожно чтим Рождество: Ребенок ли, взрослый — все празднику рады, И в каждой семье торжество. Где дети — там елка богаче, беднее, Но вся в золотых огоньках. И сколько веселья и сколько восторга В незлобивых детских сердцах. Рождество Кашевар И.В. Как было холодно в ту ночь, Когда родился Он. Был в мрак и стужу целый мир, Как в воду, погружен. Перекликались пастухи, Страшась в горах волков, В глухом ущелье на привал Стал караван волхвов. Пускай всю ночь кружит метель И засыпает падь. Но в ясли, словно в колыбель, Кладет Младенца Мать. Впервые воздух на земле Всей грудью Он вдохнул, Впервые уголек в золе В глаза Его блеснул И все затихло, чтобы Он Владыка горних сил Здесь на земле Свой первый сон Младенчески вкусил. Божий дар Кашевар И.В. Мы в Рождестве Христовом зрим Подарок Божий для души. Он - Жизнь и Свет! Блажен, кто с Ним В союз святой вступить решил. О Нем - благая весть в стране, Мы этим даром дорожим. И ты, стоящий в стороне, Не будь для Господа чужим. Он и тебе желает дать Спасение, и свет, и жизнь. Не уходи во тьму опять, И от Христа не отвернись. В один из дней календаря Кашевар И.В. В один из дней календаря - В какой не знаем мы. В последних числах декабря Или в начале января Не стало больше тьмы. И прежде чем взошла заря, Настал спасенья срок - В знак о Рождении Царя, Христа, лежащего в яслях, Господь звезду зажёг. Сбылись пророчества веков О судьбах всей земли. И те, кто верил слову их, Мессию обрели. Когда рождественская ель Горит на Рождество, Она сквозь зимнюю метель Приносит в дом тепло. И в красках радужных огней Один пленяет взгляд, Что на вершине, средь ветвей Несёт лучей каскад. И в этот день календаря, В мороз и холода, Мне о рождении Царя Напомнит та звезда. И чтобы ни было в пути, Я верю неспроста, И знаю, Отче, нас спасти Ты в мир послал Христа. И только в этом жизнь моя, И в этом смысл весь - Служить Христу, всегда горя, Неся благую весть. Спасибо, Отче, за Христа, За счастье Рождества. Твоя святая чистота И в нас теперь жива. В этот светлый праздник Хомяков А.С. В этот светлый праздник - Праздник Рождества Мы друг другу скажем Теплые слова. Тихо снег ложится: За окном зима, Чудо здесь свершится И зажжет сердца. Пусть улыбки ваши В этот дивный день Будут счастьем нашим И подарком всем. Льются звуки жизни, Счастья и добра, Озаряя мысли Светом Рождества. В эту ночь Земля была в волнении Хомяков А.С. В эту ночь Земля была в волнении: Блеск большой, диковинной звезды Ослепил вдруг горы и селенья, Города, пустыни и сады. А в пустыне наблюдали львицы, Как, дарами дивными полны, Двигались бесшумно колесницы, Важно шли верблюды и слоны. И в челе большого каравана, Устремивши взоры в небосклон, Три волхва в затейливых тюрбанах Ехали к кому-то на поклон. А в пещере, где всю ночь не гасли Факелы, мигая и чадя, Там ягнята увидали в яслях Спящее прекрасное Дитя. В эту ночь вся тварь была в волнении, Пели птицы в полуночной мгле, Возвещая всем благоволенье, Наступленье мира на земле. Вифлеемской звезды Светильник Штейнер О. Вифлеемской звезды Светильник Через годы сияет нам. И живою Водой Источник Орошает дорогу к сердцам! Изумитесь Величию Бога! Восхваляйте Его Небеса! Он Собой проложил нам Дорогу, Нас с Небес осветила Заря! Веселитесь и в радости плачьте, Воздавая хвалу Небесам! Что во тьму к убежавшим от Бога Человеком явился Он Сам! Он открыл для нас Мир и Спасенье, Даровал нам в сердца Благодать, Возвестил для нас Усыновленье Во Христе жить и не умирать! Славьте ж Бога народы и страны, Воздавая всю Славу Отцу! Что простил вас, рабы и тираны, Он детей Сам готовит к венцу! Вифлеемской звезды Светильник С каждым годом всё светит сильней. Божий Сын – Агнец и не насильник Всё стучится в сердца людей. Снег идет на Рождество Ива Афонская Снег идет на Рождество, падает, как милость Божья. Снег идет - и волшебство в этот день случиться может. Тишина и чистота, ничего их не нарушит. Верь: не даром красота, раз она спасает душу. Свыше послана тебе, чудодейственная сила, это - смысл в твоей судьбе и разгадка тайны мира. Снег идет – и, чуть дыша, смотрим мы на мир крылатый. Пробуждается душа, омертвевшая когда-то. Снег идет, снимая боль, у земли обледенелой. Ты подставь ему ладонь: приземлится ангел белый. Рождественское Саша Черный В яслях спал на свежем сене Тихий крошечный Христос. Месяц, вынырнув из тени, Гладил лен Его волос Бык дохнул в лицо Младенца И, соломою шурша, На упругое коленце Засмотрелся, чуть дыша. Воробьи сквозь жерди крыши К яслям хлынули гурьбой, А бычок, прижавшись к нише, Одеяльце мял губой. Пес, прокравшись к теплой ножке, Полизал ее тайком. Всех уютней было кошке В яслях греть Дитя бочком Присмиревший белый козлик На чело Его дышал, Только глупый серый ослик Всех беспомощно толкал: «Посмотреть бы на Ребенка Хоть минуточку и мне!» И заплакал звонко-звонко В предрассветной тишине А Христос, раскрывши глазки, Вдруг раздвинул круг зверей И с улыбкой, полной ласки, Прошептал: «Смотри скорей!» Крошку-ангела в сочельник Бог на землю посылал Ф.М.Достоевский Крошку-ангела в сочельник Бог на землю посылал: Как пойдешь ты через ельник, - Он с улыбкою сказал, - Елку срубишь, и малютке Самой доброй на земле, Самой ласковой и чуткой Дай, как память обо Мне”. И смутился ангел-крошка: Но кому же мне отдать? Как узнать, на ком из деток Будет Божья благодать? Сам увидишь”, - Бог ответил. И небесный гость пошел. Месяц встал уж, путь был светел И в огромный город вел. Всюду праздничные речи, Всюду счастье деток ждет Вскинув елочку на плечи, Ангел с радостью идет Загляните в окна сами, - Там большое торжество! Елки светятся огнями, Как бывает в Рождество. И из дома в дом поспешно Ангел стал переходить, Чтоб узнать, кому он должен Елку Божью подарить. И прекрасных и послушных Много видел он детей. Все при виде божьей елки, Все забыв, тянулись к ней. Кто кричит: “Я елки стою! Кто корит за то его: Не сравнишься ты со мною, Я добрее твоего! Нет, я елочки достойна И достойнее других! Ангел слушает спокойно, Озирая с грустью их. Все кичатся друг пред другом, Каждый хвалит сам себя, На соперника с испугом Или с завистью глядя. И на улицу, понурясь, Ангел вышел… “Боже мой! Научи, кому бы мог я Дар отдать бесценный Твой! И на улице встречает Ангел крошку, - он стоит, Елку Божью озирает, - И восторгом взор горит. Елка! Елочка! – захлопал Он в ладоши. – Жаль, что я Этой елки не достоин И она не для меня Но снеси ее сестренке, Что лежит у нас больна. Сделай ей такую радость, - Стоит елочки она! Пусть не плачется напрасно! Мальчик ангелу шепнул. И с улыбкой ангел ясный Елку крошке протянул. И тогда каким-то чудом С неба звезды сорвались И, сверкая изумрудом, В ветви елочки впились. Елка искрится и блещет, - Ей небесный символ дан; И восторженно трепещет Изумленный мальчуган И, любовь узнав такую, Ангел, тронутый до слез, Богу весточку благую, Как бесценный дар, принес.


