Главная Обратная связь Добавить в закладки Сделать стартовой
CHILD DOC - здоровье, воспитание, развитие ребенка
Плохой аппетитВы слышали когда-нибудь, как громко и требовательно кричат птенцы в гнезде, требуя пищи? Пернатые родители с утра до вечера только и делают, что кормят своих детей, а те просят еще и еще. С не меньшим воодушевлением поглощают пищу личинки насекомых, котята, щенята и все остальные растущие организмы. И только среди человеческих детенышей встречаются такие, которые сидят, грустные и бледные, роняют слезы в тарелку и совершенно, ну ни капельки не хотят есть. Родители же стремятся скормить ребенку содержимое тарелки любыми способами: от мягкого "За маму, за папу, за бабушку..." до жесткого "Пока все не съешь, из-за стола не выйдешь". И если ненавистная каша и котлета все-таки съедены, мама с папой считают, что цель достигнута и все в порядке. А потом... - Родители шестилетнего Андрюши пришли на консультацию в полном смятении, - рассказывает детский психолог, кандидат психологических наук Елена Анатольевна Смирнова. - Их сын недавно убежал из дома. Его быстро нашли и вернули, но мальчик огрызался, плакал и грозился сбежать снова. Потрясенные родители ничего не могли понять. Они клялись и божились, что любят своего ребенка больше всего на свете, что были с ним добры, никогда не поднимали на него руки... Но в ходе подробной беседы всплыла одна проблема: с малолетства у Андрюши был плохой аппетит, и его заставляли есть. Так отношения в семье оказались всерьез испорченными. Причем горький опыт ничему не научил этих с виду разумных и благополучных родителей. Через несколько лет они снова пришли на консультацию со своим вторым ребенком. Протестуя против родительского давления, семилетняя девочка совершенно перестала подчиняться, скрывала школьные оценки. Все это тоже оказалось результатом многолетней "войны за столом". Конечно, не все дети способны на открытый протест. Тихая послушная девочка, которую тоже постоянно заставляли есть, не убегала из дома сама, но это делали все персонажи ее игр. Потом она придумана сказочную страну, где бездомные дети-игрушки обретали новый дом и жили в нем совсем без взрослых. Эту девочку заставляли есть не только дома, но и в детском саду, а потом в школе. Когда весь их первый класс на большой перемене строем шел в столовую завтракать, малышка начинала стучать зубами - от страха перед очередной "пыткой едой". Окружающим казалось, что девочка просто замерзла, а она стыдилась кому-нибудь рассказать о том, что с ней происходит на самом деле. Такое состояние врачи и психологи уже классифицируют как невроз. Нередко у детей, которых кормят насильно, наблюдаются и другие изменения поведения - они становятся не в меру упрямыми, агрессивными или плаксивыми. Если вам случается насильно заставлять ребенка есть, то, читая эти строки, вы, скорее всего невольно начинаете себя успокаивать: ну, у нас ведь совсем другая ситуация, с нашим ребенком такого случиться не может, ведь мы так любим его, желаем только добра... Увы! Даже если явных тревожных симптомов незаметно, насилие не может пройти бесследно для психики ребенка и его взаимоотношений с родителями, утверждает Елена Анатольевна. Став старше, ребенок, скорее всего, простит маме и папе их чрезмерное рвение в вопросах питания. Но на подсознательном уровне он все равно будет помнить, что эти люди способны совершить насилие, не считаясь с его потребностями и чувствами. И по-настоящему близкие, доверительные отношения в такой семье построить будет очень тяжело. Пользы для здоровья от кормления через силу тоже никакой. Исследования, проводившиеся в США (их результаты опубликованы в журнале Американского психологического общества), показали, что дети, которых кормят насильно, впоследствии значительно чаще страдают нарушениями в работе желудочно-кишечного тракта и щитовидной железы, не говоря уже о страхах и неврозах. Но это еще не все. Если родители всегда решают за ребенка, когда ему нужно поесть, когда поспать, а когда потеплее одеться, не считаясь с его собственным мнением, у маленького человека плохо формируется способность осознавать и удовлетворять свои потребности. Даже став взрослым, он часто не может понять, чем хочет заниматься, чего ему не хватает для счастья. Способность к волевому регулированию своего поведения у таких людей тоже снижена. Вообще-то человеческий организм - это саморегулирующаяся система, которая способна хорошо приспосабливаться к самым разным условиям. Одна из таких приспособительных реакций - снижение аппетита во время болезни, при сильном стрессе, при резкой смене обстановки, климата и т.п. Заставлять ребенка есть в такие моменты - значит наносить вред его здоровью, мешать организму приспособиться к трудной ситуации. Получается, что и с психологической, и с медицинской точки зрения заставлять ребенка есть - вредно. Тогда почему же это так часто происходит? Что заставляет родителей идти против здравого смысла и научных рекомендаций? Причин, по мнению Елены Анатольевны, несколько. Во-первых, очень живуч в нашем народе стереотип "сытость, упитанность - это здоровье". Особенно у людей старшего поколения, переживших войну, разруху, голод. Во-вторых, большую роль играет традиционное для нашего уклада отношение к ребенку как к существу неразумному, не понимающему, что для него хорошо, а что - плохо. Есть и другие моменты. Некоторые родители, подсознательно чувствуя, что не способны дать своему ребенку достаточно внимания, понимания, ласки, невольно пытаются компенсировать это усиленной заботой о его питании. Властные, авторитарные родители воспринимают отказ от еды как одну из форм непослушания, нарушения дисциплины и порядка. Взрослые, которые считают важным поступать "как положено", "как должно", находятся под гнетом стереотипа "ребенок должен питаться". Им кажется, что в противном случае они плохо выполняют свои родительские обязанности. Тревожные родители все время переживают, что с их ребенком что-то не в порядке - он слишком худой, слишком слабый, слишком часто болеет, отстает в развитии и т.п. Стремясь как-то заглушить свою тревогу, они отчаянно пытаются создать иллюзию благополучия. Не надо забывать и о том, что в тоталитарном обществе, из которого все мы родом, насилие вообще считалось нормой. В частности, воспитателей в детском саду обязывали скормить каждому ребенку его порцию. Кстати, в европейских странах, где столь важное значение придают правам человека, насильственное кормление встречается намного реже. Там принято относиться к младшим как к равноправным членам семьи. Ребенок, страдающий от насилия в семье, может даже подать на родителей в суд. У нас другие традиции, другой менталитет. Но отношение к собственному ребенку как к несознательному, неразумному существу, не понимающему, что ему нужно, - не самое лучшее, что мы можем ему дать. - А были ли в вашей практике случаи, когда родители осознавали причины проблем и меняли свое поведение? - спрашиваю у Елены Анатольевны. - Да, такое случается, хотя и нечасто, к сожалению. Одно время я консультировала семью, в которой единственного обожаемого сына пичкали едой многие годы. Постепенно очаровательный пухлый карапуз превратился в неуклюжего толстого подростка, который очень страдал от насмешек сверстников. Но родители, ничего не замечая, продолжали уговаривать его съесть еще одни блинчик, еще одну котлетку. В 14 лет мальчик, осознав, что его довели до такого состояния собственные родители, вдруг возненавидел их, стал агрессивным, злым. Острота конфликта заставила родителей обратиться к психологу. После нескольких консультаций они в корне изменили свое поведение: иначе организовали питание в семье, помогли сыну сесть на диету и стали всячески поощрять занятия спортом. За несколько месяцев мальчик похудел, окреп, почувствовал себя полноценным человеком. Наладились и отношения в семье. И еще одна история. У четырехлетней девочки из-за постоянного насильного кормления возникло очень неприятное нарушение - энкопорез (недержание кала). Для мамы, придававшей исключительно важное значение чистоте и аккуратности, это было настоящей трагедией. После бесед с психологом мама осознала причину болезни ребенка и приняла решение изменить свой подход к питанию дочери. Но как же ей было трудно! Как болезненно она переживала этот период! Предоставив дочери свободу за столом, мать сама заболела - перестала спать. Но случаи недержания становились все более редкими, пока полностью не прошли. Мамино самочувствие тоже постепенно пришло в норму. - Не все родители имеют возможность в нужный момент обратиться к психологу. Как поступить тем, кто хочет отказаться от насильственного кормления, но не знает, с чего начать? - Начать нужно с осознания причин. Без этого невозможно взять свое поведение под контроль разума. Надо помнить, что те причины, которые мы с вами назвали, могут в каждом