Главная Обратная связь Добавить в закладки Сделать стартовой
CHILD DOC - здоровье, воспитание, развитие ребенка
р
Конспект для планирующих второго ребенка Старший и второй ребенокДевочки, а как вы таскали на руках детей, будучи беременной и потом, когда 2-ой родился, а старший еще тоже хочет на руки? Я уже с трудом своего годовалого таскаю, а если вдруг забеременею? А во время прошлой беременности больше 4кг я ни разу не поднимала? А врачи что говорят на этот счет, не в курсе? Guka Если малыши уже достаточно взрослые, и понимают что к чему - постарайтесь заранее приготовить их к появлению нового малыша......Артюшка у меня с нетерпением ждал когда появится лялечка, каждый вечер пел песенки пузику, гладил его, даже целовал порой.....мы с ним долго разговаривали про малыша, рассуждали вместе что мы будем делать, как будем покупать одежду, игрушки......про помощь Артюшкину маме с папой........и никаких проблем не было после рождения Никитки, Артюшка во всём мне помогает, и главное - ему очень нравится!!!! Lisa Лиза, ну конечно старший еще захочет на ручки много много раз. Полинке было 2 года, когда появился Глеб, малышечка еще и достаточно требовательная, как же ей отказать? А носила я её на руках всю беременность. Но у меня противопоказаний не было, беременность протекала хорошо. Доктор только просил не прыгать, не бегать и на горных лыжах не кататься Поэтому смотрите по своему здоровью и самочувствию. Но я вообще не очень понимаю, как можно не носить младшего Как объяснить полуторогодовасику что маме тяжело и она не возьмёт его на ручки? Да я бы и не сказала что безумно тяжело, только если вверх, по лестнице. Но тут мне папа помогал в конце беременности. Пожалуй только в данном случае я могла её не нести Павлина Я таскала на руках, а куда деваться? По возможности старалась мужу на руки спихнуть, но если без него, то сама... Дома старалась все-таки не таскать на руках, а брать на руки сидя (ну т.е. когда сама сижу, то и Марью к себе на руки усаживала)... Хотя, что это я говорю... вечером перед родами я отнесла Марью из ванны в кровать и через час рожать поехала Причем что самое интересное, когда я через 3 дня из роддома вернулась, то Марья показалась мне просто неподъемно тяжелой marika А мне сказала врач: "Мальчика Федю не поднимать, а кантовать можно." Мне вроде как и не тяжело, но я стараюсь поменьше поднимать его, чаще из сидячего положения. мань Я Алекса тоже иногда носила беременная. И сейчас их двоих и по лестнице иногда ношу. Но давно приучала Алекса, что он растет и становиться тяжелым для мамы, поэтому, если хочет на ручки, то это к папе - он у нас сильный . В основном срабатывало. Хотя иногда нужна только мама. Тогда носила сама, но не долго. И главное поднимать не спиной и не прессом, а присаживаться и поднимать за счет ног. Если осложнений никаких нет, то ничего страшного не будет. Я даже автобус как-то догоняла бегом метров 50 месеце на 7 и с Алексом на руках . Ничего пережила. Irinka


Многодетные семьиИ в интернете, и в реальной жизни я встречаю много людей, довольно агрессивно относящихся к многодетным. А все оттого, что они нас просто… не понимают. Эти люди недоумевают: что руководит нами? Может быть, мы подпольные миллионеры? Или просто безответственные родители? Фанатичные сектанты? Или какие-то особенно морально сильные люди? Или слово у нас волшебное есть? Или – три запасных мотка нервов?.. Какие же мы, многодетные мамочки? В чем наше счастье, чем мы живем? ДА, ТЯЖЕЛО, иногда тяжело ОЧЕНЬ, но зато… Хотя мне знакомые мамочки подсказывают, что тут словами не напишешь – это надо чувствовать Я была обычной мамой одного ребенка и многодетности в своей жизни не предвидела. Работала и думала: карьера – это важно! Дети – тоже хорошо, максимум – двое. Трое и более – это уже из ряда фантастики. Ну, мне то быть многодетной мамой точно не грозит. Ужас какой… Надо и для себя пожить, отдохнуть, опять же – денег подзаработать. Потом родила второго малыша. Снова была счастлива, и от появления второго я первого любить меньше не стала, а засветилась новой, более яркой любовью. И тогда я поняла, что любовь – она не делится на части. Нет такого: вот вам килограмм на всю жизнь, полкило – на мужа, полкило – на ребенка. Чувства – они растут! И с каждым ребенком мама становится все богаче и богаче! И тут мы узнаем, что у нас будет еще один ребеночек. Думала ли я об аборте? Искренне могу сказать: нет! И именно потому, что прекрасно представляла себе, что там – такой же малышок, как и те, которые бегают сейчас перед глазами. Я же могла убить любого из них, и не знать, что у одного будут красивые густые волосы, а у другого – чудесные голубые глаза. Что один будет рисовать, как настоящий художник-мультипликатор, а другой петь басом. И поэтому я хотела только одного – быстрее взять нового члена семьи в руки и вдохнуть свежий запах новорожденного младенчика! Тяжело ли мне? Да, иногда просто руки опускаются, и хочется бежать на край света от всего этого шума-гама. Сейчас их – четверо, с кем-то уроки делать, а кому-то еще бутылочка молочка требуется. Накормить-одеть – не главное, а вот уделить внимание, найти для каждого его личные полчаса… или пять минут – когда как получается – вот в чем сложность жизни многодетных мам! Лет через 20 я еще с умилением буду вспоминать: «Ох, какие времена были! Молодые! Ночь не спали, утром вскочили, всех собрали по школам-садикам-институтам, сами бегом на работу, вечером поужинали, на машину – и за город махнули! Откуда силы брались? Неужели все это было с нами?!» Да, мы не сделаем сногсшибательной карьеры, и в 50-60 лет нас будут окружать не персональные яхты и собственные породистые скакуны, но – Бог даст – множество и множество любящих детей и веселых внуков! А я это ни на какие деньги не променяю. И стала я приставать с вопросом многодетным мамочкам – женщины вы мои дорогие, в чем же наше счастье многодетное?! И часто слышала в ответ: я просто не представляю другой жизни, я живу детьми, радуюсь и огорчаюсь вместе с ними, первые улыбки, слова, друзья, подружки. Ни одна ступенька служебной лестницы не принесёт столько, сколько приносит ребёнок – маленькое продолжение твой жизни А многие говорят просто: МЫ СЧАСТЛИВЫ! Наши дети, такие разные и такие похожие, рядом с нами. А кто-то и добавляет, что не чувствует, что их семья – многодетная. «Нас не много – нас как раз впору!» Однажды одной маме четырех малышей задали вопрос: «Ты кого из детей больше любишь?» Она подумала и ответила: «Того, который в данный момент к рукам ближе». Многие успешно совмещают и работу, и заботу о детях. И школа, и детсады, и занятия по английскому, малышей в развивающий клуб два раза в неделю. Все хотят успеть. Времени на себя, конечно же, практически нет. Это ОГРОМНЫЙ труд быть многодетной мамой. Но мне этот труд кажется САМЫМ ВАЖНЫМ на Земле. Как говорит одна моя знакомая: «Когда мой старший обнимет меня крепко-крепко и скажет «Мама, ты у нас самая лучшая на свете. Как здорово, что ты нас всех родила!» – кажется, что счастливей меня нет никого на свете. Это для меня самая высшая награда. Другая моя знакомая рассказала, что, когда она была маленькой девочкой, постоянно мечтала о братике или сестрёнке, но родители постановили – одного ребенка им хватит. И тогда девочка решила, что у нее будет очень много детей… А с возрастом от решения осталось только двое. Потом замужество, учёба, работа и первая беременность. Ещё лёжа на родовом кресле и смотря на свой мяукающий комочек, она внезапно поняла – это началась ее НАСТОЯЩАЯ жизнь! И сознание стало настойчиво просить о том, чтобы ее жизнь была ещё больше, богаче, счастливее. Так появились ещё три карапуза, итого – четыре сына! А это слова той девочки, чья детская мечта осуществилась: «Смотря в глаза детей, я вижу весь огромный мир, а их глазами он куда прекрасней, чем глазами взрослых! Дети научили меня не злиться по пустякам. Когда я увидела у них моё же