Воспитание индивидуальности у близнецовОдежда и игрушки Матери рассказывают, что в магазине редко можно найти два костюмчика, которые нравились бы матери и подходили бы по размеру, цене, фасону и назначению, поэтому очень трудно и даже почти невозможно одевать близнецов по-разному. Обычно близнецы просят, чтобы одному надели то же самое, что и другому. Другие матери, напротив, подчеркивают, что практически невозможно купить сразу два одинаковых костюмчика, поэтому они вынуждены одевать своих близнецов по-разному. А некоторые говорят, что близнецам часто приходится носить подержанную одежду и им приходится одеваться по-разному с самого начала, получая удовольствие от сугубо своей непохожей на другую одежды. Некоторые матери покупают две одинаковые игрушки, потому что иначе дети ссорятся и обижаются друг на друга. Другие матери говорят, что покупают разные игрушки (кроме вещей, имеющих особую ценность для детей, например, велосипеды, куклы) и что близнецы с самого начала умеют ими делиться с удовольствием. Я думаю, здесь все зависит главным образом от отношения родителей. Если родители считают, что близнецы должны почти всегда одеваться по-разному и делиться своими игрушками по необходимости или из принципа, близнецы это в основном усвоят. Если родители поощряют детей, когда те настаивают на ношении одинаковой одежды и владении одинаковыми игрушками и, особенно, если всякий раз уступают детям, они могут со временем стать еще более требовательными. Разумеется, тот же принцип определяет и отношения родителей с единственным ребенком: если родители тверды, дети уступают, если родители колеблются, дети спорят. Вы поможете развить у близнецов сознание своей индивидуальности и свой собственный вкус, если у каждого из них будет свой ящик для одежды и если одинаковая одежда будет иметь ярлыки с именем владельца или знаком. Похожая одежда, отличающая только цветом, имеет то преимущество, что она достаточно одинаковая, чтобы отличить близнецов, и достаточно разная, чтобы подчеркнуть их индивидуальность. Если один из близнецов всегда одевается в зеленое, а другой - в желтое, это помогает окружающим различать их. Индивидуальность Это, наконец, привело нас к вопросу о том, насколько следует подчеркивать в близнецах сходство и насколько следует поощрять развитие их индивидуальности, особенно если они очень похожи. Все восхищаются близнецами, обращают на них внимание, всем нравится, когда близнецы одинаково одеты и одинаково выглядят. Родителям близнецов часто задают нелепые вопросы: "Кто из них умнее?", "Кого вы больше любите?". Родителям трудно удержаться и не удовлетворить сентиментальные или нездоровые вкусы людей. Почему же этого следует избегать? Вся беда в том, что это может создать у близнецов впечатление, что единственный источник их привлекательности - сходство, что они нравятся окружающим только как одинаково одетая пара одинаковых хорошеньких малышей. Это действительно очаровательное зрелище в 3 года. Но если, как это иногда бывает, близнецы все еще пытаются привлечь внимание своим сходством и одинаково одеваются даже в 30 лет и настолько зависимы друг от друга, что не в состоянии полюбить или завести свою семью, то результат получается уже не очаровательный, а очень грустный. Это не означает, что родителям следует опасаться одевать близнецов одинаково или что они должны стесняться, когда окружающие обращают внимание на их детей. Сходство близнецов доставляет удовольствие и им самим, и их родителям. Близнецы именно в силу своего положения становятся сильными личностями: у них рано вырабатывается чувство независимости от родителей, они больше, чем другие дети, приспособлены к активному участию в коллективных играх, их отличает глубокая преданность и великодушие по отношению друг к другу. Но, чтобы избежать излишнего подчеркивания того факта, что они близнецы, особенно, если они очень похожи, разумно со стороны родителей не давать им похожих имен; обращаться к каждому из них по имени, а не просто: "дети"; одевать их одинаково только в раннем детстве; рано ввести их в круг других детей, чтобы они не привыкли исключительно к обществу друг друга; не мешать им заводить друзей, если он хотят; поощрять друзей и соседей не стесняться приглашать одного из близнецов поиграть или в гости (тогда другой будет иметь возможность полностью завладеть вниманием родителей). Иногда один из близнецов полностью зависит от другого в выполнении домашних заданий. В этом случае разумнее их разъединить. Но глупо и жестоко разлучать близнецов, если в этом нет необходимости, если это делается как проявление деспотической власти родителей. Если вы любите одного из близнецов больше чем другого Совестливые родители излишне беспокоятся, если одному из детей оказывается немного больше внимания, чем другому, или если его обслуживают всегда первого (например, потому что он меньше и слабее или по другой причине). В такой абсолютной справедливости нет нужды: более того, стремление к такой справедливости сделает внимание и любовь к детям натянутыми. Каждому ребенку необходима искренняя любовь родителей за те качества, которые достойны любви. Он удовлетворен, если чувствует, что занимает прочное место в сердце родителей, и тогда его не беспокоит, какие знаки внимания и любви получают его братья и сестры. Но, в конце концов, он всегда уловит неискренность и натянутость в отношении к нему родителей, если это имеет место. Стремление к абсолютному равенству в обращении с детьми привлечет внимание каждого из них к своим правам и заставит ребенка настаивать на них с упорством адвоката. Избегайте таких фраз, как "Мама наденет рубашку Алеше первому, зато брюки наденет первому Пете" или "Сегодня очередь Алеши сидеть рядом с папой". Язык близнецов Близнецы часто придумывают свою собственную систему общения: взгляды, хрюканье, непонятные слова. Это может задержать освоение ими настоящего языка и даже привести к временному отставанию в школьных занятиях. Иногда родителям приходится взять себе за правило не выполнять просьб близнецов, пока они не будут высказаны на нормальном языке.


Елочные украшения из тестаВ этом году наша елка будет украшена самодельными игрушками из соленого теста. Делали мы их не только ради интереса (сыну нравится играть с тестом), но и ради безопасности - игрушки из теста не бьются, в отличие от стеклянных, и достаточно прочные. Как сделать тесто Возьмите в равных количествах соль и муку. Добавьте немного воды, столько, чтобы получилось эластичное тесто. Сушить готовые игрушки можно просто на воздухе (на это уйдет 2-3 дня) или в нежаркой (50оС) духовке. Месите тесто, конечно же, вместе с ребенком. Можете поручить ему сыпать в миску соль и муку, перемешивать их, мять тесто. В зависимости от возраста, ребенок может украшать игрушки - раскрашивать их, вдавливать в тесто крупу, посыпать "дождиком". Из теста можно делать плоские и объемные игрушки. Плоские сохнут быстрее. Мы остановились на плоских игрушках еще и потому, что Сереже нравится раскатывать тесто скалкой и вырезать формочками фигурки. Мы сделали игрушки в виде звездочек. Вы можете сделать их любой другой формы, взяв за образец наши. Чтобы сделать отверстие для нитки, воткните в игрушку спичку и оставьте сохнуть вместе с ней или сделайте спичкой отверстие побольше. Это нужно для того, чтобы при сушке отверстие не затянулось. Для игрушек понадобятся: соленое тесто; краски; клей ПВА; сухие ягоды рябины; мелко нарезанный елочный "дождик"; крупа - рис, гречка, горох и др.; спички. Звёздочки № 1 Елочные игрушки из соленого теста Звездочки раскрасьте. Нанесите клей либо на всю поверхность, либо отдельные линии и узоры. Посыпьте на клей "дождик". Сделайте спичкой отверстие. Звёздочки № 2 Звездочки из соленого теста Звездочки раскрасьте. Воткните в тесто сухие ягоды рябины. Можно на свободное место нанести клей и "дождик". Сделайте спичкой отверстие. Звёздочки № 3 Новогодние украшения из соленого теста Звездочки раскрасьте. Скатайте маленький шарик. Центр звездочки смочите водой и приклейте шарик - получится носик звездочки. Спичкой сделайте два несквозных отверстия - глаза. Раскрасьте носик и глаза тонкой кисточкой. Выложите рот крупой или нарисуйте его клеем, а потом посыпьте "дождиком". Таким же образом можно из "дождика" сделать щеки. Сделайте спичкой отверстие. Звёздочки № 4 Новогодние поделки из соленого теста Вырежьте в звездочке отверстие. Мы его сделали с помощью маленькой крышки от молока. Звездочки раскрасьте. Выложите крупой узор. На свободное место можно нанести клей и приклеить "дождик". Сделайте спичкой отверстие.


