Главная Обратная связь Добавить в закладки Сделать стартовой
CHILD DOC - здоровье, воспитание, развитие ребенка
На правах рекламы Зубная паста для детей ОралексВ одной далекой-далекой стране Oralex совершил настоящую культурную революцию Папа, ты тоже почистил зубки перед сном? Ну, тогда иди к нам слушать мамину сказку…Мам, давай! Так вот, один мальчик по имени Oralex очутился в далекой-далекой стране, жители которой почему-то совсем не улыбались. Ни дяди, ни тети, ни даже дети… Король этой страны был самым мрачным человеком на земле. Он запретил проводить праздники не только на улицах городов, но и в домах своих подданных. Люди почти не общались друг с другом, молча и грустно выполняя свою рутинную работу. Наш мальчик был родом из солнечной Испании, где жилось весело и интересно. И ему стало так жаль жителей этой маленькой грустной страны, что он решил выяснить, в чем же дело… Тем более он уже немного подружился с одной девочкой, которая жила в том доме, где остановился наш странник, и она ему очень понравилась. Мальчик так хотел заговорить с ней, увидеть, как она улыбается. Каждое утро и каждый вечер наш герой, как и говорила ему мама, чистил зубки и умывался. В его рюкзачке всегда было место для зубной щетки, зубной пасты и ополаскивателя для рта с очень приятным клубничным вкусом. И он со временем, конечно же, заметил, что ни его знакомая девочка, ни ее семья, ничего подобного никогда не делают. Тогда он начал рассказывать своей подруге, как важно соблюдать правила личной гигиены. И так как у него с собой была еще одна запасная зубная щетка с защитным колпачком, он и предложил ее девочке. Показал, как нужно выдавливать из тюбика немного пасты на щетку и тщательно чистить как верхние, так и нижние зубки, после чего можно еще и прополоскать рот специальным ополаскивателем. зубная паста Дети даже не заметили, что почти с самого начала этого урока они оба весело смеялись и болтали наперебой. На шум пришли родители девочки и были очень удивлены такой чудесной перемене. Мальчик и им предложил попробовать: папе — антикариесную пасту, маме — пасту для чувствительных десен. «Oralex», — прочитали взрослые на упаковке. Точно также зовут и нашего гостя! А он хороший мальчик, и, наверное, паста с его именем тоже хорошая. Так и оказалось: зубные пасты серии Oralex не содержат злой натрий лаурил сульфат. А значит, можно без боязни попробовать предложенную мальчиком игру. Ведь без этого компонента уже ничто не вызовет раздражение слизистой оболочки рта. И эффективность всех полезных активных компонентов пасты сохранится на высоте. Даже если сразу после чистки, не пережидая как обычно полчаса, попробовать и этот волшебный ополаскиватель из бутылька. Родителям девочки понравились все подарки Оралекса. И мальчик привез из своей страны для всех желающих пасты, щетки, ополаскиватели и зубные нити. Профилактические пасты пятого поколения — антикариесные пасты Oralex — пользовались наибольшей популярностью у владельцев крепких зубов, которые собирались сохранить их здоровыми как можно дольше. Oralex Дело в том, что в состав этой пасты входят два волшебных компонента с иностранными именами Аминофторид и Ксилитол. Их крепкая дружба образует настоящее защитное поле на поверхности зубной эмали (фтор-кальциевый защитный слой). И даже для самых ленивых горожан, которые чистят зубы не дольше 20 секунд, эффективность такой зубной пасты была очевидна. Хотя содержание фтора в этой антикариесной пасте нисколько не превышало норму, а было самым что ни на есть оптимальным. Даже гурманам можно было спокойнее кушать свои любимые блюда. Ведь кислотоустойчивость зубов от применения этой пасты значительно повышалась. Образование зубного налета предотвращалось, а всякие зловредные бактерии даже и мечтать не могли задержаться в этой отныне счастливой стране. Женщины, конечно же, выбрали для себя серию «Оралекс для чувствительных десен», ведь они и сами стали очень нежными после столь долгого периода сдерживания своих эмоций. Причем, уже в первые дни после чистки зубов они заметили улучшение состояния десен. Ведь в ополаскиватель этой линейки был введён не менее волшебный компонент, оказывающий антисептическое действие уже после первого применения. И с каждым днем в королевстве расцветало все больше счастливых улыбок. Зубная паста Неудивительно, что главными поклонниками новой игры «Уход за зубами» стали самые маленькие жители этой страны лет трех-шести. Теперь у каждого на детской полочке разместились продукты из серии Oralex, разработанные специально для ухода за молочными зубами. Что характерно, Oralex является практически единственной в своем роде, содержащей волшебные компоненты именно в той концентрации, которая гарантирует контроль и предотвращение заболеваний кариеса и флюороза у детей с 3-х до 6-ти лет. И ни каплей больше! И у каждой семьи появился свой Oralex: детская зубная паста, ополаскиватель для молочных зубов и детская зубная щеточка — все необходимое для игры «Я сам». Да к тому же еще и со вкусом клубники, лета, веселья. Oralex Неудивительно, что с тех пор и дети, и взрослые этой страны стали радостные и общительные. И наш герой, конечно же, познакомил их со своими мамой и папой. Жители обеих стран подружились и стали путешествовать по миру, даря всем окружающим свои белоснежные улыбки, и навсегда позабыв про то, что зубы могут болеть и доставлять какие-то неудобства. И со всеми желающими они делились подарками из продукции Oralex, и рассказывали про того самого мальчика, который теперь уже, конечно же, вырос, женился на той самой девочке, и они вместе стали править тем самым королевством, которое когда-то было неулыбчивым, а теперь стало самым счастливым. Вот такая чудесная сказка! Подробную информацию о средствах по уходу за полостью рта Оралекс® (Laboratorios Inibsa, Испания) читайте на сайте ЗАО «Компания «Интермедсервис» в разделе «Товары для здоровья и красоты». На сайте Вы также найдете раскраску для Вашего малыша с советами по уходу за детскими зубками!


Как научить ребенка готовитьСемейный очаг – это, конечно, не печка, не газовая плита и не микроволновка, однако нечто прямо связанное с названными предметами, то есть с кухней. Потому что тепло семейного очага нигде так не ощущается, как в этом самом теплом в доме и уютном месте, особенно когда вся семья собирается за столом. "Роль кухни в воспитании детей" – чем не тема для диссертации? Обсудим один из ее разделов под названием "Как научить ребенка готовить". Когда мы хотим научить ребенка чему-нибудь, главное – не упустить нужный момент. О том, что наступил момент для обучения азам кулинарии, вы узнаете, когда ребенок спросит: "Можно я буду тебе помогать готовить?" Неправильные ответы: "Ты еще маленький (маленькая)", "Не мешай!", "В следующий раз". Правильный ответ: "Конечно, можно!" Зачем маленького ребенка учить готовить? Затем, что маленького научить проще, чем большого, потому что он хочет – можно сказать, жаждет! – помогать во всем маме и папе. Не упустите момент! Знаете, что нужно сделать прежде всего? Подарить малышу фартучек. Обязательно нарядный, лучше с аппликацией на кулинарную тему. Для девочки и мальчика разной расцветки и фасона. Фартук непременно должен быть и у папы – не такой, как мамин, "мужской". Вашему ребенку 3 – 4 года. Прекрасный возраст для первого кулинарного опыта. С чего начать? Разумеется, с выпечки. Вы готовите песочное тесто, даете юному кулинару кусочек и показываете, как раскатать лист (скалкой), как вырезать из него выемками разные фигурки. У вашего малыша уже имеется опыт, приобретенный в песочнице. Значит, вам будет просто объяснить ему аналогию, а преимущества он оценит сам: ведь пирожки из песка не едят. Из дрожжевого теста он может лепить что угодно – от бесформенной лепешки до человечка. Научите малыша раскатывать раскрытой ладошкой полоску теста, соединять ее в кольцо (получается бублик) и обмакивать в сахар, насыпанный в блюдце. Ваш ребенок подрос, ему от 5 до 8 лет, и его помощь может быть ощутимой. Любая хозяйка знает, что провести вечер у плиты после напряженного рабочего дня, в то время как муж и дети смотрят телевизор, – довольно тоскливое занятие. А если готовить всей семьей? Это гораздо веселее и времени займет меньше. Каша. Садитесь за стол, дружно перебираете крупу, выискивая черненькие крупинки. Ребенку перебирать крупу полезно для тренировки мелких движений кистью и пальцами (мелкой моторики). Это может делать и двухлетний малыш. Развивает способности к рисованию и письму. Следующий этап – крупу нужно промыть, а затем залить кипятком в определенной пропорции. Это уже из области математики. Вы наглядно можете объяснить ребенку понятие пропорции – например, берется 1 часть гречневой крупы и 2 части воды, 1 часть риса и 3 части воды. Яйца. Дайте ребенку положить в кастрюльку с холодной водой яйца, предварительно вымытые в теплой воде. Засеките время в зависимости от желаемого результата – яйца всмятку, в мешочек или вкрутую. Можно включить таймер, но лучше пусть малыш сам следит за минутной стрелкой (учимся называть время по часам!) и сам выключит плиту. Поручите ребенку облупить яйцо (он это сделает с удовольствием), если яйца сварены для салата. Только не забудьте подержать их в холодной воде, чтобы было легче снимать скорлупу. Салат. Натереть на терке сырую морковку малышу пока не под силу, но сделать то же самое с крутым яйцом, отварными морковкой или картофелиной он сможет – конечно, при известной сноровке, которая достигается тренировками. Доверьте ребенку положить в салат сметану (и размешать ложкой) или налить растительное масло (нужна ловкость, чтобы не вылить сразу полбутылки, то есть вновь тренируем руку). Суп. В кастрюле на плите закипел сваренный вами накануне бульон. Снимаете крышку и предоставляете ребенку честь опустить в бульон (в половнике, не кидать!) мелко нарезанные овощи и зелень. Кто суп варил? Даша! Вареники, пельмени. Помогать хозяйке лепить пельмени – святое дело, к которому принято привлекать даже гостей. Научите ребенка правильно держать пельмень (вареник) в ладони и защипывать другой рукой края теста. Очень полезное упражнение: как и перебирание крупы, развивает мелкую моторику. Получится не сразу, за то со временем вы будете