перекопированное поведение, то поняла, как я была смешна! Карьера? Если вы скажете, что вы имеете свою фирму и успешный бизнес, я спрошу только об одном – А СКОЛЬКО ЛЮДЕЙ ИЗ ЭТОЙ ФИРМЫ ВАС ИСКРЕННЕ ЛЮБИТ? Детская любовь – это мощный поток энергии! Одно утреннее: «С добрым утром, мамочка» заряжает на весь день, а если это сказано из нескольких сонных ротиков?» И не так уж страшна наша жизнь, как кажется со стороны. Иногда слышу, как мамы посмеиваются, что ловят себя на мысли, когда видят семьи с тремя-четырьмя детьми или читают о таких: «Ну, надо же, так детей много… сложно им!» А то, что у самих трое-четверо,- забывают, как будто так и должно быть, и было всегда. Трудности от количества детей в семье возрастают, несомненно… Вот, например, скоро зима, это значит, всем детям надо обновлять гардероб, а это новые куртки, теплые штаны, обувь, шапки-шарфы-перчатки… Это же сколько денег надо! Вот было бы хорошо, если б у меня был один ребенок, правда? Все можно было бы потратить на дорогие салоны, маникюры-педикюры, стрижки укладки… Но представляете, сколько радости и счастья будет в доме, когда все начнут одевать и мерить обновки – это ж просто праздник какой-то! Про радость материнства вообще можно писать часами, скажу только – дарить счастье самой гораздо приятнее, чем быть порадованной кем-то. Многие мамы сравнивают свое ощущение от многодетности с солнечной системой, когда мама – Солнце, а вокруг вращаются ее большие и маленькие планеты, и без нее не будет у них ни света, ни тепла, ни жизни. И они счастливы, что дали жизнь стольким новым людям, которых иначе бы просто не было на свете Одна мама рассказывает, что объяснить, почему она сознательно стала многодетной, очень сложно. Она никогда не мечтала иметь много малышей. Но когда узнала, что беременна в пятый раз, то была не просто счастлива. Это было непередаваемое ощущение восторга, от которого хотелось кричать на весь мир. Она говорит: «Что такое счастье? Счастье, когда твоя маленькая дочь, стоя перед зеркалом, копирует все твои движения. Счастье, когда твой младший сын первый сочиненный стишок посвящает маме. Когда средний сын, переговариваясь с другом по телефону, спрашивает твоего совета, как лучше сделать то или это. И когда старший сын приходит и делится своими первыми любовными переживаниями… Каждый миг, каждую секунду каждой частичкой своего тела я чувствую их, и это – счастье. И оборачиваясь назад, я могу с уверенностью сказать, что, если бы мне дали возможность что-то изменить в своей жизни, я бы ничего не меняла. Ибо вот он – истинный смысл жизни.» А для другой мамочки счастье – проснуться утром в выходной от ароматного запаха, разносящегося по всей квартире, где ее детки заботливо готовят завтрак маме, при этом шикая друг на друга, чтобы было как можно тише, иначе разбудят и сюрприза не будет. А потом они наперегонки несутся в комнату с визгами и криками, запрыгивают к ней в кровать и начинают наперебой рассказывать, как папа учил их готовить маме сюрприз, а маленький громче всех, на своем ломаным языке, потому что толком и разговаривать не умеет. Не это ли счастье материнства? Разве не ради этого мы живем?.. Рассказывают, что многодетные отцы семейства, бывает, ругают детей, что те кричат, дерутся, капризничают, мешают им работать или отдыхать… Но, стоит женам с чадами уехать куда-нибудь хотя бы на день, у мужей начинаются «ломки» по детским крикам, визгам, дракам! Не могут они уже без этого жить. Давит на них тишина, чуть ли не депрессия начинается, когда никто не выбегает их встречать с работы, обнимать, рассказывать о событиях прожитого дня, никто не мешает читать или смотреть новости, не таскает их обед из тарелки… Жизнь становится спокойной, но лишается той самой главное ее составляющей – СМЫСЛА. Одной веселой женщине частенько не верят, что у нее пятеро детей: ей всего 35 лет, и она совсем не подходит под устоявшиеся многодетные стереотипы. Ну и, конечно, следующий вопрос: «Еще будете или все?» Она всегда уходит от ответа, мол, откуда мне знать? Иногда в шутку советуют купить телевизор (чтобы было чем заняться вечером) или мужу завести себе «другое» хобби. Как объяснить чужим, даже если и дружелюбно настроенным людям, что ощущает женщина, выносившая, родившая, выкормившая и воспитывающая пятерых детей? Как передать словами чувство любви, которое царит в их доме? Между детьми, детьми и родителями, между женой и ее мужем? Она рассказывает: «Когда родилась наша первая дочка, я чувствовала себя младшей помощницей Бога, Его соавтором – вот что я создала из своего тела! Вот какое чудо! Иногда мне бывает тяжело, иногда грустно, но я никогда не жалею о сделанном выборе. Я с легкой завистью гляжу на своих шумных, горластых ребят – вон сколько у них САМЫХ БЛИЗКИХ ЛЮДЕЙ! Я об этом в детстве могла только мечтать. Не знаю, что принесет мне будущее. В одном уверена: недостатка в любви не будет!.. Знаешь, а мы все же ждем шестого…» Вот такие мы – мамы многодетные. Не всегда – сильные и спокойные, но всегда – счастливые! Нам тяжело, но это временные трудности и они тоже – счастье. И если все мои дети решат меня обнять – то спокойно завалят на пол! А если хором крикнут «МАМА!!!» – вздрогнет планета. А еще, когда многодетная мама со всеми своими детьми идет по улице, то ей в след оборачиваются девять из десяти мужчин, а какая модель может этим похвастаться?! (шутка)


Мария Евгеньевна Ильяшенко. Фото Анатолия ДаниловаМатушка Мария Евгеньевна Ильяшенко с детства мечтала о большой семье, где много детей, а отец служит Богу. Именно в такой большой и дружной многодетной семье выросла она сама, внучка священномученика Владимира Амбарцумова, дочь протоиерея Евгения Амбарцумова. Ради того, чтобы стать хорошей матерью, она выучилась на врача-педиатра. У протоиерея Александра и матушки Марии Ильяшенко 12 детей и 18 внуков – большая, дружная, православная семья. Мария Евгеньевна всегда отказывается давать интервью, но с радостью помогает советом всем прихожанам (а особенно прихожанкам!) храма Всемилостивого Спаса, помня проблемы и трудности каждого. Однажды нам посчастливилось получить согласие Марии Евгеньевны ответить на вопросы Правмира о семье и воспитании детей. - Мария Евгеньевна, отец Александр всегда много работал, основное время с детьми проводили вы, как это и бывает в практически каждой семье. Может ли отец принимать активное участие в воспитании детей, в семейной жизни, проводя дома значительно меньше времени, чем мать, можно ли быть главой семьи в таких условиях? - Я проводила целый день с детьми, конечно, к вечеру я устала, что-то делаю и говорю детям не так. Дети могут мне нагрубить, а я этого не замечу, мы можем уже и на повышенных тонах разговаривать, оказывается, мы уже кричим, сами того не замечая. Приходит папочка домой и спрашивает, что такое – почему вы кричите – а я и не замечаю уже, что мы кричим. Я вечером расскажу ему все трудности, все спорные моменты, он все взвесит, научит меня, что делать, как кому и что сказать. - Какой, например, мог быть совет? - Отец Александр всегда знал, что ребенку нужно свою просьбу сказать один раз и спокойно. Бывает так, что ребенок не может этой просьбы исполнить, ему трудно послушаться, и тогда надо попросить его сделать что-то очень простое, что ему выполнить нетрудно, например, сказать: «Подойди ко мне». Как только он первый раз послушался, ему будет легче послушаться второй раз. Такие советы и секреты воспитания намного ценнее, чем если бы отец Александр все время стоял рядом со мной, готовил бы еду, одевал детей, и тд. Протоиерей Александр и матушка Мария Ильяшенко. Фото Анатолия Данилова Папа, муж в семье всегда должен быть на первом месте. Всегда, когда он приходит, встретить его, отложив все дела, встать – папа вошел! Потом уже и дети так делают. Всегда ему лучший кусок за столом. Были сложные времена, когда еды не было вдоволь, питание делилось, и надо было уследить, чтобы дети не съели, чтобы папочка