конкретном случае встречаться по отдельности или в различных сочетаниях. Затем нужно обсудить с ребенком его меню. Нет никакой необходимости заставлять его есть те блюда, которые вызывают отвращение. Любой продукт, даже самый полезный и питательный, можно заменить каким-нибудь другим. Среди полезных продуктов всегда можно найти вкусные, а среди вкусных - полезные. А еще чадолюбивым, тревожным родителям надо осознать, что их ребенок совершенно точно не умрет от голода, если они перестанут заставлять его есть. И, конечно, приняв такое решение, нельзя от него отступать. - Некоторые родители пытаются не кормить ребенка, пока он не попросит. А он не просит сутки, двое... И они не выдерживают, снова заставляют его есть. - Давайте еще раз вспомним: организм человека должен сам регулировать свои потребности в пище. Чем дольше ему отказывали в такой возможности, тем медленнее он восстанавливается. Но рано или поздно это все равно произойдет. Помогает упорядочить питание режим дня. Не захотел есть в завтрак - не надо. До обеда - никаких перекусов. Не захотел обедать - ждем ужина. И совсем не обязательно ребенок, проголодавшись, съест сразу два или три блюда. Возможно, это будет только одно яблоко. Значит, организму в данный момент больше не требуется. Еда должна быть удовольствием. Нет ничего страшного в том, считает психолог, если маленькому ребенку за столом читают книжку или рассказывают сказку. Это лучше, чем стоять рядом с ремнем в руках. К тому же маленькие дети, которым свойственна повышенная подвижность, иногда просто не способны долго сидеть на одном месте. Чтение или рассказ помогает им успокоиться и сосредоточиться. Ну, а если вам все равно трудно поверить в то, что ребенок сможет насытиться без вашего "руководства", поговорите на эту тему с любой многодетной мамой. Скорее всего, она признается, что у нее едва хватает сил и времени, чтобы приготовить достаточное количество еды, а уж съедается все очень быстро и с удовольствием. Не потому, что ее дети - какие-то другие. Просто маме некогда создавать из этого проблему. Журнал "Наш малыш" №09, 2001


п/п Район Сведения об учреждении, на базе которого располагаются Комиссии Учреждение Адрес Телефон Примечание Часы работы Северный административный округ. 1. Аэропорт Средняя общеобразовательная школа № 150 Ленинградский пр-т, д.46 612-85-33, 155-94-79 понедельник с 16-00 до 19-30, четверг с 16-00 до 19-30 Средняя общеобразовательная школа №144 ул. Новопесчаная, д.15 157-13-88, 155-94-79 2. Беговой Средняя общеобразовательная школа №201 ул. З. и А Космодемьянских, д.3/2, стр.1 450-95-37, 155-94-37 понедельник с 16-00 до 19-30, четверг с 16-00 до 19-30 Средняя общеобразовательная школа №698 ул. Новопесчаная, д.15 945-96-63, 155-94-37 3. Бескудниковский Центр образования №1678 ул. Дубнинская, д.73, корп.5 480-35-33, 155-94-62 понедельник с 16-00 до 19-30, четверг с 16-00 до 19-30 Средняя общеобразовательная школа №244 Бескудниковский бульвар, д.53 488-00-73, 155-94-62 4. Войковский Средняя общеобразовательная школа №201 ул. З. и А Космодемьянских, д.3/2, стр.1 450-95-37, 155-94-37 понедельник с 16-00 до 19-30, четверг с 16-00 до 19-30 Средняя общеобразовательная школа №698 ул. Новопесчаная, д.15 945-96-63, 155-94-37 5. Восточное Дегунино Центр образования №1678 ул. Дубнинская, д.73, корп.5 480-35-33, 155-94-62 понедельник с 16-00 до 19-30, четверг с 16-00 до 19-30 Средняя общеобразовательная школа №244 Бескудниковский бульвар, д.53 488-00-73, 155-94-62 6. Головинский Средняя общеобразовательная школа №651 ул. Флотская, д.60 453-44-25, 155-94-36 понедельник с 16-00 до 19-30, четверг с 16-00 до 19-30 Средняя общеобразовательная школа №692 Ленинградское шоссе, д.94А, стр.1 458-21-01, 155-94-36 7. Дмитровский Средняя общеобразовательная школа №660 ул. Дегунинская, д.18 905-82-55, 155-94-33 понедельник с 16-00 до 19-30, четверг с 16-00 до 19-30 Средняя общеобразовательная школа №236 ул. Клязьминская, д.8А 906-75-95, 155-94-33 8. Западное Дегунино Средняя общеобразовательная школа №660 ул. Дегунинская, д.18 905-82-55, 155-94-33 понедельник с 16-00 до 19-30, четверг с 16-00 до 19-30 Средняя общеобразовательная школа №236 ул. Клязьминская, д.8А 906-75-95, 155-94-33 9. Коптево Средняя общеобразовательная школа №603 ул. З. и А Космодемьянских, д.33 156-10-19, 155-94-98 понедельник с 16-00 до 19-30, четверг с 16-00 до 19-30 10. Левобережный Средняя общеобразовательная школа №651 ул. Флотская, д.60 453-44-25, 155-94-36 понедельник с 16-00 до 19-30, четверг с 16-00 до 19-30 Средняя общеобразовательная школа №692 Ленинградское шоссе, д.94А, стр.1 458-21-01, 155-94-36 11. Савеловский Средняя общеобразовательная школа №221 ул. Верхняя Масловка, д.26, стр.1 612-62-01, 155-95-05 понедельник с 16-00 до 19-30, четверг с 16-00 до 19-30 Средняя общеобразовательная школа №207 Астрадамский пр-д, д.5 611-13-29, 155-95-05 12. Сокол Средняя общеобразовательная школа №150 Ленинградский пр-т, д.46 612-85-33, 155-94-79 понедельник с 16-00 до 19-30, четверг с 16-00 до 19-30 Детский сад №716 ул. Левитана, дом 3-А (499) 198-60-63 13. Тимирязевский Средняя общеобразовательная школа №221 ул. Верхняя Масловка, д.26, стр.1 612-62-01, 155-95-05 понедельник с 16-00 до 19-30 четверг с 16-00 до 19-30 Средняя общеобразовательная школа №207 Астрадамский пр-д, д.5 611-13-29, 155-95-05 14. Ховрино Средняя общеобразовательная школа №1112 ул. Фестивальная, д.69 454-02-80, 155-93-70 понедельник с 16-00 до 19-30, четверг с 16-00 до 19-30 15. Хорошевский Центр образования № 1865 ул. Куусинена, д.13 943-26-15, 155-93-70


Замороженная вишняЗамораживание пищевых продуктов - давно известный северным народам способ сохранения пищи. Мясо или рыбу опускали в воду, развешивали на морозе, чтобы на их поверхности образовалась ледяная корка, а потом закапывали в снег. Так они могли лежать всю зиму. Промышленное замораживание началось в 1910 году в США. Однако только со времени второй мировой войны его начали применять в широких масштабах. Сначала замораживали исключительно мясо, затем стали замораживать плоды, овощи, яйца, а в дальнейшем - готовые блюда и полуфабрикаты. В современных скороморозильных аппаратах процесс замораживания не превышает нескольких минут. Плоды и овощи в промышленных условиях замораживают при температуре минус 35°С и ниже, а хранят при температурах от минус 18 до минус 35°С. Замораживание - лучший, наиболее совершенный способ консервирования плодов и овощей, при котором сохраняются их пищевая ценность и вкусовые свойства. Очень полезны как сезонные продукты быстрозамороженные фрукты и помидоры. В домашних условиях для замораживания плодов и овощей и последующего их хранения используют бытовые холодильники и морозильники. В замораживающем отделении минимальную температуру можно устанавливать на уровне минус 25 - 27°С. В морозильнике в отделении хранения может поддерживаться температура до минус 18°С. В морозильной камере бытового холодильника постоянной можно сделать температуру от минус 12 до минус 25°С (в зависимости от марки холодильника). При таких температурах достигается довольно быстрое и равномерное замораживание и обеспечивается хранение замороженных продуктов в течение нескольких месяцев. Качество замороженных продуктов, естественно, зависит и от качества исходного сырья. Значение имеет и время сбора плодов и овощей. Высшее качество готового продукта гарантируется, если плоды и овощи замораживают не позже чем через два часа после уборки. Замороженные ягоды, обычно, используются в свежем виде, их надо собрать как только созрели. Овощи для замораживания кладут обычно в начальном сроке зрелости с тем расчетом, но затем их подвергают кулинарной обработке. Подготовка плодов и овощей к замораживанию Подготовка не отличается от подготовки, как для обычного консервирования. Сначала сортируют, отбрасывая непригодные, затем очищают, удаляя несъедобные части: кожицу, косточки, плодоножки, семенные гнезда. Нежные ягоды (малину, клубнику) лучше очищать после размораживания. Все плоды и овощи тщательно моют или споласкивают проточной водой, а затем обсушивают на ситах. Чтобы затормозить деятельность ферментов и сохранить окраску овощей, их бланшируют, то есть окунают в горячую воду при температуре 80 - 100°С, а затем быстро окунают в холодную воду. Замораживать плоды и овощи нужно россыпью, постепенно пересыпая сахаром Подготовленное с овощи, замораживаемое россыпью, раскладывают в один слой на дуршлаге или подносе и кладут в морозильное отделение. Замороженные продукты пересыпают в полиэтиленовую тару, завязывают и хранят. Плоды и ягоды часто замораживают перемешанными с сахаром или в сахарном сиропе. При замораживании с сахаром ягоды укладывают в тару и послойно пересыпают сахарным песком. При замораживании другим методом готовят 50% сахарный сироп. Подготовленные плоды и ягоды засыпают в формы и заливают сахарным сиропом. Для