иметь удовольствие лепить пельмени всей семьей. Руки заняты, зато можно пообщаться вволю, завести душевный разговор. Оладьи, блинчики. Приготовить тесто на оладьи или блинчики может даже ребенок, если вы поможете ему взбить яйца (еще один полезный навык). Получилось много комков? Перелейте тесто в другую кастрюлю через дуршлаг. Жидкая часть пройдет сразу, а комки можно протереть через отверстия, делая круговые движения ложкой. Теперь пусть малыш перемешает массу. Комков нет и в помине. Отбивная из фарша. В любой фарш (из мяса, печени, моркови, кабачков, фасоли) добавить яйцо, (лук при необходимости), соль-перец и муку. Массу консистенции густой сметаны ложкой выкладывать на разогретую сковородку, смазанную растительным маслом. "Отбивную" переворачивать лопаткой. Ложку доверьте ребенку, а лопаткой орудуйте сами. Время летит, и пора уже вашего поваренка переводить в повара. Но прежде он должен сдать экзамен по технике безопасности, продемонстрировав свое умение обращаться с огнем, кипятком, паром, раскаленными сковородками и кастрюлями. Этим навыкам нужно учить детей в течение нескольких лет, отрабатывая подолгу каждый из этапов: 1) смотри, как делаю я, 2) делай вместе со мной, 3) делай при мне, 4) сделаешь – позовешь, 5) делай сам. Техника безопасности Самостоятельно пользоваться плитой ребенок может, когда его рост позволяет не тянуть руки вверх, а держать их параллельно поверхности плиты, не касаясь ее. На руках должны быть толстые рукавички, закрывающие запястья. Ткань – шершавая, чтобы кастрюля или сковородка не выскользнули из рук. Уровень жидкости в кастрюле не должен доходить до краев. Безопаснее всего, когда кастрюля заполнена наполовину. Удобнее готовить в достаточно низкой и широкой посуде. В кипящий бульон овощи не кидать, а опускать в половнике, чтобы не было брызг. Переворачивать котлету или сырник лучше, пользуясь двумя лопатками (вилками). Тогда можно не держать ручку сковороды. Можно сделать безопасное приспособление для того, чтобы смазывать горячую сковороду маслом (для блинов). В деревянной прищепке зажата сложенная в несколько раз белая тряпочка, которую нужно обмакнуть в масло, налитое в блюдце.


Как выбрать детский садПрежде всего - ходите по садикам в сопровождении ребенка. Если малышу в каком-то садике сразу не понравилось - сделайте выводы, потому что ребенок, в отличие от взрослых, часто сразу чувствует общее настроение того или иного коллектива… (разумеется, если у ребенка есть изначальная установка "в садик не хочу" - он будет отвергать любой детсад, даже самый лучший …) Одна мама устраивала свою дочку в садик, и начала, разумеется, с учреждения, которое слыло в районе образцово-показательным. Там, мол, и активное развитие, и плавание, и вкусная еда… Заведующая встретила посетителей не очень-то приветливо. Ничего вроде бы удивительного - глава детсадика, как правило, человек занятой. Но вот тон был не слишком гостеприимный… И самое главное - гуляя в ожидании по коридорчику, девочка заглянула в группу и увидела такую картину: детишки сидят чинно на стульчиках вдоль стенок, положив руки на колени. Это в самый активный период дня! Ребенок откровенно скривился, а когда их все же пригласили в кабинет и начали намекать, что просто так в это учреждение не попасть, трехлетняя девица без излишней дипломатии заявила: "Мама, пойдем в другой садик!" И потянула маму к двери. (Обратите внимание - не пойдем вообще домой, а поищем другой садик!) В результате девочка "выбрала" обыкновенный рядовой детсад, ничем не примечательный, но при первом его посещении мама с дочкой увидели иную картину: воспитательница несет в группу обед, а следом в белых колпачках и фартучках гордо вышагивают два ребенка: один несет хлеб на подносе, а другой - салфетки. И еще: пока, как водится, ждали аудиенции у заведующей (которая самым доброжелательным тоном попросила их чуточку подождать), не раздалось ни одного воспитательского голоса из группы на сколько-нибудь повышенных тонах. То, что детей в этом саду воспитывают достаточно активно, не подавляя их личностей, понравилось и маме, и дочке. К слову сказать, садик в общем их ожиданий не обманул. Критерии того, хороший садик или плохой, бывают самые разные - но главное, разумно их подобрать. Для иных взрослых хороший садик - это тот, где помимо общего развития будут давать трехлетнему малышу кучу дополнительных предметов, нагрузят его до предела (за немалые деньги родителей), а в результате иногда получится, что ребенок общего-то развития и не получит. Будет уставать. И в результате разлюбит и садик, и занятия, и общение. Иным кажется наиболее привлекательным садик ближе к дому. Многие делают выбор исходя из внешнего и внутреннего "убранства" детсада - мол, есть ли там ковры, много ли игрушек, сделан ли ремонт… Что ж, ваше право пользоваться любыми критериями. Но помните: в садик будете ходить не вы, а ребенок. Так что может быть, близость к дому оправдана в чем-то (если у вас нет машины). Ведь маленькому ребенку трудно проделывать на первых порах долгий путь пешком или в общественном транспорте. Но во всем прочем присматривайтесь к общему настроению коллектива, к духу, который витает в этом саду. И прежде всего - очень много в садике зависит от заведующего (точнее от заведующей, поскольку в подавляющем большинстве на этой должности работают женщины). Вашему ребенку будет хорошо в садике, которым руководит заведующая, сочетающая в себе в равной степени качества педагога и администратора. Сразу предупрежу: сбалансированное сочетание этих качеств достаточно редкое, часто наблюдается откровенный перекос в ту или иную сторону. Вот один вариант: во главе садика - прекрасный педагог, любит детей, уважает воспитателей. Но при этом у нее напрочь отсутствуют какие-либо администраторские навыки. И поэтому ей сложно проконтролировать набор кадров и качество их работы на местах. В одном из таких садиков заведующая покоряла с первого взгляда: молодая, приветливая, второе образование - детский психолог, детишек любит и что называется, чувствует… Но при более близком знакомстве с садиком родители обнаружили, что в группе у их ребенка - откровенно бездарная воспитательница и нянечка-алкоголичка. Как ни грустно было, с садиком пришлось расстаться. Второй вариант: заведующая - прирожденный администратор (это как раз то самое показательное учреждение, о котором мы говорили выше). Персонал вышколенный, отбор кадров жесткий, снабжение и обеспечение садика - на высшем уровне (а это тоже надо уметь организовать…) Но при этом - достаточно прохладное отношение как к детям, так и к воспитателям. Именно поэтому сами воспитатели при всем своем профессионализме нередко срывались на детях (а чтобы не было нареканий в работе, просто заставляли детишек сидеть на стульчиках - не хочешь, чтобы тебе указали на ошибки, лучше ничего не делать…) В результате общение с детишками при образцово-показательном обеспечении было достаточно формальным, что явно было детям не на пользу. И садик на самом деле больше привлекал родителей, и то до поры до времени. Третий вариант - счастливое сочетание администратора и педагога. Это тот садик, что выбрала трехлетняя девочка, которую мама "пристраивала" в детское учреждение. Да, здесь заведующая скорее всего не стремилась вывести свой сад в образцово-показательные, но скорее всего потому, что понимала - детям и персоналу на пользу это не пойдет. Зато можно избежать лишних проверок и позволить воспитателям не формализовать работу с детьми, а наоборот, сделать ее активной и приближенной к самим детям. С другой стороны, организация работы в садике не страдала: не было ни нянечек-пьяниц, ни воспитателей, орущих на детей; в садик периодически приезжали детские театры, организовывались в течение года различные праздники, в Новый год - непременная елка… Этого всего не было через край, но чувствовалось - работа в садике организована прежде всего с любовью к детям. Что делать, если вас при поступлении в садик активно просят заплатить некое подобие взятки? Часто это оформляется словами: "Ну что ж, а чем вы можете нашему садику помочь?" Обычно предлагается перечень дорогостоящих покупок, которые необходимо сделать родителям для поступления их потомка в сад. Многие родители на это идут - мол, делать нечего… А другие спрашивают - платить или не платить? Ответ один - не платить, если вы устраиваетесь в обыкновенный муниципальный сад, в который вас просто обязаны взять бесплатно, если к тому же еще подошла для этого ваша "очередь". Помните известный "закон взятки" - где с вас вымогали деньги однажды, там будут вымогать и дважды и трижды, а почему бы нет? Вы же один раз заплатили, и доказывайте потом, что это были ваши многолетние накопления и больше у вас таких денег нет! Вообще в любом случае, когда вам предлагают платить, поинтересуйтесь - за что? Если вы надеетесь, что после вашей взятки к ребенку в садике будут относиться лучше - так скорее всего, там все дети поступили в сад на тех же основаниях, и ваш ребенок не будет исключением... Разумеется, речь идет опять же о самом обычном садике. Если вы сами решили устроить ребенка в частный или специализированный платный сад - там взносы при поступлении оговорены изначально. Но это уже не взятка, а стоимость места. Там эта плата носит совсем другой характер, и вы решение об этой плате принимаете сами. По крайней мере, вы знаете, за что платите, и при этом получаете и право требовать предоставления оплаченных услуг. А в случае с несанкционированной "помощью садику" из кармана родителей - чего вы сможете потребовать? Понятно, что наши муниципальные сады находятся в очень плачевном состоянии, и порой вынуждены идти на такие меры. Но помощь садику вполне может быть не только финансовая! Во многих садиках родители сами клеят и моют окна, приносят по мере возможности цветы из дома, корм для птички и рыбок; папы занимаются починкой шкафчиков и детской мебели. А одной маме было откровенно некогда клеить окна, но имея дома компьютер и принтер, она набирала и распечатывала необходимую для садика документацию (поскольку в самом садике такой "роскоши" и в помине не было)… Вот такая помощь вполне закономерна, особенно если к ней не принуждают силой с угрозами отыграться на ребенке.