наелся. Очень важно понимать, что, если мама и жена ставит мужа на первое место, то и дети так учатся воспринимать свою семью и перенимают это отношение. Последнее слово за папой, папа – это закон. Главное в семейной атмосфере – это любовь, человек должен чувствовать и знать, что его дома любят, что ему будут рады, что придя домой, он встретит не упрек, а радость. Когда мы поженились и у нас не было еще детей, для меня весь мир был – папочка. Я так его любила, и он, конечно, всегда спешил домой. И сейчас, хотя дети могут в чем-то с нами спорить, когда они попадают в обстановку, где нас нет, они о нас говорят всегда очень уважительно: все, что сказал папа – это истина, это правильно. У старших детей особенно уважительное отношение к папе, в главном они продолжают нашу линию. Маленькие дети по молодости могут говорить: «Папочка, ты не прав, мамочка ты не права», а старшие окружают нас почтением, любовью и защищают нас от младших, указывают, что нельзя так сказать, таким голосом, таким тоном. - Мария Евгеньевна, многодетные родители часто говорят, что после рождения третьего ребенка становится значительно легче, но пока не родилось трое детей, так сложно в это поверить - С рождением детей легче становится не только в быту, когда уже опытным путем понимаешь, что первостепенно, что менее важно, но самое главное – в воспитании. Одного ребенка, я думаю, намного труднее воспитать. Мы всегда замечали, что чем больше детей, тем легче решить многие проблемы, тем воспитывать детей легче. Если бы мы остановились на двоих-троих, то те трудности и недостатки, которые были в детях, расцвели бы и развились дальше, а благодаря тому, что появились еще дети, старшие становились лучше. Каждый новый ребенок – это солнышко, которое приносит мир, радость, доброту. Дети сами ждали нового малыша с таким же нетерпением, как и я, мы все всегда хотели еще детей. Когда у нас родились двойняшки, мы приглашали всех своих друзей: «Приходите, посмотрите, у нас родились сразу две девочки! Порадуйтесь с нами!» Все наши дети с радостью и нетерпением каждый раз ждали следующего малыша. Они беспрерывно спрашивали меня: «Мама, ну когда же появится маленький? Когда же ты родишь нам ребеночка?». В семье еще 11 детей Я хотела детей, всегда молилась об этом, и Господь посылал их нам. Конечно, и трудно было вставать по ночам, и хотелось поспать подольше… Иногда, как только мы все засыпали, ребенок снова начинал плакать, я думала: «Хоть бы перестал, хоть бы еще часок поспать, совсем ведь сил никаких нет!». А потом все-таки вставала и подходила к малышу,- брала его на руки, укачивала, успокаивала, пеленала, кормила, и начинала укорять себя: «Ну, как же я могла такое подумать! Кто же больше, чем я нужен сейчас этой беззащитной маленькой крохе!» - А получалось ли в равной мере развивать детей, успевать на разные занятия, кружки, секции? - Здесь у нас с дочерьми сложилось разное мнение. Когда мы растили детей, было меньше возможностей, но и меньше требовалось усилий. Мы не ставили таких задач, как ставят многие родители сегодня, и мне казалось, что если я каждый день с детьми общаюсь, то это самое главное. Мы постоянно гуляли, и всю дорогу я им рассказывала стихи, которые знаю, книжки, кино пересказывала, и мы были в постоянном общении, они даже не всегда играли с другими детьми, им было действительно интересно с родителями. У нас не было телевизора, поэтому мы много смотрели диафильмы, потом видео уже появилось не так давно. Сегодня мои дети, невестки считают, что важнее одного отвести на физкультуру, другого – на танцы, а третьего на музыку и пение в ущерб режиму дня, гулянию, младшим детям. Они считают, что они не могут сами дать всего этого детям в той мере, в какой требуется это сегодня. Матушка Мария Евгеньевна Ильяшенко с внуками Для меня же всегда было важно, что я детям закладываю знания, восприятие мира сама, страшно доверять воспитание чужой тете. Ведь маленькому можно вложить, что угодно, поэтому я не могла их отдать в сад, слишком трепетно я относилась к тому, чему научат их другие люди. Сейчас, наверное, другое время. - Получалось ли хоть иногда переключаться, отдыхать от детей и многочисленных забот по дому? - Мне уезжать от детей никогда не хотелось. Выкраивать время для себя у меня получалось и с ними, например, они днем спят, я тоже прилягу с ними и книжку читаю. Один раз мне пришлось уехать по делам на несколько дней. Я ждала этой поездки, думала, что отдохну от забот, и почти сразу, как уехала, и поняла, что без детей я не могу. Все время мне их не хватало, я привыкла, что они рядом, а тут я места себе не находила – как же – они там, а я здесь. Поэтому в тот раз от детей отдохнуть не получилось. - Мария Евгеньевна, какое, на ваш взгляд, самое важное правило ежедневного построения отношений в семье? - Есть одно очень важное правило, и я его проверила на себе, и дети тоже. Никогда не надо решать серьезные проблемы и начинать серьезные обсуждения вечером. Недаром же говорят: «Утро вечера мудренее». Вечером все устали, все нервничают, все уже выбились из сил, поэтому те проблемы, которые утром решаются просто – вечером часто могут приводить к ссорам, серьезным разногласиям. Если отложить серьезный разговор до утра, то все вопросы, возможно, получится решить быстрее и добрее. - Спасибо Вам за беседу!


Есть ли на самом деле чудо-плаценты? Сейчас каждая компания, занимающаяся производством косметики, мечтает о том, чтобы создать чудо-средство, которое поможет им получить прибыль. Но пока они только создают рекламу этих «чудо-средств» Несколько слов о пресловутой «плацентарной косметике», которая по обещаниям рекламодателей, поставщиков и производителей чудесным образом вернут вам молодость, заставляют многих людей поверить в это чудо. А что им еще остается делать, если ничего больше не помогает? Правильно! Верить в новое средство… Это то же самое, что верить в возможность дешево купить качественное пальто мужское. Но давайте это оставим на совесть «верующим», а сами рассмотрим, может ли косметика, в действительности, будь «волшебной», потому что те люди, которые посещают меховые салоны, знают, что чудес не бывает. Плацента (гр. «лепешка») – уникальная структура, которая существует только во время беременности. Она принадлежит двум организмам – матери и ребенка. После зачатия, яйцо начинает делиться. Некоторые из клеток в результате могут привести к появлению нового организма, в то время как другие служат для рождения этого человека и контакта с родителем. Из них формируется плацента и внедряется в стенку матки, образуя полости, заполненной кровью. Как только кислород поступает через плаценту от матери к плоду, углекислый газ возвращается. Эмбрион дышит. Плод через плаценту получает питательные вещества и устраняет отходы – выбросы эмбриона. Плацента обеспечивает защиту от опасных веществ, но не от алкоголя, наркотиков и никотина. Наконец, плацента синтезирует некоторые из важных для развития плода веществ – гормоны. В косметике используется плацента животных и человека. Использование плаценты в косметике началось в 60-х годах, когда стало ясно, что плацентарные препараты могут уменьшить признаки старения. Оказалось, что причина этому – стероидные гормоны, которые находятся в плаценте в больших количествах. Вскоре ученые узнали, что эти гормоны обладают очень плохими побочными эффектами для гормонального фона. Чтобы исправить эти эффекты, были удалены из плаценты эти гормоны, но омолаживающий эффект остался неизменным. Так что, если вам рассказывают о замечательных свойствах, которые описаны в «старых работах» по плацентам и косметике, то знайте, что речь идет о сырье с безопасными свойствами. Если вы уверены, что вы действительно хотите попробовать плаценты, которые обещают чудеса, то попробовать. Просто помните, что мы предупреждали вас – чудес не бывает! Хотя шляпы тоже согревают, но не так, как приведенные выше дорогие мужские пальто.