заливки готовят отжатый сок, заранее осветлив и засыпав по вкусу сахаром. Овощи удобно хранить в брикетах в полиэтиленовых мешочках. Для приготовления брикетов используют формы, формочки из под льда без перегородок. Используют небольшие формочки, для быстрого промерзания. Вынимают продукты, подержав под струей холодной воды изамороженный брикет сразу вынимают, кладут в полиэтиленовый пакет и кладут на хранение. Все замороженные продукты своевременно укупоривают, чтобы не было их контакта с воздухом. Плохо укупоренные продукты непрерывно выделяют влагу, которая конденсируется на стенках морозильника, образуя снеговую шубу. А это значит, что холодильник нужно чаще отключать для оттаивания. Частое отключение холодильника создает сложности с сохранением качества замороженных продуктов - важно не допустить размораживания их. Зимой есть выход - достаточно вынести продукты на холод. При температуре выше нуля решить проблему сложнее. Чтобы не разморозить продукты, после выключения холодильника все продукты убирают и предохраняют от потери холода какими-либо разнообразными материалами. Самый простой выход - завернуть заморозку в шерстяное одеяло. Годится для этой цели и автохолодильник. Продолжительность хранения замороженных продуктов зависит от температуры хранения. При температуре минус 6 °С замороженные продукты нельзя хранить более 3 - 4 дней. При минус 18°С замороженные продукты в домашних холодильниках и морозильниках могут храниться более длительное время Продукты со следами размораживания, а тем более размороженные, для дальнейшего хранения непригодны, их надо сразу использовать. Если размороженных продуктов оказалось больше, чем можно употребить за один прием, надо произвести тепловую обработку, охладить и снова заморозить. Очень важно знать, как правильно размораживать плоды и овощи. Правила размораживания в целом одинаковы для всей замороженной продукции - и промышленного, и домашнего приготовления. Во время размораживания продуктов нельзя допускать к ним доступа воздуха и вытекания сока. Проще всего продукт, подлежащий размораживанию, поместить в герметичную упаковку и опустить в холодную воду. Продолжительность размораживания при этом способе не превышает 30 - 45 минут. Продолжительность хранения замороженных овощей и ягод в морозильнике при -18 °С Абрикосы, черешня 8 - 12 месяцев Смородина, крыжовник,слива, ревень до 12 Малина, земляника до 12 Зеленый лук 6 - 8 Зеленая петрушка 8 - 12 Помидоры 3 - 6 Перец 4 - 6 Цветная капуста 6 - 8 Зеленый горошек, фасоль 8 - 12 месяцев Размораживать замороженны ягоды нужно при комнатной температуре, всего 2 - 3 часа. Но у этого способамного отрицательных тенденций. В плодах и овощах, мы теряем много ценного витамина С. Ягоды разваливаются и теряют почти весь сок. Обычно размораживать надо при 3 - 4°С. Процесс разморозки проходит в 7 - 10 часов. А если разморозить ягоды, залив их холодным сахарным сиропом и кипятить, опять терям сок и качество продукции. Деформированные ягоды отсортировывают и употребляют в пищу. Свежие овощи сразу подвергают тепловой обработке. Помидоры перед употреблением опускают на несколько секунд в кипящую воду, снимают кожицу и, пока они полностью не разморозились, разрезают на дольки. Используют замороженные плоды и овощи почти так же, как свежие. Преимущество их в том, что они уже подготовлены к кулинарному использованию. Продолжительность варки замороженных овощей в 2 - 3 раза меньше, чем свежих.


Детский садДетский сад - целая эпоха в жизни малыша, большой новый этап, к которому важно подготовиться как ребенку, так и родителям. Как правило, ребенок примерно в 2-3 года испытывает самый настоящий голод по общению со сверстниками, по детскому коллективу. Иногда в той же детской поликлинике или в песочнице можно достаточно четко сказать, какие детишки "садовские", а какие домашние - те, кто откровенно ищет контакта со сверстниками (порой до навязчивости), наверняка не ходят в детский сад. Но тем не менее для многих родителей вопрос - ходить ли ребенку в детский сад - все равно неоднозначный, сложный и открытый. Понятно, что доводов "против" у таких родителей достаточно - мол, и болеть малыш часто будет в саду, и воспитательница попадется неизвестно какая, и кое-где вообще очень сложно устроить ребенка в сад… Но увы, ответ специалистов на вопрос - ходить ли ребенку в садик - как правило однозначен: обязательно!!! Потому что это не столько воспитание ребенка в отсутствие родителей, не столько передержка малыша на то время, пока мама на работе (в конце концов с этим прекрасно справится и бабушка, и няня), а прежде всего социализация малыша в коллективе, развитие его устойчивости, навыков общения и совместного существования, и самое главное - это завершающий и достаточно важный шаг в вопросе формирования личности. Даже наверное, немного не так: к тому времени, когда ребенку пора идти в сад, формирование его личностных особенностей фактически закончено. И его общение в саду - своего рода проверка перед той же школой: где в воспитании проявились слабые места (пока их еще можно успеть скорректировать)? Да, разумеется, нередко детишки в садике простужаются - на разве не чаще болеет домашний ребенок, которого кутают и излишне о нем заботятся? Не говоря уже о том, что у хорошо подготовленного к садику ребенка появляется своего рода иммунитет к таким простудам. А если родители сами не хотят, чтобы их ребенок становился самостоятельным - то и ребенок это почувствует. И начнет эксплуатировать родительские нервы и терпение вечным нытьем "не хочу в садик…" Да, любой переход в жизни ребенка всегда лучше осуществлять постепенно. И если вопрос о том, что ребенка в садик вести, решен положительно, подумаем о сопутствующих задачах и проблемах, о подготовке малыша к этому важному этапу - и о подготовке родителей тоже! Когда вести ребенка в сад? Иной раз родители настолько загружены (при том не имеют бабушек и не могут позволить себе няню), что они вынуждены отдавать ребенка не в сад, а даже в ясли. Но тут, как говорится, вообще выбирать нечего, и это все происходит под давлением обстоятельств… Если же есть выбор, с какого возраста начинать, то с началом детсадовского периода вообще лучше не затягивать (тогда ребенку легче будет адаптироваться в саду), но одно ограничение по срокам все же есть: разговор о садике можно затевать, как только малыш начнет более-менее связно говорить. Чтобы он сам мог рассказать вам, как прошел его день в саду, что он там делал, с кем играл, что ему сказали воспитатели и т.п. Пусть на первых порах это будет "детский лепет" - тем не менее таким образом будет стимулироваться и речевое развитие, и вы будете примерно знать, каково вашему ребенку живется в этом садике. Да, может статься так, что жалобы вашего ребенка будут возникать не на пустом месте. И возможно, садик (или как минимум группу) придется менять. Но чтобы все же такого не случилось, лучше изначально правильно выбрать детсад - благо сейчас далеко не всегда в садик направляют по территориальному принципу. Да и в одном микрорайоне садиков несколько. Как одевать ребенка в садик? Прежде всего - так, чтобы ребенок в группе чувствовал себя раскованно и свободно. Одежда вовсе не обязательно должна быть модная, новая и дорогая. Более того - вы же сами дома не ходите в рабочем костюме, а для ребенка садик - на целый день как дом, поэтому ему тоже в строгом костюмчике или в платьице, которое страшно помять, будет неуютно. Потом, ребенок должен легко сам одевать и снимать одежду, а главное - она всегда должна быть чистой и аккуратной! Именно от этого, а не от дороговизны и моды, зависит отношение к вашему ребенку. Пусть он будет одет в тренировочный костюмчик, но в чистенький и не рваный. Понятно, что в садике случаются всякие казусы - играл на полу, облился супом, упал на улице… Увы, мамам приходится стирать чуть ли не каждый день. Но поверьте, дело стоит того (разумеется, лучше иметь несколько комплектов одежды на смену). Вообще вспомним опять нашу знаменитую фразу о том, что крайности всегда вредны: как не стоит давать ребенку в садик откровенные обноски - мол, все равно испачкает, так и слишком дорогая одежда не прибавит ребенку значимости в группе. Это наверняка не оценится детьми, а у воспитателей, во-первых, вызовет внутренне напряжение (особенно когда не все из них могут сами позволить себе одежду по такой цене), а во-вторых, заставит их излишне беспокоиться за сохранность одежды вашего ребенка. Что тоже не увеличит их доброго к нему отношения Насколько легко ребенок войдет в коллектив группы? Это зависит от многих факторов, и прежде всего от того, насколько сам малыш замотивирован ходить в сад и насколько не боятся этого родители. Нередко родители чуть ли не отговаривают дитя от садика - и порой успешно. Да, многим из них (чаще мамам) просто страшно - как это, ребенок будет целый день в саду, не будет