Дети за праздничным столомНовый год – самый долгожданный семейный праздник, особенно для малышей, которые находятся в ожидании чуда, появления Деда Мороза, подарков и сладостей. И то, каким запомнится ребенку этот день, зависит от нас – его родителей. Для взрослых гостей придумать торжественное меню не так уж сложно, а вот с ассортиментом детских угощений, как правило, возникают проблемы. Так какие же блюда и деликатесы можно предложить малышу? Малыши до 1-1,5 лет вряд ли смогут оценить ваши кулинарные старания, так как их рацион все еще расписан по часам и их питание достаточно консервативно. Детям от 1,5 до 3 лет сложно усидеть за столом дольше 15-20 минут, находясь в состоянии возбуждения, они не способны как взрослые дожидаться смены блюд - закусок, горячего, десерта. Поэтому необходимо сразу разработать детское праздничное меню и сервировать стол по заранее разработанному плану. Скорее всего, свой законный ужин в преддверии Нового года ребенок получит, и к моменту праздничного стола уже будет сыт, а вам останется удивить его необыкновенными десертами. Даже если в ваши планы входит полноценный праздничный детский стол, не стоит заставлять его разносолами – малыши все равно не смогут попробовать и оценить больше 2-3 блюд, так лучше направить все свои кулинарные способности и фантазию на эти несколько вариантов. Зачастую, детям еще не знаком вкус многих продуктов и блюд, до конца не сформировались вкусовые пристрастия. Поэтому не стоит в этот праздничный вечер угощать малыша «новинками». Во-первых, он может их попросту не оценить, а во-вторых, вы еще не знаете реакцию детского организма на новый продукт. Руководствуйтесь правилом: новые блюда - из знакомых продуктов. Если вы планируете пригласить на праздник друзей своего малыша, обязательно поинтересуйтесь у их родителей о пищевой переносимости продуктов, наличии аллергических реакций у ребенка, а также о том, не соблюдает ли ребенок определенную диету. В качестве закусок малышу старше 1,5 лет можно предложить салаты из овощей, как свежих (помидоры, огурцы, болгарский перец, зелень), так и отварных, например винегрет. Не исключено добавление в салаты консервированных овощей, например горошка, кукурузы, но только в очень небольших количествах, так как эти продукты вызывают метеоризм (повышенное газообразование в кишечнике), а больные животики в новогодний праздник ни к чему. Экзотические овощи, которые еще не пробовал ваш ребенок, лучше не использовать в приготовлении праздничных блюд. Заправлять салаты для детей раннего возраста (до 3 лет) майонезом не следует, воспользуйтесь растительным рафинированным маслом или сметаной со сниженным процентом жирности (10-15%). Если вы хотите угостить своего дошкольника «взрослым» салатом, в рецептуру которого входит майонез, разбавьте его на половину сметаной. Разнообразные колбасы, буженину, копчености с пряностями для детей до 3 лет лучше заменить отварным или запеченным в домашних условиях мясом. Перед запеканием кусок вырезки можно нашпиговать чесноком – для придания мясу пикантного вкуса. В небольших количествах термически обработанный чеснок не вызовет ухудшение работы желудочно-кишечного тракта малыша. Детям старше 3 лет в качестве мясных закусок можно предложить ветчину, кусочек окорока или буженины. Соленую рыбу и морепродукты (отварные креветки, кальмары и пр.) можно предложить малышу, достигшему 3 лет лишь в том случае, если на них нет аллергической реакции, и в очень ограниченных количествах – 1-2 кусочка. Сельдь и соленая рыба стимулируют аппетит ребенка, но достаточно высокая концентрация натрия хлорида, т.е. соли, оказывает негативное влияние на почки. Покупая готовую сельдь, обращайте внимание на соус, заправка в данном случае должна быть только из масла и желательно без специй. Отварные кальмары и креветки можно использовать для приготовления салатов, таких как морские коктейли для детей старше 3-4 лет. Икра рыб (красная, черная) может быть использована для приготовления бутербродов, корзиночек для детей только старше 3 лет, и только при условии хорошей переносимости продукта. Если ваш малыш любит сыр – порадуйте его сырным ассорти. Детям раннего возраста рекомендуются неострые, нежирные твердые сорта сыров, желательно без растительных добавок и специй. Происхождение исходного сырья – коровье ли молоко, или козье – не важно. Соленые и маринованные огурцы, помидоры, оливки, маслины не рекомендуется давать детям младше 4-5 лет, а маринованные грибы – детям младше 5 лет. Эти продукты не содержат полноценных пищевых веществ, а всего лишь обладают специфическим вкусом. Помимо того, большое содержание соли, уксуса и специй может негативно сказаться на функциях желудочно-кишечного тракта, почек, вызвать аллергию. Тем более не подходят для питания детей острые закуски и салаты корейской кухни.. Холодцы, приготавливаемые из мясокостных бульонов, и заливная рыба содержат большое количество экстрактивных веществ (веществ, в том числе вредных, вываренных из мяса или рыбы, и частично перешедших в бульон), и не являются продуктами, подходящими для питания детей. В качестве горячих блюд для малышей можно использовать нежирные сорта мяса и рыбы. Для их приготовления лучше использовать способы отваривания, тушения или запекания. При приготовлении горячих блюд для детей старше 2 лет можно использовать лук и зелень, лавровый лист и щадящие специи (какие?). А вот с черным и красным перцем лучше повременить, как минимум до 5 лет. При запекании продуктов, для получения вкусной золотистой корочки, можно использовать неострые сорта сыра. Ассортимент гарниров, как правило, широкий. Для детского стола вполне подойдут отварные или тушеные овощи. Обжаренные гарниры можно предложить малышам старше 3-3,5 лет, а такое блюдокак картофель-фри детям только старше 4,5-5 лет. Не обойдется детский стол без фруктов. Предлагайте малышам только те ягоды и фрукты, которые не вызывают аллергических реакций. Фрукты–аллергены (способные вызвать аллергические реакции), например, цитрусовые, клубника, лучше не показывать, чем со скандалом отбирать их у ребенка. Детям будет намного удобнее, если фрукты будут заранее очищены от кожуры и порезаны на кусочки. Фруктовые коктейли и салаты можно заправить биойогуртом. Удержать ребенка за столом, можно только заинтересовав его сменой затейливых и «смешных» блюд, а также ожиданием самого вкусного и любимого - десерта или сладостей. В рацион питания ребенка раннего возраста (до 3 лет) не входят сладости в виде шоколада, карамельных конфет, тортов с кремами, пирожных. Но именно эти неполезные для маленьких детей продукты содержатся в новогодних подарках, которые принесут ваши гости. Малышам до 2-3 лет лучше предложить зефир, пастилу или мармелад – сладости, содержащие пектины (балластные вещества, активно связывающие и выводящие токсины (от греч. toxikon - яд) из организма) и разрешенные детям раннего возраста. Также, для угощения вполне подойдут «старые знакомые» – печенье, сушки, баранки, воздушные хлопья. Детям старше 3 лет в небольших количествах можно предложить молочный шоколад, бисквитный пирог с фруктовой начинкой, карамельки с начинкой в виде джема, конфеты суфле. Пирожные и торты со сливочным кремом можно предложить в небольшом количестве только здоровым детям старше 5 лет. Мороженное, любимое детьми, лучше предложить молочное, без вкусовых добавок и красителей. А украсить его можно самостоятельно – джемом или ягодным вареньем и фруктами. В качестве украшений мороженого десерта для детей старше 5 лет подойдут орешки. С большим вниманием необходимо подойти к выбору напитков. Детям раннего возраста можно предложить любимые фруктовые или овощные соки, компоты, сваренные из фруктов и ягод, ягодные морсы. Детям старше 3 лет можно предложить молочные коктейли. И не забудьте подготовить графин с кипяченой или питьевой водой, так как соки не утоляют жажды. Хочется оградить как взрослых, так и детей от чрезмерного употребления неполезных и совсем не детских газированных напитков. Пищевые вещества, входящие в их состав не адаптированы для ребенка, и могут вызывать аллергические реакции, метеоризм и пр. И уж тем более, не стоит давать даже пробовать малышам алкогольные напитки, такие как шампанское, пиво и прочее. Известно, что детей в продуктах и блюдах привлекает не вкус и не запах, а исключительно внешний вид – чем интересней вы оформите блюда, тем больше вероятность того, что ребенок съест предложенные новогодние яства. Но не стоит заставлять ребенка есть, пусть он сам выберет в этот вечер, чем ему угоститься. Неотъемлемая часть детского праздника является сервировка новогоднего стола. Внимание всех детей привлекают яркие, красиво и затейливо оформленные столовые приборы, продукты и блюда, прошедшие «художественную обработку». Всевозможные зверюшки (ежики, снеговики, мышки, хрюшки), затейливые фигурки, рожицы, созданные из продуктов заботливыми мамиными руками, вызывают у детей живой интерес. Не забудьте придумать своим шедеврам смешные и знакомые для ребенка названия, и перед тем как поставить блюдо на стол – произносите их вслух. Постарайтесь как можно лучше украсить новогодний стол. Можно приобрести посуду с рождественской тематикой, из салфеток вырезать снежинки, в центр стола поставить фигурную новогоднюю свечку или новогоднюю игрушку, типа снеговика или оленя. Края стаканчиков можно украсить «снегом» - на 0,5 см погрузить перевернутый стакан в сахарный или фруктовый сироп, затем обмакнуть либо в сахар, либо в сахарную пудру, а на край стаканчика поместить разрезанную до середины дольку фрукта. Однако, стол, богатый вкусными угощениями, деликатесами и кулинарными шедеврами – это не совсем то, что ждут дети. Им необходимо создать атмосферу праздника, новогодней сказки, с елкой, появлением Деда Мороза и Снегурочки, с вручением подарков и проведением конкурсов. Постарайтесь подготовиться к празднику так, чтобы у ребенка хватило впечатлений на целый год! Счастливого Нового года!