1. Головной убор У Деда Мороза – шапка, отороченная мехом. У Санта-Клауса – ночной колпак с помпончиком. Дело в том, что в России зимой в мороз без шапки на улицу не выйдешь, и никакой колпачок не спасёт от мороза. Если быть точным - красная шапка на голове Деда Мороза должна быть расшита серебром и жемчугом. Оторочка, или залом, должна быть отделана белым мехом с треугольным вырезом выполненным на лицевой части - стилизованные рога. Форма шапки - полуовал, так как круглая форма шапки традиционна для русских царей. 2. Борода У Деда Мороза – длинная, до пояса (классическая – до пят). У Санта-Клауса – короткая борода лопатой. 3. Верхняя одежда У Деда Мороза – тёплая шуба до пят; подпоясанная. У Санта-Клауса – короткая куртка. Различие обусловлено разницей климата. В Европе зимой тепло, а на российском севере без шубы (полноценной шубы) замёрзнешь. Если быть точным - шуба должна быть длинной (обычно красной), расшитой серебром - в виде восьмиконечных звезд, гуськов, крестов и других элементов традиционного русского орнамента, отороченная лебединым пухом (или любым белым мехом). 4. Цвет шубы У Деда Мороза шуба может быть красная, синяя, и даже белая (допускаются и другие цвета, ассоциирующиеся с морозом). У Санта-Клауса (как рекламирующего Кока-Колу) – только красная (цвета товарного знака рекламируемого напитка). 5. На руках У Деда Мороза – тёплые рукавицы. У Санта-Клауса – лёгкие перчатки. Рукавицы хороши для осени, но в морозы лучше носить варежки. Классический образ требует, что бы варежки были трехпалые белые, расшитые серебром - символ чистоты и святости всего, что он дает из своих рук. Трехпалость - символ принадлежности к высшему божественному началу еще с неолита. 6. В руках В руках Дед Мороз держит посох. У Санта-Клауса – ничего. Во-первых, с посохом легче пробираться по сугробам. А во-вторых, по легенде, как раз посохом Дед Мороз и морозит. Классический посох - хрустальный или серебренный "как хрусталь". Ручка витая, также серебристо-белой цветовой гаммы. Сам посох завершает лунница - стилизованное изображение месяца, или голова быка - символ власти, плодородия и счастья. 7. Пояс У Деда Мороза – белый пояс; либо с оторочкой под цвет шубы. У Санта-Клауса – ремень с пряжкой. Опять же – разница климата. На морозе кожаный пояс просто треснет. Да и как в рукавицах можно застегнуть пряжку? 8. Штаны У Санта-Клауса – штаны. У Деда Мороза штаны не видны под шубой. Хотя классический образ требует, что бы и рубашка, и брюки обязательно были белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты). 9. Обувь У Деда Мороза – белые валенки. У Санта-Клауса – чёрные сапоги. Обусловлено разницей климата. Европейские зимы – мягкие, тёплые, в русский мороз лучшая обувь – валенки. Классический образ допускает серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком (но только не чёрные). А в морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. 10. На лице У Санта-Клауса – очки. Дед Мороз – видит хорошо, поэтому никаких очков! 11. Транспортное средство Классический Дед Мороз передвигается пешком. Современный – в санях, запряжённых тройкой лошадей. Санта-Клаус ездит в повозке запряжённой оленями. Санта-Клаус живёт в Лапландии, где нет лошадей, но есть олени. Русский Дед Мороз использует традиционное для России средство передвижения. 12. Во рту Санта-Клаус курит трубку (в последнее время эта деталь встречается всё реже). Дед Мороз ведёт здоровый образ жизни, и не курит. 13. Помощники Деду Морозу помогает его внучка, Снегурочка. На Санта-Клауса работают эльфы. 14. Снегурочка Снегурочка – внучка Деда Мороза, которая повсюду его сопровождает. Образ Снегурочки - символ застывших вод. Это девушка, одетая только в белые одежды (либо цветов напоминающих застывшие воды). Головной убор внучки Деда Мороза - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.


Дед МорозВстреча с Дедом Морозом для ребенка – важное событие, сказка, становящаяся реальностью. А вот для родителей выбор подходящей кандидатуры на роль Деда Мороза – далеко не сказочное мероприятие, скорее, суровая реальность. Где найти профессионала? Во сколько вся эта роскошь обойдется? Как благополучно миновать неприятности в виде поддатого дедушки в обнимку с вызывающе сексапильной Снегурочкой? И, в конце концов, сможет ли посторонний человек найти подход к ребенку и не испугать его? И еще множество других вопросов возникает у родителей, готовящихся к празднеству. Попробуем на них ответить. Дешево и сердито Самый простой, дешевый и надежный вариант Деда Мороза – это банальная аренда или покупка костюма. Любой взрослый мужчина в доме в состоянии справиться с этой несложной ролью. Об этом, кстати, свидетельствует многолетняя советская практика, ведь в СССР не было агентств, оказывающих такого рода услуги. Однако дети очень быстро начинают понимать, почему папа или дедушка никогда не успевают к приходу Деда Мороза и сказка перестает существовать. Еще чаще возникает более неприятная ситуация: дети попросту узнают под гримом и густой бородой своих родных или друзей родителей, после чего следует горькое разочарование. Поэтому все чаще и чаще мамы и папы прибегают к помощи профессионалов. Но не все потом остаются довольны, поэтому к вопросу выбора Деда Мороза «со стороны» стоит подойти серьезно. Многие родители задаются вопросом, в каком возрасте можно начинать знакомить ребенка со сказочным персонажем? Однозначного ответа на этот вопрос быть не может. Если ребенок застенчив, боится чужих людей и плохо реагирует на все нововведения, то, скорее всего, ему еще рано устраивать такие встряски. Лучше всего, когда малыш осведомлен о том, кто такой Дед Мороз и зачем он приходит к детям. И самое главное – более или менее осознает это. В противном случае ребенок может просто перепугаться и вместо веселого праздника получится невеселая истерика. Таким детям лучше всего просто оставлять подарки «от Деда Мороза» под елкой, пока они не перестанут пугаться чужих людей. В любом случае, лет до 2-3 дети не совсем понимают смысл происходящего, поэтому ваши старания могут оказаться напрасными. Так что не стоит торопиться с первым знакомством. Сарафанное радио или агентство? Один из самых простых способов найти хорошего Деда Мороза для своего ребенка – хорошенько порасспросить знакомых. Наверняка у кого-нибудь найдутся контакты не раз опробованного актера, после которого и дети, и взрослые остались довольны. Если такой человек найдется, не поленитесь все-таки встретиться с ним заранее, все обсудить, рассказать о ребенке и составить для себя некое мнение. Если вам что-то не понравится в кандидате, вы своевременно