Практические рекомендации для пап В последнее время в публицистике и средствах массовой информации все чаще дискутируются вопросы, связанные с традиционным и современным пониманием роли отца, возникают мифы о «крахе семьи», «утрате отцовского авторитета», «доминировании матери в воспитании детей». Для того чтобы понять особенности нынешних отцов, попробуем рассмотреть изменения, происходящие с семьей в культуре и обществе. Исторически формирование института отцовства связывают с возникновением частной собственности, когда появляется естественная необходимость ее наследования одним из сыновей. Так, за мужчиной – хранителем традиций закрепляется функция обеспечения женщин и детей. Поскольку родительское поведение мужчины является по своей сути социальным, оно зависит от обучения и без соответствующих социальных условий может легко исчезнуть. Кроме того, психологическое содержание отцовской роли во многом зависит от опыта собственной социализации мужчины в родительской семье, того какую модель отцовства демонстрировал в семье его отец. Наиболее распространенной моделью отцовства до недавнего времени была традиционная. В этой модели отец – кормилец, персонификация власти и высшая дисциплинирующая инстанция, пример для подражания и непосредственный наставник во внесемейной, общественной жизни. Отцовская роль включала в себя ответственность за воспитание, прежде всего, сына. В традиционном обществе труд отцов был всегда на виду, что являлось базой для отцовского авторитета. Отец был главой семьи, человеком, который принимает важные решения, советует, руководит, потому что из членов семьи он наиболее умелый, опытный, сведущий. Данная модель отцовства в той или иной форме встречается в обществах, где сохраняются традиционные виды хозяйственной деятельности. Изменения, связанные с семьей, наметились, начиная с 60-х годов прошлого столетия, когда резко возросла профессиональная занятость женщин. Это привело к изменению их жизненных стратегий и положения в семье. Если раньше женщина социально и экономически зависела от мужа – главы и кормильца семьи, то теперь во многих семьях эту роль ответственности за материальное обеспечение семьи берут на себя женщины. При этом женщины все больше времени проводят вне семьи, а перед супругами возникает вопрос распределения не только домашних обязанностей, но и воспитательных функций. Новый взгляд на гендерные роли с ростом феминизации не мог не повлиять на институт отцовства. В традиционной модели роль отца в первые годы жизни ребенка рассматривалась как преимущественно вспомогательная. Однако уже в 80-е гг. в странах Европы и США социологи и психологи обозначили «новый образ мужчины», который был во многом противоположен традиционному. Отличия, прежде всего, заключались в отношении к маленьким детям: новая модель отцовства подразумевала участие в уходе, проявление заботы, умение вступать в эмоциональный контакт с ребенком. Появление современной модели отцовства связывают с демократическими тенденциями в обществе, равноправием супругов в распределении прав и обязанностей в семье. С точки зрения американских психологов успешное отцовство характеризуется активным участием в воспитании детей, интересом к успехам ребенка и частым общением с ним. Обычно такие отцы менее суровы, лучше понимают своих детей по сравнению с отцами, проявляющими «чисто мужские» качества. Последние бывают гораздо более требовательными и строгими родителями, однако ежедневные заботы они скорее склонны возлагать на жен. В чем разница между материнским и отцовским воспитанием? С точки зрения Э.Фромма отцовская любовь по сравнению с материнской – любовь «требовательная», условная, которую ребенок должен заслужить. Отцовская любовь не является врожденной, а формируется, на протяжении первых лет жизни ребенка. Чтобы заслужить отцовскую любовь ребенок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений, успешности. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. В ребенке для отца воплощена возможность продолжения рода, поскольку в соответствии с традиционными нормами мужчина должен воспитать наследника как продолжателя рода, хранителя традиций и родовой памяти. Таким образом, отец выполняет функцию социального контроля и является носителем требований, дисциплины и санкций. Согласно представлениям А.Адлера роль отца в воспитании заключается в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ребенку путь к человеческому обществу. Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, профессиональной ориентации. Как отмечает А.Греймс: «Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то и другое необходимо для развития личности». Отцы и дети: с чего начинается понимание В одном из московских детских садов психолог предложил детям 5-6 лет поиграть в известную игру «Дочки-матери». Девочки быстро распределили между собой роли мамы, дочки, бабушки, однако никто из мальчиков не соглашался быть папой, в лучшем случае – только сыночком или собачкой. После долгих уговоров один из мальчиков согласился на роль отца – он лег на диван и сказал: «Дайте мне газету и включите телевизор. Не шумите! Я посплю, а потом буду играть в компьютер». Так он провел всю игру. На вопрос психолога, что делают мамы, бабушки, все дети, включая мальчиков, отвечали охотно и подробно. О том, что делают папы, рассказали немногие и в самых общих словах: «ходят на работу», «зарабатывают деньги», «ругают маму», «наказывают». И в самом деле, современный папа для своего ребенка часто становится чем-то мифическим и недоступным. Он уходит рано утром, целый день где-то «на работе» занимается чем-то важным, а вечером возвращается усталым. Его хватает только на газету и телевизор, иногда и компьютер. По-существу, работа, увлечения, жизнь отца проходят мимо внимания ребенка. Отец – не партнер, не друг, а некая карающая инстанция. «Вот скажу отцу, он тебе покажет, как не слушаться», – часто грозит мама. Такое отчуждение, отстранение от воспитания детей, похоже, является стереотипом нашей «культуры отцовства». Психологи опрашивали молодых пап из семей с ребенком первого года жизни: «Интересно ли Вам общаться со своим малышом? Сколько времени Вы с ним проводите? Играете ли Вы с ним? в какие игры?» Большинство отцов отвечали так: «Да что он понимает! Вот подрастет, будем с ним в футбол играть, на хоккей ходить, а пока пусть мама с бабушкой нянчат». Установка на отстраненность часто становится источником непонимания, недоверия, конфликтов в последующие годы вплоть до отрочества и юности. Упущены с самого начала в раннем детстве первые контакты с малышом. Все это сказывается впоследствии в трудностях взаимопонимания между отцами и детьми, в отсутствии у ребенка доверия и привязанности к отцу. Проблема установления контактов младенца с отцом, начиная с первых дней жизни, хорошо изучена зарубежными психологами. В исследовании Маргарет Родхолм отцы получали возможность контактировать с детьми, рожденными с помощью кесарева сечения, примерно в течение 15 минут, при этом им предлагали держать ребенка на руках, разговаривать с ним, поглаживать головку, ручки и ножки новорожденного. Также как и для матерей ранний контакт с ребенком отцов повлиял на последующее взаимодействие: такие отцы проявляли большее понимание потребностей детей, испытывали больше положительных эмоций в контактах с детьми. Отцы, присутствовавшие при родах, говорят, что они практически сразу привязывались к ребенку, переживали эмоциональный подъем, гордость, росли в собственных глазах. Присутствие на родах, совместные переживания укрепляют также привязанность мужа к жене, чувство общности между мужем и женой, котороя нередко ослабевает, когда центром интересов матери становится новорожденный. По результатам психологических исследований младенцы, чьи отцы ухаживали за ними, начиная с первых дней жизни, показывают более высокий уровень умственного и физического развития, вырастают более эмоционально отзывчивыми. Между супругами возникает меньше трений, у них отмечается единство целей и согласие в принятии решений по вопросам воспитания ребенка. Однако психологи отметили также, что отношение к младенцам отцов, стремящихся принять активное участие в заботе о ребенке, отличается от отношения матерей. Отцы преимущественно играют с ребенком, тогда как матери обычно пеленают, купают и кормят его. Даже ухаживая за ребенком, отцы предпочитают делать это в игровой манере. При этом отцы играют с детьми иначе, чем матери. Отцы больше склонны к энергичным играм, направленным в первую очередь на физическое развитие ребенка: они подбрасывают малышей, двигают их руками и ногами, играют в игру «по кочкам, по