Как лечить кашель у ребенка"Доктор, мы не знаем, что делать с кашлем - лечим-лечим, а он не проходит". "Неотложка? Можно врача на дом? Ребенок сильно кашляет, не может спать". Такие жалобы врач-педиатр слышит едва ли не чаще, чем все остальные. Что же такое кашель, как с ним бороться и нужно ли? Прежде всего кашель - защитная реакция организма. При помощи него он выталкивает из дыхательных путей то, что организму совсем не нужно - от сравнительно большого инородного тела до мелкой пыли и микроорганизмов. Дыхательные пути выстланы специальным реснитчатым эпителием, который с помощью слизи гонит все инородное наружу, прочь из легких и других частей дыхательного тракта - носа, гортани, трахеи и бронхов. Кашель - приступообразное сокращение мускулатуры - помогает довести этот процесс до конца. Не было бы кашля - любое банальное воспаление верхних дыхательных путей превращалось бы в воспаление легких. Итак, кашель необходим. Но какой? Конечно тот, который сопровождается выделением мокроты. Медики называют его продуктивным, все остальные - влажным. Прочие виды кашля - сухой, лающий, назойливый, приступообразный, который бывает при коклюше, - полезными не являются, сильно утомляют больного, мешают ему спать, могут приводить ко рвоте, сопровождаются болями в мышцах и в конце концов усиливают дыхательную недостаточность. Вот сколько всего неприятного может произойти от этого, в общем-то, необходимого и безобидного симптома. К кашлю в зависимости от его характера и подходить нужно по-разному. Все средства от кашля можно условно разделить на три основные группы: так называемые муколитики - средства, разжижающие мокроту, отхаркивающие - усиливающие кашель и успокаивающие (*противокашлевые) - снижающие активность кашлевого центра. Кроме того, некоторые препараты имеют комбинированное действие - и муколитическое и отхаркивающее. При лечении кашля используются не только химические лекарственные средства, но и значительное количество самых разнообразных трав и гомеопатических средств. Кроме того, для борьбы с разными его разновидностями используют и многочисленные физические процедуры - от физиотерапевтических процедур, до различных отвлекающих средств (банки, горчичники, растирания) и, наконец, массажа грудной клетки, имеющего особое значение у детей раннего возраста, которые плохо умеют кашлять, или у пациентов с лекарственной аллергией. Существует определенная последовательность (алгоритм) в применении средств от кашля. Задача же всегда одна - добиться того, чтобы кашель из сухого стал влажным и ребенок хорошо откашливал мокроту. Рассмотрим конкретные ситуации. КОКЛЮШ При этой детской инфекции кашель возникает из-за того, что коклюшная палочка раздражает непосредственно кашлевой центр. Она размножается в нервной системе. Больной коклюшем может закашлять от всего - от громкого звука, яркого света, беспокойства. Кашель при коклюше очень характерный - он начинается с громкого свистящего вдоха, длится приступообразно несколько минут, ребенок просто заходится кашлем. Он часто при этом высовывает язык так, что возникают надрывы его уздечки. При коклюшном кашле от страшного напряжения могут происходить кровоизлияния в склеры глаз и кожу грудной клетки. У маленьких детей приступы коклюшного кашля (репризы) могут сопровождаться остановкой дыхания. Оставляя в стороне профилактику и лечение коклюша, скажу только, что здесь абсолютно бесполезны препараты, разжижающие мокроту и усиливающие ее выделение (муколитики и отхаркивающие). Здесь уместны только препараты, успокаивающие нервную систему и снимающие кашель, *например, синекод, туссамаг. К слову сказать, такой "коклюшный" характер кашля сохраняется у больных некоторое время после излечения от этой инфекции (до 1 года) и при всех банальных простудах. "ЛАЮЩИЙ" КАШЕЛЬ ПРИ ТАК НАЗЫВАЕМОМ ЛОЖНОМ КРУПЕ "Ложный круп", или ляринготрахеит, сопровождающийся сужением (стенозом) верхнего отдела дыхательных путей, - состояние достаточно опасное и требующее немедленной госпитализации. Дома можно оставить ребенка только в том случае, если ситуация повторяется часто и родители полностью владеют навыками помощи такому ребенку. Впрочем, и в последнем случае он должен находиться под пристальным наблюдением врача. Суть заболевания состоит в отеке подсвязочного пространства и уменьшении просвета для прохождения воздуха. К этому обычно присоединяется отек слизистой гортани и очень вязкая мокрота. Состояния эти могут возникать от двух главных причин - острой респираторной инфекции и аллергии. Для вирусного крупа характерно постепенное нарастание событий, предшествующая температура, нарастание кашля. Аллергический возникает внезапно, с большим отеком и вследствие этого резким сужением гортани, зато так же быстро и проходит при правильно оказанной помощи. Повторяю: при этих состояниях вызов врача неотложной или скорой помощи обязателен! Но чем вы можете помочь сами? Ребенка нужно срочно "размочить". Для этого дайте ему большую дозу любого муколитического средства (если это микстура, то обязательно теплая!). Начинайте обильно его поить. Откройте окно или форточку - проветрите помещение! Напустите в ванну горячей воды, возьмите ребенка на руки и войдите с ним в ванну на 10-15 минут. Ни в коем случае не суетитесь, не кричите, не пугайте ребенка - при беспокойстве дыхательная недостаточность может усилиться. Если же вы по тем или иным причинам остались дома, не ложитесь спать - подпаивайте ребенка теплой водой, давайте муколитические и отхаркивающие средства и прочие препараты, назначенные врачом, сделайте ему пару раз паровую ингаляцию. КАШЕЛЬ ПРИ ОБСТРУКТИВНОМ БРОНХИТЕ При обструктивных бронхитах - так же, как и при бронхиальной астме - кашель возникает так же постоянно, как и одышка. Суть этого состояния, возникающего чаще всего у аллергически настроенных детей, в том, что образующаяся в бронхах мокрота очень вязкая, и ребенок не может ее откашлять. Бронхи спазмируются вокруг этой вязкой мокроты, при этом особенно страдает выдох. В отличие от "ложного крупа", где затруднен и удлинен вдох, здесь именно выдох становится особенно трудным. И здесь, как и при ложном крупе, очень важным является применение различных муколитиков - средств, разжижающих мокроту. И только когда кашель становится достаточно влажным, полезно подключать собственно отхаркивающие средства. Обязательно надо поить ребенка - делать ему не реже двух раз в день, а то и чаще простейший массаж - поколачивающий и разминающий. Для этого вы, минут через 10-15 после дачи препарата, разжижающего мокроту, кладете ребенка на свои колени головой вниз и начинает делать ему поколачивающий массаж кончиками сомкнутых пальцев по грудной клетке, периодически растирая ее ладонью и нажимая сверху вниз, так, чтобы грудина вжималась внутрь. Попросите ребенка покашлять или нажмите черенком ложки на корень языка. Не бойтесь рвоты - при этом разжижается мокрота. Массаж особенно важен детям-аллергикам, которым применение многих лекарств противопоказано. Таким детям противопоказано и применение горчичников. Обязательно настойчиво давайте ребенку обильное питье. Если состояние не улучшается, нарастает одышка - не медлите с вызовом врача! КАШЕЛЬ ПРИ ОБЫЧНЫХ ТРАХЕИТАХ И БРОНХИТАХ Чаще всего начинается как сухой, непродуктивный. Мокроты нет. Основная задача - вначале добиться ее появления. В первые дни - применение муколитических препаратов или препаратов смешанного действия (*к ним относятся, в частности, лазолван, амбробене, бромгексин), затем - отхаркивающих. Если кашель стал продуктивным, ребенок хорошо откашливает мокроту, все препараты можно отменить, перейти к массажу грудной клетки. Не забудьте обильно поить ребенка теплыми растворами (морс, чаи, соки). Если нет высокой температуры, можно применять с первых дней отвлекающие средства (горячая ножная