по маме скучать. Да мама от этого плохо себя чувствует… У таких мам ребенок - главное в жизни (что из этого выходит, когда такой ребенок вырастет, мы обсудим в пятой главе). Но именно от сочетания готовности самого ребенка и родителей зависит адаптация вашего малыша в группе. Девочка трех лет первый раз пошла в детсад, причем в самый первый день родители привели ее в группу чуть ли не раньше всех - именно сегодня им надо было пораньше на работу. Они попросили воспитателей непременно позвонить им, если с девочкой возникнут сложности - хотя сама девочка очень хотела в садик. Дома ей было невыносимо скучно. Звонка из садика не последовало, и родители, отработав полный день, пришли ближе к закрытию садика и увидели - их ребенок остался последним в группе. Ходит среди игрушек, распевает какую-то песню, а увидев родителей, заявил: "А, мама и папа? Ну идите домой, не волнуйтесь!" А ведь бывает и так, что детей приходится первые несколько месяцев водить только на полдня, в группе они не могут ни есть, ни спать, ни играть. А утром в раздевалке разыгрываются целые трагедии: "Мамочка не уходи, мамочка забери меня пораньше…" Возможно, у ребенка какие-то проблемы в общении. А может, внутренняя тревога, явившаяся отражением проблем в семье. Но иные мамы чуть ли не культивируют такое слезное прощание - им это подспудно добавляет гордости за свое родительское предназначение! Хотя гораздо здоровее психологически тот ребенок, который говорит родителям: "Ну пока" и срывается в группу, потому что там его приятели уже сгрудились вокруг какой-то игрушки… Кстати, домой такой ребенок идет тоже не с истерикой "наконец-то за мной пришли", а просто с охотой. Как тут не вспомнить старую поговорку для взрослых о том, что такое счастье: это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой Психологическая подготовка Чтобы ребенок легче адаптировался в саду, проведите первичную подготовку: · не отбивайте у него охоту общаться с детьми. · если гуляете с ним во дворе - постарайтесь не вмешиваться в его общение с другими детьми (по крайней мере пока нет открытого конфликта) · Подробности прогулки или поездки с кем-то из родителей непременно обсудите дома (попросите ребенка рассказать другому родителю о прогулке - заодно и речь потренируете). · Опять же - не отгораживайте ребенка от реальной жизни. Развивайте его помехоустойчивость, создавайте ему время от времени своего рода безопасные трудности (например, иногда над ребенком можно подтрунивать - добродушно. И чувство юмора развивается, и реакция на обзывания в саду будет более спокойная). Во всяком случае, научите малыша не пасовать перед проблемами, не бежать сразу за помощью, но и не отвечать на обиду упреждающей агрессией. · Научите ребенка говорить "нет", особенно тем взрослым, которые предлагают ему неприемлемые для него вещи. Приучите ребенка сообщать вам о ЛЮБОМ случае, когда кто-то его просил о чем-то "папе с мамой не говорить" - за этой просьбой может скрываться опасность. И сверстникам, которые могут его подбивать на какой-нибудь неблаговидный поступок, тоже нужно уметь отказать. Вообще ребенка нужно учить думать. Вот тогда это будет личность, и тогда садик станет полноценным тренингом общения, подготовкой к школе и ко взрослой жизни вообще!


«Горячие линии» окружных управлений образования Департамент образования города Москвы для обращений граждан по вопросам комплектования государственных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, системы Департамента образования города Москвы п/п Окружные управления образования Телефон «Горячей линии» Электронный адрес 1. Восточное окружное управление образования 8(495) 963-56-42 nvoronova@voumdo.ru 2. Западное окружное управление образования 8 (499) 240-52-74 prihodjko@zouodo.ru koroleva@zouodo.ru 3. Зеленоградское окружное управление образования 8 (499) 735-75-21 kolumbova@zou.ru 4. Северное окружное управление образования 8 (499) 155-94-91 haritonova@souo-mos.ru 8 (499) 155-94-92 danilova@souo-mos.ru 5. Северо-Восточное окружное управление образования 8 (495) 619-06-61 hot_line.svouo@mail.ru 6. Северо-Западное окружное управление образования 8 (499) 199-62-97; дополнительный круглосуточный  телефон: 8 (495) 947-77-20 emeljanova@rcsz.ru 7. Центральное окружное управление образования 8 (495) 915- 50-34 mmovchinnikova@mail.ru 8. Юго-Восточное окружное управление образования 8(495)350-55-38 kondrashova@uvuo.ru 9. Юго-Западное окружное управление образования 8 (499) 128-91-84 meken@bk.ru 10. Южное окружное управление образования 8 (499) 614-88-50 dou@sinergi.ru График работы: по рабочим дням с 10.00 до 17.00 часов, перерыв на обед с 13.00 до 14.00 часов.


На правах рекламы ТенотенНервная система ребенка более уязвима к информационной нагрузке и к разным психотравмирующим факторам. В определенные моменты нервную систему ребенка рекомендуется защищать от перегрузки. Для этого существуют фармацевтические препараты. В жизни ребенка может произойти много различных перемен: появление нового члена в семье – еще одного ребенка или даже нового папы, начало посещения детского сада, а потом и школы, экзамены, посещение врача (особенно стоматолога), поездка на отдых. Даже для нас, взрослых, перемены в жизни являются пусть небольшим, но потрясением, а что говорить о ребенке, нервная система которого более уязвима к травмирующим факторам. Временами нервную систему ребенка рекомендуется защищать и поддерживать. Какие средства для этого подходят? В обычное спокойное время достаточно создать благоприятную атмосферу дома, где ребенок чувствует себя защищенным и любимым. Но в определенные моменты маминой любви бывает недостаточно для защиты нервной системы ребенка. К сожалению, мамина любовь не такая всесильная вещь, чтобы защитить малыша сразу от всех напастей мира: от гриппа, энуреза, страха перед школой, задержки психического развития. И тогда на помощь маме приходят разнообразные лекарственные средства, помогающие ребенку оставаться здоровым и чувствовать себя хорошо. Речь пойдет об успокаивающем средстве, разработанном для детей – Тенотене детском. Препарат не обладает психотропным действием, а это означает, что он не сделает ребенка безучастным и лишенным эмоций. Тенотен детский не вызывает сонливости и заторможенности. Ребенку в любом возрасте важно сохранять активность в течение дня, чтобы успешно получать новые знания и познавать мир, и отсутствие седативного эффекта у препарата можно рассматривать как важное свойство. Действие Тенотена детского основано на улучшении функционирования клеток головного мозга. Исследования показали, что препарат может ускорить развитие нервной системы. По этой причине педиатры могут рекомендовать Тенотен детский детям, которые отстают от школьной программы вследствие задержки психического развития. Каким детям и в каких случаях может быть рекомендован Тенотен детский? В первую очередь, всем малышам, которым предстоит покинуть уютный домашний мирок и волнительно войти в новый коллектив: детский сад или школу. Большая часть детей может реагировать на этот болезненный процесс привыкания к садику или школе сниженным настроением, капризностью или подавленностью. Поэтому вы можете подготовить ребенка к новой жизни, начав давать Тенотен детский за 2-3 недели до планируемого вхождения в новый коллектив. Тенотен детский поможет и гиперактивным и неугомонным детям «сбавить скорость», что приводит к улучшению концентрации внимания и усидчивости. А это важные условия для хорошей успеваемости в школе. При проблемах со сном тоже можно рекомендовать успокаивающие средства. При желании вы сможете комбинировать Тенотен детский с привычными успокаивающими настойками, такими, как валериана или пустырник. Настойки рекомендуется давать непосредственно перед сном – это ускорит засыпание. Но в дневное время лучше их не использовать по причине седативного (снотворного) эффекта. Все дети развиваются с разной скоростью, и определенный процент детей не успевает «созреть» к началу занятий в школе. Это нормальное состояние, никакой патологии здесь нет, просто в первое время таким детям трудно учиться, они не воспринимают большую часть информации и приносят из школы плохие оценки. Тенотен детский можно рекомендовать и в этом случае – для улучшения питания клеток головного мозга и ускорения созревания нервной системы. Разумеется, не стоит ребенка прятать от жизни, стремясь создать ему тепличные условия, после которых он выйдет в «большую жизнь» и испугается увиденному. И слишком часто давать успокаивающие тоже нет необходимости. Достаточно понять общий принцип, что в жизни ребенка бывают ситуации и состояния, когда нервную систему лучше защитить от перенапряжения. Но с учетом реалий современной жизни (учеба, кружки, секции), ребенок должен оставаться бодрым и активным на фоне приема препарата. Имеются противопоказания, необходимо проконсультироваться с врачом.