сможете отказаться от его услуг, и праздник для ребенка не будет испорчен. И помните о том, что работающие в одиночку актеры никогда не берут авансов! Оплата должна последовать только после того, как ваш улыбающийся малыш закроет дверь за Дедом Морозом. То же самое касается и агентств – разузнайте у знакомых, кто пользовался такого рода услугами, вам наверняка удастся найти телефон опробованной фирмы. В крайнем случае, можно поискать агентство через Интернет или другие СМИ. Не пытайтесь найти конкретные контакты, опрашивая он-лайн знакомых, ведь вы не знаете, кто находится по ту сторону экрана. Преимущества «агентских» Дедов Моров налицо: шикарные костюмы, большой опыт работы и специальная актерская подготовка. К тому же кроме Деда Мороза можно заказать на дом Снегурочку, костюмированных северных оленей и еще множество разных персонажей! Оформляем заказ Чем ближе Новый год, тем большее количество заказов у агентств, это нужно учитывать. В последний день вам придется обойти немало фирм и не факт, что найдется более-менее свободный Дед Мороз. Да и выбор среди кандидатов будет намного меньше. Поэтому прийти в агентство нужно за две-три недели и оформить заказ. Чем раньше вы сделаете заказ, тем больший «ассортимент» Дедов Морозов вам предоставят. После этого нужно договориться о предварительном знакомстве с потенциальным Дедом Морозом. Можно попросить устроить встречу с несколькими кандидатами. Как правило, агентства не отказывают в таких просьбах, если они заблаговременные. После того, как вы выберете подходящего Дедушку, заключается договор с агентством – типовой образец, в который вы можете внести свои требования. Цена зависит от уровня обслуживания, от времени, которое Дед Мороз будет развлекать вашего малыша и от места вашего проживания. Как правило, московские агентства не работают дальше, чем за 20 километров от города. Чтобы сэкономить на расходах, можно попробовать договориться с соседями, у которых есть дети. Тогда оплату вызова можно будет поделить на всех, а для детей будет веселее и интереснее, если их будет больше. Все, что нужно для этого – оговорить условия с агентством и в назначенный час собрать малышей в одной из квартир. Оплата происходит следующим образом: 50% вы вносите сразу в агентстве при заключении договора, 50% платите Деду Морозу перед его уходом. Однако вызов Деда Мороза через агентство имеет свои недостатки. Первое и самое главное: если выбранный вами Дед Мороз задержался на предыдущих вызовах или встал в «пробке», то агентство оставляет за собой право его заменить. И не факт, что эта замена вам понравится. Второе: время «агентского» Деда Мороза жестко лимитировано. Если ребенок просит его задержаться, то вам придется оплатить это время (как правило, время округляется до получаса, даже если сотрудник задержался всего на 5 минут). В том случае, если Дед Мороз торопится на другой вызов, он может и отказать малышу в незапланированном общении. Хороший Дед Мороз постарается смягчить отказ, объяснив, что времени у него мало, а детей, которые ждут его подарков – много. Предварительная встреча Встречаясь с кандидатом, обсудите с ним все детали (кто выбирает и когда кладет в мешок подарок, как происходит оплата, контрольный звонок и пр.). Обязательно предупредите, если для ребенка это первый опыт и фразы типа «ручки заморожу» могут испугать кроху. Не лишним будет поведать будущему Деду Морозу о любимых игрушках ребенка или его увлечениях, если таковые имеются, все это поможет актеру быстро найти подход к ребенку. Расскажите также и о том, чего малыш не любит делать, это очень важно. У многих взрослых еще живы в памяти злополучные табуретки, стоя на которых нужно было читать зазубренные стихи под понукания родных. Не стоит заставлять ребенка, если он не хочет петь, танцевать или читать «Евгения Онегина». Вместо приятных моментов вы поселите в голове малыша неприятные воспоминания. Профессиональные Деды Морозы обычно предлагают родителям на выбор несколько сценариев проведения праздника. Что касается подарков, то во многих агентствах есть специальные каталоги, по которым вы можете заранее заказать сюрприз своему чаду. Можно также доверить выбор игрушки сотрудникам агентства. Однако эта услуга не пользуется популярностью, поскольку родители предпочитают выбирать подарок ребенку самостоятельно. Если что-то идет не так Бывает и так что, не смотря на все предосторожности, вы ошиблись с выбором. В самый важный момент в коридоре появился сомнительный и явно нетрезвый тип, совершенно не понимающий, что делать с ребенком. В этом случае постарайтесь всеми силами как можно незаметнее сократить визит Деда Мороза, объяснив малышу, что Дедушку ждут и другие дети. Отстоять свои права в этом случае будет проблематично, особенно, если нет заключенного письменного договора. Сразу выставлять такого Деда Мороза вон не стоит, чтобы не расстраивать малыша, свои претензии вы можете предъявить ему за дверью, когда выйдете провожать и расплачиваться за визит. Застраховаться от нетрезвого Деда Мороза почти невозможно. Что поделать, ведь и сами актеры жалуются, что в каждом доме их норовят напоить или уговаривают выпить «на посошок». Дорогие родители! Будьте сознательны, не предлагайте Деду Морозу алкоголь, ведь ему еще предстоит огромная работа с другими детьми! Если же сюрприз преподносит не Дед Мороз, а ваш малыш, например, не хочет выходить встречать Дедушку, отказывается читать выученный заранее стишок или вообще молчит как бука и стоит в стороне, то вам придется как-то выкручиваться. Настаивать и заставлять ребенка не стоит, попробуйте найти иное решение: подойти с ним вместе к Деду Морозу, если он боится или заменить стишок песенкой, танцем или чем-нибудь еще. Не стесняйтесь помочь малышу, спойте вместе с ним, запевайте раньше, чтобы ребенок мог включиться. Можно также приготовить какой-нибудь недорогой сувенир и попросить кроху вручить его Деду Морозу.


74924954c2cb4246c9ac9d3b566c11e2 Фотки с малышами - абсолютно всегда очаровательны и симпатичны. Непосредственные улыбки, смешные движения и милые мордашки - все это дарит нам положительные эмоции в неограниченном количестве! Так что немного позитивчика от самых мелких дедов морозов и бизнесменов - то, что нужно для широкой улыбки! Самое интересное, что Ваши личные фотки с малышами могут стать отличным прикольным поздравлением с Новым Годом, особенно если вставить эти фото в смешные рамочки. Фотки с малышами: Новогодняя открытка с малышамиНовогодняя открытка с малышами Маленькие ангелы: ножки и крыльяМаленькие ангелы: ножки и крылья Деловая колбасаДеловая колбаса О боги!!!О боги!!!