ванна, горчичники, растирания). Все это, усиливая приток крови к органам дыхания, усиливает появление мокроты. КАШЕЛЬ ПРИ ВИРУСНЫХ ФАРИНГИТАХ При поражении только самых верхних отделов дыхательных путей - глотки - очень часто наблюдается назойливый частый сухой кашель, сопровождающийся чиханием. Никакой функциональной нагрузки этот кашель не несет и очень изматывает пациента. Здесь помощь может заключаться в проведении ингаляций с травами, маслами, содовых ингаляций, дачи на ночь препаратов, успокаивающих кашель. ДЛИТЕЛЬНЫЙ, ЗАТЯЖНОЙ КАШЕЛЬ Это достаточно сложная проблема. Как к ней подходить? Если ваш ребенок длительно кашляет, его необходимо обследовать - показать врачу-оториноларингологу, проверить реакцию Манту, проконсультироваться у пульмонолога и фтизиатра. Необходимо знать его длительную температурную реакцию, сдать клинический анализ крови. Причины могут быть самые разные, даже достаточно экзотические. Так, при глистной инвазии (аскаридозе) существует этап прохождения личинок аскарид через легкие, что вызывает длительный сильный кашель весной и осенью. Но чаще всего длительный кашель зависит от неудовлетворительного состояния слизистой верхних дыхательных путей, от ее аллергизации, хронического воспаления. Тогда у ребенка может постоянно образовываться слизь, и он будет пытаться ее откашлять. Эти состояние необходимо лечить у специалистов. Часто кашель в течение 3-4 недель остается у ребенка после перенесенного ОРВИ. Кашель этот усугубляют сами родители, давая ребенку микстуры от кашля, которые, обладая муколитическим и отхаркиваеющим эффектом, сами этот кашель и провоцируют. Так что добились у ребенка влажного кашля и хорошего отхаркивания, на что обычно уходит 4-5 дней - прекращайте давать эти средства, переходите на массаж и теплое питье. Кашель пройдет сам. журнал "Наш малыш", февраль 2001 г. Кашель у детей. Найдите причину | Тамара Парийская, Елена Волгарева | Купить книгуКашель у детей. Найдите причину | Тамара Парийская, Елена Волгарева | Купить книгу


Как это начинается У ребенка плохой аппетитПочему многие дети плохо едят? Как правило, потому, что их родители всеми силами стараются заставить их есть хорошо. У щенков, например, не бывает проблемы аппетита. Не бывает ее и у детей в тех странах, где матери не знают правил питания и поэтому не беспокоятся. В шутку можно сказать, что для того, чтобы отбить у ребенка аппетит, нужны знания и много месяцев упорной работы. Один ребенок рождается с "волчьим" аппетитом, который не пропадает даже, когда он болен или расстроен. Аппетит другого ребенка более умеренный и легко исчезает в результате болезней или волнений. Одни дети созданы толстыми, другие всегда остаются худощавыми. Но каждый ребенок рождается с достаточным аппетитом для поддержания здоровья и для нормальной прибавке в весе. Вся беда в том, что ребенок также рождается с инстинктом упрямиться, когда его слишком понукают, с инстинктом отвращения к той пище, с которой у него возникают неприятные ассоциации. Есть и еще одно осложнение; человек не любит один и тот же продукт всегда. В течение некоторого времени он может съедать на завтрак огромное количество шпината или новый вид каши, а через месяц он, может быть, и смотреть на них не захочет. Некоторые люди едят много мучной пищи и сладостей, а другим достаточно небольшого количества этих продуктов. Зная все это, вы легко поймете, как возникает проблема аппетита у детей. Еще в младенчестве мать пытается заставить ребенка выпить молока больше, чем он хочет, что вызывает упрямство с его стороны. Или при введении твердой пищи ребенку не дали возможности привыкнуть к ней постепенно. Многие дети становятся более разборчивыми в еде после года, потому что в это время они не должны прибавлять в весе так же быстро, как в первый год жизни, и потому что они становятся более своевольными. При прорезывании зубов аппетит часто ухудшается. Уговоры еще больше снижают аппетит и могут навсегда сделать ребенка "плохим едоком". Очень часто проблема аппетита возникает во время выздоровления после болезни. Если мать начинает "вталкивать" в ребенка пищу до возвращения его аппетита, то ребенок моментально чувствует к еде большее отвращение, и оно может стать постоянным. Но не всегда проблема возникает в результате уговоров. Ребенок может отказываться от еды, мучаясь ревностью к новому брату или сестре или из-за какого-либо другого переживания. Но какова бы ни была первоначальная причина потери аппетита, беспокойство матери по этому поводу и уговоры обычно только ухудшают дело и мешают естественному возвращению аппетита. Представьте себя на минуточку на месте ребенка. Чтобы вам легче было это сделать, вспомните последний раз, когда вам не хотелось есть. Возможно, это был душный день или вы были расстроены, или у вас болел живот (ребенок с плохим аппетитом, чувствует себя так почти все время). А теперь вообразите, что какой-то нервничающий гигант сидит рядом с вами и с беспокойством наблюдает за каждым куском, который вы отправляете в рот. Вы съели немного тех блюд, которых вам хотелось, и положили вилку, чувствуя, что насытились. Но гигант выглядит расстроенным и говорит: "Ты даже не попробовал репу". Вы объясняете, что вам не хочется репы, но он не понимает вашего настроения и ведет себя так, как будто считает, что вы нарочно его огорчаете. Когда он говорит, что вам нельзя встать из-за стола, пока вы не съедите всю репу без остатка, вы пробуете ложечку репы, но чувствуете при этом легкую тошноту. Он зачерпывает столовую ложку репы и "заталкивает" ее вам в рот, отчего вы давитесь. Лечение требует времени и терпения Когда проблема с кормлением уже возникла, преодоление ее требует времени и терпения. Раз уж мать начала беспокоиться о питании ребенка, ей трудно успокоиться, пока ребенок плохо ест. И все же именно ее беспокойство и настойчивость являются главной причиной, мешающей возвращению его аппетита. Даже, если мать переборет себя и не подаст виду, что она беспокоится, пройдет еще много времени, прежде чем у ребенка изгладятся неприятные ассоциации, связанные с едой. Аппетит ребенка можно сравнить с мышкой, а уговоры матери - с кошкой, которая загнала мышку обратно в норку. Вы не убедите мышку выйти из норки лишь потому, что кошка смотрит в другую сторону. Кошка должна оставить ее в покое надолго, чтобы она поверила, что опасность действительно миновала. Доктор Клара Дэвис установила, что маленькие дети, не предубежденные против различных продуктов, сами выбирали сбалансированное питание из предлагаемых им естественных продуктов. Но не ждите, что ребенок, отказывающийся есть, например, овощи в течение многих месяцев, вдруг их полюбит только потому, что мать предоставила ему право выбора. Он, может быть, станет их есть в походе, где их едят все другие ребята и где никого не заботит, ест он или нет. Но дома при виде овощей у него возникает слишком много неприятных ассоциаций и он говорит: "Нет". У матери тоже не "стальные" нервы Если ребенок хронически страдает снижением аппетита, мать не может не волноваться, опасаясь, что у ребенка разовьется какая-нибудь болезнь, вызванная недостатком витаминов и питательных веществ, или его организм потеряет способность сопротивляться инфекциям. Сколько врач не пытается разуверить ее, что дети с плохим аппетитом подвержены заболеваниям ничуть не больше, чем остальные, ей трудно в это поверить. Женщина может чувствовать себя виноватой, воображая, что все ее родственники, соседи и врач считают ее плохой матерью. Разумеется, они ничего подобного не считают. Скорее они очень хорошо ее понимают, потому что наверняка в их семьях хотя бы один из детей - тоже плохой едок. Кроме того, мать неизбежно почувствует отчаяние и гнев на "маленького негодяя", который может совершенно "наплевать" на все усилия матери сделать ему добро. Это самое неприятное чувство, потому что оно заставляет совестливую мать стыдиться самой себя. Интересно, что большинство родителей детей с плохим аппетитом сами были плохими едоками в детстве. Они прекрасно помнят, что уговоры и настояния приводят к обратному результату, но чувствуют себя бессильными поступать иначе. В таких случаях часть родительского беспокойства - это остатки того беспокойства, которое они переняли в детстве у своих родителей. Плохой аппетит не слишком опасен для ребенка Важно помнить, что детский организм снабжен удивительным врожденным механизмом, который определяет, сколько и какой пищи нужно съедать для нормального роста и развития. Но плохой едок нуждается в наблюдении врача, который осмотрит ребенка, решит, каких веществ ему не хватает, порекомендует, чем заменить те продукты, которые ребенок отказывается есть, посоветует, как с ним обращаться, и успокоит мать. С едой не должно быть связано никаких неприятных ассоциаций Ваша цель - не заставлять ребенка есть, а создать ему условия, в которых он сам захочет есть. Старайтесь