кочкам», качают на ноге, кружат, катают на спине. Матери же обращаются с малышами более осторожно, нежно разговаривают, поглаживают, бережно носят на руках. Отцы, у которых установились сильные эмоциональные связи с детьми в младенческом возрасте, в дальнейшем оказываются более чуткими к изменяющимся потребностям и интересам своих взрослеющих детей. В целом такие отцы имеют большее влияние на своего ребенка. Дети больше прислушиваются к ним, ориентируются на их мнение, сыновья хотят походить на отцов, с которыми у них теплые, разносторонние взаимоотношения. В США, Германии, Франции, других странах успешно функционируют «школы для пап», где учат ухаживать, общаться, играть с маленьким ребенком, понимать его, видеть в нем развивающуюся личность. В России же с ее культурными и историческими особенностями, наблюдается несколько иная ситуация, чем на Западе. Данные социологических исследований 90-х гг., хотя и отмечают рост приоритета семьи среди российских мужчин, все же не выявляют трансформации образа отца в общественном сознании. Так, российские мужчины в большой мере сохраняют традиционный образ отца-кормильца и реализуют архаическую мужскую роль, продолжая считать уход за маленькими детьми и их воспитание преимущественно женским занятием. Этим, отчасти, социологи объясняют обнаруженную в результате опроса сильную скрытую конкуренцию и рассогласованность ожиданий мужчин и женщин относительно женской роли в обществе. Тем не менее, полученные данные показывают также, что не только на Западе, но и в России отцы все чаще привлекаются к уходу за грудными детьми и участвуют в их воспитании, в семьях возникает сотрудничество, какого прошлые поколения не знали. Таким образом, функции отца в семье претерпевают сравнительно быстрые изменения, складывается новая модель отцовства, сочетающая в себе две формы эмоционального отношения к ребенку – условную отцовскую и безусловно-принимающую материнскую любовь. Готовность к отцовству Существует психологическая связь между сформированностью отцовского чувства и уровнем зрелости личности родителя. Вот почему гораздо чаще отцовство в полной мере переживается отцами поздних детей. Основная психологическая трудность «незрелых» отцов, что, впрочем, свойственно и молодым матерям, заключается в неумении извлекать удовольствие, радость от общения с ребенком. Зрелость отцовских чувств выражается в любящем, принимающем стиле воспитания. У таких отцов развита эмпатия (способность к сопереживанию – прим. ред.), им свойственно опекать, заботиться о ребенке, а отцовство со всей силой захватывает их именно в первые годы жизни ребенка. Характеризуя отцовскую любовь зрелых отцов, можно сказать, что они испытывают потребность в том, чтобы учить, передавать себя, сделать ребенка в высшем культурном смысле своим наследником, то есть, передать в будущее все лучшее, чем владеешь сам. Эти отцы более эффективны во взаимодействии с детьми раннего и дошкольного возраста. В соприкосновении с ребенком созревают истинно мужские черты – потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, крепнут внутренняя энергия и сила. Что происходит, когда отцовские чувства или роль отца в семье недостаточно выражены, как это сказывается на развитии ребенка? Психологами хорошо изучены ситуации патернальной депривации (т.е. ситуации «лишения отца» – ред.), где отец хотя и присутствует физически, но в воспитательном отношении либо бездействует, либо действует искаженно. В таких семьях обычно наблюдается инверсия ролей – строгий авторитет здесь чаще представляет мать. В результате доминирования матери и отчуждении отца нарушается положительная идентификация ребенка с родительскими моделями. При нормальных условиях отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания, следовательно, влияет на формирование половой идентичности. Как замечает И.С. Кон, пассивные, отстраненные отцы мало влияют на формирование собственно мужских черт у своих сыновей. Недостаточный опыт общения с отцом ослабляет формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, часто неблагоприятно сказывается в будущем на воспитании своих собственных детей. Психиатр Р.Кэмпбелл отмечает, что влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. Половая идентичность девочки есть одобрение себя самой как достойной представительницы женского пола. Именно в этом возрасте 13-15 лет она должна получить признание своей значимости как будущей женщины в основном от отца. Отец способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение ее действий, способностей, внешности. У девочек, воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола. В сфере эмоционального развития выявлена связь между отсутствием или слабостью отцовского начала и агрессивным поведение мальчиков. Чрезмерная враждебность по отношению к окружающим возникает у них как бунт против излишней зависимости от матери на протяжении первых лет жизни. Агрессивность, таким образом, есть выражение поиска своего мужского «Я». Мальчики, чрезмерно привязанные к матери, могут испытывать затруднения при общении со сверстниками. Известный отечественный психолог А.И. Захаров отцов, чьи дети болеют неврозами, характеризует как более робких, застенчивых, молчаливых, замкнутых, сдержанных в общении, чувствительных к угрозе, осторожных, негибких в суждениях, консервативных, ориентированных больше на собственное мнение, чем на мнение окружающих. У импульсивных, порывистых отцов, склонных к неожиданным действиям, сыновья часто страдают неврозами в форме энуреза, тика, заикания. Излишняя строгость отца может спровоцировать у сына появление страхов. Такой же эффект наблюдается у дочери, в случае отсутствия четких требований и вседозволенности со стороны отца. Влияние отца на психическое развитие ребенка Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами как доступность отца для ребенка, его включенность в совместную деятельность. Сравнение «включенных отцов» и «включенных матерей», т.е. активно участвующих в воспитании, позволило сделать вывод о том, что такие отцы влияют на развитие ребенка успешнее, чем матери. Психологами получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. При сравнении материнского и отцовского стилей воспитания было показано, что авторитарность отца оказывает, в основном, положительное влияние на познавательные способности детей, тогда как авторитарность матери – отрицательное. Интеллектуальные характеристики отца точнее, чем подобные характеристики матери, соответствуют формированию познавательных навыков ребенка независимо от его пола. Обнаружено положительное соответствие между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии. Многие исследователи подчеркивают исключительную важность поведения родителей в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки. Установки родителей, благодаря которым ребенок чувствует, что его любят, относятся к нему с уважением, вызывают у него аналогичную установку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности. Таким образом, тепло, забота родителей и их требовательность, продиктованная любовью, должны способствовать развитию положительной самооценки, а холодные, враждебные отношения приводят к противоположному эффекту. Несмотря на то, что практически все родители любят своих детей, между ними существуют различия в том, насколько часто и открыто они выражают это чувство. Для нашей культуры не характерно внешнее проявление любви, нежности отца к ребенку. Редко увидишь на прогулке папу за руку с сыном – чаще они идут рядом и даже не разговаривают, как будто папа просто сопровождает ребенка. Обнять, посадить на колени, похвалить, расспросить, что видел на прогулке, в детском саду, удивиться, восхититься сооружением из кубиков, рисунком, умением танцевать, рассказывать стихотворение – все это не свойственно для большинства современных отцов. В наши дни любовь отца к ребенку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки ребенку нужны отцовское внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов. Папа не просто кормилец, но человек, открывающий ребенку мир, помогающий ему расти умелым, уверенным в себе. Еще одна негативная черта нашей современной тенденции воспитания – преобладание порицания над похвалой. Многие папы думают, что воспитывать – значит делать замечания, запрещать, наказывать и именно в этом видят свою родительскую функцию. В результате к 4-5 годам у ребенка складывается представление об отце как человеке, который, в отличие от матери, ожидает от ребенка «неправильного», «плохого» поведения, низко его оценивает – не только тот или иной конкретный поступок, но и личность ребенка в