Рост ребенка. Боли ростаКак ребенок растет, и какой он будет комплекции, записано в генах, которые передали ему папа и мама. Под ростом ребенка понимают процесс увеличения тела в длину и ширину, набор веса. Наиболее правильными процессы роста будут тогда, когда малыш находится в благоприятных для него условиях – хорошо кушает, за ним имеется долженствующий уход, и окружающая его среда благоприятна. На рост ребенка влияет много условий – гены, гормональные воздействия, нагрузки, семейное воспитание и среда, в которой он находится. Но иногда в процессе роста возникают боли, болезни и нарушения развития. Когда надо и когда не надо беспокоиться, что делать, как помочь ребенку? Немного подробнее остановимся на процессе роста, чтобы понять, откуда берутся некоторые проблемы. Как я расту Многим родителям интересно, какого роста будет их ребенок, как он растет, на что обращать внимание? Есть определенные закономерности, которые отражают способности роста скелета. Ребенок удваивает свой рост к четырем годам, а к 12-13 годам рост утраивается. Наиболее активно малыши растут до года, вырастая с 50-55 см до 75-80 см, то есть практически наполовину. На втором году детки подтягиваются еще на 12-15 см, а на третьем году на 8-10 см. Далее рост замедляется и становится все более равномерным. Однако, необходимо остановиться на таком явлении, как вытяжение или ростовой скачок. У мальчиков он начинается в 5 лет, у девочек в 6 лет. Затем рост замедляется, и второй скачок начинается в 10 лет у мальчиков и в 9 лет у девочек. Третий период вытяжения начинается у подростков в 13-15 лет, и обычно рост юношей заканчивается к 17-18 годам, девушек к 19-20 годам. Зачем об этом подробно говорить? Во время ростовых скачков возможны некоторые проблемы в самочувствии и развитие патологии скелета, о которых нужно помнить. Приблизительный рост ребенка можно просчитать по формулам: рост мамы в см плюс рост папы в см, разделенные на 2, и если это мальчик – прибавляем 6-7 см, если это девочка – отнимаем 6-7 см. Это и будет приблизительный рост ребенка. Чтобы ребенок смог выполнить заложенную программу роста, в его организме должны запуститься особенные механизмы действия гормонов. Но гормоны не смогут эффективно работать без строительного материала – белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ. Они являются строительным материалом, и если его не хватает или в избытке – рост будет нарушаться. Процессом роста командует мозг, он регулирует выполнение всей программы роста от зачатия до смерти. В особом отделе мозга – гипоталамусе, выделяется две группы веществ – рилизинг-гормоны. Они выполняют роль регуляторов роста – называются статинами (от латинского – «статио» – тормозить), и активаторов роста – либеринов (от латинского «либеро» - свобода). Они выделяются в определенных концентрациях, давая разрешение на рост или запрещая его. Рост, как запрограммированный процесс, реализуется через эндокринную систему; основной гормон – соматотропин (от латинского слова сома – тело). Его различные концентрации и влияют на рост тела малыша, под его воздействием клетки делятся, обновляются и тело растет. Кроме того, влияние оказывают и гормоны щитовидной железы, поджелудочной железы, надпочечников, половые – поэтому при различных болезнях, повреждающих эти органы, может быть либо чрезмерный рост, либо карликовость. Например, избыток адреналина из надпочечников, который возникает при стрессах, тормозит рост, поэтому дети, растущие в неблагоприятной среде, ниже своих сверстников. Здоровье в процессе роста Во время роста организма, особенно в периоды вытяжений, могут возникать проблемы в здоровье, которые необходимо корректировать в самом начале. Во время интенсивного роста организм активно потребляет минералы, необходимые для построения скелета, особенно кальций и магний, фосфор. Если питание не будет сбалансировано, а продукты содержат мало этих веществ, возникнет болезненность позвоночника и костей, патологическая хрупкость скелета и деформации, особенно конечностей и позвоночного столба. Устранить проблему достаточно просто – правильное питание с достаточным количеством кальция (молоко и молочные продукты), а в случае его непереносимости – добавление в питание витаминно-минеральных добавок по рекомендации лечащего врача. Второй достаточно частой проблемой здоровья ребенка в периоды активного роста является анемия, чаще сего железодефицитная, но могут быть и другие виды. Они возникают из-за повышенного расхода железа и других веществ на построение мышечной ткани, а с пищей его поступает мало, и не хватает собственных запасов. Кроме того, анемия возможна при потерях железа с кишечником, кровотечениях из носа, частых болезнях. В периоды роста контроль за кровью должен осуществляться дважды в год – при снижении гемоглобина ниже 110 г\л необходим курс препаратов железа не менее 3-6 месяцев. В периоды активного роста при склонности к анемии показаны курсы витаминных препаратов с железом с целью профилактики анемии. Ножки болят! С такой жалобой дети часто просыпаются по ночам в возрасте от 4 до примерно 10-12 лет, примерно пятнадцать процентов детей хотя бы раз в жизни испытывали неприятные ощущения в ногах. Однако, для того, чтобы возникали боли, нет никакой причины – не было травм (нет синяков, шишек, ссадин), растяжений или болезней. Тогда врач может говорить вам о болях роста, обычных безвредных явлениях у детей, которые интенсивно растут. Это повторяющиеся с определенной периодичностью боли в конечностях. В основном в ногах, реже болят руки. В причинах врачи спорят – одни утверждают, что это боль надкостницы, которая не успевает за ростом кости, другие говорят, что это боли не костей, а неокрепших мышц и связок. В любом случае, болезненные ощущения возникают при повышенных нагрузках в период активных ростовых скачков – а так как дети просто не могут усидеть на месте, бегают, прыгают и носятся без остановки, мышцы и кости испытывают постоянные нагрузки. Не все дети могут чувствовать эти боли, они могут быть слабыми, ощущения примерно те же, как если бы вы долго ходили или резко пробежали стометровку без подготовки. Ребенок растетКак же они проявляются? Чаще всего это болевые ощущения в области бедра, икры или ступни, но могут быть и в других частях тела – коленях, локтях, предплечьях или плечах. Все зависит от того, какие мышцы более всего нагружаются. Одним из характерных признаков, в отличие от болезненных симптомов, является проявление боли только во время отдыха, тогда ребенок может ощущать небольшие затруднения и ограничение подвижности суставов, мышцы как бы ноют или гудят, может быть чувство потягивания в области кости. Боль не бывает острой – она обычно тянущего или ноющего характера. У ребенка нет признаков болезни – нет красноты и припухлости суставов, нет температуры, проявлений болезни, сыпи и прочего. Иногда у малышей возникают мышечные судороги (болезненные сокращения мышцы), продолжающиеся от нескольких секунд до пары часов, интенсивность их бывает от слабой до достаточно выраженной, что малыш может даже проснуться ночью. Если боли проявляются постоянно, не проходят при применении обычных процедур, о которых речь пойдет ниже, то это не боли роста, в этом случае необходимо обратиться к врачу – педиатру или ортопеду. Врач исключит трещину кости, перелом или вывих, растяжение связок. Кроме того, сходные боли дают начало гриппа, осложнения ангины, которые поражают суставы, и артриты (воспаление суставов). Тогда понадобятся дополнительные методы обследования – рентген и анализы крови. Кто чаще подвержен? Боли роста стоит ожидать в периоды интенсивного роста, о которых мы говорили в начале, и тогда, возможно, надо несколько ограничить нагрузку, если это возможно. Часто боли роста испытывают те дети, кто интенсивно занимается спортом и достаточно много времени проводит на улице. Чаще это бывает в теплое время года, когда активность более выражена и дети быстрее растут. Кроме того, этим проблемам подвержены дети с гиперподвижностью суставов или «разболтанными» связками, если ваш ребенок вытянув руки вперед может полностью сложить