ни под каким видом не обсуждать при ребенке его аппетит, ни в виде угроз, ни в форме поощрений. Я бы не стал хвалить его, когда он поест особенно хорошо, ни подавать вид, что вы расстроены, если он съел мало. Спустя некоторое время вы натренируете себя просто не думать об этом и это будет вашим большим достижением. Когда ребенок почувствует, что на него никто не давит, он начнет обращать больше внимания на свой аппетит. Иногда можно слышать совет: "Поставьте перед ребенком еду, не произносите ни слова и уберите ее через 30 минут независимо от того, сколько он съел. Не давайте ничего до следующего приема пищи". Это хороший метод, если он применяется правильно, т. е. если мать действительно не беспокоится по поводу аппетита ребенка и обстановка за едой остается дружелюбной. Но раздраженная мать иногда претворяет этот совет в жизнь таким образом: она швыряет ребенку тарелку с едой и мрачно произносит: "Если ты не съешь обед за 30 минут, я его уберу и ты ничего не получишь до самого ужина". Затем она становится в ожидающую позу и пристально смотрит на ребенка. Такая угроза настраивает его антагонистически и отбивает последний аппетит. Упрямый ребенок, которому бросили вызов, всегда выйдет победителем. Вы ведь хотите, чтобы ваш ребенок хорошо ел, потому что это ему нужно, а не потому, что вы хотите одержать над ним победу в войне за аппетит, заставляя его есть или убирая от него еду. Начните с той пищи, которая ребенку особенно нравится, чтобы у него слюнки текли при виде еды, чтобы ему не терпелось поскорее начать. Чтобы создать у ребенка такое отношение к еде, в течение 2-3 месяцев кормите его только той здоровой пищей, которая ему нравится (стараясь, чтобы его питание было как можно более полноценным), и не предлагайте ему те продукты, которые он решительно отказывается есть. Если ваш ребенок хорошо ест большинство видов пищи и отказывается только от некоторых, почитайте разделы 4100-420, где вы найдете предложения о замене одних продуктов другими, пока вкусы ребенка изменятся или исчезнет его подозрительность и напряженность за едой. Если ребенок устанавливает для себя строго ограниченное меню Иногда матери рассказывают: "Мой ребенок ест только сардельки, бананы, апельсины и пьет газированную воду. Иногда он съедает кусочек белого хлеба или две чайные ложки зеленого горошка. Он отказывается даже смотреть на остальные виды пищи". Это действительно необычайно тяжелое положение. Но принцип остается тот же. Вы можете дать ему банан и кусочек хлеба на завтрак, сардельку, две чайные ложки горошка и апельсин - на обед и снова бананы и хлеб на ужин. Дайте ребенку добавку, если он просит и если у вас этот продукт имеется. В течение нескольких дней давайте ему комбинации из этих продуктов, кроме фруктовой воды с сиропом, так как сладкий сироп отобьет даже тот небольшой аппетит, который у него есть. Месяца через два он будет с нетерпением ждать часа приема пищи. Прибавьте пару чайных ложек другой еды, которую он когда-то ел, но не той, которую он ненавидел. Не говорите ни слова о новом блюде. Если он даже не притронется к нему, все равно никак не реагируйте. Попытайтесь предложить его еще раз недели через две, а пока попробуйте какой-нибудь другой продукт. Как часто вам следует прибавлять новые блюда в меню ребенка, зависит от того, как улучшается его аппетит и нравятся ли ему новые блюда. Не делайте различий между разными видами пищи Пусть ребенок съест четыре порции одного блюда и совсем не ест другого, если ему так хочется (при условии, что это простая, здоровая пища). Если он не хочет супа, а хочет десерт, дайте его с таким видом, как будто вы не видите в этом ничего особенного. Такие замечания, как: "Я не дам тебе добавки мяса, пока ты не съешь овощи" или: "Я не дам тебе компота, пока ты все не съешь", еще больше отобьют у ребенка желания есть овощи или суп и ему еще сильнее захочется компота. Другими словами, вы добьетесь прямо противоположного результата. Вам, конечно, не нравится, что питание ребенка будет односторонним. Но, если у него плохой аппетит, - самое лучшее, что вы можете сделать, это дать ему почувствовать ваше безразличие по этому поводу. Я думаю, что родители делают большую ошибку, когда настаивают, чтобы ребенок с плохим аппетитом "только попробовал" пищу, к которой он относится подозрительно. Если он будет вынужден съесть то, к чему он испытывает отвращение, это уменьшает его шансы изменить свое отношение к нелюбимому блюду и полюбить его. Кроме того, это уменьшает удовольствие от еды и еще больше снижает аппетит ребенка. Никогда не заставляйте его есть то, от чего он отказался в предыдущий раз. Это может привести к потере аппетита. Лучше меньше, чем больше Если у ребенка плохой аппетит, предлагайте ему маленькие порции. Если вы положите слишком много в его тарелку, вы тем самым напомните ребенку, как много ему придется оставить, и это только еще больше снизит его аппетит. Но, если вы даете ребенку намного меньше, чем он обычно съедает, вы заставляете его просить добавки. Таким образом, вы будете способствовать тому, что он к еде начнет относиться, как к чему-то желанному. Если у него совсем плохой аппетит, предлагайте ему миниатюрные порции: чайную ложку мяса, чайную ложку овощей, чайную ложку мучной пищи. Когда ребенок закончит еду, не спрашивайте его с энтузиазмом: "Ты хочешь добавки?" Пусть он сам попросит у вас добавки, даже если ему понадобится несколько дней, чтобы додуматься до этого. Как научить ребенка есть самостоятельно Нужно ли матери кормить плохого едока? Ребенок, которого соответственно поощряли (см. раздел 396), начинает есть самостоятельно между 12 и 18-м месяцем. Но если излишне заботливая мать продолжала сама кормить его до 2, 3 или даже 4 лет (да еще с уговорами и сказками), то теперь, даже если и прекратить его кормить, это ни к чему не приведет. В этом возрасте у ребенка уже нет желания научиться есть самостоятельно. Ему и в голову не приходит, что может быть иначе. Теперь это для него важная составная часть материнской любви и заботы. Если мать неожиданно перестает его кормить, он обидится и рассердится. Он может вообще не есть 2-3 дня, а это больше, чем любая мать может выдержать. Она снова начинает кормить его, но он уже затаил на нее обиду. Когда же мать еще раз пытается заставить его есть самостоятельно, он понимает свою силу и ее слабость. Двухлетний ребенок должен как можно скорее научиться есть самостоятельно. Но обучение займет несколько недель и потребует терпения и такта. Вы не должны создавать у ребенка впечатление, что отнимаете у него привилегию. Постарайтесь организовать дело так, как будто он сам хочет есть ложкой, а вы только уступаете его желанию. В течение нескольких дней давайте ему только его любимые блюда. Поставив перед ним тарелку, выйдите на минутку в кухню или в другую комнату, как будто вы что-то забыли. Каждый день отсутствуйте немного дольше. Вернувшись, весело покормите его, не обмолвившись ни словом о том, ел он сам или нет. Если ребенок не может дождаться, пока вы придете, и зовет вас из другой комнаты, сразу же вернитесь к нему, весело извинившись. Его успехи будут неуклонно возрастать. Недели через две он будет в состоянии почти полностью справиться со своим обедом самостоятельно, а на следующий день попросит, чтобы его покормили. Не спорьте с ним, пока идет процесс обучения. Если он ест только одно блюдо, то попросите его попробовать второе. Если он доволен, что умеет есть самостоятельно, похвалите его, не очень бурно, чтобы он не почувствовал подвоха. Предположим, в течение недели вы оставляли его на 10-15 минут наедине с вкусной едой, но он не притрагивался к ней. Тогда вам нужно заставить его поголодать. Постепенно, в течение 3-4 дней, уменьшите его обычную порцию наполовину. Голод обязательно сломит его упорство при условии, что вы ведете себя дружелюбно и тактично. Вскоре ребенок начнет самостоятельно съедать свои полпорции. Теперь не поддавайтесь желанию докормить его с ложечки, пусть лучше он встанет из-за стола голодным. Не обращайте внимание, если он оставит часть еды на тарелке. Его голод будет нарастать и вскоре заставит его лучше есть. Если вы будете докармливать его с ложечки, он может никогда не научиться съедать самостоятельно весь обед. Лучше скажите ему: "Я думаю, ты сыт". Если он попросит вас покормить его, дайте ему 2-3 ложки еды, чтобы не обострять отношений, а затем снова скажите: "Ну, теперь хватит". После того, как он в течение 2 недель будет самостоятельно съедать весь свой обед, ужин и завтрак, не начинайте снова кормить его с ложечки. Если в один из дней он очень устанет и попросит покормить его, дайте ему несколько ложек с рассеянным видом, а потом скажите ему, что он, видимо, просто не голоден. Я специально останавливаюсь на этой ситуации, так как очень хорошо знаю, что мать, которая в течение очень многих месяцев или лет беспокоилась о питании