целом. В дальнейшем это представление распространяется на других людей – ребенок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающих негативных оценок своих способностей и умений. Особенно неблагоприятен для развития личности ребенка авторитарный стиль воспитания. Характерной чертой поведения авторитарных отцов является их стремление к безапелляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любое наказание, любое требование к ребенку не содержит в себе даже намека на готовность принять ребенка, помочь ему в чем-то или убедить. Такие отцы могут временами искренне считать, что их ребенок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у ребенка с первых лет жизни растет уверенность в том, что его не принимают, не одобряют, а в конечном счете приводит к убеждению в своей ненужности для родителей. В поведении детей в результате такого воспитания отмечается напряженность. Кроме того, любая новая или неясная ситуация ассоциируется у детей с возможностью наказания, что в свою очередь сопровождается повышенной тревожностью и ощущением дискомфорта. А поскольку для ребенка раннего возраста очень многие ситуации являются незнакомыми, он почти все время пребывает в тревожном состоянии. Однако, даже ругая и наказывая ребенка, родители наносят его самовосприятию меньший вред, чем проявляя к нему полное безразличие. Безразличие, незаинтересованность в ребенке приводят к деформации его образа «Я». Практические рекомендации 1. Матери следует предоставлять отцу возможности для взаимодействия с ребенком, начиная с первых дней жизни. Отец может участвовать в уходе за малышом: поменять памперс, помочь искупать, погулять, покормить из бутылочки и пр. При этом свои действия полезно сопровождать ласковыми словами, обращенными к ребенку, улыбкой. 2. Важное место во взаимодействии отца с подрастающим ребенком имеет игра. В отличие от матерей отцы склонны устраивать энергичные, непредсказуемые игры, которые детям особенно нравятся. Матери не следует запрещать подобные игры на том основании, что игра с отцом не похожа на игру с матерью. 3. Отцы больше общаются со своими детьми в общественных местах, таких как зоопарк или парк отдыха. Полезно организовывать подобные совместные прогулки отца с ребенком. 4. Отцы, которые часто общаются со своими маленькими детьми, становятся значимыми фигурами в мире ребенка. Прежде всего, они становятся моделью поведения, которой ребенок начинает следовать. Чем больше общения и взаимодействия отца с ребенком, тем лучше для психического развития малыша. 5. Взрослые, заботящиеся о ребенке, должны стараться удерживать его поведение в определенных рамках. Иногда родители думают, что любой контроль за действиями ребенка помешает его творческой активности и самостоятельности, и поэтому лишь беспомощно взирают, как малыш делает все, что ему заблагорассудится. Другие родители убеждены, что маленький ребенок во всем должен вести себя сознательно, как взрослый. Они контролируют и ограничивают поведение ребенка, не предоставляют ему самостоятельности. Любые указания родителей не должны выходить за рамки здравого смысла и обязаны учитывать потребности детей в безопасности, независимости и творческой активности. 6. Следует предъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении, ясно давать понять ребенку, чего от него ждут, и быть последовательными. Необходимо сосредоточить усилия на поддержке желательного поведения, а не на искоренении нежелательного. 7. Избегайте неоправданного применения силы и угроз для контроля над поведением детей. Их использование формирует у детей аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт как недоброжелательность, жестокость и упрямство. 8. Очень осторожно следует пользоваться порицанием и запрещением. Порицание и запрещение следует высказывать мягко, доброжелательно, недопустимы порицания личности ребенка, их можно адресовать лишь отдельным его действиям. Так, следует говорить не «ты плохой», а «ты плохо сделал». Вслед за запрещением или порицанием какого-либо действия необходимо показать ребенку положительный образец. 9. Хвалите малыша за успехи. Если у ребенка что-либо не получается, помогите ему справиться с трудностями, поддержите, дайте почувствовать свою успешность. Не следует хвалить за неуспешные действия. Это может деформировать самооценку. Оценка детских достижений должна быть адекватна достигнутому результату.


Воспитание чувств - осенний лесЧувство любви к природе можно воспитать, если знакомить малыша с ее тайнами, вместе с ним разгадывать их, рассказывать ему интересное о жизни растений, учить его наслаждаться природой, запахом цветущих трав, красотой цветов, пейзажем родных мест. Соберитесь с малышом в лес. Расскажите ему, что лес живописен и привлекателен во все времена года: и ранней весной, и жарким летом, и в дни золотой осени. Как приятно смотреть на красоту деревьев, когда слышишь пение птиц, шуршание разноцветной листвы! Кажется, что мы попали в сказку. Наиболее наглядные изменения в растительном мире происходят осенью. В конце лета нет-нет да и мелькнут среди зелени желтые листья. Это почувствовали приближение осени березы. Подойдите с малышом поближе к деревьям, предложите рассмотреть дерево. Покажите, что у него есть ствол, ветки и листья. Обратите внимание, что под деревьями лежат опавшие листья. Чтобы малышу было интереснее, загадайте загадку о деревьях: «Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает». Если малыш не может отгадать загадку, то вы должны помочь ему. И только потом перейти к рассказу о деревьях. Без растений не было бы и жизни на Земле. Обратите внимание малыша еще раз на березу. Название свое дерево получило по цвету коры. В древние времена существовало слово «бер», означающее «светлый, ясный, блестящий, белый». Именно от слова «бер» и образовалось слово «береза». Это дерево своей красотой вдохновляло людей писать о ней красивые стихи. Прочтите малышу стихотворение Прокофьева: Люблю березу русскую, То светлую, то грустную, В белом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками,. То ясную кипучую, То грустную плакучую. Люблю березу русскую. Потом можете задать малышу вопрос: «У всех ли деревьев одинаковые листья?» Пусть он посмотрит внимательно на другие деревья. И сравнит, чем они похожи, чем отличаются. Попросите малыша собрать разные листья. Пусть он сравнит листья по цвету и убедится, что у разных деревьев разная окраска листьев. Рассмотрите с малышом собранные листья, пусть он отберет самые красивые, спросите, почему они нравятся ему. Ваши вопросы помогут малышу лучше всмотреться и запомнить разнообразие цвета и формы листьев. Для того чтобы развить наблюдательность и расширить кругозор малыша, используйте листья в игре. Попросите малыша принести листья березы. Сколько листьев у меня в руке? Какого они цвета? Для закрепления знаний об осенних явлениях мама может провести с малышом игру «Мы — осенние листочки». В руках у малыша осенние листочки. Мама читает текст, а малыш в соответствии с текстом выполняет движения. Слова: «Мы — листочки, мы — листочки, мы — осенние листочки». На эти слова малыш поднимает руки с листочками. «Мы на веточке сидели. Ветер дунул — полетели.» (Малыш разбегается по дорожке.) «Мы летали, мы летали, все листочки так устали!» (Бегает, помахивая листочками.) «Перестал дуть ветерок, мы уселися в кружок...» (Мама и малыш садятся на корточки, держа листочки над головой.) Чтобы малыш закрепил в памяти внешний вид некоторых деревьев, надо вводить задания на нахождение растений по описанию взрослого. Это поможет научить малыша находить деревья по одной из знакомых ему частей (по листьям, стволу) и по названию. Например, игра «Найди листочек, какой покажу». Во время прогулки по лесу мама показывает малышу какой-либо лист и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. А вот еще игра: «Найди листок». Мама просит малыша внимательно рассмотреть листья на высоком дереве. «А теперь попробуй найти такие же на земле, — говорит мама. — Раз, два, три — ищи!» Как только малыш найдет, он бежит показывать листочек маме. А можете поиграть в игру: «Найди то, о чем расскажу». Мама описывает дерево (величину и окраску ствола, форму листьев), называет и описывает семена или плоды. Затем просит малыша угадать, что это за дерево. Только когда малыш правильно назовет дерево, он может бежать к нему. Прогулка мамы с малышом по лесу очень важна и дает хорошие результаты. Все понимают необходимость воспитания в человеке бережного отношения к природе. Но не забывайте, насколько зависима душа от травы и деревьев, как тонко реагирует сердце на перемены... Вы уже чувствуете приближение зимы?