Многодетная семья АлексеевыхВ последнее время в печатных и сетевых изданиях все чаще появляются материалы, посвященные теме многодетности. И если статью публикуют на том или ином интернет-портале, за ней непременно тянется длинный шлейф комментариев. Диапазон выражаемых чувств — от искреннего восхищения до нескрываемой ненависти. Кто-то ожесточенно спорит, кто-то дотошно выискивает недостатки и обвиняет многодетных родителей во множестве пороков, а кто-то с тревогой говорит о будущем детей. На этот раз мы решили не петь дифирамбы многодетности, а обратиться к проблеме с другой сторон — попробовать взглянуть на многодетность глазами детей. Семья Алексеевых из Костромы уникальна. И знают они об отношении к многодетным не понаслышке: детей в семье семнадцать. Об Алексеевых много писали — как плохого, так и хорошего (но плохого все-таки больше). Дети часто терпели злобные выпады окружающих, а родителям в тяжелые времена приходилось ходить на поклон к власть имущим. В прошлом году Нине Алексеевой была вручена награда — «Патриарший знак материнства» I степени. Наш разговор с детьми: Игорем, Романом и Владой Алексеевыми — начался со знакомства с семьей. Роман: Самый младший у нас Саша, ему пять лет. Удивительно, но семнадцатый ребенок у наших родителей — самый крепкий, настоящий богатырь. В три года на даче он уже что-то мастерил и заколачивал гвозди с папой. Саша – алтарник, и хотя только учится читать, уже помогает на службе в храме. Ваня, Тихон, Лариса, Даниил, Георгий, Серафим, Алексей — школьники. Ярослав – студент костромского пединститута, Влада работает вместе с нами и учится там же на заочном отделении. Ира, Вика, Настя живут с родителями в Костроме. Николай недавно защитил диссертацию по педагогике. Денис, Игорь и я работаем в ювелирной мастерской при московском храме Софии Премудрости Божией. Считается, что много детей может быть либо у «социально неблагополучных элементов», либо у «религиозных фанатиков» Игорь: Наши родители никогда не были ни алкоголиками, ни сектантами. Скорее они идеалисты. Мама и папа — обычные люди. Папа поначалу работал технологом на заводе, мама — простая деревенская женщина, работала медсестрой. Их знакомство — редкий случай курортного романа, который закончился многодетной семьей. Они познакомились на отдыхе, потом разъехались, но вскоре поняли, что не могут жить друг без друга. Через две недели папа приехал за мамой. Как они говорят, родственники были настроены категорически против их брака, даже агрессивно. Но опасения наших бабушек и дедушек не оправдались, и родители из всей своей родни оказались самыми счастливыми в браке. И прежде всего они счастливы оттого, что нашли свое место в жизни. Почему вообще у наших родителей столько детей? Совсем не только потому, что они православные и что «так надо». Подобной установки у них не было и сейчас нет. У меня всегда было ощущение, что мама с папой хотели столько детей сознательно. Они хотели иметь детей ради детей. То, что у них получилась такая семья, — не должно быть руководством к действию. Большая семья — это особый дар. А их жизнь — лишь пример того, что такое чудо возможно. Действительно, возможно желать, любить и поднять всех. С Божьей помощью, конечно. Они всегда были верующими? Роман: Сначала папа искренне верил в партию, в Ленина. Я помню, что долгое время он был убежден, что Сталин — это человек, извративший идеи Ленина, светлые идеи коммунизма. Он размышлял над этим постоянно. Со временем он изменился, и когда однажды в райкоме партии его крыли матом за то, что он всех нас крестил, то отец просто кинул партбилет на стол и ушел. Игорь: Мы с родителями одновременно пришли к вере. Это произошло в конце восьмидесятых, благодаря встрече и общению со священником. Сейчас уже без веры мы не представляем себе нашей жизни. И хотя в такой огромной семье все разные, но каждый по-своему, в той или иной степени — в Церкви. У всех у нас были трудные периоды, всех ломало. Но у мамы с папой хватало сил все это перетерпеть. А как мама справлялась с таким количеством детей? Как-то «раскидывала»: кого в садик, кого в школу, а дома только самые маленькие? Игорь: В детский сад никто из нас не ходил. Только меня, самого старшего, пробовали отдать, но я заболел воспалением легких, чуть не умер, и после этого мама зареклась водить детей в сады. Все мы росли дома, и никто вроде бы дураком не вырос. Конечно, это тяжело, когда все дети дома. Но, с другой стороны, папа всегда наравне с мамой участвовал в нашем воспитании. И хотя он много работал, но всегда старался, чтобы было время для нас. Не всякий человек так сможет. Мне кажется, что к этому должна быть особая предрасположенность, дар Божий. Роман: Действительно родители с нами занимались много, и поэтому к первому классу мы не только знали буквы, но и читать умели. Сейчас же требования возрастают, а Ярослава, например, сразу отправили во второй класс, потому что он умел и читать, и писать. Какие же впечатления остались у вас от детства? Все-таки Игорь самый старший, Роман третий, Влада восьмая… Наверное, все свободное время нянчили младших и помогали по хозяйству? Игорь: Я часто слышу от окружающих: «Ведь это же невозможно, у тебя все детство прошло мимо». Но это глупое клише. У нас было обычное детство, с обычными детскими радостями и огорчениями. Да, приходилось помогать родителям, но не могу сказать, что меня использовали. Мы были дети как дети. Кто-то больше старался, кто-то отлынивал, но крайностей не было. И нет ощущения, что все детство прошло в каких-то хлопотах. Мама с папой делали все для того, чтобы детство оставалось детством. Мы жили в небольшом провинциальном городе, поэтому никаких особых развлечений там не было. Ходили на речку, гуляли. Все было как-то очень просто. Да и детям, как мне кажется, ничего особенного и не нужно. Помню у Чехова где-то было: «в детстве у меня не было детства». Действительно, существуют стереотипы о нормальной жизни. Но согласитесь, что жизнь гораздо шире и удивтельнее этих представлений. Кто знает, был бы у Чехова тот удивительный талант, если бы его детство прошло с развлечениями, сладостями и каруселями. Роман: Я не жалею ни о чем. Да, раньше были комплексы, непонимание ровесников, насмешки учителей и одноклассников. Но мы не были изгоями, друзья у нас были, вместе играли, ходили в походы по Волге, строили шалаши летом и снежные крепости зимой. Вспоминается детство хорошо и светло. С родителями вместе ходили в храм, радостно было. Влада: На все воля Божия, и если я родилась в такой большой семье, значит, это зачем-то было нужно и важно для меня. Я уверена, что если мы и лишаемся чего-то, то взамен получаем нечто бóльшее. Если вспоминать детство и пытаться сравнивать с тем, как жили мои одноклассники, то, конечно, бывало обидно, что я чего-то не могла себе позволить. Ведь когда в семье много детей, то тебе всегда будет чего-то не хватать. Не получалось, например, ходить в те кружки, в которые хотелось, потому что надо было посидеть с братиками и сестрами, и это было всегда. По дому много приходилось помогать. Но когда, повзрослев, оглядываешься назад, то понимаешь: это был замечательный опыт, и сейчас я ему только рада. И потом, нянчить младенцев никогда не было тяжкой повинностью. Какую радость мы все испытывали, с каким нетерпением ждали рождения нового младенца. А потом каждый старался понянчиться. Это всегда было здорово — и новая жизнь, и новые заботы. А сложности какие-то запомнились, проблемы? Из-за чего приходилось страдать? Роман: В большой семье жить не намного тяжелее, чем в маленькой. Так же надо учиться терпеть, прощать, строить отношения. Жили мы тесно, по четверо в одной комнате; конечно, бывало, что ссорились. У нас четырехкомнатная квартира, сорок семь квадратных метров, один стол на пятерых-шестерых, и по ночам учились, когда тихо. Но было что-то такое, что нас духовно держало. Особенно было тяжело в «лихие девяностые», когда и есть было нечего, и ходить было не в чем. Всех