ребенка, слишком долго кормила его с ложечки и, наконец, позволила ему делать это самому, испытывает огромное искушение снова покормить его, как только у него временно пропадет аппетит или он заболеет. А тогда все придется начать сначала. Нужно ли матери оставаться в комнате, пока ребенок ест Это зависит от того, привык ли ребенок к такому порядку, а также хочет и может ли мать не проявлять своего беспокойства. Если мать всегда сидела рядом с ребенком, пока он ел, и вдруг перестала это делать, ребенок безусловно расстроится. Если мать может быть общительной и спокойной и не думать о его аппетите, то ее присутствие будет приятно и ей, и ребенку. Если мать найдет, что даже после многих попыток она не в состоянии перестать беспокоиться об аппетите ребенка и уговаривать его есть, то лучше ей не присутствовать, пока ребенок ест. Но уходить надо, не сердясь, не неожиданно, а тактично и тихо все на более долгое время каждый день, чтобы ребенок не замечал перемены. Никаких сказок и подкупов Разумеется, родители не должны подкупать ребенка, чтобы заставить его есть, т. е. рассказывать ему сказку, устраивать представление за каждую ложку пищи или обещать, что папа постоит на голове, если ребенок съест шпинат. Такого рода уговоры в конечном счете еще больше снижают аппетит ребенка, хотя в данный момент они как будто заставляют ребенка съесть несколько лишних кусков. Родителям приходится увеличивать подкуп, чтобы получить тот же результат. Такие родители кончают тем, что разыгрывают часовой спектакль за пять ложек супа. Не просите ребенка есть обед, чтобы получить третье блюдо или конфету, или золотую звездочку, или другую премию. Не просите его съесть ложечку за "тетю" или чтобы доставить удовольствие маме, или чтобы вырасти большим и сильным, или чтобы быть здоровым и чтобы очистить тарелку. Другими словами, поставьте себе за правило вообще не просить ребенка есть. Мать может рассказать сказку во время еды или включить радио, если в семье так заведено и это никак не связывается с тем, хорошо ест ребенок или плохо. Нет необходимости быть "под каблуком" у ребенка Я так подробно говорил о том, что ребенок должен есть по своему желанию, что у некоторых родителей могло создаться неправильное представление. Я помню одну мать, которая в течение многих лет вела войну со своей семилетней дочерью, заставляя ее, уговаривая, споря каждый раз за едой. Изучив теорию, она поняла, что у ребенка, возможно, всегда был скрытый нормальный аппетит и стремление к сбалансированному питанию и что лучший способ оживить ее аппетит - это прекратить войну из-за него. Но она ударилась в другую крайность, она пошла на поводу у дочери. К этому времени у девочки развилось сильное чувство противоречия в результате длительной борьбы. Обнаружив, что ее мать стала сама кротость, она воспользовалась этим. Например, она высыпала в кашу полную сахарницу сахара, наблюдая исподтишка за молчаливым ужасом на лице матери. Мать стала спрашивать ее каждый раз перед едой, что она хочет. Если ребенок говорил: "Сардельку", она послушно шла в магазин и покупала сардельки. Садясь за стол, ребенок мог сказать: "Я не хочу сардельку, я хочу сосиску", и мать опрометью бежала в ближайший магазин покупать сосиски. Существует и средняя позиция. Вы вправе ожидать от ребенка, чтобы он вовремя приходил к обеду, ужину, завтраку, был вежлив и дружелюбен по отношению к сидящим за столом, воздерживался от неприятных замечаний о еде, ел относительно культурно для своего возраста. Хорошо, если мать, составляя меню, максимально учитывает его вкусы и вкусы других членов семьи. Спрашивайте иногда ребенка, чтобы ему хотелось. Но он не должен чувствовать в семье главной персоной, с которой все считаются. Разумно ограничить его в отношении таких продуктов, как сахар, конфеты, фруктовая газированная вода, пирожные. Это может произойти без пререканий, если мать будет вести себя, как человек, который знает, что делает. Если ребенок давится Ребенка, который даже после года не в состоянии глотать непротертую пищу, видимо, часто кормили насильно или по крайней мере энергично уговаривали. Он вполне мог бы справиться с непротертой пищей, но когда его кормят насильно, он давится. Матери таких детей часто говорят: "Удивительно, что он не давится кусками, если еда ему нравится. Он может проглотить даже куски мяса, когда гложет кость". Лечение состоит из трех частей: во-первых, поощряйте его к тому, чтобы он ел полностью самостоятельно; во-вторых, помогите ему преодолеть подозрительное отношение е еде; в-третьих, очень постепенно переходите от протертой пище а непротертой. Пусть он ест все протертое в течение нескольких недель или даже месяцев, если необходимо, пока не перестанет бояться есть и начнет получать удовольствие от еды. В этот период можно совсем не давать ему мяса, например если ему не нравится мелко перемолотое мясо. Другими словами, переход от протертой пищи к непротертой должен осуществляться в соответствии с реакцией ребенка. Некоторые дети давятся даже от протертой пищи. Иногда это бывает из-за ее вязкой консистенции. Попробуйте немного разбавлять такую пищу водой или молоком. Или попробуйте мелко рубить овощи и фрукты, не разминая их.


Детский постНекоторые говорят, что детям, не достигшим возраста 3-7 лет, вообще не надо поститься в среду и пятницу, а также в течение многодневных постов, которые предписаны Церковью. Другие говорят, в эти дни детям позволяется вкушать молоко, сыр, яйца. Как следует поступать? И могут ли дети поститься как взрослые христиане? Ответить на этот вопрос на основании святых канонов нельзя, так как нет ни одного канона, конкретно определяющего детский пост. Но ответ можно получить из целостного осознания сути поста, его вида и цели. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что у детей нет потребности в строгом посте , к которому призывает Церковь взрослых христиан. Причина простая: дети не впадают еще в тяжкие грехи подобно взрослым, не находятся в плену «взрослых» страстей, не имеют пагубных привычек, и поэтому не нуждаются в исцелении, укрощении и уничтожении страстей, для которых пост является грозным оружием в руках христианина, ради чего Бог заповедал поститься, а Святая Церковь установила правила поста. Но это не означает, что дети свободны от поста и совсем не должны поститься. Степень строгости поста детей зависит от веры и благочестия их родителей. И здесь требуется мудрость и рассуждение, чтобы не ущемить ни телесных, ни духовных потребностей ребенка. Прежде всего нужно определиться, до какого возраста следует считать свое чадо ребенком. Дети проходят несколько фаз развития: младенец, ребенок двух-трех летнего возраста, дошкольник, школьник, отрок, юноша. Для некоторых родителей их чадо и после службы в армии все еще ребенок. Очевидно, нельзя все фазы «детства» в отношении поста воспринимать одинаково. Здесь возможны две крайности: либо родители с раннего детства требуют от ребенка придерживаться строгого поста, либо «щадят» его от всякого поста вплоть до совершеннолетия. И та и другая крайности пагубны для духовной жизни ребенка. В первом случае существует опасность излишней строгостью вызвать у ребенка отвращение к посту, что может привести к полному отказу от постов в зрелом возрасте и нанести вред душе. Во втором случае, если ребенок с детства не будет приучен к воздержанию, не будет различать постных и непостных дней, то в зрелом возрасте ему будет трудно привыкнуть к посту, что не менее пагубно. Найти золотую середину - вот задача родителей. С этим легко справятся лишь те родители, которые сами ведут духовную жизнь, сознательно борются за спасение собственной души и души своего чада. Ведь обязанность родителей заключается не только в том, чтобы родить ребенка, ввести его в эту земную жизнь, но им следует, в наибольшей степени, воспитать его в Вере православной, сотворив гражданином Царства Небесного Например, совершенно естественно, когда мать приносит свое любимое чадо каждое воскресенье в храм и причащает на Литургии. Конечно, у младенцев пост не предполагается, и мать кормит его грудным молоком безо всяких ограничений, что не может стать препятствием в соединении его с Господом в святом Таинстве Причащения. Так дитя возрастает в храме Божьем, телесно укрепляясь материнским молоком, а духовно - Святыми Тайнами. Ребенок с ранних дней привыкает к обстановке храма, к запаху ладана, к огонькам свечей, к священническому облачению. К сожалению, в Сербии существует темное суеверие, будто нельзя причащать ребенка до трех или даже до пяти лет. И когда таких детей приводят на Причастие, то нередко мы становимся свидетелями безобразных сцен - раздаются истошные крики, визги, ребенок боится «страшного бородатого священника», и причастить дитя в таком случае бывает очень трудно. Хуже всего, если страх у ребенка закрепится на долгие годы или на всю жизнь, лишив его великого Таинства Причащения. С другой стороны, родители, пекущиеся о духовной жизни своего чада, начинают приучать его к посильному посту уже с трех-четырехлетнего возраста ради того, чтобы дитя отличало среду и пятницу от других дней, и это станет безценным навыком на всю его жизнь. То же самое можно сказать в отношении Таинства Покаяния или Исповеди. По учению Церкви, ребенок до семи лет не имеет греха. Но многие родители приводят своих детей на исповедь и в четыре-пять лет ради того, чтобы привить ему осознание своих христианских обязанностей, без которых невозможна духовная жизнь христианина. Очень важно научить ребенка свободно и доверительно общаться со своим духовником. Итак, пост для детей необходим, но не следует впадать в крайности. Родителям сами должны жить по заповедям Божиим, трудиться над личным спасением под руководством опытного духовника, и тогда золотая середина легко будет определена в отношении детского поста, святого Таинства Покаяния и Причащения. Мир вам и радость от Господа. Иерей Василий Вольский (г.