Почему у зайца длинные уши?Благодаря ушам можно слышать, но это не единственное, для чего приспособлены уши. Много животных, имея лишь маленькие ушные раковины, по слуху могут соревноваться со многими «ушастыми» животными, поэтому на этом останавливаться нельзя. Давайте рассмотрим, для чего предназначены уши, какими бы они не были. Слух Первое, это для слуха. Чем больше уши, тем животное слышит лучше. Доказать это можно проведя простой опыт: слушая музыку, приложите к ушам ладони свернув их в своеобразные рупора. Музыка станет громче. С такого примера понятно, чем больше уши, тем слух острее. Что и понятно с зайцем, который относится к травоядным животным, а значит должен слышать хищника на расстоянии, чтобы успеть убежать. Кроме того, длинные уши можно легко оборачивать и устанавливать перпендикулярно друг к другу или параллельно. Благодаря этому, можно слышать звуки буквально вокруг себя, что также повышает выживаемость многих животных. А как же быть с другими животными, например, ослом, который и бежать быстро не может, а значит слух ему не сильно и нужен? Пойдем дальше. Уши как радиаторы и обтекаемость ушей Оказывается, большие уши служат как радиаторы, для отвода тепла от тела, а особенно в этом нуждается голова при перегреве. Этому доказательство то, что большие уши имеют животные, которые живут в пустынях или довольно теплых краях. А вот те, кто проживает в холодных местах, имеют очень маленькие уши, например, белые медведи. Действительно, все, кто населяет жаркие места, имеют большие уши. Даже зайцы, которые проживают в пустынях, гордятся поистине длинными ушами. Теперь об обычном сером зайце. Он хоть и не в теплых краях живет, но уши имеет длинные. Здесь также причина не только в необходимости отличного слуха. Удирая от хищника, заяц, конечно, сильно нагревается, поэтому во время бега ему также нужно отводить тепло с организма, что и делают его уши. Но во время бега, уши всех животных прижимаются к телу. Причина понятна: чтобы придать обтекаемую форму. Это позволяет отводить тепло не хуже обычного, но одновременно мы отвечаем на вопрос, почему уши длинные, а не большие широкие. Если они узкие и длинные, их намного удобнее прижимать к себе, и они не мешают очень быстро бежать. Еще одна из причин длинных ушей, это то, что, лежа в траве днем, жители пустыни могут приподнять уши над ней, повернув в сторону противоположную солнцу и также отдавать от верхней части тела тепло. Чтобы охлаждать нижнюю, служит земля, на которой животное лежит. Одновременно, высоко поднятые над травой уши услышат малейший хруст под лапами подкладывающегося хищника. Человеку длинные уши не нужны, поэтому у него они маленькие, хотя это не мешает ему замечательно слышать. Но, если рассматривать людей, которые проживают в теплых краях и холодных, в горах и низинах, то можно заметить некоторые отличия. У одних нос широкий, чтобы больше воздуха вдыхать (это в горах, где тяжело дышать из-за нехватки кислорода), у других маленький, так же и уши: у одних они немножко крупнее, у других мельче. Природа везде приспособит свое дитя под себя.


Щи из крапивыЛюди давно заметили и оценили это неприхотливое растение, которое появляется раньше других съедобных трав, когда еще и в помине нет огородной зелени и овощей, а организм испытывает дефицит витаминов. На Руси ее даже выращивали как огородную культуру. Листья уже выросшей крапивы заквашивали как капусту. Из молодых побегов готовили салаты и пюре, варили зеленые щи. Есть и соответствующая поговорка: "Жгуча родится, да в щах пригодится". И не только в щах – с крапивой готовили разнообразные супы, борщи, рассольники.<!--more--> Даже чай заваривали.
Диетологи называют крапиву кладезем витаминов: витамина С в ней в четыре раза больше, чем в апельсинах и лимонах, каротина (провитамина А) – больше, чем в моркови. Есть в крапиве все важнейшие витамины группы В, много витамина К.
Разнообразен минеральный состав крапивы: он включает белки, сахара, ценнейшие биологически активные вещества и даже эфирные масла. Плюс полезные минеральные вещества: кальций, фосфор, железо, марганец, цинк, магний. По содержанию ценных аминокислот крапива приближается – не поверите – к мясу. Да и по питательности нет ей равных – не уступает бобам и гороху.
Готовя щи из крапивы, следует придерживаться нескольких нехитрых правил. Зелень нужно тщательно промывать. Соли требуется мало, и добавлять ее нужно непосредственно перед подачей на стол. Если солить зелень перед пассеровкой, она выделит слишком много сока.
Не рекомендуется готовить блюда из крапивы в железной или медной посуде: эти металлы губительны для витаминов.
При тепловой обработке зелени одна из наиболее ценных ее составных частей — витамин С — частично разрушается, если не соблюдать правил приготовления пищи. Может уменьшиться и количество каротина, когда варят зелень при значительном доступе воздуха. Поэтому эмалированную кастрюлю во время варки надо плотно закрывать крышкой.
Чтобы витамины полнее сохранялись, промытую в проточной воде зелень погрузите на 2—3 минуты в кипящий бульон. Затем протрите ее через дуршлаг или измельчите ножом; зеленую массу тушите с жиром 5—7 минут и опустите в готовый бульон. Добавьте отдельно поджаренные коренья, лук и прокипятите еще 2—3 минуты.
Если вы варите щи из щавеля и крапивы, вот оптимальные пропорции продуктов на семью из 4 человек: 500 граммов мяса, 500 граммов крапивы, 200 граммов щавеля. Если из одной крапивы или только из щавеля, то зелени берут по 500—700 граммов. Перед подачей на стол щи заправляют мелко нарезанным крутым яйцом и сметаной.
Можно использовать в пищу и другие дикорастущие растения — листья одуванчика, сныть, кислицу.


Как называют Деда Мороза в разных странах мира?Скоро Новый год постучится в двери каждого дома… Точнее, Дед Мороз постучится… А может, это будут симпатяшки-домовые в вязаных колпачках?! Или прекрасная фея Бефана?! Надо бы разобраться в том, кого ожидать в новогоднюю ночь. Вот какие они бывают, эти Деды Морозы и Снегурочки: Австралия, США — Санта Клаус. Американский дедушка носит колпачок и красную курточку, курит трубку, путешествует по воздуху на оленях и входит в дом через трубу. Австралийский Дед Мороз такой же, только в плавках и на скутере (знаете ли, жарко первого января в стране кенгуру:-). Австрия — Сильвестр Алтайский край — Соок-Таадак Англия — Батюшка Рождество Бельгия, Польша— Святой Николай. Как гласит легенда, он оставил приютившей его семье золотые яблоки в башмачке перед камином. Это было о-очень давно, поэтому Святой Николай считается самым первым Дедом Морозом. Он ездит на коне, облаченный в митру и белую епископскую мантию. Его всегда сопровождает слуга-мавр Черный Питер, который за спиной несет мешок с подарками для послушных детей, а в руках — розги для шалунов. Греция, Кипр — Святой Василий Дания — Юлетомте, Юлеманден, Святой Николас Западные славяне — Святы Микалаус Италия — Бабо Наттале. Кроме него, к послушным детям приходит добрая фея Бефана (Ла Бефана) и дарит подарки. Шалунам же достается уголек от злой волшебницы Бефаны. Испания — Папа Ноэль Казахстан — Аяз-ата Калмыкия — Зул Камбоджа — Дед Жар Карелия — Паккайнен Китай — Шо Хин, Шэн Дань Лаожэнь Колумбия — Папа Паскуаль Монголия — Увлин Увгун в сопровождении Зазан Охин (Снегурочка) и Шина Жила (мальчик-Новый год). Новый год в Монголии совпадает с праздником скотоводства, поэтому Дед Мороз носит одежду скотовода. Нидерланды — Сандерклаас Норвегия— Ниссе (маленькие домовые). Ниссе носят вязаные колпачки и любят вкусненькое.) Россия — Дед Мороз, Дед Трескун, Морозко и Карачун в одном лице. Он немного суров на вид. Носит шубу до земли и высокую шапку, в руках у него ледяной посох и мешок подарков. Румыния — Мош Джерилэ Савойя — Святой Шаланд Узбекистан — Корбобо и Коргыз (Снегурочка). В узбекские кишлаки в новогоднюю ночь верхом на осле въезжает «снежный дедушка» в полосатом халате. Это и есть Корбобо. Финляндия — Йоулупукки. Такое имя ему дано не зря: «Йоулу» означает Рождество, а «пукки» — козел. Много лет назад Дед Мороз носил козлиную шкуру и подарки развозил на козлике. Франция — Дед Январь, Пер Ноэль. Французский «Дед Январь» ходит с посохом и носит широкополую шляпу. Чехия — Дед Микулаш Швеция — Крисе Крингл, Юлниссан, Юль Томтен (Йолотомтен) Япония — Одзи-сан Все Деды Морозы приносят подарки, но каждый делает это по-своему: Под елку кладет подарок российский Дед Мороз. В носке обнаруживают подарки англичане и ирландцы, а в ботинке — мексиканцы. Новогодние подарки сваливаются в дымоход во Франции, а на балкон — в Испании. В Швеции Дед Мороз подкладывает подарки к печке, а в Германии оставляет на подоконнике. Деды Морозы — они все-такие неодинаковые. Выглядят по-разному, один добрый, а другой может и пожурить. У каждого есть свой персональный способ проникнуть в праздничный дом. Но какой бы ты ни был Дед Мороз, ты есть для того, чтобы поздравить и вручить подарок!