тогда увольняли, зарплату не платили. Но сейчас, слава Богу, это кончилось. Мы работаем, не голодаем, и нам даже удается помогать родителям и братьям-сестрам. Игорь: Да, материально было тяжело, но и тогда я не был озлоблен, а сейчас тем более. Ну, обувала мама меня в пятом классе в свои женские сапоги, было стыдно, смеялись девчонки, но тем не менее сейчас я не испытываю каких-то комплексов из-за этого, никакой психологической травмы нет. В начале девяностых многие голодали, не только многодетные, хотя и такого социального расслоения, как сегодня, не существовало. Сейчас, те из нас, кто постарше, помогают младшим, а старшеклассники сами себя одевают — они молодцы, очень самостоятельные. Летом обязательно подрабатывают, и мы помогаем, чем можем. Влада: Я тоже застала то время, когда совсем не было денег. Вообще не было. А в школе всегда собирали то в фонд класса, то на что-то, то кому-то, да и учитель мог при всех сказать что-то обидное. Детей нас тогда было уже человек тринадцать. Унижали сильно, родителей вообще ни во что не ставили. Это было тяжелее, чем любая нужда. Сейчас времена изменились, и отношение к нашей семье тоже. Конечно же, большую роль сыграло то, что маме была дана патриаршая награда. Это действительно стало общественным признанием ее заслуг. А что было самым тяжелым? Игорь: Для меня самым тяжелым был момент, когда однажды, придя домой, я застал маму в слезах и с газетой в руках. «Вот посмотри, какую гадость про нас опять написали», — только и сумела она сказать. Было тяжело, когда, обращаясь к кому-то из чиновников с просьбой, родителям приходилось в ответ слышать: «Да вас стерилизовать давно пора». Увы, тогда другого отношения мы к нашей семье и не встречали среди власть имущих. Единственный человек, который всегда помогал и помогает по сей день, — наш костромской архиерей владыка Александр. Особенно было тяжело, когда педагоги позволяли себе позорить нас при всем классе. Это было обычным и само собой разумеющимся делом. Впрочем, помню, в школе, где все мы учились, была директор, ныне покойная, Царствия ей Небесного. Она была человек тяжелый и испытывала страшную ненависть к нашей семье, никогда не упускала случая лишний раз задеть и оскорбить не только нас, но и родителей. А потом неожиданно, к нашей искренней радости, она, человек уже пожилой, обратилась к вере. Вместе с мужем стала воцерковляться и однажды попросила прощения у моих родителей за все ею сказанное и сделанное. Говорят, что у детей из многодетных семей переходный возраст проходит достаточно болезненно. А у вас были такие проблемы? Игорь: Конечно, такое было у всех нас. У меня был период, когда я никого не слушал, даже ненавидел своих близких, и с учебой проблемы возникали. Помню, что тогда отец со мной достаточно жестко разговаривал, мог и подзатыльника дать, хотя человек он очень мягкий. А мама даже в самые тяжелые моменты всегда давала нам понять, что наш дом — наша крепость, и если вдруг все отвернутся, то мама с папой — никогда. Родители находили время общаться с детьми? Игорь: Я совершенно четко помню, как мы говорили по душам, общались, на это всегда время находилось. Не часто, но было. И они делали это не потому, что так положено, это было просто живое желание пообщаться. И это совсем не зависит от количества детей. Я знаю семьи, где один-два ребенка, а внимания им доставалось меньше, чем нам. Влада: Я могу только подтвердить слова Игоря: бывает, разговариваешь с человеком (единственным ребенком в семье), он рассказывает о своем детстве, о жизни, как время проводил, и тут понимаешь, что ему внимания доставалось меньше, чем мне, хотя нас — семнадцать. Вы выросли, стали самостоятельными, состоялись в своих профессиях, не забываете родителей и заботитесь о младших. Значит, у ваших родителей особый педагогический талант. Как вас воспитывали? Игорь: Я не помню никаких особых методов. Это даже удивительно, но нас никогда ни к чему не принуждали и мы всегда делали выбор самостоятельно. Даже учиться нас никогда не заставляли, тем не менее почти все у нас отличники. Влада: Как-то все было естественно и просто. Папа с мамой начнут что-то делать, мы подтягиваемся. Они всегда любили вместе готовить: то борщи, то пироги. В лес пойдем, ягод наберем, и к вечеру душистый пирог готов. Роман: Готовили всей семьей. У папы рыбные пироги потрясающие получаются. У нас вообще почти все в семье пекут пироги. На работу иногда беру с собой, так женщины удивляются: «Вы и пироги печете?» Для них это странно, а для нас обычное дело. Когда мама что-то делала на кухне, мы рядом крутились: смотришь, пробуешь, пальчиком в тесто залезаешь — она никогда не прогоняла, наоборот, все поощрялось маминой особой добротой. Вот так, постепенно, присматривались и сами начинали готовить. Мама у нас очень добрая. Это человек, у которого мир в душе. Чем больше взрослею, тем больше ее люблю. Хочется к ней придти поплакаться, когда тяжело. Мы все очень ее любим. Сложно сказать какие были методы воспитания. Знаю одно: сколько себя помню ни разу между родителями не было ссор. Может быть и были они, но никто из нас об этом не знал. Всегда у нас царил мир и уют. Они никогда не рукоприкладствовали и никогда не пытались что-то доказать и убедить силой. А как вам живется сейчас, когда вы покинули дом? Наслаждаетесь свободой, психологически отдыхаете? Влада: Мы очень скучаем. Сначала было очень тяжело. Но мы продолжаем общаться с домашними по телефону, через интернет, часто приезжаем. Дни рождения в нашей семье отмечаются каждый месяц, стараемся не пропустить. Наш папа смастерил огромный раскладной стол, специально для того, чтобы мы все смогли поместиться. Но мы уже привыкли к тесноте, никто не ворчит и не обижается. Главное, что мы вместе. Не хочется, чтобы наш разговор с Алексеевыми стал очередной апологией многодетности. Но после беседы я поняла, что не сумела избежать общей участи пишущих о многодетных семьях в розовых тонах. Свой последний вопрос я задавала ребятам позже и по отдельности. Здесь не было никакой преднамеренности, просто на вторую нашу встречу не удалось собрать их вместе. Но что еще удивительнее, так это ответ, который Влада, Роман, Игорь дали независимо друг от друга. Что было самой большой радостью вашей многодетной семьи, какие моменты были самыми счастливыми? Самым радостным было то время, когда мама приезжала из роддома с новым братиком или сестричкой. Чудо появления новой жизни, нового человека, пришедшего в мир… Ожидание, роды, Крещение… Мама всегда ждала этого с нетерпением и трепетом, и ее радость передавалась всем нам. Фото из архива семьи Алексеевых P.S. Впрочем, у очень большой семьи все-таки существуют проблемы: 13 человек до сих пор ютятся в 47-метровой квартире. В 1993 году, в обмен на выделенную администрацией квартиру, они приобрели участок под Костромой. И хотя стены будущего большого дома уже есть, из-за нехватки средств довести дом до состояния, пригодного для проживания, пока не удалось. Настоятель костромского храма святителя Тихона игумен Сергий (Карамышев), прихожанами которого является эта многодетная семья, просит тех, у кого есть возможность, помочь Алексеевым достроить дом или оказать разовую материальную помощь. Адрес: 156016 Кострома, ул. Профсоюзная, д. 29, кв. 56. Алексеевым. Реквизиты: Сокращенное наименование: Филиал ОАО Банк ВТБ в г. Костроме. Корреспондентский счет: 30101810000000000713 БИК 043469713; ИНН 7702070139 Л/с: 40817810921000080569 Алексеева Нина Сергеевна Тел.: 8 (4942) 22-36-02