Мурманск): Многие у нас причащают детей до семи лет каждую неделю. А как исполнилось семь, так дитя это почти перестаешь видеть в храме. Потому что нужно готовиться к исповеди, нужно попоститься хотя бы один день накануне, то есть появляются небольшие трудности, к которым родители и дети оказываются не готовы. С какого возраста нужно приучать ребенка к посту? Моими предками были поморы с Терского берега, перед которыми не стояло такого вопроса. До двух-трех лет мать кормила ребенка грудью, а потом дети питались тем же, что и вся семья. Весной корова отелится, молоко девать некуда, но детям его все равно в Великий пост не давали. С младости приучали к воздержанию. И старец Алексий Зосимовский говорил, что с двух-трех лет ребенок должен учиться понимать, что такое среда и пятница. Сейчас, конечно, прежний уклад во многом разрушен, а бездумно его копировать бессмысленно. Мы с матушкой позволяем своим детям есть молочное в пост. Но они, глядя на нас, сами говорят: «Мы тоже хотим поститься». Это их добровольное решение, мы не принуждаем. И не скажу, что наши дети испытывают какие-то тяготы в связи с постом: что мама сготовила, то и едят, не просят дать «вкусненького». Вообще, в уставе Церкви постам для детей не уделено места. Он создавался в монашествующей среде и на нее прежде всего ориентирован. Сказано, что если женщина родит в Страстную седмицу, то пусть вкушает елей и вино. Это, собственно, все. Но все-таки, я думаю, чем раньше приучить, тем лучше. Если с детства не выработалась привычка к воздержанию, то потом человеку будет очень трудно заставить себя поститься. Даже в семь лет много уже упущено, приходится преодолевать какой-то барьер. Другое дело – не стоит с ходу идти на резкие ограничения, нужно мягко приучать. Поначалу довольно отказа от мяса в постные дни, хотя бы в среду и пятницу, Страстную неделю. И дальше увеличивать по силам, сызмала приучать к духовной и телесной дисциплине. И потихоньку двигаться к церковному совершеннолетию, которое у девушек наступает в тринадцать лет, а у парней в пятнадцать. С этого возраста они могут быть крестными отцами и матерями и, конечно, поститься, как все. Но лишь в том случае, когда уже есть опыт. Только тогда переход от «детского» поста к «взрослому» будет безболезненным. Когда подростков безо всякого перехода начинают даже не убеждать, а понуждать к бессмысленной голодовке, которую язык не повернется назвать постом, – это очень печальная картина. Бог не терпит насилия. Даже маленьких нужно с лаской убеждать, объяснять, в чем смысл поста, предлагать хоть от чего-то отказаться. Но сейчас многое перепутано. У нас иные ребята в воскресной школе хотят поститься, а родители им не дают. А можно наблюдать картину, когда не взрослые детей, а дети взрослых приучают к посту. Игумен Филипп (Филиппов) (г.Сыктывкар): По этому поводу нет каких-то общепринятых установлений Церкви, которые все четко бы регламентировали. Это, с одной стороны, плохо, с другой – здесь проявилась мудрость Церкви, передавшей вопрос о детском посте в ведение духовника. Бывает, что Господь с младенчества приуготовляет ребенка к святости. Вспомним преподобного Сергия, который еще младенцем отказывался вкушать материнское молоко по средам и пятницам. Но, как правило, обременять ребенка каким-то строгим воздержанием – это не лучший способ привить ему благочестие. Едва ли он в силах понять смысл навязываемого ему подвига. Между тем у меня в приходе есть несколько многодетных семей, где дети просто изнурялись постами. Я видел потом, как они, бледные, немощные, не могли молиться, стоять в церкви, а просто засыпали. Так организм борется с истощением, растратой сил. Пришлось строго-настрого запретить подвергать детей таким испытаниям. Церковь учит, что женщина, которая постится во время беременности, уподобляется самоубийце. И это распространяется во многом на уже родившихся детей. В тот период, когда организм растет, развивается, он нуждается в достаточном поступлении внешнего питательного материала. Если мы не будем этого учитывать, то получим ослабленного ребенка. Это мое мнение и как священника, и как врача. Конечно, когда у родителей имеется в семье значительный достаток, когда они способны обеспечить ребенка во время поста разнообразным питанием, необходимым количеством фруктов, овощей, орехов, черного горького шоколада и др., то есть всеми важными для развития витаминами, белками, жирами, тогда пост не представляет угрозы для детского здоровья. Но у нас очень немногие семьи способны позволить себе подобные траты. Поэтому у меня такая позиция: поститься всерьез можно начинать лишь по достижении совершеннолетия. Примерно с четырнадцати лет можно начинать поститься перед причастием. Это не значит, что можно вот так подойти к Чаше без подготовки. Уже с семи лет нужно вычитывать необходимые молитвенные правила перед принятием Святых Даров, поначалу, конечно, с помощью взрослых. До 14-16 лет упор нужно делать все-таки на духовное устроение, а физические подвиги отложить на более поздний срок. Но, конечно, есть одна неделя в году, когда поститься в той или иной мере (например, отказываться от мяса) можно всем, включая самых маленьких. Это Страстная неделя, которая очень важна для понимания православной веры. В эти дни ребенок в силах понять смысл поста – что нужно немножко пострадать вместе со Христом. Одна неделя не нанесет ущерба здоровью, но многое может дать для духовного устроения. В остальных случаях детям можно поститься только по благословению духовника. Нельзя, навязывая ребенку правила, которые принимались прежде всего для монашествующих, всерьез думать, что мы вводим его в евхаристический круг жизни Церкви. Иерей Сергий Гомаюнов (г.Вятка): Этот вопрос очень деликатный и в каждом случае должен решаться по-разному. Прежде всего нужно вспомнить, в чем смысл поста. Еще в раю человеку была дана заповедь невкушения от древа познания добра и зла. Зачем? Чтобы наши прародители могли упражнять свою волю, научаясь направлять души к добру и удерживаться от зла. Применительно к ребенку можно сказать, что пост для него только тогда состоится, когда он поймет, что это подвиг ради Господа. Что он жертвует чем-то не потому, что «так надо», а чтобы душа не была немощна. Ведь слабая душа, которая во всем себе потакает, не способна к любви. Исходя из этого и нужно подходить к посту, который не обязательно должен заключаться в отказе от мясного. Это может быть отказ от каких-то любимых зрелищ, телепередач например, или воздержание от какого-то лакомства. Здесь важна любая, пусть самая маленькая, но добровольная жертва. Очень трудно объяснить ребенку ее смысл, но без этого пост оказывается механическим запретом и вызывает тяжелые вздохи у большинства детей. А когда понимание есть, то формы поста могут зависеть от уклада семьи. Если родители говеют, то и детям это не в тягость. Они вообще ограничения в пище переносят легче нас. А вот, например, если отказаться от игры на компьютере или от другой, не слишком полезной для здоровья, забавы – это да, это трудно. Конечно, если ребенок ослаблен, болен, то можно и молочное давать, и все, что нужно для здоровья. Но и тогда он должен ощущать на себе, что пост начался, что он идет. Это в каждом случае по-разному нужно решать, но решать обязательно. Иначе ребенок потом не сможет научиться жить одной жизнью с Церковью. Перед причастием с семи лет поститься нужно обязательно, один-два дня, у разных священников разные мнения о продолжительности такого воздержания. А к 10-12 годам ребенок уже в состоянии поститься всерьез. По материалам сайтов: Христианская газета Севера России "Вера" Сербская газета "Дух христианина"


Новое на сайте
Реклама на сайте
Реклама
По вопросам размещения на сайте обращайтесь к администратору. Почта egomischin@yandex.ru
Copyright © 2012-14 Здоровье и воспитание детей
  Яндекс.Метрика