предплечья от запястья до кисти, либо он может загнуть кисть под прямым углом назад, отогнуть большой палец к предплечью или завести руки за спину и сцепить в замок, у него чрезмерно подвижны суставы и слабоваты связки. Обычно болевые ощущения начинаются после бурного дня, вечером или ночью, обычная картина – после отбоя часа через два малыш просыпается с жалобами или плачем, показывая, что болит одна или обе ножки. Характерным признаком болей роста является их летучесть – сегодня болит бедро, завтра голень, послезавтра коленка. Могут болеть и обе ножки, но симметричность бывает редко. Температуры нет, кожа над больным местом не изменена и не горячая, не опухшая. Чем же помочь? Прежде всего успокойте ребенка и скажите, что это боли, связанные с ростом, и он ничем серьезным не болен, это нормально. Объясните, что мышцы трудились и устали, поэтому теперь болят, мама поможет и станет легче. Многие мамы рефлекторно начинают поглаживать и легонько массировать больную ножку, что совершенно верно – это помогает отвлечь малыша, успокаивает его и облегчает боль. Можно разминать мышцы, растирать, делать пилящие или рубящие движения, пощипывать или похлопывать по ножкам. Спросите ребенка, как больше нравится и как легче – он вам подскажет, какие движения эффективнее. Можно использовать мази или гели для массажа, после консультации с врачом применять специальные бальзамы, компрессы – троксевазин-гель, бальзам «Спасатель», персиковое масло или просто теплую пеленку или грелку. Иногда хорошо помогают горчичники, поставленные на икры на 2-3 минуты. Если боли выраженные и ребенок не может спать, можно дать ему сироп парацетамола или нурофена в половинной дозе, они снимут боль и дадут возможность расслабить мышцы. Часто помогают ванны или обливание ног. Причем некоторым детям лучше помогают теплые или горячие ванны, с морской солью или травами. А другим тепло только усиливает боли и хорошо помогает обливание ног холодной водой, растирание холодной, мокрой губкой. Пробуйте все варианты – свой способ обязательно отыщется. Можно предложить малышу поиграть в березку или велосипед – поднимание ног вверх на 90 градусов помогает оттоку венозной крови и облегчает боли, а забавная игра отвлекает. Часто помогает такой способ: попрыгать или немножко пройтись по комнате, тогда боли стихают. Когда беспокоиться? Если вы не уверены в причинах боли, особенно при локализации в коленях, можно провести специальный тест – медленно согните ножку сами, затем разогните ее и отследите – есть ли ограничение подвижности в суставе и болезненность, нет ли там щелчков, затруднений и движении и опухоли. Если вы нашли у ребенка одно из следующих проявлений, немедленно обратитесь к врачу: хромота, скачки температуры в сочетании с болью в конечностях, опухоль суставов, мышц, постоянная усталость, нарушение аппетита, потеря веса, боли в ногах или руках после сна. Иногда встречается состояние хронических болей в коленке (болезнь Осгуда), которая возникает из-за резких нагрузок на коленный сустав у спортсменов, имеющих резко натренированные мышцы бедер. Кроме того, этому способствует частое пребывание на корточках или коленях, при рывках. Этому подвержены больше мальчики, занимающиеся спортом – футбол, борьба, силовые виды спорта. Болезнь может прогрессировать, если ее вовремя не увидеть и не начать лечить. При подозрениях обратитесь к ортопеду. Боли роста неприятны, беспокоят кроху, но не опасны, они говорят вам только о том, что ваш ребенок растет. Любовь и забота родителей помогают быстро снять боли и пройти период интенсивного роста относительно легко и безболезненно.


Фильтр для воды Викинг На правах рекламы Дети – наше будущее, чтобы будущее было светлым и красивым нужно позаботиться о нем в настоящем. Особенно важно уделять внимание детям в период их интенсивного роста и развития, ведь для здоровья ребенку необходима не только питательная качественная пища, но и чистая вода. Муниципальные предприятия в наше время подчас не справляются с задачами доведения воды даже до невысоких стандартов воды, принятых в РФ, оставляя в воде примеси и бактерии опасные для здоровья взрослого человека, а тем более ребенка. Компания АКВАФОР, при поддержке депутата калининского района, безвозмездно установила новейшие системы очистки воды «ВИКИНГ» в пищеблоках образовательных учреждений. Дети – наше будущееВысокотехнологические водоочистители «ВИКИНГ» - уникальная инновационная разработка компании АКВАФОР, позволяющая получать большие объемы чистейшей воды. Системы «ВИКИНГ» основаны на технологии коаксиально расположенных карбонблоков, заключенных в высокопрочный, долговечный и стильный корпус из нержавеющей стали, позволяющих надежно удалять из воды ржавчину и механические примеси, активный хлор, тяжелые металлы и органические соединения. Дополнительной особенностью систем является их универсальность – «ВИКИНГ» - и могут использоваться и как высокопроизводительные системы для очистки питьевой воды, так и как фильтры очистки воды для всей квартиры, обладая огромным ресурсом до 100 000 литров, картриджи фильтры длительное время будут не нуждаться в замене, экономя время и деньги обладателя. Качество фильтров АКВАФОР подтверждено соответствующими сертификатами, а очищенная ими вода рекомендована Институтом Токсикологии для приготовления детского питания. Сейчас муниципальные образовательные учреждения до сих пор переживают последствия экономических кризисов, не так давно потрясавших всю страну. Практически все оборудование и вспомогательные материалы являются изношенными на 100-150%, средств бюджета подчас не хватает даже на залатывание дыр, когда школы и детские сады нуждаются в полной замене инвентаря. Детство – важнейший период жизни, в который человек получает основополагающие знания о мире и осознает свою роль в нем. Компания АКВАФОР считает, что детство также должно быть веселым, радостным и беззаботным. Поэтому мы должны дать лучшее для физического и духовного здоровья наших детей. АКВАФОР призывает другие компании поддержать инициативу и присоединиться к борьбе за светлое будущее для детей. C любовью, компания АКВАФОР.


Здоровье в детском садуДетский сад – это важный этап в жизни каждого маленького человечка. Но нужно понимать, что каждое дошкольное учреждение – это, прежде всего, агрессивная вирусно-микробная среда с постоянной частотой обновления. Поэтому нет ничего удивительного в том, что каждый попавший в эту среду ребенок находится под угрозой постоянных инфекционных и простудных заболеваний. К сожалению, некоторые несознательные родители ведут своих детей в сад, не обращая внимания на постоянный насморк, а порой даже кашель и другие симптомы начинающейся болезни. Однако не все инфекционные заболевания на первой стадии имеют заметные симптомы, а некоторые дети могут даже не болеть сами, но являться носителями той или иной инфекции. Поэтому даже обычная детская площадка – это уже место скопления микробов, что уж говорить о замкнутых пространствах детсадовских групп. Многие педиатры считают, что отдавать ребенка в сад нужно в 3 месяца, когда он еще ни к чему не привык или же уже в 4,5 года, когда собственный иммунитет малыша достаточно окреп и сможет противостоять новой окружающей его среде. Отдать ребенка в ясли в возрасте 3 месяцев вряд ли решится хоть одна мать, да и яслей таких у нас практически нет, а вот к 4,5 годам, как правило, все «декретные» мамы должны уже полтора года как трудиться на благо общества, а не сидеть дома, предаваясь заботам о своем чаде. В связи с этим возникает вопрос, как подготовить своего ребенка и его иммунитет к детскому саду? Как избежать постоянных болезней и частых больничных? И как прийти к общему знаменателю под названием «здоровый ребенок» через основной принцип осознанного материнства – «не навреди»? 