Рождественский вертеп“Вертеп” — это переносной кукольный театр, в котором представлялась мистерия Рождества Христова. Театры представляли собой довольно большие, приблизительно в рост человека, или чуть меньше, ящики, обтянутые материей, или оклеенные разноцветной бумагой, а зачастую еще и бумажными образками святых. В этих ящиках, чаще всего на двух ярусах, оборудовались две сцены, хотя были вертепы и одноярусные, с одной сценой. Под каждой сценой оставлялось небольшое пространство, закрытое со стороны зрителей, и открытое сзади. Размеры этого пространства должны были быть достаточными, чтобы кукловод мог свободно манипулировать руками, управляя куклами через специальные прорези, проделанные в сцене. Декорации, которыми обычно служили задние стенки ящиков, оформлялись по - разному. Чаще всего они просто оклеивались цветными картинками и бумажными образками, но встречались вертепы, в которых, на внутренних стенках масляными красками были нарисованы целые картины. На верхней сцене изображался Вертеп, в котором родился Христос, размещались куклы, изображающие Святое семейство, и разыгрывались сцены сюжетно связанные с Горним миром: благовествование Ангелов, поклонение пастухов и волхвов, бегство в Египет. На нижней сцене был дворец царя Ирода, представлялось избиение Вифлеемских младенцев, смерть царя Ирода и его погребение. Здесь же, после окончания духовной части представления, разыгрывались различного рода интермедии, посвященные злободневным событиям народной жизни, либо просто традиционные сценки, прижившиеся в вертепах с незапамятных времен. Рождественский вертеп В некоторых вертепах была еще и маленькая, расположенная на самом верху, на подобие мезонина , третья сцена. На эту сцену в положенное время выходил Ангел и возвещал о рождении Спасителя. Куклы были устроены довольно просто. Вырезались они обычно из дерева и одевались в одежды из разноцветных лоскутков. Управляли ими через узкие прорези в сцене при помощи штырьков или палочек, приделанных к нижней части куклы. Большая часть кукол была ограничена в движениях: они могли передвигаться по сцене только с той степенью свободы, которую предоставляли проделанные в сцене прорези и слегка наклоняться. Но Некоторые куклы оснащались простенькими механическими приспособлениями, позволяющими им шевелить руками, вставать на колени садиться и совершать тому подобные манипуляции. Уровень художественного исполнения кукол также был различен: от грубо вырезанных, одетых в бумажные одежды маленьких куколок до настоящих произведений искусства, с красивой и аккуратной резьбой и изящно одетых лоскутками дорогих материй. Куклы рождественского вертепа Представления были двухчастные: в первой, духовной части спектакля, представлялись Евангельские события, следующая же за ней вторая часть была сугубо развлекательной. Тексты представлений в вертепах, принадлежащих разным хозяевам, отличались друг от друга, особенно в развлекательной части, где как количество, так и набор разыгрываемых интермедий был почти произвольным, хотя, в то же время и традиционным. Содержание и тексты первой, духовной части представления были более стабильными, и в большинстве вертепов повторялись, за исключением некоторых небольших различий в текстах и разном музыкальном сопровождении. Смысл и количество представляемых сцен были постоянными. Вертепы носили по домам на святках. Вот как об этом вспоминал Н.А.Полевой: “ В Иркутске, где я родился и жил до 1811 года, не было тогда театра, не заводили благородных домашних спектаклей. Театр заменяли для нас вертепы. Содержание вертепной комедии было всегда одинаково: представляли мистерию Рождества; в верхнем этаже устраивали для того вертеп и ясли, в нижнем трон Ирода. Куклы одеты бывали царями, барынями, и вертепы важивали и нашивали семинаристы и приказные по улицам в святочные вечера, ибо только о святках позволялось такое увеселение. Боже мой! С каким, бывало, нетерпением ждем мы святок и вертепа! С наступлением вечера, когда решено “пустить вертеп”, мы, бывало, сидим у окошка и кричим от восторга, чуть только в ставень застучат, и на вопрос наш: “Кто там ? “ — нам отвечают: “ Пустите с вертепом!” Начинаются переговоры: “Сколько у вас кукол? Что возьмете?” Представители отвечают, что кукол пятьдесят, шестьдесят, одних чертей четыре, и что у них есть скрыпка, а после вертепа будет комедия. Мы трепещем, что переговоры кончатся несогласием, покажется дорого... Но нет! Все слажено... И вот несут вертеп, ставят полукругом стулья; на скамейках утверждают самый вертеп; раскрывают двери его — мишура, фольга, краски блестят, пестреют; является первая кукла — Пономарь, он зажигает маленькие восковые свечки, выбегает Трапезник, с кузовом, и просит на свечку. Один из нас, с трепетом, подходит и кладет в кузов копейку. Пономарь требует дележа; сыплются шутки, начинается драка, и мы предвкушаем прелесть ожидающего нас наслаждения. И вот — заскрипела скрипка; раздались голоса — являются Ангелы и преклоняются перед яслями при пении: Народился наш Спаситель, Всего мира Искупитель. Пойте, воспойте Лики во веки Торжествуйте, ликуйте, Воспевайте, играйте! Отец будущего века Пришел спасти человека! Нет, ни Каталани, ни Зоннтаг, ни Реквием, ни Дон-Жуан не производили потом на меня таких впечатлений, какое производило вертепное пение! Думаю, что и теперь я наполовину еще припомню все вертепные псальмы. И каких потрясений тут мы не испытывали: плачем, бывало, когда Ирод велит казнить младенцев; задумываемся, когда смерть идет наконец к нему при пении: “Кто же может убежати в смертный час?” - и ужасаемся, когда открывается ад; черные, красные черти выбегают, пляшут над Иродом под песню, “О, коль наше на сем свете житие плачевно!” — и хохочем, когда Вдова Ирода, после горьких слез над покойником, тотчас утешается с молодым генералом и пляшет при громком хоре: “По мосту, мосту, по калинову мосту!” 1 . Удовольствие посмотреть вертеп на дому было дорогим, поэтому позволить себе это мог не каждый. А. Тарнавский так вспоминал о вертепе, который показывался в начале прошлого столетия в Духовщине — маленьком уездном городке Смоленской губернии : “...духовщинский вертеп водил знакомство только с важными барскими да купеческими домами, позволял любоваться собой деткам только богатых людей, а если подпускал к себе детей бедняков, то не иначе как на почтительном расстоянии, да и то после значительных поклонов и ухаживаний. Бедному мальчику нужно было много часов побегать за вертепом, чтобы удостоиться чести приблизиться к санкам, на которых возили вертеп, нужно было немало покланяться, чтобы получить дозволение взяться за веревку санок и везти их; нужно было особое счастье, чтобы, войдя в дом с “вертепщиками”, быть допущенным сначала к задней стороне вертепа, потом к боковой, а потом (о счастье!) и к лицевой...” 2 . Вертеп - кукольный театр Вертепы не только носили по домам. В европейской части России можно было увидеть вертепы на ярмарках. Здесь, за умеренную цену можно было купить билет на представление. Да и показывались “ярмарочные” вертепы гораздо дольше, чаще всего до масленицы, а Н. Виноградов в 1905 году видел вертеп “... в третьем классе одного из “Самолетских” пароходов...” (то есть уже после открытия навигации). Вертепщики “свое артистическое турне намеривались закончить Нижегородской ярмаркой” 3 . История Вертепов берет свое начало в глубокой древности, начиная от первых веков существования христианства. Распространенной точкой зрения является то, что начала как вертепных, так и других европейских мистерий происходят из соответствующих раннехристианских церковных служб и чинов, возникших в IV-VI веках Так, А. Веселовский 4 , со ссылкой на Dictionnaire des Mysteres Маньена пишет, что уже с V-VI столетий начались процессии в память Входа Господня во Иерусалим - чина, известного на Руси как “Хождение на Осляти” и просуществовавшего до XVII века. В то же время Н.С. Тихонравов 5 указывает , что “в Константинополе “ Хождение на Осляти ” было известно уже с IV века”. Другой исследователь истории театра, П.О. Морозов 6 , пишет о том , что с первых веков христианства известен чин “Омовения Ног”, до настоящего времени совершаемый Патриархом Иерусалимским на страстной седмице великого поста, и “Пещного действа” - этот чин, так же как чин и Хождения на Осляти просуществовал в России до конца XVII века. Кроме того, П.О.