Как не скучно встретить Новый год, если в доме есть маленький ребенокСкоро Новый год. Знакомое с детства ощущение приближающейся сказки бередит душу уже с середины ноября. В этом году первый снег выпал рано, и сразу был таким пушистым и обильным, что немедленно погрузил нас в атмосферу предновогоднего ожидания ЧУДА. Скоро Новый год. Где и как его встретить? Возможно, ваша жизнь в этом году резко изменилась. Вы узнали о том, что скоро станете мамой, или уже ею стали? А может быть, ваш малыш сделал свой первый шаг и отпраздновал первый День рожденья? В любом случае, встреча этого Нового года будет отличаться привычного сценария. Если состав семьи пока остался прежним, но внутри вашего животика уже теплится Новая жизнь, предстоящая новогодняя ночь будет для вас не такой, как раньше. Праздники в разгар беременности придется подвергнуть некоторым ограничениям, но в основном это будут ограничения гастрономического характера. Вероятно, вам придется довольствоваться единственным бокалом шампанского и быть сдержанной в употреблении некоторых кушаний. А в остальном все может происходить привычно, или наоборот необычно - как угодно. Можно остаться в кругу семьи, можно присоединиться к компании любимых друзей, можно отправиться на дачу или в дом отдыха. Словом, полная свобода выбора. Куда сложнее обстоит дело, когда ваш малыш уже родился. Маленький ребенок диктует свои условия, и изобрести что-то неожиданное с грудничком на руках довольно сложно. У него свой режим, с которым приходится считаться, и, как правило, этот режим не предполагает ночных бдений в какой-нибудь шумной компании. Но не спешите вешать нос, представив себе безрадостную перспективу одинокого сидения перед телевизором с приглушенным звуком. Даже в вашей ситуации можно придумать что-нибудь интересненькое. Как встретить Новый год? Говорят, Новый год - семейный праздник. Многие большие семьи соблюдают это правило, и действительно собираются все вместе в новогоднюю ночь. Другие не придерживаются традиций и предпочитают встретить этот веселый праздник в теплой компании друзей. Третьи ищут экзотики и в погоне за новыми ощущениями отправляются в жаркие страны, в горы или просто в лес. Если экзотический вариант для молодых родителей мало приемлем, то два других вполне возможны, хотя и сопряжены с некоторыми новыми обстоятельствами. Ваши закадычные друзья еще не обзавелись семьями и детьми, и после рождения вашего наследника отношения стали затухать? Но огорчайтесь, подобное случается не так уж редко. Поищите себе компанию среди людей, которые лучше других смогут вас понять - таких же молодых родителей, как вы сами. Наверняка среди них найдутся те, кто тоже не предвкушает особенного веселья в новогоднюю ночь. Так почему бы не объединить ваши усилия? Даже в однокомнатной квартире есть возможность неплохо расположиться тесной компанией из двух семей. Уложите детей спать в комнате, а на кухне накройте стол. На кухне нет телевизора? Не беда, можно ограничиться радиоприемником. Ведь большинство радиостанций готовят веселую новогоднюю программу, которая может оказаться интереснее иной телепрограммы. Но основной залог успешного праздника - заранее продуманная культурная программа. Если у вас есть дети младше трех лет, маловероятно, что они дождутся боя курантов, и примут участие в кульминационной части праздника. Также маловероятно, что вам удастся совершить ночную прогулку с петардами и фейерверками, которая была бы уместна с более старшими детьми. Таким образом, программу придется строить в основном на тихих застольных играх. Интеллектуальные игры Начнем с известной старинной игры "Буриме". Вооружитесь цветной бумагой, карандашами и томиком стихов. На небольших разноцветных карточках напишите первые две строки любого четверостишия. Это могут быть стихи на зимнюю и новогоднюю тему, либо какие-нибудь очень известные стихи (например, Пушкина), или даже строчки из песен. Если хотите внести элемент соревнования, напишите одно и то же двустишие на всех карточках (по числу участников), если хотите дать себе и гостям чуть больше свободы - подберите разные задания для каждого. Задача играющего состоит в том, чтобы за несколько минут придумать окончание четверостишия. Приветствуются смешные и злободневные варианты. Если с первым заданием гости справились успешно, можно усложнить задачу. На заранее заготовленных карточках должны быть написаны четыре слова, возможно опять на зимне-новогоднюю тему. Задача игрока, получившего карточку, состоит в том, чтобы за несколько минут придумать короткое стихотворение, в котором бы присутствовали заданные слова. Игру можно модифицировать: увеличить количество слов, выдать всем участникам разные задания, или одинаковый базовый набор слов. Надо сказать, что эти игры, очень веселые и забавные, все же отнимают у неподготовленного человека много сил, и за время творческого процесса, как правило, выветривается вся заранее принятая доза шампанского. Поэтому следующая игра может быть попроще. Заранее напишите небольшой рассказик. Пусть это будет новогоднее поздравление, или краткий пересказ детской сказки, или даже детская песенка про елочку. Напишите ее на листе бумаги, но исключите из текста пять существительных, пять прилагательных и пять глаголов. На их месте оставьте пропуски. Во время праздника попросите гостей по очереди называть любые слова, какие придут им в голову (пять существительных, пять прилагательных и пять глаголов соответственно) и вписывайте их на пустые места, не показывая гостям исходный текст. Прочтение полученного литературного произведения обычно вызывает у всех присутствующих колики (только у взрослых, на грудных детях не сказывается). Еще одна игра: раздайте присутствующим карточки с написанным на них словом (у каждого свое). Задача игрока - объяснить, что загадано, не называя само слово, а задача остальных - угадать загаданное слово. Чтобы все присутствующие могли принимать участие в игре, можно попросить самих гостей написать на бумажках по одному слову, а затем вытягивать свернутые бумажки из шапки. Подобных интеллектуальных игр существует множество. Можно вспомнить знаменитую "чепуху", в которую все мы играли в детстве. Можно сыграть в "аббревиатуры", придумав в качестве задания какое-нибудь слово из 5-6 букв и попросив присутствующих расшифровать его, желательно по теме праздника. Можно устроить конкурс на лучший тост (при этом желательно каким-либо образом ограничить задание, например, попросить всех гостей придумать и провозгласить тосты не длиннее четырех слов). Можно определить победителя каждой игры по принципу зрительских симпатий. А в качестве приза ему может быть позволено снять с елки конфету в яркой обертке, печенье или хлопушку, внутри которой заранее спрятан маленький подарочек. Немного фантазии, и у вас с друзьями не будет времени скучать. А если размеры квартиры позволяют, задания можно разбавлять танцами. Кстати, все эти игры вполне можно устроить и в семейном кругу, в них могут играть как три, так и десять человек. Более того, их можно взять на вооружение не только для Нового года, но и для дней рождения и других семейных праздников. В ожидании полуночи Ну а как же наши малыши? Им тоже можно и нужно устроить праздник. Для этого лучше собраться немного раньше, чтобы не думать только о том, как успеть настрогать салаты и угомонить малышню до боя курантов. Если в запасе есть несколько часов, нарядите детей в веселые маскарадные костюмы, переоденьте папу Дедом Морозом, устройте хоровод вокруг елки. Можно затеять игру в шарады, которая будет интересна и взрослым, и детям: они с удовольствием понаблюдают за тем, как родители переодеваются и разыгрывают смешные сценки, а может быть, и сами примут в них участие. И конечно, не забудьте о разноцветном мешочке под елкой! Если кроха уже умеет ходить или хотя бы ползать, он с удовольствием доберется до этого сокровища ранним утром, и вы вместе насладитесь долгожданными подарками. С Новым годом!


Реклама
По вопросам размещения на сайте обращайтесь к администратору. Почта egomischin@yandex.ru
Новое на сайте
Реклама на сайте
Copyright © 2012-14 Здоровье и воспитание детей
  Яндекс.Метрика