2 дня в саду – 3 недели дома? Спросите мам, чьи дети уже ходят в детский сад, большинство из них знакомо со схемой «2 дня в саду – 3 недели на больничном». Многие даже расскажут вам, что до детского сада их дети ничем никогда не болели, а вот пошли в сад и все – постоянные болячки, кашель, насморк, микстуры Как показывает практика, именно постоянные болезни порой становятся основной причиной, по которой матери «созревают» до таких процедур, как обливание и закаливание, на которые раньше, как говорится, рука не поднималась. Ну а поскольку любое заболевание легче предотвратить, чем лечить, то и подготовку к саду целесообразнее начинать до его посещения, а не тогда, когда вся семья дружно настрадалась, наболелась и належалась по больницам. Итак, если хотите, чтобы ребенок быстро и безболезненно освоился в детском дошкольном учреждении, не болел и не страдал, прислушайтесь к нашим советам и следуйте этим нехитрым правилам Правило 1: Нет тепличным растениям! Первое, что рекомендуют всем мамам врачи и педагоги – это отказаться от тепличных условий. Больше свежего воздуха, больше ходьбы босиком или на босу ногу, воздушные ванны, частые контакты с другими детьми (на площадках, в гостях и пр.) – все это поможет ребенку как можно безболезненней пройти акклиматизацию в новом детсадовском коллективе. И не старайтесь создавать дома стерильную обстановку – это нанесет ребенку больше вреда, чем обычное количество окружающих нас бактерий. Правило 2: Вы хотите поговорить об этом? Как это ни странно, но психическое здоровье и душевное равновесие ребенка оказывает немалое влияние на его иммунную систему. Поэтому важно, чтобы ребенок не заливался слезами перед входом в садик, а шел туда осознанно и с интересом. Для этого выбирайте подходящий сад, где как можно меньше детей и больше педагогов в каждой отдельно взятой группе. Заранее объясните ребенку, что его ждет, проговорите с ним все правила поведения в саду, расскажите, сколько интересных вещей он сможет узнать и увидеть, со сколькими детьми сможет познакомиться – в общем, постарайтесь заинтересовать и заинтриговать ребенка, чтобы избежать лишних стрессов. Не стоит также оставлять ребенка сразу и на целый день, попробуйте сначала привести его на полчасика и, быть может, даже посидеть с ним рядом, если это потребуется. Пребывание ребенка в саду увеличивайте постепенно – так вы сможете избежать многих психологических проблем. Правило 3. Доверяй, но проверяй! Не смотря на то, что ваш ребенок выглядит здоровым и бодрым, перед походом в сад нужно пройти диспансеризацию. В первую очередь это нужно вам самим, чтобы потом не кусать локти, что вовремя не распознали ту или иную болезнь. А во-вторых, это простое правило поведения человека в коллективе – если сам болен, не заражай других. Итак, пройдите всех полагающихся врачей (конкретнее вам расскажут об этом в вашей районной поликлинике), сделайте все полагающиеся прививки (в том случае, конечно, если вами не принято решение от них отказаться) и тогда уже со спокойной совестью идите «сдаваться» в сад. Правило 4: Сбалансированное питание – основа здоровья ребенка Ни для кого не секрет, что основа здорового образа жизни не только взрослых, но и детей – это качественное, разнообразное и сбалансированное питание. Так что организуйте питание своего ребенка с самых первых дней его жизни так, чтобы ежедневно в его меню входили разные группы продуктов, богатых витаминами, минералами и микроэлементами. Диетологи считают, что лучше всего использовать в меню «родные» продукты, т.е. выросшие в той полосе, где рожден ребенок. К примеру, для нас, жителей средней полосы, черная смородина является более полезным продуктом богатым витамином С, нежели южные апельсины. Организм человека на 80% состоит из воды, поэтому каждый человек должен потреблять в сутки хотя бы небольшое ее количество. К сожалению, мы часто забываем о воде, особенно, когда речь идет о детях: заменяем ее на сладкие соки, компоты и чаи. Безусловно, это восполняет запасы жидкости в организме, но качество этих запасов оставляет желать лучшего. Правило 5: Если хочешь быть здоров – закаляйся! Еще с советских времен всем нам хорошо известна магическая формула абсолютного счастья: «если хочешь быть здоров – закаляйся!» И правда, статистика утверждает, что среди закаленных детей больных в разы меньше. Однако это путь не для слабонервных. Мало какая мама отважится облить свое чадо ледяной водой. Так уж сложилось, что все мы – homo sapiens – обладаем невероятной способностью «убивать» своей любовью. Дрожа за здоровье малыша, мы надеваем на ребенка лишнюю пару колгот вместо того, чтобы поутру окатить его кувшином холодной воды, и добиваемся обратного эффекта: получаем избыток тепла, в результате которого ребенок потеет и простужается с еще большей вероятностью. Все хорошо в меру, поэтому и закалка тоже требует системного подхода, в противном случае есть риск добиться обратного эффекта. Итак, есть несколько принципов, следуя которым, вы сможете закалить своего малыша, оказав неоценимую поддержку его хрупкому иммунитету: главное правило для мамы: ничего не бояться и верить в успех; врачи рекомендуют начинать закаливание с воздушных ванн; начинать закаливание нужно как можно в более раннем возрасте, но НИКОГДА НЕ ПОЗДНО; все процедуры нужно проводить систематически (каждый день или через день – как заведете); все нужно делать постепенно, так что не стоит сразу же выливать на ребенка ледяную воду, начать лучше с положенных телу 36 градусов, снижая температуру на 1-2 градуса в 3-4 дня (учтите, что в этом случае все индивидуально и возможно ребенку потребуется больше времени, чтобы привыкнуть к новой температуре); все нужно делать в процессе игры, с хорошим настроением и с улыбкой – слезы и истерики исключены, лучше отложить процедуру на несколько дней, пока малыш не забудется; не допускать переохлаждения, все нужно делать быстро – облили, растерли, одели; не допускать перегрева; не начинать закаливание, если ребенок не здоров; перед началом процедур руки и, главное, ноги ребенка должны быть теплыми. С помощью этих нехитрых правил, многие дети перестали болеть не только простудными заболеваниями, но и стали легче переносить инфекционные болезни и постоянные стрессы. Помните о том, что для ребенка важно не только его здоровье, но и здоровье его родителей, иначе, кто о нем позаботиться, если не вы? Так что самый лучший способ – это закаливаться всей семьей. И кстати, если сочетать водные процедуры с массажем и зарядкой, то лучшего способа предохранить здоровье вашего малыша не найти. Однако прежде чем начинать любые процедуры будет нелишним посоветоваться с педиатром. Правило 6: Страховой полис для иммунитета Кроме того, существует множество медикаментозных способов поддержать хрупкий детский иммунитет – от иммуномодуляторов до физиопроцедур. Но применять их самим не стоит, для начала нужно проконсультироваться с педиатром, а еще лучше с иммунологом. Ведь известно, что большинство иммуномодуляторов, например, при постоянном применении угнетают естественные функции иммунитета. Однако существуют и другие маленькие хитрости, не требующие вмешательства докторов. Одна из таких хитростей – это промывание носоглотки ребенка после возвращения из детского сада. Для промывания используется слабый (0,85-1%-ный) раствор поваренной соли или же специальные препараты на основе морских солей, продающиеся в аптеках. После промывания можно смазать нос оксолиновой мазью. Помимо этого нужно не забывать мыть руки с мылом после прогулок и перед едой и по возможности избегать общественного транспорта и других мест повышенного скопления микробов. Природные иммуномодуляторы И напоследок, хочется сказать два слова о натуральных иммуномодуляторах, регулярное употребление которых в пищу поможет поддерживать в тонусе детский иммунитет. К ним относится сироп шиповника, мед и так называемое «холодное» варенье – протертая с сахаром свежая ягода. Шиповник – незаменимый источник витамина С, особенно в зимнее время года. Мед вообще с давних времен применяется во врачебной практике, как заживляющее, успокаивающее, снимающее раздражение, сухость кожи и стимулирующее выработку эндорфинов вещество. Однако не стоит забывать о его сильных аллергенных свойствах. «Холодное» варенье, заготовленное с лета – также является источником различных витаминов, его можно добавлять в чай вместо обычного сахара. Получается не менее вкусно и даже более полезно.