Морозов отмечает, что во времена императора Маврикия (561 г.) в церкви Сорока Мучеников во Влахерне разыгрывалось действо “О Богочеловеке”. К наиболее же древним из известных текстов Рождественских действ можно отнести опубликованные в середине прошлого века П. Полевым 7 латинские рукописи рождественских церковных служб “Рахиль” и “Поклонение волхвов”, относящихся к XI веку. Содержание этих служб очень близко к содержанию вертепных пьес, однако, указывается, что они тесно связаны с ходом основного богослужения, и в нескольких местах прерываются молитвами. Куклы рождественского вертепа Приблизительно с пятнадцатого века вертепные пьесы в Европе перешли в разряд так называемого школьного театра, то есть театра существовавшего при духовных училищах, где спектакли духовного содержания разыгрывались в качестве упражнений в риторике. Кроме того, Рождественские мистерии стали разыгрываться на улицах бродячими актерами. В церквях же на Рождество стали выставлять неподвижные вертепы с яслями и скульптурными изображениями Пречистой Девы и Праведного Иосифа. Усилиями уличных артистов, стремившихся любыми путями привлечь на свои представления как можно больше публики, “обмирщение” мистерий, в конце концов, дошло до того, что от первоначального содержания вертепных представлений осталось мало, зато они обогатились большим количеством гражданских сцен, иногда даже довольно непристойного содержания. Российские вертепные представления отличались от европейских большей сохранностью древней духовной части. Необходимо отметить, что различия по структуре и по силлабическим особенностям между Российскими (великорусскими, малорусскими и белорусскими) и Европейскими вертепами позволяют сделать предположения о различной истории их развития, причем наиболее подверженными западному влиянию оказались белорусские батлейки. Первые достоверные сведения о существовании вертепов на территории Российской Империи, относятся к концу шестнадцатого века. Именно к этому времени относится найденный Е. Изопольским в Ставищах вертепный ящик, на одной из стенок которого была надпись: “року Христусового 1591 збудованы”. В тех же Ставищах был найден и другой “Вертеп”, датированный 1639 годом. Наиболее старинные из известных текстов Российских вертепов относится к XVIII веку. К сожалению, к концу девятнадцатого — началу двадцатого веков вертепы почти на всей территории Российской Империи стали редкостью. Причиной этому, вероятно, послужила конкуренция со стороны больших театров. Несмотря на то, что вертепы были по прежнему любимы публикой, содержать их стало невыгодно. Как бы доказательством этому служат слова владельцев быть может одного из последних “коммерческих” вертепов, встреченных Н.Н. Виноградовым на пароходе, плывущем на Нижегородскую ярмарку. Вертепщики жаловались на то что “... Везде их принимают очень охотно, но заработки неважны...” 8 . У большинства современных жителей России слово “вертеп” меньше всего ассоциируется с кукольным театром. А насколько бы украсилось празднование Рождества в наше время, если бы на улицах и в домах вновь зазвучали рождественские псальмы и колядки, вновь ожило бы древнее кукольное представление. Хотелось бы, чтобы книжка помогла больше узнать о рождественских кукольных представлениях, а может быть и сделать свой собственный вертеп. ©1991-2001 Дмитрий Симонов christmasvert@yandex.ru ЛИТЕРАТУРА 1 Полевой Н.А. Мои воспоминания о русском театре и русской драматургии , Репертуар русского театра, 1840, кн.2. 2 Тарнавский А. Вертеп в Духовщине , Киевская старина, 1883, IV, с. 659-667. 3 Виноградов Н.Н. Великорусский вертеп., М.1906. 4 Веселовский А. Старинный театр в Европе, М. 1870. 5 Тихонравов Н.С. Летописи Русской литературы и древностей., т. 3,кн. 5, Начала Русского театра., М. 1859 - 1863. 6 Морозов П.О.История русского театра , СПб., 1889. 7 Полевой П. Исторические очерки средневековой драмы , СПб., 1865. 8 Виноградов Н.Н. Великорусский вертеп., М. 1906.


Чем занять детей под Новый годКак известно, накануне Нового года нужно избавляться от ненужных вещей, коих скопилось великое множество. Это и зачитанные дамские глянцы, и CD с драйверами к давно утерянным устройствам, и старые открытки от неведомо кого, и неведомо зачем прихваченные из клуба рекламные материалы, и загустевшие лаки для ногтей. А еще – визитки магазинов, дисконтные купоны, листовки и календарики, оставшиеся с прошлого века, старые подарочные пакеты Все это добро, предназначенное на выброс, может обрести вторую жизнь в умелых руках ребенка, достаточно взрослого, чтобы ему можно было доверить ножницы и клей. Здесь мы расскажем о том, как приобщить дитя к творчеству, заодно избавившись от значительной части прошлогоднего хлама. 1. Утилизация новогодних открыток Что можно сделать из старых новогодних открыток? Из красивых открыток дитя может самостоятельно изготовить бумажную цепочку для украшения помещения. Разрезаете открытку на полосы, соединяя концы клеем или степлером, формируете цепочку. Вешаете куда хотите, вдали от источников открытого огня. Из этого же материала можно создать симпатичные ярлычки для подарков. Ножницами вырезаете из открытки какую-то фигурку и дыроколом прокалываете с краю отверстие, в которое продеваете тонкую ленточку. На ярлычке пишете имена адресата и дарителя. Цепляете на подарок – всем на радость. Вместо банальных пакетов положить презенты коробки из-под обуви или других вещей. А чтобы они выглядели адекватно и не смущали взор надписями типа «Арт. №», пусть дети наклеят на них сценки из открыток, снежинки из фольги, упаковочные бантики, блестки и проч. 2. Утилизация глянцевых изданий и рекламных материалов Из этого добра можно наделать много-много конфетти, для чего вам понадобится обычный офисный дырокол. Конфетти можно потом начинить воздушный шар (с помощью воронки), чтобы с наступлением полуночи проткнуть его и устроить салют. Если шариков много, можно также в каждый положить по свернутому листочку с предсказанием на будущий год. 3. Утилизация негодных свечей Если дома имеются оплывшие, полусгоревшие свечи, оставшиеся после романтических ужинов или перебоев с электричеством, можно подвигнуть чадо на создание из парафиновых останков новогодней свечи. Лучше при этом за ним присматривать, так как детские шалости с огнем могут привести сами понимаете к чему. Для того, чтобы изготовить уникальное изделие, вам понадобится длинная и узкая картонка из под сока (желательно небольшая), некоторое количество негодных свечей и одна целая – тонкая и длинная. Технология проста, как молоток: нужно обрезать верх у картонки, насыпать туда мелко наколотого льда, в середину воткнуть тонкую и длинную свечу (это будет фитиль), и медленно залить в форму расплавленный воск. Дать застыть, после этого разрезать и снять картонку. Благодаря наличию льда, готовая свеча будет иметь причудливую ноздреватую поверхность а ля швейцарский сыр. Дети заценят. Вещь украшается бусинками, блестками, ненужной бижутерией и проч. Кстати, в парафиновую массу можно добавить старые восковые мелки разных цветов – для более интересного результата. 4. Утилизация различных косметических склянок Устойчивые стеклянные баночки из-под крема или детского питания можно превратить в подсвечники, если насыпать туда окрашенный пищевыми красителями морской песок или рис, а также ракушки, бусины, бисер. Если имеется в наличии песок разных оттенков, можно насыпать его слоями, которые будут выделяться цветом. Горлышко банки обвязать ленточкой, установить свечу. 5. Утилизация испорченных или ненужных CD Этими отжившими носителями также можно украсить помещение, если превратить их в улыбающиеся солнышки, цветочки и смайлики. Дополнительный материал: цветной картон, несмываемые маркеры, клей, помпоны (например, для носа), ленточки (для подвешивания) и проч. Дети сами разберутся - на то они и дети.


Реклама
По вопросам размещения на сайте обращайтесь к администратору. Почта egomischin@yandex.ru
Новое на сайте
Реклама на сайте
Copyright © 2012-14 Здоровье и воспитание детей
  Яндекс.Метрика