Ангина или мононуклеозВирусный мононуклеоз заболевание, встречающееся нечасто, но порой его путают с обыкновенной ангиной, которая более известна. Однако лечение этих заболеваний совершенно разное и потому неверный диагноз может привести к серьезным осложнениям. Как отличить одно заболевание от другого? Что делать, если врач назначает антибиотик за антибиотиком, а эффекта от них никакого? Вирусы и бактерии Прежде всего, нужно понять простую вещь: вирусы и бактерии по сути своей разные. Если вирус – это внеклеточная форма жизни, представляющая собой упрощенную паразитическую структуру, способную проникать в живую клетку и размножаться внутри нее, то бактерия – это микроскопический организм (чаще одноклеточный), обладающий клеточной стенкой. Вирусы создают благоприятные условия для активизации роста числа бактерий, тогда как бактерии не влияют на вирусы равно также, как и антибиотики (противобактериальные препараты). Ангина Возбудителями ангины являются бактерии – стептококки и стафилококки. Сама по себе ангина представляет собой бактериальное заболевание всего организма, проявляющееся острым воспалительным процессом в лимфаденоидной ткани глотки, а точнее – в миндалинах. Заболевание передается воздушно-капельным путем при контакте с больным человеком. Однако заразиться ангиной можно и бытовым способом – через грязные руки, предметы и продукты питания. Существует несколько видов ангины, но наиболее распространенные – лакунарная и фолликулярная. Лакунарная ангина выглядит следующим образом: красные миндалины покрыты бело-желтым гнойным налетом. При фолликулярной ангине миндалины усыпаны светло-желтыми пузырьками, похожими на крупинки. Другими наиболее частыми симптомами ангины являются сильные боли в горле (особенно при глотании), высокая температура (39-40 градусов и даже выше), общая слабость, недомогание, головные боли, а также увеличение лимфатических узлов под нижней челюстью и их болезненность при прощупывании. У детей, особенно в дошкольном возрасте, ангина может сопровождаться и другими симптомами: сильное слюноотделение, тризм жевательных мышц, во время которого ребенок не может нормально разжать челюсти, иногда встречаются острые боли в ухе, как при отите. Если малыш еще не умеет говорить, то о боли в горле чаще всего свидетельствует отказ от еды, а порой и питья. Если у ребенка появляются признаки ангины, то необходимо сразу же вызвать врача. Помните, что детей в возрасте до года с диагнозом ангина практически всегда госпитализируют в инфекционное отделение ближайшей детской больницы. Так что к такому повороту событий тоже нужно быть готовыми. Если же ребенка оставили на домашнем лечении, то ежедневно к нему должен приходить дежурный врач из районной поликлиники для контроля состояния больного. В качестве лечения назначаются антибиотики. Кроме того, больным малышам рекомендуется обильное теплое питье, мягкая неприправленная пища (кашки, некислые пюре, крем-супы, пудинги, йогурты, кисели) и постельный режим. Врач также может назначать жаропонижающие препараты, но применять их нужно не раньше, чем температура тела ребенка поднимется до 38-38,5 градусов (до 3 лет максимально допустимый порог – 38, в более старшем возрасте можно «дотянуть» и до 38,5). Сбивать более низкую температуру не рекомендуется, так как в этом температурном режиме (от 37 до 38,5) организм естественным образом борется с болезнью. Для детей, освоивших непростую науку полоскания горла, скорее всего, будут назначены ежечасные процедуры. Для полосканий применяются отвары календулы, ромашки, шалфея, эвкалипта и специальные травяные смеси, которые можно купить в любой аптеке. Важно обеспечить больному ребенку максимум комфорта. Комната, в которой он находится, должна хорошо проветриваться (как минимум 2 раза в день, а лучше 3-4). Кроме того, нужна тишина, так как громкие звуки могут вызвать головную боль. Крепкий сон – тоже хорошее лекарство, поэтому если ребенок маленький, капризничает и плохо спит, врач может посоветовать успокоительные препараты. Высокая температура вызывает усиленное испарение влаги с поверхности кожи, поэтому больной малыш нуждается в обильном теплом питье, но ни в коем случае не в горячем! Лучше всего, если это будет кисель, молоко, отвар из трав или обычная теплая вода. Именно вода предотвращает обезвоживание, помогает почкам справиться с общей интоксикацией организма и в некоторой степени даже снижает температуру. При очень высокой температуре избегайте всех видов подгузников, теплых одеял и теплой одежды – все это может дать дополнительный перегрев детскому организму и даже привести к тепловому удару. Лучше всего подойдет легкое одеяло или даже простыня (если в квартире тепло) и легкая пижама. Если жаропонижающие препараты не оказывают должного эффекта, то снизить температуру можно слабым раствором уксуса (1-2 столовые ложки на 1 л очень теплой воды). Этим раствором протирают лоб малыша, коленные и локтевые сгибы, запястья и пятки. Также можно сделать влажное обертывание. Для этого потребуется намоченная в горячей воде простыня, в которую нужно завернуть ребенка целиком, оставив свободными шею и голову. Пока вы совершите все необходимые манипуляции, простыня остынет, так что не нужно мочить ее в холодной воде – это только навредит. Теплое обертывание не причинит дискомфорта ребенку, а испаряющаяся влага «заберет» с собой излишки тепла из тела больного. Процедура не должна занимать более 10-20 минут, в зависимости от возраста малыша. Важно понимать, что только народными средствами вылечить ангину практически невозможно. Поэтому антибиотики принимать придется. Кроме того, ангина наносит серьезный удар по организму ребенка и его иммунитету. После того, как малыш поправится, нужно будет восстановить естественную микрофлору желудочно-кишечного тракта, «убитую» антибиотиками, с помощью специальных лекарств. Нелишним будет также попить витамины, а в особо тяжелых случаях – иммуномодулирующие препараты. Их также назначает лечащий врач. В течение двух месяцев после заболевания нужно беречь организм ребенка от переохлаждения, а сразу после – сдать общий анализ крови. Сама по себе ангина не настолько страшна, как осложнения, которые могут развиться в результате заболевания. На ранних сроках при ангине могут появиться абсцессы глотки (полости, заполненные гноем), инфекция может распространиться в грудную клетку и в полость черепа с развитием воспаления оболочек мозга (менингит), может проявиться инфекционно-токсический шок (отравление организма продуктами жизнедеятельности микробов) и даже сепсис (проникновение инфекции в кровь и распространение ее по всему организму). В более поздние сроки (от 2 до 4 недель заболевания) может развиться ревматизм и воспаление почек. К счастью все эти осложнения чрезвычайно редкое явление, но чтобы избежать их, необходимо вовремя и правильно диагностировать заболевание, назначить соответствующее лечение и строго придерживаться рекомендаций лечащего врача. Категорически нельзя смазывать ребенку больное горло, пытаться снимать налет с миндалин, так как эти процедуры опасны и могут привести к развитию абсцесса. В этом случае малышу не миновать операции. Мононуклеоз Ангина может быть не только самостоятельным заболеванием, но одним из проявлений другого, не менее опасного недуга. Инфекционный мононуклеоз (другие его названия – болезнь Филатова, моноцитарная ангина, доброкачественный лимфобластоз и др.) – это острое вирусное заболевание, возбудителем которого является вирус Эпштейн-Барра из семейства герпес-вирусов. Заболевание характеризуется воспалительным процессом в глотке (вторичной ангиной) увеличением лимфатических узлов, селезенки, печени и заметными изменениями лейкоцитарной формулы крови. Передается заболевание, как и ангина, при контакте с больным человеком воздушно-капельным или бытовым путем. Мононуклеоз встречается гораздо реже обыкновенной ангины, однако ученые утверждают, что взрослое население Земли инфицировано различными вирусами герпеса 95%, дети до 14 лет – на 75%. Но все они являются только носителями, заболевает же менее 10% людей. Важно, что заболевание связано с пониженным иммунитетом, так что толчком к развитию болезни может стать обычная простуда. Основными симптомами мононуклеоза являются озноб, незначительная температура (37-37,5 градусов, хотя при остром течении болезни возможны высокие показания), повышенная потливость, вторичная ангина, заметное увеличение лимфатических узлов (особенно затылочных, шейных, подчелюстных и паховых). Кроме того, заметно изменяется клиническая картина крови, так что отличить мононуклеоз от ангины очень просто, если провести соответствующие тесты (общий анализ крови и тест на мононуклеары). При положительных результатах общих анализов, врач может назначить и другие, дополнительные. Самое главное, что позволяет на первых порах поставить под сомнение диагноз «ангина» – это заметное увеличение размеров печени и селезенки больного, характерные для мононуклеоза. Конечно, для невооруженного глаза родителя ничего не будет видно, но врач сможет прощупать внутренние органы и отметить увеличение их размеров. Что касается лечения, то антибиотики здесь не помогут. Мало того, они ослабят организм ребенка еще больше. При легкой форме мононуклеоза в качестве лечения обычно назначают антигистаминные препараты, полоскание горла, капли в нос и по показаниям – гепатопротекторы. В более тяжелых случаях назначаются внутримышечные инъекции глюкокортикостероидов (в частности, преднизолона) и препараты интерферона, которые снизят вероятность развития хронического заболевания. Не менее важно для больных мононуклеозом соблюдать постельный режим, давать жаропонижающие препараты только при температуре выше 38-38,5 градусов, не перегревать ребенка и давать обильное теплое питье. В качестве рекомендаций детям старшего возраста назначается диета: в последующие полгода (иногда меньше) из дневного рациона ребенка придется исключить жирные, жареные и острые блюда и все то, что оказывает дополнительную нагрузку на печень. Приветствуются постные мясные продукты, рыба, овощи в неограниченном количестве и фрукты в свежем, отварном или запеченном виде. Мононуклеоз имеет ряд осложнений, а именно воспаление сердечной мышцы, серозный менингит, пневмония, судорожный синдром, стоматит, отит, а при серьезных поражениях печени – желтуха. К счастью, эти осложнения встречаются редко, но, как правило, после выздоровления рекомендуется регулярное посещение врача в течение некоторого периода времени (полгода-год), иногда врач может назначить и дополнительные исследования, в частности, ЭКГ, анализы крови и мочи. Консультант: Мололкина Лариса Александровна, кандидат медицинских наук, врач-отоларинголог клиники «Семейный доктор»


Новое на сайте
Реклама на сайте
Реклама
По вопросам размещения на сайте обращайтесь к администратору. Почта egomischin@yandex.ru
Copyright © 2012-14 Здоровье и воспитание детей
  Яндекс.Метрика